УЧЕБНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ТЕПЛОХОДЫ ПРОЕКТА 620 В БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОМ ПАРОХОДСТВЕ
В 1980 году БОП пополнился теплоходом "БАЛТИЙСКИЙ - 112", в 1982 году получившим название "ПАВЕЛ ЯБЛОЧКОВ". Судно работало как УТС в пароходстве до 2005 года, затем теплоход был переименован и сейчас ( 2017 год) называется "КАПЕЛЛА".
Учебно-транспортные суда, модификация проекта 613 с увеличенной пассажировместимостью надстройки, в которой оборудованы две дублирующих ходовых рубки: основная и учебная, для отработки практических навыков стажёрами.
Тип судна: однопалубный двухвинтовой теплоход с двумя грузовыми трюмами, люковым закрытием, кормовым расположением машинного отделения и развитой надстройкой для экипажа, студентов и преподавателей.
Назначение судна: обучение практикантов речных училищ и институтов судоводительских и иных специальностей в процессе перевозки грузов в смешанном "река-море" сообщении.
Место постройки: верфь Laivateollisuus Oy (Финляндия, г. Турку).
Головное судно проекта: Балтийский-112, 1980 год.
Всего построено 5 судов, из них в Беломорско-Онежском пароходстве работали три УТС.
Класс регистра: KM(*) L3[1] R2-RSN (учебное)
Длина, м: 94.90
Ширина, м: 13.20
Осадка, м: 3.71
Валовая вместимость, т: 2431
Дедвейт, т: 1987
Водоизмещение, т: 3520
Количество и мощность главного двигателя, кВт: 2×640
Марка главного двигателя: 6NVDS 48A-2U
Скорость, уз: 12.6
Количество палуб: 1
Количество переборок: 6
Количество и (суммарная) кубатура сухогрузных трюмов, м³: 1×1100; 1×1650
Контейнеровместимость (в т.ч. рефрижераторных), TEU: 53 (0)
Экипаж, чел: 24
Запасных мест
— для лоцмана: 1
— для преподавателей: 6
— для практикантов: 52
В 1980 году БОП пополнился теплоходом "БАЛТИЙСКИЙ - 112", в 1982 году получившим название "ПАВЕЛ ЯБЛОЧКОВ". Судно работало как УТС в пароходстве до 2005 года, затем теплоход был переименован и сейчас ( 2017 год) называется "КАПЕЛЛА".
Учебно-транспортные суда, модификация проекта 613 с увеличенной пассажировместимостью надстройки, в которой оборудованы две дублирующих ходовых рубки: основная и учебная, для отработки практических навыков стажёрами.
Тип судна: однопалубный двухвинтовой теплоход с двумя грузовыми трюмами, люковым закрытием, кормовым расположением машинного отделения и развитой надстройкой для экипажа, студентов и преподавателей.
Назначение судна: обучение практикантов речных училищ и институтов судоводительских и иных специальностей в процессе перевозки грузов в смешанном "река-море" сообщении.
Место постройки: верфь Laivateollisuus Oy (Финляндия, г. Турку).
Головное судно проекта: Балтийский-112, 1980 год.
Всего построено 5 судов, из них в Беломорско-Онежском пароходстве работали три УТС.
Класс регистра: KM(*) L3[1] R2-RSN (учебное)
Длина, м: 94.90
Ширина, м: 13.20
Осадка, м: 3.71
Валовая вместимость, т: 2431
Дедвейт, т: 1987
Водоизмещение, т: 3520
Количество и мощность главного двигателя, кВт: 2×640
Марка главного двигателя: 6NVDS 48A-2U
Скорость, уз: 12.6
Количество палуб: 1
Количество переборок: 6
Количество и (суммарная) кубатура сухогрузных трюмов, м³: 1×1100; 1×1650
Контейнеровместимость (в т.ч. рефрижераторных), TEU: 53 (0)
Экипаж, чел: 24
Запасных мест
— для лоцмана: 1
— для преподавателей: 6
— для практикантов: 52
УТС "ПАВЕЛ ЯБЛОЧКОВ". ПЛАВУЧАЯ ШКОЛА.
Газета "Водный транспорт" от 18.июля 1981 года.
КУРСАНТЫ НА КАПИТАНСКОМ МОСТИКЕ.
Элегантное судно смешанного плавания типа река-море "БАЛТИЙСКИЙ-112", уже слегка обкатанное морскими волнами, впервые получили для прохождения судоводительской практики студенты вузов и учащиеся среднетехнических учебных заведений отрасли. "БАЛТИЙСКИЙ -112" ошвартовался у причала Северного порта столицы.
Сведущий человек отличит его от серийного транспортного сухогруза. В надстройке теплохода две рубки.
-Вторая предназначена для штурманской практики, - поясняет декан судоводительского отделения ЛИВТа доцент Г.К. ПРИХОДЬКО. - Она полностью копирует верхнюю - ходовую. В походе курсанты по очереди становятся "капитанами" и "старпомами". Занимая места по штатному расписанию, они работают с навигационными картами и лоциями, сверяясь с показаниями действующих приборов.
На борту "БАЛТИЙСКОГО" разместились сорок курсантов и четыре преподавателя. В этом есть очевидные преимущества. Сохраняется коллектив четверокурсников, его соревновательная традиция, перенесенная из стен института..
- До создания нашего теплохода - рассказывает первый помощник капитана "БАЛТИЙСКОГО -112" Г.Н. РЫБАКОВ, - разместить такое количество курсантов было невозможно. Поэтому в отличие от базового сухогруза типа "БАЛТИЙСКИЙ - 101" на нашем отсутствует третий грузовой трюм. На его месте построены жилые каюты.
В кубриках живут по четыре студента. Современный интерьер, удобная мебель, умывальник, спрятанный за шкафом, создают уютную обстановку. Рядом - душевые, сауна, помещение со стиральными машинами.
- Мы ждали студентов, - продолжает Георгий Николаевич. - Все службы, начиная от камбуза, готовились принять первую смену. Кроме штатного оборудования, установили дополнительное.
- Мы, честно говоря, не ожидали такого сердечного отношения, - говорит студент А.ВИНОКУРОВ. - И потому, особенно благодарны команде, перед которой стараемся не остаться в долгу. Готовы всегда выйти на общесудовые, ремонтные работы, помочь на погрузке. Словом, они могут рассчитывать на нас.
Поначалу капитан "БАЛТИЙСКОГО - 112" В.А. ИВАНОВ твердо придерживался убеждения, что людей не следует отвлекать от учебы.
- У них и так остается немного свободного времени, - рассказывает Василий Аксенович. - В распорядке учтено, пожалуй, все: теоретические и практические занятия, вахта в рубке и на камбузе. Однако не учли желания студентов посильно помогать команде.
Не следует, однако, забывать о том, что судно круглый год работает по государственному плану, так как оно - учебно-производственное. Цифры убедительно доказывают, что коллектив по всем показателям перевыполнил полугодовое задание.
И остается рассказать о свободном времени студентов. Прежде всего они вспоминают об экскурсиях по городам, куда заходил теплоход. Они побывали в Гамбурге, Лондоне, Бремене, Антверпене, а также в Турку, где был построен "БАЛТИЙСКИЙ -112" и где уже спущены на воду два его младших собрата.
Словом, первая практика на первом для того и предназначенном учебно-производственном судне Минречфлота удалась.
