пятница, 30 марта 2018 г.

БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОЕ ПАРОХОДСТВО 1940 -2007. ГЛАВА 45


ГРУЗОВОЙ ПОРТ ПЕТРОЗАВОДСК. ПЛАВКРАНЫ.

Изображение

Плавкран КПЛ-5-30.

ОКОНЧАНИЕ ОЧЕРКА " У ВСЕХ НА ВИДУ".


Помогая свободным от вахты речникам готовить материалы для стеллажей, сбивать их, красить трюм, Виктор Иванович невольно вспоминал себя молодым, когда был примерно таким, как Сергей и Виталий. Тогда ему предложили ехать на завод "Теплоход" в Бор, получать собственный кран. Ну, собрался, отправился. Настроение отменное. Во-первых, в 22 года заслужить такое высокое доверие руководства порта не каждому удается. Во-вторых, будет "свой" агрегат, на котором он единственный ответчик за все.
Пошел на завод. И сразу разочаровался -стрела от крана в стороне лежит, дизели молчат, окрасочные работы неизвестно когда начнутся. В общем, вид гиганта убогий. А сроки поджимают, в Петрозаводске ждут кран. Как быть ? Решил пойти на хитрость. Явился к администрации, будто ничего не зная о затянувшихся сроках монтажа заводчанами, оформлять документы на перегон машины.
- Придется ждать. На этом кране работы непочатый край, - был ответ руководства.
Можно было, конечно, отправиться домой с пустыми руками, но предвидел, сколько может возникнуть насмешек. Вернулся, мол, не солоно хлебавши....
Долго не думал - засучил рукава и принялся за окрасочные работы. Наводил порядок в машинном отделении, проверял работу некоторых механизмов. Делал то, что порой одному-то человеку и не под силу. Правда, не проходило и дня, чтобы не побывал у администрации, в парткоме или профкоме предприятия. Просил прислать бригаду монтажников и ускорить сборку агрегата. Вначале отмахивались: "Не до тебя, успеется, других забот хватает" .
ПАНЮТИН на заводе уже примелькался. Его хорошо знали руководители предприятия. Настойчивость молодого парня взяла все-таки верх. Нашла администрация резервы, ускорила монтаж крана.
Вскоре мощный буксир повел его в Петрозаводск. Когда прибыли на место, он доукомплектовал экипаж. В основном подобралась молодежь. С той поры и работают вместе.

В открытый иллюминатор пробился луч солнца. Упал на стол, на котором лежат руки ПАНЮТИНА. Мы беседуем о работе, о людях, которые рядом с ним, планах сегодняшних и на будущее. С первых слов поразили его мысли об ответственности каждого человека за порученное дело.
- Знаете, не люблю, да и подчиненных отучаю от пустословия. Часто можно встретить ораторов, которые с высокой трибуны не преминут заверить: "Обязуюсь, непременно сделаю, обещаю !" Вроде правильные слова, но досада берет, когда за ними пустота. Сейчас я уже уверен на сто процентов: если крановщики Сергей ДОРОФЕЕВ или Виталий АРХИПОВ возьмут обязательство, из кожи вон, а выполнят его.
Когда формировался экипаж, Виктор Иванович нередко сам нес вахту в кабине крана. Надо было - не хватало людей, да и молодежи кое-какие собственные навыки хотелось побыстрее преподнести.
- Сегодня мне вахту не дают нести, - улыбается ПАНЮТИН, - все сами. Правда, если поломке какая, то тут наваливаемся, как говорится, всем миром. Моя прямая обязанность - составление нарядов, отчетность, укрепление дисциплины.. Словом, заботы руководителя.
В прошлом году экипаж ПЛАВКРАНА -46 от всего объема переработанных грузов добыл 90 процентов песка. В этом - тоже неплохие показатели. Как и задумывал в начале навигации - раньше нормативных сроков загружаются суда. Значит, материальная часть работает отменно, дисциплина у людей крепкая. Может, и рано еще говорить, но к съезду партии экипаж придет с высокими результатами. Это подтверждает и повседневная ударная работа.
- Виктор Иванович, вас хорошо знают не только в порту, но и во всем Беломорско-Онежском пароходстве. Как вы относитесь к такой известности ?
- Она не моя - всего экипажа.

У ВХОДА в Петрозаводский порт есть галерея передовиков. Правильно, что именно здесь, на самом видном месте, она расположилась. Кто бы ни шел мимо, непременно бросит взгляд. Стою перед ней и не без любопытства рассматриваю крупные фотографии известных людей пароходства. На одной из них он- Виктор Иванович ПАНЮТИН, старший электромеханик ПЛАВКРАНА № 46, - смотрит открыто и уверенно.

"ВОДНИК КАРЕЛИИ" 20 МАЯ 1999 ГОДА. НАВИГАЦИЯ НАЧАЛАСЬ.