Б.РЯЗАНЦЕВ.
Газета "Водный транспорт" от 04. сентября 1984 года:
Этот день запомнится надолго. Мы, пятьдесят курсантов ленинградского речного училища, пришли на практику на учебно-транспортный теплоход "ПАВЕЛ ЯБЛОЧКОВ" Беломорско-Онежского пароходства. С волнением поднимаемся на палубу. Ведь это наше первое в жизни судно. Дружеское, доброжелательное отношение экипажа быстро помогло нам освоиться на борту. Понравились нам учебная рубка и мастерская, комфортабельные салоны и каюты. О такой "плавучей школе" можно только мечтать !
В первый же день провели комсомольское собрание, наметили практические задачи...
Быстро пролетели недели труда и учебы. И каждый из нас использовал их с максимальной пользой.
А.ГОЛУБЕВ, практикант УПС "ПАВЕЛ ЯБЛОЧКОВ" Беломорско-Онежского пароходства.
Газета "Водный транспорт" от 18.июля 1981 года.
КУРСАНТЫ НА КАПИТАНСКОМ МОСТИКЕ.
Элегантное судно смешанного плавания типа река-море "БАЛТИЙСКИЙ-112", уже слегка обкатанное морскими волнами, впервые получили для прохождения судоводительской практики студенты вузов и учащиеся среднетехнических учебных заведений отрасли. "БАЛТИЙСКИЙ -112" ошвартовался у причала Северного порта столицы.
Сведущий человек отличит его от серийного транспортного сухогруза. В надстройке теплохода две рубки.
-Вторая предназначена для штурманской практики, - поясняет декан судоводительского отделения ЛИВТа доцент Г.К. ПРИХОДЬКО. - Она полностью копирует верхнюю - ходовую. В походе курсанты по очереди становятся "капитанами" и "старпомами". Занимая места по штатному расписанию, они работают с навигационными картами и лоциями, сверяясь с показаниями действующих приборов.
На борту "БАЛТИЙСКОГО" разместились сорок курсантов и четыре преподавателя. В этом есть очевидные преимущества. Сохраняется коллектив четверокурсников, его соревновательная традиция, перенесенная из стен института..
- До создания нашего теплохода - рассказывает первый помощник капитана "БАЛТИЙСКОГО -112" Г.Н. РЫБАКОВ, - разместить такое количество курсантов было невозможно. Поэтому в отличие от базового сухогруза типа "БАЛТИЙСКИЙ - 101" на нашем отсутствует третий грузовой трюм. На его месте построены жилые каюты.
В кубриках живут по четыре студента. Современный интерьер, удобная мебель, умывальник, спрятанный за шкафом, создают уютную обстановку. Рядом - душевые, сауна, помещение со стиральными машинами.
- Мы ждали студентов, - продолжает Георгий Николаевич. - Все службы, начиная от камбуза, готовились принять первую смену. Кроме штатного оборудования, установили дополнительное.
- Мы, честно говоря, не ожидали такого сердечного отношения, - говорит студент А.ВИНОКУРОВ. - И потому, особенно благодарны команде, перед которой стараемся не остаться в долгу. Готовы всегда выйти на общесудовые, ремонтные работы, помочь на погрузке. Словом, они могут рассчитывать на нас.
Поначалу капитан "БАЛТИЙСКОГО - 112" В.А. ИВАНОВ твердо придерживался убеждения, что людей не следует отвлекать от учебы.
- У них и так остается немного свободного времени, - рассказывает Василий Аксенович. - В распорядке учтено, пожалуй, все: теоретические и практические занятия, вахта в рубке и на камбузе. Однако не учли желания студентов посильно помогать команде.
Не следует, однако, забывать о том, что судно круглый год работает по государственному плану, так как оно - учебно-производственное. Цифры убедительно доказывают, что коллектив по всем показателям перевыполнил полугодовое задание.
И остается рассказать о свободном времени студентов. Прежде всего они вспоминают об экскурсиях по городам, куда заходил теплоход. Они побывали в Гамбурге, Лондоне, Бремене, Антверпене, а также в Турку, где был построен "БАЛТИЙСКИЙ -112" и где уже спущены на воду два его младших собрата.
Словом, первая практика на первом для того и предназначенном учебно-производственном судне Минречфлота удалась.
Б.РЯЗАНЦЕВ.
Газета "Водный транспорт" от 04. сентября 1984 года:
Этот день запомнится надолго. Мы, пятьдесят курсантов ленинградского речного училища, пришли на практику на учебно-транспортный теплоход "ПАВЕЛ ЯБЛОЧКОВ" Беломорско-Онежского пароходства. С волнением поднимаемся на палубу. Ведь это наше первое в жизни судно. Дружеское, доброжелательное отношение экипажа быстро помогло нам освоиться на борту. Понравились нам учебная рубка и мастерская, комфортабельные салоны и каюты. О такой "плавучей школе" можно только мечтать !
В первый же день провели комсомольское собрание, наметили практические задачи...
Быстро пролетели недели труда и учебы. И каждый из нас использовал их с максимальной пользой.
А.ГОЛУБЕВ, практикант УПС "ПАВЕЛ ЯБЛОЧКОВ" Беломорско-Онежского пароходства.
УЧЕБНО-ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО "АЛЕКСАНДР ПОПОВ" БОП-ва.
Теплоход "БАЛТИЙСКИЙ -115", построен в Турку в 1981 году. Четвертый из пяти УТС на базе проекта 613, ( ПРОЕКТ 620) предназначенных для учебной практики учащихся вузов водного транспорта и речных училищ МРФ. Вскоре судно получило название "АЛЕКСАНДР ПОПОВ".
Судно находилось в составе Беломорско-Онежского пароходства до 1989 года, затем передано Волго-Донскому речному пароходству в Таганрог. Финансовые проблемы смутного времени вынудили выставить теплоход на продажу:
Прочий водный транспорт. Объявление.
"Продается судно "Александр Попов" проект № 620 под утилизацию либо восстановление Порт регистрации Большой порт Санкт-Петербург Длина 89,52м, Ширина 13м, Высота борта 5,5м Год постройки 1981, место постройки Финляндия Турку Класс судна снят Судно находится на холодном отстое в г. Азов с 2008г."
В навигацию 2017 года судно, приобретенное в 1997 году пароходством Волготанкер для Волжской Академии водного транспорта, не эксплуатируется.
Теплоход "БАЛТИЙСКИЙ -115", построен в Турку в 1981 году. Четвертый из пяти УТС на базе проекта 613, ( ПРОЕКТ 620) предназначенных для учебной практики учащихся вузов водного транспорта и речных училищ МРФ. Вскоре судно получило название "АЛЕКСАНДР ПОПОВ".
Судно находилось в составе Беломорско-Онежского пароходства до 1989 года, затем передано Волго-Донскому речному пароходству в Таганрог. Финансовые проблемы смутного времени вынудили выставить теплоход на продажу:
Прочий водный транспорт. Объявление.
"Продается судно "Александр Попов" проект № 620 под утилизацию либо восстановление Порт регистрации Большой порт Санкт-Петербург Длина 89,52м, Ширина 13м, Высота борта 5,5м Год постройки 1981, место постройки Финляндия Турку Класс судна снят Судно находится на холодном отстое в г. Азов с 2008г."
В навигацию 2017 года судно, приобретенное в 1997 году пароходством Волготанкер для Волжской Академии водного транспорта, не эксплуатируется.
УЧЕБНО-ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО "БАЛТИЙСКИЙ - 116" = "ИВАН КУЛИБИН" БОП-ва.
Построенный в 1982 году теплоход "БАЛТИЙСКИЙ - 116", вскоре получивший название "ИВАН КУЛИБИН" был последним УПС проекта 620. Работал в Беломорско-Онежском пароходстве до 1993 года, затем был передан Московской Государственной Академии водного транспорта. Не эксплуатируется с 2006 года. Находится в Астрахани. В 2016 году на судне произошел пожар, выгорела надстройка. Фактически, теплоход пребывает в стадии ожидания разделки на металл.
Из истории работы теплохода в качестве УТС.
Газета "Водный транспорт" от 22 сентября 1983 года. НА ПУТИ К ПРОФЕССИИ. ТРИ НЕДЕЛИ САМОПОЗНАНИЯ.
Сравнительно недавно в Беломорско-Онежском пароходстве появилось еще одно учебно-транспортное судно "И.КУЛИБИН". На нем и проходила трехнедельную практику группа курсантов судоводительского отделения Петрозаводского речного училища.
На борту "И.КУЛИБИНА" ребята обрели прочные практические навыки, закрепили те знания, что получили в стенах училища, и, самое главное, попробовали себя в деле.
Курсанты участвовали во всех судовых работах. Под руководством боцмана В.ВИЖУЕВА драили палубу, красили надстройку.
Опытные специалисты: старший механик С.АГАПИТОВ и второй механик В. БЕРКОЗОВ помогали курсантам разобраться в сложном мире судовых машин.
Продолжались в плавании и теоретические занятия. Их вели педагоги Ю.КУЛАКОВ, Н.КАРАВАЕВ, Г.КАЗАКОВ.
Все ребята успешно сдали экзамены и получили удостоверения рулевого- моториста первого класса.
Активное участие принимали ребята и в общественной жизни экипажа: выпускали сатирическую газету "Колючка", участвовали в спортивных соревнованиях.
В конце практики курсантам М.КУЗНЕЦОВУ, С.БОРОДЕ, С.ГОНЧАРУКУ, А.МАЛИКУ, А.ЕРОХИНУ была объявлена благодарность за добросовестный труд.
На память курсантам, проходившим практику на "И.КУЛИБИНЕ", были выданы свидетельства о пересечении Северного полярного круга.
Е.АВДЫШЕВА, корреспондент газеты "Водник Карелии". Петрозаводск.
Пожар на УТС "ИВАН КУЛИБИН". Астрахань. 2016 год.
КАПИТАН ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ СТАС ЛИТВИНОВ О РЕЙСАХ НА УТС БОП-ва "ИВАН КУЛИБИН".
ПРИКОСНОВЕНИЕ К ТЕНИ АРХИМЕДА.
Ностальгия – это когда хочется вернуться, а некуда.
Был промозглый день южной зимы, когда наш "Иван Кулибин" с грузом металла в рулонах покинул порт Жданов (ныне Мариуполь - родина батьки Махно, а жителей города, шутя, зовут "махновцами"). Конец февраля 1984 года. Азовское море покрыто плавающими ледяными полями. С помощью ледокола "Капитан Воронин" караван судов идущих на юг, с которым шли и мы, благополучно добрался до Керченского пролива. У его северного входа караван распался. Теперь каждый самостоятельно будет проходить пролив.
Погода "ходовая", шторм в ближайшие двое суток не ожидался и мы, благословясь, вышли на просторы Чёрного моря. В трюмах металл в рулонах - груз опасный. Листы металла, свёрнутые в рулон и стянутые специальными стальными лентами, грузятся вдоль трюма, расклиниваясь такими же рулонами. В трюме они стянуты между собой стальными крепёжными лентами. Крепление груза производится под постоянным контролем сюрвейера, который выдаёт специальный сертификат безопасности. Однако, этот сертификат не может предотвратить роспуск рулонов во время качки, если вдруг лопнут стягивающие ленты. Можно представить, что тогда будет твориться в трюме - рулоны превратятся в огромные пружины и эта шевелящаяся масса начнёт двигаться. Не дай Бог!
Учитывая особенности своего груза идём вдоль крымского побережья. Ночью по правому борту видим скопление огней. Это у подножия гор уютно расположилась Ялта. Цепочка огней не прерывается. Приведя мыс Сарыч на правый траверз, мы ложимся на юго-запад, оставляя за кормой последние огоньки Крыма. Этим курсом пересечём Чёрное море и подойдём ко входу в Босфор. На переходе свежий северный ветер и волна до 3-х метров "в правую раковину"(в правую ягодицу). Погода ходовая. “Кулибин“ испытывает значительную бортовую качку. Направляемся мы в Маргеру - портовый район, примыкающий к Венеции. Будем иметь возможность побродить улочками этого сказочного города. Правда, туда надо ещё дойти.
Сменяются вахты. Несмолкающий гул главных двигателей является естественным дополнением к обстановке уюта и покоя, в коей живёт экипаж. Пройдены Босфор и Мраморное море. В Эгейском море ветер северный 8 баллов, но с нашим грузом предпочтительнее отстоятся на якоре в Дарданеллах, что я и делаю. Ветер временами усиливается до 9 баллов. Большие глубины моря позволяют образоваться большому волнению, чему не препятствует даже значительное число островов. Вместе с нами укрываются от шторма суда под разными флагами Мы все равны перед погодой.
Отстояв полтора суток покидаем якорную стоянку. Раскачиваясь на остатках вчерашнего шторма идём северной частью Эгейского моря на пролив Доро. Яркое солнце, синева волн, отличная видимость и смена островов по горизонту – настроение прекрасное. Становится грустно, что обязательно придёт момент, когда всю эту необыкновенную картину я увижу в последний раз. И вот сейчас, много лет спустя, своими неумелыми, обыкновенными словами я пытаюсь передать чувства того незабываемого момента.
Очередной прогноз погоды обещает северо-западный ветер 7-8 баллов по району Южной части Эгейского моря и Ионики. Наш груз сместил достаточно низко центр тяжести, обеспечив этим излишнюю остойчивость судна, а также трудные условия обитания для экипажа из-за резкой, стремительной качки. Проходим пролив Доро. Неблагоприятный прогноз заставляет меня искать оптимальное решение приближающейся проблемы. А что, если пройти через Коринфский канал и далее среди греческих островов выйти к проливу Отранто? Правда я таким путём ещё не ходил. Более того, даже мысли об этом не возникало. Но ведь всё когда-то бывает в первый раз!
- “Штурман, найди-ка карты прохода через Коринфский канал !“
Внимательно прочитываю соответствующие страницы в лоциях Эгейского и Ионического морей. Согласно их сведений, проход возможен. Более того, нетто регистровый тоннаж "Кулибина" позволяет отказаться от услуг буксира и пройти пролив самостоятельно, что зачительно уменьшит стоимость прохода. Решено. Идём через Коринф. В районе небольшого острова Айос-Еорьос мы поворачиваем на вход в залив Сароникос. Сообщаю агенту в Пирей наше желание пройти Коринфским каналом и полагаемое время подхода к его входу.