Изображение


В порт пришли первые суда под погрузку

В Петрозаводском порту навигация уже открылась. 7 мая теплоход "КАПИТАН ЗАОНЕГИН" совершил первый рейс Петрозаводск - Зимник - Бараний Берег. Показательно, что навигацию начал пассажирский теплоход на внутригородском сообщении. Дачники с Бараньего Берега с пристальным вниманием следили за подготовкой пассажирских перевозок и причала Бараний Берег. Снесенный ледовыми полями в начале навигации 1998 года пассажирский причал был заново восстановлен строителями порта в межнавигационный период.
Перевозки пассажиров на переправе в поселке Шальский теплоходом "БК-60" начаты еще раньше - 20 апреля. И несмотря на то что перевозки на данных линиях являются убыточными (90% пассажиров - это дачники, пенсионеры и школьники, для них проезд бесплатный), ОАО "БОП" находит возможности их финансирования.
Навигацию на внутренних перевозках начал караван судов типа "ВОЛЖСКИЙ". В сопровождении мощного буксира "МБ 1213" суда направлены в порты Череповец и Александровское для погрузки контрактных грузов: металл назначением в Санкт-Петербург и известняк для ОАО "Карельский окатыш".
Первый теплоход "ВОЛЖСКИЙ -39" прибыл в Петрозаводск под перевалку известняка на железную дорогу 16 мая. Карельскими отправителями в межнавигационный период завезено на причалы порта для последующей погрузки в суда более 30 тысяч кубометров лесоматериалов на экспорт и внутренним потребителям.
Приятно отметить, что возобновляются добрые партнерские отношения с крупнейшими предприятиями Карелии - ОАО "Кондопога" и ОАО "Сегежабумпром" по доставке сырья водным путем. Первые суда "БУРЕВЕСТНИК РЕВОЛЮЦИИ" и "ВОЛГО-БАЛТ - 202" порт принял под погрузку экспортных лесоматериалов с первой "открытой" водой. Портовики, соскучившиеся за зиму по настоящей работе, погрузили суда в два раза быстрее планового срока.
В настоящий момент завершается договорная кампания на услуги порта. Необходимо отметить возросшие потребности петрозаводских строительных организаций в добыче песчаного грунта. И конечно же, Петрозаводский порт выполнит принятые на себя обязательства по добыче грунта, а это около 80 тысяч тонн.
Словом, порт готов к навигации. Надеемся, что партнеры и потребители наших услуг, несмотря на экономическую и финансовую нестабильность в стране, выполнят свои договорные обязательства, что позволит порту оставаться в списке ведущих предприятий Карелии и обеспечить портовикам скромный, но достойный достаток и надежду на стабильное будущее.

Г.ОГРЮМ,
директор Петрозаводского порта


В.СОЛДУБАЕВ,
заместитель директора по эксплуатации

ПОЛВЕКА НА ВАХТЕ.

Десятого июня 1990 года Беломорско- Онежское пароходство отмечало полувековой юбилей. Ровно полвека назад, в этот день вышел приказ народного комиссара речного флота СССР З.А. ШАШКОВА о реорганизации Северо-Западного речного пароходства и создании Беломорско-Онежского пароходства. В пояснительной записке к приказу говорилось: "Водной базой этого пароходства должны являться: все Онежское озеро до Вознесенья, Беломорско-Балтийский канал с его акваторией, западная часть Белого моря в пределах от восточной границы КФССР до южного берега Кольского полуострова включительно, а также внутренние реки и озера Карелии." К 1990 году экипажи транспортных теплоходов класса река-море БОП-ва освоили не только внутренние водные дороги страны, но и вышли на просторы морей. "БАЛТИЙСКИЕ", "СОРМОВСКИЕ", "ВОЛГО-БАЛТЫ", теплоходы других серий выполняли экспортно-импортные перевозки грузов в Средиземноморском и Балтийском бассейнах.
Изображение

В канун 50-летия создания БОП-ва начальник пароходства О.БАЧИНСКИЙ дал интервью газете "ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ" в номере- 68 от 9 июня 1990 года:

Изображение

Олег Станиславович, нынешняя навигация особенная для многотысячного коллектива водников Карелии...

- Прежде всего мне бы хотелось поздравить тружеников пароходства с успешным началом юбилейной, пятидесятой в нашей истории навигации. Если в прошлые годы сдаваемый в эксплуатацию флот из-за ледовой обстановки на водоемах Карелии подолгу стоял у причалов, то сегодня он сразу же направляется под погрузку и уходит в рейс. Помогла нам необычно ранняя весна. И кстати: в эту навигацию коллективу предстоит перевезти 12,8 миллиона тонн грузов, около 550 тысяч пассажиров. Уже за пять месяцев нынешнего года пароходство заработало сверхплановой прибыли свыше двух миллионов рублей.

-Как известно, предпосылкой создания пароходства стало строительство Беломорско-Балтийского канала.

-Без сомнения.Канал преобразил Карелию, связав ее водными магистралями с различными регионами страны. И здесь, я думаю, уместно вспомнить, с чего мы начинали. В июне 1940 года Беломорско-Онежскому пароходству было передано семь грузопассажирских судов, 70 буксиров, одно судно для малых озер. Несамоходный флот состоял из 265 единиц грузоподъемностью чуть больше 222 тысяч тонн, в том числе сорока семи морских лихтеров.
Парк погрузочно-разгрузочных механизмов насчитывал три паровых, два электрических крана и..один ленточный транспортер. Кстати, электрические краны были кустарного производства.
Команды многих судов не были укомплектованы, на пароходах ощущалась острая нехватка матросов, рулевых, машинистов. И вот тогда в карельской областной газете "Молодой большевик" был опубликован призыв комсомолки Раисы ВЛАСОВОЙ к девушкам Карелии - пойти работать на флот. В июле и августе 1940 года на суда только что созданного пароходства пришло 200 девушек, быстро освоивших специальности речников.

- Позади большой и сложный путь становления и развития пароходства. Очевидно, были в нем и какие-то знаменательные вехи, выводившие коллектив на качественно новый уровень ?

- Пятидесятилетнюю историю Беломорско-Онежского пароходства я бы разделил на несколько этапов. Первый - становление нашего коллектива. Оно проходило в сложных военных условиях. Маломощный, в основном паровой флот. Сегодня, наверное, немногие знают, что такое КАЮК, БЕРЛИНА. А ведь именно с них мы начинали. Эти небольшие деревянные суда строились на тогдашней Пиндушской судоверфи, ставшей сегодня самой крупной ремонтно-эксплуатационной базой нашего пароходства.
Затем мы восстанавливали в значительной степени порушенное в годы войны хозяйство. Ветераны помнят, как трудно давалось это восстановление.
Имея небольшой опыт плавания в Белом море и в озерных условиях, Беломорско-Онежское пароходство было зачинателем освоения смешанного река-море плавания в 1960-е годы. Во многом это стало возможно благодаря инициативе бывшего начальника службы безопасности судовождения П.СТРЕЛКОВА, капитанов теплоходов А.ЕРУКОВА, А.ЛАВРУХИНА, В.ЮШЕЕВА, Г.СУХАНОВА, Н.КРЯЧКОВА. А разве забудется, что наши карельские суда стали первооткрывателями таких грузовых линий, как Мурманск - Баку, Архангельск - порты Прибалтики или, скажем, Петрозаводск - греческий порт Пирей, по которой впервые пошел теплоход "БАЛТИЙСКИЙ -34" под командованием капитана К. ПРОККУЕВА.


- Олег Станиславович, насколько помнится, пополнение современным флотом объективно подталкивало коллектив пароходства к освоению экспортно- импортных перевозок...

Сразу же после начала серийного строительства судов типа "БАЛТИЙСКИЙ" они появились и в нашем бассейне. Во всех документах этих теплоходов указывалось, что они предназначены для работы на линиях Архангельск -Калининград, то есть только для внутрисоюзного плавания в течение навигации. Опыт же работы нашего плавсостава, особенно теплохода "БЕЛОМОРСКИЙ -14" под командованием капитана Ю.АНТОНОВА, опыт береговых служб подсказывал, что есть реальная возможность расширить район плавания этих судов, в том числе и по их включению в экспортно-импортные перевозки.
Так и случилось. Если в 1965 году объем экспортно-импортных операций составлял всего 10 тысяч тонн, то в 1989 году он вырос до трех с половиной миллионов тонн. Другими словами, по этому перспективному показателю мы вышли на второе место после СЗРП. А это в условиях нынешней экономической реформы позволяет пароходству быть в числе наиболее прибыльных объединений отрасли. И здесь я просто обязан вспомнить дальновидность и мудрость тогдашних руководителей БОП-ва - бывшего начальника пароходства В.УСПЕНСКОГО, заместителя Е. ВАСИЛЬЕВА, главного инженера В. НАРИНА. Уже в то время они думали об экономических рычагах хозяйствования, в то время, когда главными показателями считались тонно-километры, вал, за их выполнение речникам вручали знамена и премии.


- Сегодня мы отлично понимаем, что нормальная экономика требует прежде всего организованности, трезвого расчета и ответственности за выполнение договорных обязательств. Но сейчас средний возраст теплоходов достиг 24-25 лет. Полного обновления выходящих из строя судов в 13-й пятилетке не ожидается. Что делать ?

- Действительно, экономическая ситуация у нас складывается неординарная. С одной стороны, мы имеем хорошо наработанные экономические рычаги, квалифицированные кадры, неплохую материально-техническую базу, а с другой - без пополнения флота должного эффекта ожидать трудно. Сдерживается процесс изыскания грузов.
Сегодня мы стучимся во все двери министерства, убеждаем, доказываем. На следующую пятилетку в два раза увеличивается количество выделяемых пароходству теплоходов - вместо пяти ожидаем десять новых судов. Мы сделали определенные шаги по материальной заинтересованности и судоремонтников, и плавсостава в увеличении срока службы действующих теплоходов с тем, чтобы заработанные деньги потратить на закупку нового флота, возможно, даже за рубежом.
Прорабатываем также идею создания совместных предприятий с зарубежными фирмами для модернизации, реставрации флота и береговых производств, закупки современного оборудования, аппаратуры, материалов. А кроме того, думаем над тем, чтобы добиться увеличения отчислений пароходству с заработанной нами валюты.
Идет совершенствование структуры БОП-ва в условиях перехода к рыночной экономике. Мы усилили службы, занятые поиском высокотарифицированных грузов, в первую очередь, экспортно-импортных. Планируем укрепить службу материально-технического обеспечения. В условиях перехода к новым экономическим отношениям нужны и абсолютно новые подходы во всех сферах деятельности пароходства.


- Олег Станиславович, сегодня значительная часть флота находится вдали от родных берегов. Как же в этих условиях отмечать юбилей пароходства ?

-Да, все суда летом трудятся на грузовых и пассажирских линиях. В портах, ремонтных цехах и других береговых службах идет напряженная работа по обеспечению перевозок народнохозяйственных грузов. Поэтому проведение торжеств мы перенесли на конец навигации, когда в основной массе флот становится на зимний ремонт. Выбрали и конкретную дату - 26 октября.

-Спасибо за беседу.

- Мне бы хотелось от имени администрации, партийного и профсоюзного комитетов поздравить ветеранов пароходства, всех тех, кто сегодня трудится в судовых экипажах и на берегу, с большим праздником - 50-летием Беломорско - Онежского пароходства, пожелать им здоровья, счастью, радости в жизни и успехов в труде.

Беседу вел А.КЯБЕЛЕВ. Петрозаводск.

1990 год. БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОМУ ПАРОХОДСТВУ -ПОЛВЕКА.