Середина зимнего дня. Мы должны успеть засветло пройти канал, длина которого чуть более 3-х миль. Прошли рейд Пирея, наблюдая справа панораму Афин. Бесчисленные кварталы огромного города лезут вверх по склонам холмов. Впереди сплошная линия гор обнимает залив Сароникос и только два небольших маячка вырастают из глубин на входе в Коринфский канал. Идём “малым ходом“, ожидая подхода лоцманского катера. Лоцман на борту, приветствует нас и осведомляется проходил ли я каналом ранее:
- "Morning, captain! Did you pass through Corinth canal before?"
- "Morning, mister pilot! I’m going to Corinth canal the first time and I’m counting on you?" - мол, иду впервые и полагаюсь на него.
- "Don't worry, captain. Everything will be all right"- не беспокойтесь, капитан, успокаивает он, всё будет в порядке.
Лоцман отстраняет матроса и сам встаёт на руль.
- “Do you want to take a tug-boat, captain?”- не хотите ли взять буксир, спрашивает он?
- “No, mister pilot. We will pass through the canal without a tug” - нет, отвечаю я, буксир не требуется.
- “O’key, captain. Dead slow ahead, please!” - просит лоцман дать "самый малый ход".
Вот, наконец, открывается канал. Узкая щель с почти вертикальными ровными стенами высотой около 80-ти метров надвигается на нас. Ширина канала по поверхности воды 25 метров и кажется, что можно коснуться рукой его стен. Иногда на этих отвесных стенах видны тощие полоски травы, каким-то чудом нашедшие для себя место среди чередующихся слоёв грунта. Невольно задаёшься вопросом возраста этих слоёв, которые безразличным молчанием провожают судно. Это же миллионы лет смотрят на тебя! Входя в канал, сразу же видишь выход из него. Нам потребуется всего 30 минут на проход и мы в Коринфском заливе, которым пойдём на запад на выход в Ионическое море. Впечатление от увиденного трудно передать обыденными словами. Глядя на карту видно, что Пелопоннес соединяется с материковой Грецией узеньким перешейком, через который ещё древние греки неоднократно пробовали прокопать канал. Лишь в 1893 году этот проект был осуществлён и вот впервые “Иван Кулибин“, а вместе с ним и я, идём Коринфским каналом.
Прошло полчаса и мы выходим на простор залива. Слева причалы небольшого, утопающего в зелени порта Коринф. Прощаемся с лоцманом и продолжаем свой путь. Незаметно темнеет, включаем ходовые огни, но ещё хорошо видны многочисленные селения у подножья гор среди апельсиновых деревьев. Всю ночь идём, наблюдая необычную картину на экране локатора: справа - материковая Греция, а по левому борту – берега Пелопоннеса. Впереди – узкость в районе порта Патры и залив Патраикос. Названия звучат музыкой, красота вокруг необыкновенная. Я и сейчас с удовольствием вспоминаю тот необычный переход.
хххх
На следующий день “Кулибин“ оставил по корме греческие острова, направляясь в пролив Отранто. Адриатика встретила доброжелательно, разливая вокруг голубизну и ласковое солнце. Мы постепенно приближаемся к югославскому берегу в районе пролива Кваркер. Следовать таким путём предпочтительнее, поскольку струя постоянного течения, входящего в Адриатику из пролива Отранто, направляется к югославскому побережью и помогает судну, увеличивая его скорость. В районе Венецианского залива это течение перейдёт к побережью Италии и направится на юг, чем мы и воспользуемся на обратном пути. Приближаемся к району мыса Каменяк, где стоит маяк "Свети Иван на пучини" (по-русски "Святой Иван на море"). Впереди Венецианский залив и окончание нашего перехода.
Порт Маргера примыкает к Местре, который сообщается с Венецией автобусами и электричкой по насыпи, проходящей через Венецианскую лагуну. Автобусы прибывают на небольшую площадь, откуда и начинается непосредственно сама Венеция. Здесь же и вокзал для электричек. Движение автотранспорта (только автобус) заканчивается на этой площади, а далее только пешком или на гондолах по каналам. Конечно, Венеция - это сказка. О ней мы ранее все что-то читали, слышали, пробовали представить в живую. За время плаваний бывал здесь неоднократно и с грустью вспоминаю горбатые мосты и мосточки, узенькие улочки, в которых можно заблудиться, бесконечные витрины магазинчиков и яркий запах чёрного кофе, преследующий тебя. Вокруг бесчисленные толпы о чём-то говорящих между собой туристов. Тебя ожидает Гранд-Канал, площадь Сан-Марко, Дворец Дожей и неспешные гондолы.
Невероятно, но причал выгрузки находится в самой Венеции, в небольшом бассейне рядом с площадью прибывающих автобусов. Нам нужно будет пройти пять минут пешком, чтобы окунуться в неповторимую атмосферу этого города-сказки. Мы любили свой "Кулибин", но груза он брал максимум 1500 тонн, поскольку половину его корпуса занимала большая жилая надстройка для 85 человек и многочисленных служебных помещений. А коль скоро груза на борту мало, то и стоянки под грузовыми операциями короткие. В этот раз, когда причал оказался непосредственно в самой Венеции, наша стоянка ограничилась, к сожалению, одним рабочим днём. Команда с удовольствием погуляла по улочкам этого древнего города, невольно соприкасаясь с вечностью и, даже не зная авторов окружающих нас шедевров, уносила с собой частицу мысли их великих творцов.
Ранее судовой ход проходил по Гранд-Каналу через центр города Да, красота неописуемая, но количество судов и их размеры всё увеличивались, тем более, что этим же фарватером проходили и танкера. Всё это создавало дополнительную опасность и тогда, чтобы обезопасить город, значительно южнее прорыли новый канал, который принял на себя движение всех грузовых судов, посещающих порт. Старым фарватером ходят теперь только пассажирские лайнеры.
Получено рдо (радиограмма) на следующий рейс: идти в балласте на Сицилию в порт Сиракузы, где взять 1500 тонн гипсового камня на Геную. Краткое отвлечение от служебных обязанностей закончилось и вот уже лоцман вновь на борту. Судно готово начать движение, а экипаж по местам и ожидает команду отдать швартовы. Через 2 часа мы выходим в море и ложимся на курс, заранее проложенный на карте. Эмоции, вызванные свиданием с Венецией, утихают и перед нами - Адриатика. Голубое небо, нежная синева моря, ласковое солнце и музыка слов "Адриатика", "Равенна", "Манфредония", "Сиракузы".
Покинули Венецианский залив, который в зимнее время часто закрыт туманом. По мере продвижения на юг видимость улучшается. Проходим острова Тремити и Пьяноса, залив Манфредония и начинаем огибать "каблук итальянского сапога". Втягиваемся в пролив Отранто. Оставив по корме "каблук" и маяк Санта-Мария-ди-Леука, ложимся курсом на юго-запад, который приведёт нас в Сиракузы. В ночное время красиво светятся огни городков Калабрии. Эти огни дают ощущение уюта и безопасности, хотя ясно, что если задует ветер, то всё переменится и близость берега станет потенциальной опасностью. Но сейчас погода хорошая и чувство безопасности даёт отдых душе и телу в самом прямом смысле.