Изображение
Изображение
ЮБИЛЕЙНЫЙ ВЫПУСК БАССЕЙНОВОЙ МНОГОТИРАЖКИ "ВОДНИК КАРЕЛИИ", ПОСВЯЩЕННЫЙ 50-ЛЕТИЮ БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОГО ПАРОХОДСТВА.

К сожалению, зал Музыкального и Русского Драматического театров не может сегодня вместить всех, кто стоял у истоков создания Беломорско-Онежского пароходства, кто поднял из руин и вновь построил корпуса береговых предприятий, кто на озерных и морских просторах, в ремонтных цехах тяжелым трудом крепил рабочую славу и доброе имя коллектива водников Карелии.
И сегодня, в этот праздничный день в штурманских рубках и машинных отделениях теплоходов, на пристанях и причалах, на базах флота и в портах республики продолжается рабочая вахта юбилейной, пятидесятой в нашей истории навигации.
Экипажи судов, коллективы ремонтников и береговых служб делают все для того, чтобы ознаменовать юбилей успехами в труде. Достаточно сказать, что девятимесячный объем перевозок грузов по договорам выполнен. От эксплуатационной деятельности доход за этот период составил 2765 тысяч рублей. Общий прирост объема производства составил 3,5 процента к соответствующему периоду прошлого года. За девять месяцев выполнены государственные заказы по реализации платных услуг населению и поставке товаров народного потребления.
Как и в прошлые годы, в авангарде соревнующихся коллективы Петрозаводской ремонтно-эксплуатационной базы флота и Медвежьегорского порта. От всего сердца поздравляю сегодня рабочих, инженерно-технических работников, руководство базы флота и порта с высокой оценкой их трудового вклада в общий успех. Оба коллектива - и Петрозаводской РЭБ и Медвежьегорского порта - по итогам юбилейного соревнования названы победителями и иудостоены Красных знамен и денежных премий.


Среди экипажей заграничного плавания наилучших результатов добились команды теплоходов "ВОЛГА-4002", "16-Й СЪЕЗД ВЛКСМ", "СОВЕТСКАЯ КАРЕЛИЯ", "БАЛТИЙСКИЙ-60", "АМУР-2511". Морякам этих судов будут вручены юбилейные почетные вымпелы и денежные премии в размере 500 рублей каждая. Таких же поощрений удостоены экипажи ряда теплоходов группы "ВОЛГО-ДОНОВ" и "ВОЛГО-БАЛТОВ", а также команды "ОЗЕРНОГО-213", "БАЛТИЙСКОГО -53", "МИХАИЛА ЛОМОНОСОВА", лихтеров № 8602 и № 8630.
На днях опубликован Указ Президента нашей страны М.С.ГОРБАЧЕВА о награждении большой группы тружеников пароходства орденами и медалями СССР. Ряду работников присвоены высокие звания "Заслуженный работник транспорта" СССР и КАССР, пароходства, "Почетный работник речного флота РСФСР", "Отличник социалистического соревнования МРФ". Десятки тружеников награждены Почетными грамотами МРФ, Верховного Совета и Совета Министров КАССР, 154 человека стали ветеранами пароходства, 12 - занесены в Книгу почета.
Мы постарались вспомнить и сказать доброе слово каждому, кто на том или ином этапе нашей 50-летней истории своим трудом укреплял высокий авторитет водников республики. Понимаем, что самое ценное, что было, есть и будет в истории пароходства - это его кадры, люди многих десятков специальностей, беззаветно преданные нелегкой профессии водника. Благодаря их таланту, трудолюбию, самоотверженности, мудрости, если хотите, мы имеем сегодня коллектив, по праву считающийся одним из ведущих в Российской Федерации.
Сегодня жизнь выдвинула перед нами новые, еще более сложные задачи, связанные с переводом народного хозяйства на рыночные отношения. Здесь важно отметить, что рыночная экономика-не самоцель, а средство улучшения жизни советских людей.
Принципиальный вопрос - социальная цена перехода к рынку. Мы активнейшим образом работаем над эффективными действиями по поддержанию хозяйственных связей и соблюдению договорной дисциплины, принятием решительных мер по борьбе со спекуляцией и преступностью, экстремистскими проявлениями. в том числе и с попытками создания "суверенитета" для того или иного предприятия. Уверены, что только как единая структура пароходство может рассчитывать на нормальную жизнь в связи с переходом к рынку.
Дорогие товарищи, от имени администрации, партийного и профсоюзного комитетов поздравляю каждого труженика с 50-летним юбилеем пароходства, желаю здоровья, счастья, радости в жизни и успехов в труде.


начальник пароходства ОЛЕГ БАЧИНСКИЙ.

ФЛОТ ПАРОХОДСТВА В ЮБИЛЕЙНЫЕ ДНИ. РУБРИКА "ДЛЯ ТЕХ, КТО ДОМА".

Изображение

ЮБИЛЕЙНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ "ВК". ВРЕМЯ И СУДЬБЫ. НАГРАДЫ СТРАНЫ.

Изображение

Не стареют душой ветераны. Окончание.

То ли по малолетству, то ли еще по какой другой причине, а шкиперство сразу мне не доверили. До тридцать девятого помощником шкипера ходил. И только вот после этого дали мне баржу, как сейчас помню,- "ФОНТАНКА - 3067". На ней и шкиперствовал. В сороковом на действительную службу призвали. На отсутствие мое на "ФОНТАНКЕ" заменил меня отец, хотя и был уже в летах немалых. "Служи спокойно, - говорит, - небеспокойся. Присмотрю я за "ФОНТАНКОЙ".
Кто же ведал, что так выйдет. В июне-то сорок первого и пала война...
Высокий, плечистый, с крупными чертами лица, на котором всего несколько извилистых и длинных впадин-морщин, Дмитрий Иванович, положив на стол свои мощные руки, просто и буднично вел незамысловатый рассказ о виденном, прожитом и пережитом. И непременно с ясной улыбкой, как-то даже снисходительно по отношению к себе, словно все, что было, далось легко и жилось припеваючи. Лишь Лилия Яковлевна, жена Дмитрия Ивановича, по моей просьбе разбиравшая семейные фотоальбомы, нет-нет да поправляла мужа:
- Да не слушайте вы его. И горя хватили через край, и всякого повидали на своем веку.
На эти замечания жены Дмитрий Иванович застенчиво улыбался, но манеры вести рассказ не менял.
- Так вот, в сорок первом-то пала война. Я под Мурманском на катере Северного флота старшим уже матросом служил. Основная задача-подводить к берегу и обратно на рейд гидросамолеты. Конечно, выполняли и другие рейдовые работы, не без этого. То ли в августе, то ли в начале сентября рапорт командованию отписал - прошу направить на фронт. Отказали. Я снова рапорт. Потом еще один. Перед новым годом и попал в тринадцатую морскую бригаду, которую бросили на Волховский фронт.
- Про синявинское и мгинское направления слышали ? - неожиданно спросил Д.И.БАЖЕНИЧЕВ.
- Да. там были страшные бои. Советские войска сорвали удар немцев по Ленинграду.
- От нешей бригады в четырнадцать тысяч осталось сорок человек. Включая и меня, раненого.
Ни один мускул не дрогнул на волевом, опаленном войной и лихолетьем лице моего собеседника. И только глаза стали строгими и серьезными.
- А дальше как складывалась ваша судьба? - спрашиваю Д.И.БАЖЕНИЧЕВА.
- Девять месяцев по госпиталям, а потом вместе с оставшимися сорока бойцами пополнил 930-й полк 256-й стрелковой дивизии Третьего Белорусского фронта. В сорок четвертом при взятии Кенигсберга снова ранило. Этим ранением и кончилась для меня война. Лечился. Комиссовали. Дали вторую группу инвалидности.
Разбиравшая семейные фотографии Лилия Яковлевна вновь перебила мужа:
-Да ты военный билет покажи человеку. Там ведь все написано. И награды указаны.
Видя, что Дмитрий Иванович и не собирается последовать совету жены, Лилия Яковлевна сама направмилась в другую коннату, вернулась с мужниным военным билетом.
- Вот видите, медалью "За отвагу" в сорок втором награжден Дмитрий Иванович, медалью "За взятие Кенигсберга", орденом Отечественной войны первой степени, снова медалью "За боевые заслуги". ...
Укоризненно глядя на мужа, Лилия Яковлевна сказала:
- И чего стесняешься. Надо же человеку все показать и рассказать.
И уже мне:
- По молодости -то не был такой робкий да стеснительный. Орел был парень. Такого вот я и встретила и полюбила на всю жизнь.
Мне показалось, что слова жены пришлись по сердцу Дмитрию Ивановичу. Во всяком случае, он не возразил и не остановил жену. И лишь когда Лилия Яковлевна вновь принялась за разборку фотографий, продолжил неторопливый рассказ, словно бы и не было этой паузы.
- Вторая группа инвалидности - это значит, что никто тебя на работу не возьмет. А у нас с Лилией уже первенец появился - сынишка - Евгений. Сейчас он старшим механиком на "СОРМОВСКОМ-9" ходит. Речное Петрозаводское закончил. Так вот, пенсия моя - 270, по нынешним временам - 27 рублей. Как на эти деньги без работы прожить ? Да и молодой ведь я был - двадцать пять годов исполнилось. Куда только ни обращался- не положено, говорят, инвалиду второй группы работать. А вот жить как - не объясняют. В конце концов дошел я до начальника Северо-Западного пароходства. Фамилия -ЗЕЛЕНСКИЙ, как сейчас помню. А вот имя, отчество не запомнил. Объяснил я ему все и говорю: "Что хотите делайте, но помогите."
-"Да чем же я тебе, солдат, помочь могу ? Врачи не допустят до работы."
-" А вы врачам прикажите, заставьте меня-то понять."
В общем, вели мы так разговор с начальником пароходства. Сердцем чувствую, мужик и сам. видно, горя хлебнул, не говорит "нет", соображает, как помочь.
- В Ленинграде ни одна медицинская комиссия не даст разрешения на работу, - говорит.
- У нас же не одна комиссия. Есть же комиссии и на линии. Может там войдут в положение ? - не отступаюсь я.
На этом и порешили. Сказал мне начальник пароходства, куда ехать, и обещал посодействовать. Приехал в маленький поселок, там за голову схватились: если бы хотя третья группа инвалидности, а то - вторая. Но, вижу, мнутся. Я просить.
- Ты нас, парень. и начальника пароходства, под суд подведешь, говорят.
- Да какой суд. я ведь буду работать.
Уговорил...
- Вот с тех пор мы с Дмитрием Ивановичем и плавали вместе на лихтерах, - вмешалась в разговор Лилия Яковлевна. - До 1953 года - в Северо-Западном пароходстве. А в пятьдесят третьем жена брата Дмитрия Ивановича- он в Беломорско-Онежском пароходстве тоже шкипером ходил - заманила в Петрозаводск. Без нескольких месяцев двадцать пять лет с Дмитрием Ивановичем и плавали на мы на двух лихтерах. Сначала - на 8670, потом - на 8741. В 1977 году врачи окончательный приговор ему вынесли. Списали на берег. Он еще несколько лет в клубе юных моряков Петрозаводского порта шкипером работал. А я уже - на пенсию. Да и работы дома - сами посудите: восемь внуков. Старшего внука Алексея нынче в армию провожаем.
- Да и с детьми Лилии Яковлевне хлопот хватало, - подал голос Дмитрий Иванович.
- Пятерых мы вырастили, - сразу же подхватила его мысль Лилия Яковлевна. - Про старшего Евгения Дмитрий Иванович уже сказал - старшим механиком плавает. Второй сын Владимир работает слесарем в Петрозаводском порту, третий Андрей нынче закончил в Петрозаводске речное училище, мотористом первый год на судне в заграничном плавании ходит. Дочери Светлана и Галина выучились на киномехаников, работают по распределению в Калевале.
Лилия Яковлевна спохватилась:
- А уж насчет старых фотографий Дмитрия Ивановича - не обессудьте. Не нашла ни одной. Много их было -Дмитрий Иванович - то знатный да уважаемый шкипер был. В пароходстве ценило его начальство. Да и лихтера в нашу юность главными судами были. Это сейчас "БАЛТИЙСКИЕ" с "ВОЛГАМИ" да с "АМУРАМИ" их вытеснили. А тогда шкипер, считай, первый человек на флоте был. Из газет приходили к Дмитрию Ивановичу фотографы, да и сами мы нет-нет да и сходим сфотографироваться. Вот только фотокарточки дети да внуки порастаскали. Каждому надо, чтобы дедова фотокарточка в доме была.. Восемь их уже у нас с Дмитрием Ивановичем...