Раннее утро, подходим ко входу в небольшой залив Порто Гранди, закрытый естественными перемычками от волнения с моря. На запрос по УКВ порт не отвечает и, почесав макушку, принимаю решение заходить в заливчик самостоятельно, чтобы там встать на якорь, а не болтаться в море. Зашли и встали на якорь. Через час подошёл катер с лоцманом, который стал нас торопить со съёмкой, пока местные военморы не проснулись, ибо встали мы по ошибке не на своём месте. Снимаемся и направляемся на швартовку. Небольшой причал, лента транспортера и груз, который подвозят автомашинами. Начинается неспешная погрузка.
После приходных формальностей я свободен и мы с помполитом отправляемся на берег. Городок небольшой, необычайно белый, чистый, ни травинки, и лишь кое-где за каменными заборами видны отдельные деревья. Погуляли по старому городу, увидели остатки храма Аполлона, театра, вышли на площадь Архимеда. Пытались найти тот сад, где много веков назад в глубокой задумчивости сидел Архимед и чертил палочкой на песке что-то, вероятно, умное, когда появился неизвестный римский воин и проткнул мечом величайшего мыслителя того времени. Не мог никто показать нам тот садик. Однако, было приятно ощущать, что тебе удалось ступить собственной ногой на землю, по которой много-много столетий назад ходил великий человек, стёртый с лица земли посредственностью.
Через два дня судно погружено. И вновь экипаж стоит по местам, ожидая команду "Отдать швартовы!". Отходим от причала, разворачиваемся и, пройдя волноломы, ложимся на север в Мессинский пролив. Пролив достаточно сложен для плавания, но при мощных машинах, хорошем радиолокационном обеспечении и штурманской грамотности ходить проливом можно в любое время суток. Много паромов, за которыми нужно внимательно следить и безопасно расходиться с ними. Днём идти проливом - одно удовольствие, а вот ночью, при большом скоплении посторонних огней, достаточно сложно увидеть ходовые огни судов, следующих проливом. Кроме того, сильные течения, направление которых зависит от фазы прилива, сносят пароходы со своего курса, что требует постоянного контроля. Мы благополучно проходим весь пролив и на северном выходе оказываемся в легенде - между водоворотами с историческими именами "Сцилла" и "Харибда". Да, это просто водовороты недалеко от берега, а не скалы, которые со страшной силой сталкивались друг с другом и которые хитрый Одиссей обманул, запустив голубя. По крайней мере, так говорит "Одиссея".
Но вот Мессинский пролив пройден. “Иван Кулибин“ идёт Тирренским морем. Где-то там, далеко за горизонтом лежит остров Эльба, Лигурийское море и Генуя, куда мы направляемся. Винты вспарывают синь воды, а кильватерный след уходит за корму и теряется среди волн.
ПРИКОСНОВЕНИЕ К ТЕНИ АРХИМЕДА.
Ностальгия – это когда хочется вернуться, а некуда.
Был промозглый день южной зимы, когда наш "Иван Кулибин" с грузом металла в рулонах покинул порт Жданов (ныне Мариуполь - родина батьки Махно, а жителей города, шутя, зовут "махновцами"). Конец февраля 1984 года. Азовское море покрыто плавающими ледяными полями. С помощью ледокола "Капитан Воронин" караван судов идущих на юг, с которым шли и мы, благополучно добрался до Керченского пролива. У его северного входа караван распался. Теперь каждый самостоятельно будет проходить пролив.
Погода "ходовая", шторм в ближайшие двое суток не ожидался и мы, благословясь, вышли на просторы Чёрного моря. В трюмах металл в рулонах - груз опасный. Листы металла, свёрнутые в рулон и стянутые специальными стальными лентами, грузятся вдоль трюма, расклиниваясь такими же рулонами. В трюме они стянуты между собой стальными крепёжными лентами. Крепление груза производится под постоянным контролем сюрвейера, который выдаёт специальный сертификат безопасности. Однако, этот сертификат не может предотвратить роспуск рулонов во время качки, если вдруг лопнут стягивающие ленты. Можно представить, что тогда будет твориться в трюме - рулоны превратятся в огромные пружины и эта шевелящаяся масса начнёт двигаться. Не дай Бог!
Учитывая особенности своего груза идём вдоль крымского побережья. Ночью по правому борту видим скопление огней. Это у подножия гор уютно расположилась Ялта. Цепочка огней не прерывается. Приведя мыс Сарыч на правый траверз, мы ложимся на юго-запад, оставляя за кормой последние огоньки Крыма. Этим курсом пересечём Чёрное море и подойдём ко входу в Босфор. На переходе свежий северный ветер и волна до 3-х метров "в правую раковину"(в правую ягодицу). Погода ходовая. “Кулибин“ испытывает значительную бортовую качку. Направляемся мы в Маргеру - портовый район, примыкающий к Венеции. Будем иметь возможность побродить улочками этого сказочного города. Правда, туда надо ещё дойти.
Сменяются вахты. Несмолкающий гул главных двигателей является естественным дополнением к обстановке уюта и покоя, в коей живёт экипаж. Пройдены Босфор и Мраморное море. В Эгейском море ветер северный 8 баллов, но с нашим грузом предпочтительнее отстоятся на якоре в Дарданеллах, что я и делаю. Ветер временами усиливается до 9 баллов. Большие глубины моря позволяют образоваться большому волнению, чему не препятствует даже значительное число островов. Вместе с нами укрываются от шторма суда под разными флагами Мы все равны перед погодой.
Отстояв полтора суток покидаем якорную стоянку. Раскачиваясь на остатках вчерашнего шторма идём северной частью Эгейского моря на пролив Доро. Яркое солнце, синева волн, отличная видимость и смена островов по горизонту – настроение прекрасное. Становится грустно, что обязательно придёт момент, когда всю эту необыкновенную картину я увижу в последний раз. И вот сейчас, много лет спустя, своими неумелыми, обыкновенными словами я пытаюсь передать чувства того незабываемого момента.
Очередной прогноз погоды обещает северо-западный ветер 7-8 баллов по району Южной части Эгейского моря и Ионики. Наш груз сместил достаточно низко центр тяжести, обеспечив этим излишнюю остойчивость судна, а также трудные условия обитания для экипажа из-за резкой, стремительной качки. Проходим пролив Доро. Неблагоприятный прогноз заставляет меня искать оптимальное решение приближающейся проблемы. А что, если пройти через Коринфский канал и далее среди греческих островов выйти к проливу Отранто? Правда я таким путём ещё не ходил. Более того, даже мысли об этом не возникало. Но ведь всё когда-то бывает в первый раз!
- “Штурман, найди-ка карты прохода через Коринфский канал !“
Внимательно прочитываю соответствующие страницы в лоциях Эгейского и Ионического морей. Согласно их сведений, проход возможен. Более того, нетто регистровый тоннаж "Кулибина" позволяет отказаться от услуг буксира и пройти пролив самостоятельно, что зачительно уменьшит стоимость прохода. Решено. Идём через Коринф. В районе небольшого острова Айос-Еорьос мы поворачиваем на вход в залив Сароникос. Сообщаю агенту в Пирей наше желание пройти Коринфским каналом и полагаемое время подхода к его входу.
Середина зимнего дня. Мы должны успеть засветло пройти канал, длина которого чуть более 3-х миль. Прошли рейд Пирея, наблюдая справа панораму Афин. Бесчисленные кварталы огромного города лезут вверх по склонам холмов. Впереди сплошная линия гор обнимает залив Сароникос и только два небольших маячка вырастают из глубин на входе в Коринфский канал. Идём “малым ходом“, ожидая подхода лоцманского катера. Лоцман на борту, приветствует нас и осведомляется проходил ли я каналом ранее:
- "Morning, captain! Did you pass through Corinth canal before?"
- "Morning, mister pilot! I’m going to Corinth canal the first time and I’m counting on you?" - мол, иду впервые и полагаюсь на него.
- "Don't worry, captain. Everything will be all right"- не беспокойтесь, капитан, успокаивает он, всё будет в порядке.
Лоцман отстраняет матроса и сам встаёт на руль.
- “Do you want to take a tug-boat, captain?”- не хотите ли взять буксир, спрашивает он?
- “No, mister pilot. We will pass through the canal without a tug” - нет, отвечаю я, буксир не требуется.
- “O’key, captain. Dead slow ahead, please!” - просит лоцман дать "самый малый ход".
Вот, наконец, открывается канал. Узкая щель с почти вертикальными ровными стенами высотой около 80-ти метров надвигается на нас. Ширина канала по поверхности воды 25 метров и кажется, что можно коснуться рукой его стен. Иногда на этих отвесных стенах видны тощие полоски травы, каким-то чудом нашедшие для себя место среди чередующихся слоёв грунта. Невольно задаёшься вопросом возраста этих слоёв, которые безразличным молчанием провожают судно. Это же миллионы лет смотрят на тебя! Входя в канал, сразу же видишь выход из него. Нам потребуется всего 30 минут на проход и мы в Коринфском заливе, которым пойдём на запад на выход в Ионическое море. Впечатление от увиденного трудно передать обыденными словами. Глядя на карту видно, что Пелопоннес соединяется с материковой Грецией узеньким перешейком, через который ещё древние греки неоднократно пробовали прокопать канал. Лишь в 1893 году этот проект был осуществлён и вот впервые “Иван Кулибин“, а вместе с ним и я, идём Коринфским каналом.
Прошло полчаса и мы выходим на простор залива. Слева причалы небольшого, утопающего в зелени порта Коринф. Прощаемся с лоцманом и продолжаем свой путь. Незаметно темнеет, включаем ходовые огни, но ещё хорошо видны многочисленные селения у подножья гор среди апельсиновых деревьев. Всю ночь идём, наблюдая необычную картину на экране локатора: справа - материковая Греция, а по левому борту – берега Пелопоннеса. Впереди – узкость в районе порта Патры и залив Патраикос. Названия звучат музыкой, красота вокруг необыкновенная. Я и сейчас с удовольствием вспоминаю тот необычный переход.
хххх
На следующий день “Кулибин“ оставил по корме греческие острова, направляясь в пролив Отранто. Адриатика встретила доброжелательно, разливая вокруг голубизну и ласковое солнце. Мы постепенно приближаемся к югославскому берегу в районе пролива Кваркер. Следовать таким путём предпочтительнее, поскольку струя постоянного течения, входящего в Адриатику из пролива Отранто, направляется к югославскому побережью и помогает судну, увеличивая его скорость. В районе Венецианского залива это течение перейдёт к побережью Италии и направится на юг, чем мы и воспользуемся на обратном пути. Приближаемся к району мыса Каменяк, где стоит маяк "Свети Иван на пучини" (по-русски "Святой Иван на море"). Впереди Венецианский залив и окончание нашего перехода.
Порт Маргера примыкает к Местре, который сообщается с Венецией автобусами и электричкой по насыпи, проходящей через Венецианскую лагуну. Автобусы прибывают на небольшую площадь, откуда и начинается непосредственно сама Венеция. Здесь же и вокзал для электричек. Движение автотранспорта (только автобус) заканчивается на этой площади, а далее только пешком или на гондолах по каналам. Конечно, Венеция - это сказка. О ней мы ранее все что-то читали, слышали, пробовали представить в живую. За время плаваний бывал здесь неоднократно и с грустью вспоминаю горбатые мосты и мосточки, узенькие улочки, в которых можно заблудиться, бесконечные витрины магазинчиков и яркий запах чёрного кофе, преследующий тебя. Вокруг бесчисленные толпы о чём-то говорящих между собой туристов. Тебя ожидает Гранд-Канал, площадь Сан-Марко, Дворец Дожей и неспешные гондолы.
Невероятно, но причал выгрузки находится в самой Венеции, в небольшом бассейне рядом с площадью прибывающих автобусов. Нам нужно будет пройти пять минут пешком, чтобы окунуться в неповторимую атмосферу этого города-сказки. Мы любили свой "Кулибин", но груза он брал максимум 1500 тонн, поскольку половину его корпуса занимала большая жилая надстройка для 85 человек и многочисленных служебных помещений. А коль скоро груза на борту мало, то и стоянки под грузовыми операциями короткие. В этот раз, когда причал оказался непосредственно в самой Венеции, наша стоянка ограничилась, к сожалению, одним рабочим днём. Команда с удовольствием погуляла по улочкам этого древнего города, невольно соприкасаясь с вечностью и, даже не зная авторов окружающих нас шедевров, уносила с собой частицу мысли их великих творцов.
Ранее судовой ход проходил по Гранд-Каналу через центр города Да, красота неописуемая, но количество судов и их размеры всё увеличивались, тем более, что этим же фарватером проходили и танкера. Всё это создавало дополнительную опасность и тогда, чтобы обезопасить город, значительно южнее прорыли новый канал, который принял на себя движение всех грузовых судов, посещающих порт. Старым фарватером ходят теперь только пассажирские лайнеры.
Получено рдо (радиограмма) на следующий рейс: идти в балласте на Сицилию в порт Сиракузы, где взять 1500 тонн гипсового камня на Геную. Краткое отвлечение от служебных обязанностей закончилось и вот уже лоцман вновь на борту. Судно готово начать движение, а экипаж по местам и ожидает команду отдать швартовы. Через 2 часа мы выходим в море и ложимся на курс, заранее проложенный на карте. Эмоции, вызванные свиданием с Венецией, утихают и перед нами - Адриатика. Голубое небо, нежная синева моря, ласковое солнце и музыка слов "Адриатика", "Равенна", "Манфредония", "Сиракузы".
Покинули Венецианский залив, который в зимнее время часто закрыт туманом. По мере продвижения на юг видимость улучшается. Проходим острова Тремити и Пьяноса, залив Манфредония и начинаем огибать "каблук итальянского сапога". Втягиваемся в пролив Отранто. Оставив по корме "каблук" и маяк Санта-Мария-ди-Леука, ложимся курсом на юго-запад, который приведёт нас в Сиракузы. В ночное время красиво светятся огни городков Калабрии. Эти огни дают ощущение уюта и безопасности, хотя ясно, что если задует ветер, то всё переменится и близость берега станет потенциальной опасностью. Но сейчас погода хорошая и чувство безопасности даёт отдых душе и телу в самом прямом смысле.
Раннее утро, подходим ко входу в небольшой залив Порто Гранди, закрытый естественными перемычками от волнения с моря. На запрос по УКВ порт не отвечает и, почесав макушку, принимаю решение заходить в заливчик самостоятельно, чтобы там встать на якорь, а не болтаться в море. Зашли и встали на якорь. Через час подошёл катер с лоцманом, который стал нас торопить со съёмкой, пока местные военморы не проснулись, ибо встали мы по ошибке не на своём месте. Снимаемся и направляемся на швартовку. Небольшой причал, лента транспортера и груз, который подвозят автомашинами. Начинается неспешная погрузка.