ЮБИЛЕЙНЫЕ ВСТРЕЧИ. БОП-ву - ПОЛВЕКА. "ВОДНИК КАРЕЛИИ ОТ 26 октября 1990 года.

Изображение

Чаще бывать в трудовых коллективах, встречаться с тружениками водного транспорта - один из главных принципов в работе начальника пароходства О.С. БАЧИНСКОГО. Конечно, это требует определенного времени, но несмотря на большую занятость, особенно на завершающем этапе нынешней навигации и подготовки к юбилейному вечеру, который состоится 26 октября, Олег Станиславович нашел возможность посетить трудовые коллективы портов Беломорск, Надвоицы, Медвежьегорск, Медвежьегорской РЭБ флота. В этой поездке его сопровождал председатель баскомфлота Ю.Н.ВЕСЕЛОВ. В составе группы были старший инженер отдела кадров пароходства С.Л. ПЬЯНОВ, работники студии видеозаписи П.Р. СВИНЦИЦКИЙ и Л.Н.БУЖЕНКОВ.

Первая встреча состоялась в коллективе Беломорского морского порта. Естественно, что руководителя пароходства интересовали производственные дела беломорчан. Каковы они ? Можно сказать, что портовики неплохо потрудились за девять месяцев.
Среди тех, кто добился высоких производственных результатов, начальник радиостанции теплохода "ВОЛГО-БАЛТ-235" Владимир Денисович АНТОНОВ. Его имя занесено в Книгу почета, он награжден ценным подарком. Присвоено почетное звание "Заслуженный работник Беломорско-Онежского пароходства" токарю РММ порта Юрию Михайловичу ЛЕОНТЬЕВУ. Плотнику Леониду Ивановичу ЕВТИФЕЕВУ , штукатуру - маляру Александре Николаевне СОКОЛОВОЙ , портовому рабочему Ивану Кузьмичу КУКСИКУ, сменному помощнику механика бункербазы Ивану Исаковичу ПЕТРОВУ, сменному капитану теплохода "ШЛЮЗОВОЙ -78" Федору Тойвовичу ВЕЖИНУ , шоферу автокрана Андрею Александровичу ПАВЛОВУ, трубопроводчику Семену Федоровичу СИДОРЧУКУ, технику по нормированию Анне Ивановне ЛЕЖНЕВОЙ, сторожу Любови Фоминичне ШУНЬКИНОЙ, швейцару общежития Анне Андреевне ЕФИМОВОЙ, бухгалтеру Августине Дмитриевне КОРОЛЕВОЙ, завхозу детского сада Розе Агафоновне ГАНЖИНОВОЙ, главному бухгалтеру Нине Митрофановне НИКИТИНОЙ присвоено звание "Ветеран Беломорско-Онежского пароходства".
В порту не забывают о тех, кто активно участвовал в создании материальной базы предприятия, занимался общественной работой, а теперь вышел на заслуженный отдых. О.С.БАЧИНСКИЙ и Ю.Н.ВЕСЕЛОВ нашли возможность посетить на дому ветеранов. Руководители пароходства и баскомфлота побеседовали с Ниной Васильевной КРУГЛОВОЙ, Евдокией Васильевной ЧУГУЕВОЙ, Василием Петровичем ДИАНОВЫМ, Иваном Григорьевичем СВЕРЧКОВЫМ. Ветераны труда внимательно выслушали рассказ О.С. БАЧИНСКОГО о том, какие задачи решает коллектив пароходства, как проходит юбилейная навигация.
- Мы никогда не забудем вас, ветеранов. стоящих у истоков создания пароходства, - сказал О.С.БАЧИНСКИЙ.- Вы наш золотой фонд. ваше отношение к труду - было и будет примером для молодежи. всем, кто продолжает славные традиции водников -ветеранов.
Ветераны вспомнили годы трудовой деятельности, трудное военное время, поблагодарили руководителей за встречу. О.С.БАЧИНСКИЙ вручил им ценные подарки.
Вечером состоялась встреча в Доме культуры порта. Перед началом торжеств была предоставлена возможность посмотреть фильм "Широким фарватером", в котором в сжатой форме рассказывалось о пятидесятилетней деятельности пароходства.
Сегодня мы собрались здесь для того, чтобы наградить большую группу портовиков, - сказал О.С. БАЧИНСКИЙ. - С удовлетворением хочу отметить. что ваш коллектив хорошо трудится. В активе порта много замечательных дел. Ведь Беломорский морской порт стоял у истоков создания пароходства. Здесь зарождались традиции мореплавания.
О.С. БАЧИНСКИЙ поздравил коллектив порта и вручил начальнику предприятия Ю.П. ЛЕЖНЕВУ Почетную грамоту Беломорско-Онежского пароходства. В этот вечер большая группа беломорчан была награждена Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Карелии, Совета министров республики, пароходства и баскомфлота, а также ценными подарками и денежными премиями.
Завершилась встреча большим концертом художественной самодеятельности.


На снимке: встреча в Беломорске.

ЮБИЛЕЙНЫЕ ВСТРЕЧИ. БОП-ву - ПОЛВЕКА. "ВОДНИК КАРЕЛИИ ОТ 26 октября 1990 года.

ОЧЕРЕДНАЯ ВСТРЕЧА СОСТОЯЛАСЬ В ПОРТУ НАДВОИЦЫ.

Изображение

Порт Надвоицы.

Знакомясь с хозяйством предприятия, О.С. БАЧИНСКИЙ отметил высокую культуру организации производства . И экономические результаты деятельности порта не вызывают опасений. Перевыполнен план девяти месяцев по перевозкам народнохозяйственных грузов, неплохие показатели по экономии материалов и топлива. В числе передовиков - экипажи теплоходов "ПУЛКОВО", "ШЛЮЗОВОЙ -77", "ШЛЮЗОВОЙ-112", ПЛАВКРАНА № 14, Сегежской грузовой участок.
В эту юбилейную навигацию коллектив порта Надвоицы добился хороших производственных результатов, но, пожалуй, особенно хорошо поработали те, кому присвоено звание "Ветеран Беломорско-Онежского пароходства" - дворник детского сада Нина Александровна КУЙКИНА, кочегар бани Иосиф Иосифович НОСКО, капитан теплохода "ТУЛА" Григорий Родионович ТАРАКАНОВ, старший механик бункербазы Николай Егорович ИВАНОВ, , приемосдатчик Лидия Яковлевна ШИРШИКОВА, повар теплохода "АННА ЛИСИЦЫНА" Гелена Иосифовна ЖУЧКО, главный инженер Алексей Константинович ШАРАПОВ.
- Сегодня президиум - вы, -открывая встречу, сказал О.С.БАЧИНСКИЙ. -Думаю, посмотрев фильм. вы получили необходимую информацию о том, как работает пароходство, какие экономические и производственные задачи решают водники бассейна. У пароходства довольно солидный авторитет как у нас в стране, так и за рубежом. Главная наша забота-человек. Создать нормальные условия для труда и жизни - вот на что направлены наши усилия. Думаю, что мы сможем пережить трудное время, а для этого требуется одно- труд и еще раз труд.
Руководитель пароходства вручил большой группе портовиков юбилейные награды и пожелал им успехов в труде, здоровья и счастья.

ЮБИЛЕЙНЫЕ ВСТРЕЧИ. БОП-ву - ПОЛВЕКА. "ВОДНИК КАРЕЛИИ ОТ 26 октября 1990 года.

ВСТРЕЧИ В МЕДВЕЖЬЕГОРСКЕ, ПИНДУШАХ, ПОВЕНЦЕ.

Изображение

Коллектив Медвежьегорского порта добился большого успеха в юбилейном соревновании. На встрече, которая состоялась 18 октября в красном уголке, начальник пароходства вручил на вечное хранение Красное знамя. Десятки тружеников были отмечены Почетными грамотами пароходства, баскомфлота, ценными подарками и денежными премиями.
- награды, которые нам вручили, - сказал в заключительном слове начальник порта Г.П.СОЛОДЯННИКОВ, - обязывают нас еще более производительно трудиться, вносить весомый вклад в экономическую мощь пароходства.


Эта встреча не была запланирована, но когда коллектив судокорпусного цеха Медвежьегорской РЭБ пожелал встретиться в обеденный перерыв с начальником пароходства, то она состоялась.
Вместе с О.С. БАЧИНСКИМ в разговоре приняли участие директор Медвежьегорской базы флота Ф.А. ЯНУС, председатель комитета профсоюза предприятия В.Д.СОФРОНОВ, председатель баскомфлота Ю.Н.ВЕСЕЛОВ.
О чем шел разговор ? Конечно, в первую очередь о производстве. Возникают определенные трудности с поставкой предприятию металла. Волнует рабочих и текучесть кадров. Почему уходят люди ? В основном, из-за жилья. Рэбовцы много строят, но очередь на получение квартир уменьшается медленно.
- Мы решаем эту проблему,- ответил О.С. БАЧИНСКИЙ. - Очевидно, в ближайшее время в районе Пергубы приступим к строительству кирпичного завода.
Рабочие жаловались. что испытывают трудности с покупкой продуктов, отсутствие курева отрицательно отражается на настроении людей.
- Эти трудности не только у вас, - сказал О.С. БАЧИНСКИЙ. - Придется нам самим решать эту проблему. Есть задумка на заработанную валюту закупить за рубежом мясные продукты. Намерены закупить в Германии несколько сот старых автомашин, отремонтировать у себя и продать своим работникам.
Почти час продолжался этот разговор, который, как считают судоремонтники. позволил им узнать много интересного и полезного.