После приходных формальностей я свободен и мы с помполитом отправляемся на берег. Городок небольшой, необычайно белый, чистый, ни травинки, и лишь кое-где за каменными заборами видны отдельные деревья. Погуляли по старому городу, увидели остатки храма Аполлона, театра, вышли на площадь Архимеда. Пытались найти тот сад, где много веков назад в глубокой задумчивости сидел Архимед и чертил палочкой на песке что-то, вероятно, умное, когда появился неизвестный римский воин и проткнул мечом величайшего мыслителя того времени. Не мог никто показать нам тот садик. Однако, было приятно ощущать, что тебе удалось ступить собственной ногой на землю, по которой много-много столетий назад ходил великий человек, стёртый с лица земли посредственностью.
Через два дня судно погружено. И вновь экипаж стоит по местам, ожидая команду "Отдать швартовы!". Отходим от причала, разворачиваемся и, пройдя волноломы, ложимся на север в Мессинский пролив. Пролив достаточно сложен для плавания, но при мощных машинах, хорошем радиолокационном обеспечении и штурманской грамотности ходить проливом можно в любое время суток. Много паромов, за которыми нужно внимательно следить и безопасно расходиться с ними. Днём идти проливом - одно удовольствие, а вот ночью, при большом скоплении посторонних огней, достаточно сложно увидеть ходовые огни судов, следующих проливом. Кроме того, сильные течения, направление которых зависит от фазы прилива, сносят пароходы со своего курса, что требует постоянного контроля. Мы благополучно проходим весь пролив и на северном выходе оказываемся в легенде - между водоворотами с историческими именами "Сцилла" и "Харибда". Да, это просто водовороты недалеко от берега, а не скалы, которые со страшной силой сталкивались друг с другом и которые хитрый Одиссей обманул, запустив голубя. По крайней мере, так говорит "Одиссея".
Но вот Мессинский пролив пройден. “Иван Кулибин“ идёт Тирренским морем. Где-то там, далеко за горизонтом лежит остров Эльба, Лигурийское море и Генуя, куда мы направляемся. Винты вспарывают синь воды, а кильватерный след уходит за корму и теряется среди волн.
СУХОГРУЗЫ "БАЛТИЙСКИЙ". ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ ДАЛЬНИХ МОРСКИХ ДОРОГ.ЗАБЫТЬ НЕВОЗМОЖНО.
Теплоход "БЕЛОМОРСКИЙ -14" был первым судном Беломорско-Онежского пароходства, совершившим загранрейс. Мы помним об этом событии.
И знаем: тот рейс был началом. Он не был рейсом, каковые принято называть дальними. То был прорыв. Почин. Новые, необычные для того времени сухогрузы "БАЛТИЙСКИЙ" продолжили важное дело. Именно с этих судов начались массовые перевозки экспортно-импортных грузов, именно на базе этих судов строили теплоходы увеличенной грузоподъемности - сухогрузы "СОРМОВСКИЙ".
В БОП-ве было 38 теплоходов "БАЛТИЙСКИЙ". Они были первыми:
Теплоходы "БАЛТИЙСКИЙ- 10" и "БАЛТИЙСКИЙ -9" в июне 1964 года первым рейсом с рудой прибыли в Вытегру на открытие Волго-Балта.
Теплоход "БАЛТИЙСКИЙ - 18" первым из судов смешанного плавания совершил дальний рейс в июле-августе 1964 года из заполярного Мурманска в город Баку на Каспии.
Теплоход "БАЛТИЙСКИЙ -10" первым из судов этого проекта в Баренцевом море выдержал удар урагана и благополучно прибыл в Мурманск.
Теплоход "БАЛТИЙСКИЙ - 34" в 1965 году выполнил опытный рейс с пиломатериалами из Петрозаводска в греческий порт Пирей.
Теплоход "БАЛТИЙСКИЙ - 56" в 1967 году начал работать в Средиземном море в дальнем плавании.
"ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ" от 29 июня 1972 года. "ЗДРАВСТВУЙ, КАРЕЛИЯ !"
Летняя навигация на Онежском озере в разгаре. Только в Петрозаводском порту судов не густо: разбежались они по голубым дорогам в разные концы страны, дружно взялись за работу, которая копилась в разных портах всю зиму. У родных же причалов редко-редко швартуются суда, пришедшие из дальних странствий по чужим широтам, по морям и рекам.
Этот теплоход возник на горизонте неожиданно. Пройдя сквозь занавес солнечных лучей, он сверкнул белизной надстройки и с каждой минутой стал приближаться. Стоящие на причале сразу увидели большое красное полотно с белыми буквами:"Здравствуй, Карелия !".
- Молодцы, ребята, - восторженно сказал сказал кто-то. - Приветствуют свой родной порт. Видно, здорово соскучились.
Теплоход "БАЛТИЙСКИЙ - 58" вошел в воды Онежского озера в полдень. Капитан Станислав Антонович ЛИТВИНОВ вынес из каюты большой кусок красного полотна. И через несколько минут боцман Саша АХТАМОНОВ с матросами укрепил транспарант на лобовой части надстройки. Его-то и увидели раньше всего на причале.
А у руля уже занял место Василий СИДОРОВ.Он самый опытный рулевой на судне и в этом длительном плавании не раз вводил теплоход в разные порты мира. Но эта последняя вахта - самая почетная. Ему предстоит подвести теплоход к родному причалу.
...Быстро заводятся швартовные концы. Теплоход "приклеился" к стенке причала. Объятия родных, друзей, короткие приветствия - и забыты тысячи миль дальних дорог. Ребята дома.
В родном порту "БАЛТИЙСКИЙ-58" не был с ноября прошлого года. За это время он совершил рейсы во многие порты ФРГ, Швеции, Франции, Голландии. Домой вернулся из Ирана.
Но слава о добрых делах экипажа судна все же долетела сюда, в Карелию. Уже почти девять месяцев подряд речники перевыполняют плановые задания. Нынешний год они решили отметить ударным трудом в честь 50-летия образования СССР. Им, представителям одной из самых молодых национальных республик, особенно хорошо известны плоды дружбы народов нашей Родины.
Карелия - озерный край- никогда раньше не имела своего флота, хотя вся жизнь и карелов и финнов была связана с водой. Сейчас же республика имеет современный транспортный флот. Теплоходы Беломорско-Онежского пароходства можно встретить на морях и реках всех стран Европы. Они одними из первых проложили постоянные торговые пути из Северного моря и Балтики на Каспий, к самым южным его берегам, в Иран. "БАЛТИЙСКИЙ - 58" и сейчас взял там груз хлопка для Федеративной Республики Германии.
- У многих за рубежом вызывают удивление и восхищение наши суда смешанного река-море плавания, - рассказывает первый помощник капитана Б.Е.РЕМЕЗОВ.- Наши ребята зарекомендовали себя отличными моряками, а суда - выше всяких похвал. Особенно удивляет многих за рубежом то, что подобные суда имеет Карелия. Представление о нашей республике связано лишь с озерами и лесами, старинными памятниками архитектуры. Когда зарубежные гости приходят на теплоход, они с удивлением слушают рассказы о том, как расцвел северный край за годы Советской власти.