Изображение

Повенчанская лестница Беломорско-Балтийского канала.

В Повенце живет ветеран пароходства и Медвежьегорской базы флота, старейшина флота Константин Петрович ТОКМЕНКО. В далеком 1936 году связал он свою жизнь с флотом, начинал кочегаром на "ИЖОРЦЕ", был машинистом, а закончил трудовую деятельность судовым механиком. Недавно Константин Петрович отметил 80-летний юбилей. Конечно, не могли руководители пароходства и баскомфлота не воспользоваться случаем, чтобы не посетить ветерана дома. Состоялась довольно продолжительная беседа. О многом вспомнил пожилой механик. Горд он тем, что его флотское дело продолжил сын Николай, капитан теплохода "ВОЛГО-БАЛТ -146", экипаж которого отлично работает в эту навигацию.
О.С. БАЧИНСКИЙ и директор базы флота Ф.А.ЯНУС пообещали помочь ветерану в вопросе жилья.
Можно сказать, что в пятницу все дороги вели в заводской Дом культуры, где состоялся торжественный вечер. Капитаны и механики, судоремонтники и водители, строители и мастера пришли в ДК в праздничных костюмах, с хорошим настроением. Да и как не радоваться, когда родное предприятие хорошо поработало в эту навигацию.
Почетной грамотой пароходства и баскомфлота отмечен их ударный труд. Каждый десятый работник предприятия получил награду.
-Мы надеемся, что коллектив базы флота Медвежьегорска, - сказал О.С. БАЧИНСКИЙ, - справится с плановыми заданиями года, будет работать еще лучше и качественнее.
Завершился торжественный вечер большим концертом.
- Время потрачено не зря, - подводя итоги встречам, сказал О.С. БАЧИНСКИЙ. - Разговор с людьми помог еще раз убедиться. что труженики водного транспорта с пониманием относятся к тем проблемам, что возникли в процессе перестройки. Главный мой вывод- те задачи, которые намечены, мы обязательно выполним.


В.КОТЛЯРЕВСКИЙ.

БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОМУ ПАРОХОДСТВУ- ПОЛВЕКА. ВРЕМЯ И СУДЬБЫ.

Изображение

"ВОДНИК КАРЕЛИИ РАССКАЗЫВАЕТ О КАПИТАНЕ ИВАНЕ МАЛЬЦЕВЕ.

Буксирные пароходы "ОСЕТР" и "КАМЕНКА", "ВЛАДИВОСТОК" и "КЕМЬ", "МЕЗЕНЬ" и "НАРЬЯН-МАР", "А.ЖДАНОВ", "ИГАРКА", снова "ВЛАДИВОСТОК", "ОНЕГА", теплоход "ОНЕЖСКИЙ -3".
Вот названия пароходов и теплоходов, на которых начиная матросом и кончая капитаном, ровно сорок лет, как говаривал Иван Михайлович МАЛЬЦЕВ. Многие из этих судов ушли в небытие, оставшись в памяти ветеранов. Но именно с них, с подобных "КАМЕНКЕ", например, и начиналось пароходство. Эти суда воевали, под разрывами вражеских бомб и снарядов доставляли в пункты назначения самые разнообразные грузы. Многие послевоенные годы они верно служили людям, поднимавшим из руин наш край.
Именно в это время-весной пятидесятого - и появился на "ОСЕТРЕ" невысокого роста худощавый паренек. Представляясь капитану, сказал:" Матрос-рулевой Иван МАЛЬЦЕВ поступает в ваше распоряжение".
Любознательный попался капитан. Распросил юного матроса о семье, учебном заведении, которое закончил, с какой работы пришел на пароход и почему именно избрал судовое дело.
Как было, так и рассказал Иван Михайлович. Родом из деревни Борщовиха, что в двенадцати километрах от города Тотьма Вологодской области. Одиннадцатым в семье председателя местного колхоза Михаила Ивановича МАЛЬЦЕВА ребенком был. В 1946 году поступил и через год закончил школу фабрично-заводского обучения в той же Тотьме. С полученной специальностью судового плотника приехал в Петрозаводск, работал на ремонте судов.
-А на пароход что привело ? - спросил капитан.
- Линия жизни, не смутившись ответил матрос.- С детства мечтал о судовой работе.
- Учиться надо для этого, ФЗО-то маловато.
-Буду учиться, - твердо пообещал матрос-рулевой Иван МАЛЬЦЕВ.
Два года, работая уже на "КАМЕНКЕ", Иван Михайлович исправно учился в школе командного состтава. Закончив, получил в 1953 году назначение вторым помощником капитана на "КЕМЬ", через год- старпомом на "МЕЗЕНЬ". Первого сентября 1957 года впервые поднялся капитаном в рубку "ВЛАДИВОСТОКА". И с тех пор тридцать три навигации надежно и исправно водил пароходы и теплоходы по Онежскому озеру.
"Специалист высшего класса", "Почетный ветеран Беломорско-Онежского пароходства" - эти звания , а также многие трудовые награды и поощрения стали вехами линии жизни капитана Ивана Михайловича МАЛЬЦЕВА.

Изображение

Комментариев нет:

Отправить комментарий