Если внимательно, рейс за рейсом, проследить всю работу экипажа "БАЛТИЙСКОГО -58" в этом году, то сразу станет ясно, что дела у него идут очень хорошо. Постоянно перевыполняются задания, нет рекламаций от владельцев грузов, сокращаются стоянки в портах.Вот справка, которую дал мне второй помощник капитана Алексей КОРОЛЕВ.
За семь месяцев, что не был теплоход в родном порту, доставлено почти 16 тысяч тонн различных грузов. Речники перевозили уголь, гипс, хлопок, генеральные грузы - всего не перечислишь. У экипажа теплохода установились добрые отношения с коллективами портов Клайпеда и Вентспилс. Еще на подходе к этим городам с теплохода уходит радиограмма, где говорится, что докеры вызываются на соревнование.И это соревнование помогает успешно выполнять ответственные задания. Все месячные планы нынешнего года перевыполнены.
Успешно завершить задания экипажу помогает и установившийся в коллективе творческий настрой. Здесь сложилась хорошая практика. Если вдруг появляется необходимость сделать какую-то профилактическую работу в машинном отделении или на палубе, то создается ударная группа. В ее состав входят механики и мотористы, матросы и штурманы. В личное время они выполняют многие работы. Особенно активно занимаются этими делами третий механик, председатель судкома Н.КИСЕЛЕВ, мотористы С.МАКАРЕНКО, М.СОРОКИН, рулевые Ю.ШУМИЛОВ, В.СИДОРОВ, электромеханик А.КАЛАШНИКОВ и многие другие.
В прошлом году ударные ремонтные бригады выполнили различных работ на пять тысяч рублей ! И сейчас теплоход, несмотря на сложное круглогодовое плавание, в отличном состоянии.
Недолго были ребята в родном порту . Прощальный гудок пролетел над причалом. Рулевой Василий СИДОРОВ положил руль "лево на борт" - путь назад к Волго-Балтийскому пути, а там - через Ладожское озеро- в море.
В.АСТАШИН. Наш спец.корр. Петрозаводск.
Теплоход "БЕЛОМОРСКИЙ -14" был первым судном Беломорско-Онежского пароходства, совершившим загранрейс. Мы помним об этом событии.
И знаем: тот рейс был началом. Он не был рейсом, каковые принято называть дальними. То был прорыв. Почин. Новые, необычные для того времени сухогрузы "БАЛТИЙСКИЙ" продолжили важное дело. Именно с этих судов начались массовые перевозки экспортно-импортных грузов, именно на базе этих судов строили теплоходы увеличенной грузоподъемности - сухогрузы "СОРМОВСКИЙ".
В БОП-ве было 38 теплоходов "БАЛТИЙСКИЙ". Они были первыми:
Теплоходы "БАЛТИЙСКИЙ- 10" и "БАЛТИЙСКИЙ -9" в июне 1964 года первым рейсом с рудой прибыли в Вытегру на открытие Волго-Балта.
Теплоход "БАЛТИЙСКИЙ - 18" первым из судов смешанного плавания совершил дальний рейс в июле-августе 1964 года из заполярного Мурманска в город Баку на Каспии.
Теплоход "БАЛТИЙСКИЙ -10" первым из судов этого проекта в Баренцевом море выдержал удар урагана и благополучно прибыл в Мурманск.
Теплоход "БАЛТИЙСКИЙ - 34" в 1965 году выполнил опытный рейс с пиломатериалами из Петрозаводска в греческий порт Пирей.
Теплоход "БАЛТИЙСКИЙ - 56" в 1967 году начал работать в Средиземном море в дальнем плавании.
"ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ" от 29 июня 1972 года. "ЗДРАВСТВУЙ, КАРЕЛИЯ !"
Летняя навигация на Онежском озере в разгаре. Только в Петрозаводском порту судов не густо: разбежались они по голубым дорогам в разные концы страны, дружно взялись за работу, которая копилась в разных портах всю зиму. У родных же причалов редко-редко швартуются суда, пришедшие из дальних странствий по чужим широтам, по морям и рекам.
Этот теплоход возник на горизонте неожиданно. Пройдя сквозь занавес солнечных лучей, он сверкнул белизной надстройки и с каждой минутой стал приближаться. Стоящие на причале сразу увидели большое красное полотно с белыми буквами:"Здравствуй, Карелия !".
- Молодцы, ребята, - восторженно сказал сказал кто-то. - Приветствуют свой родной порт. Видно, здорово соскучились.
Теплоход "БАЛТИЙСКИЙ - 58" вошел в воды Онежского озера в полдень. Капитан Станислав Антонович ЛИТВИНОВ вынес из каюты большой кусок красного полотна. И через несколько минут боцман Саша АХТАМОНОВ с матросами укрепил транспарант на лобовой части надстройки. Его-то и увидели раньше всего на причале.
А у руля уже занял место Василий СИДОРОВ.Он самый опытный рулевой на судне и в этом длительном плавании не раз вводил теплоход в разные порты мира. Но эта последняя вахта - самая почетная. Ему предстоит подвести теплоход к родному причалу.
...Быстро заводятся швартовные концы. Теплоход "приклеился" к стенке причала. Объятия родных, друзей, короткие приветствия - и забыты тысячи миль дальних дорог. Ребята дома.
В родном порту "БАЛТИЙСКИЙ-58" не был с ноября прошлого года. За это время он совершил рейсы во многие порты ФРГ, Швеции, Франции, Голландии. Домой вернулся из Ирана.
Но слава о добрых делах экипажа судна все же долетела сюда, в Карелию. Уже почти девять месяцев подряд речники перевыполняют плановые задания. Нынешний год они решили отметить ударным трудом в честь 50-летия образования СССР. Им, представителям одной из самых молодых национальных республик, особенно хорошо известны плоды дружбы народов нашей Родины.
Карелия - озерный край- никогда раньше не имела своего флота, хотя вся жизнь и карелов и финнов была связана с водой. Сейчас же республика имеет современный транспортный флот. Теплоходы Беломорско-Онежского пароходства можно встретить на морях и реках всех стран Европы. Они одними из первых проложили постоянные торговые пути из Северного моря и Балтики на Каспий, к самым южным его берегам, в Иран. "БАЛТИЙСКИЙ - 58" и сейчас взял там груз хлопка для Федеративной Республики Германии.
- У многих за рубежом вызывают удивление и восхищение наши суда смешанного река-море плавания, - рассказывает первый помощник капитана Б.Е.РЕМЕЗОВ.- Наши ребята зарекомендовали себя отличными моряками, а суда - выше всяких похвал. Особенно удивляет многих за рубежом то, что подобные суда имеет Карелия. Представление о нашей республике связано лишь с озерами и лесами, старинными памятниками архитектуры. Когда зарубежные гости приходят на теплоход, они с удивлением слушают рассказы о том, как расцвел северный край за годы Советской власти.
Если внимательно, рейс за рейсом, проследить всю работу экипажа "БАЛТИЙСКОГО -58" в этом году, то сразу станет ясно, что дела у него идут очень хорошо. Постоянно перевыполняются задания, нет рекламаций от владельцев грузов, сокращаются стоянки в портах.Вот справка, которую дал мне второй помощник капитана Алексей КОРОЛЕВ.
За семь месяцев, что не был теплоход в родном порту, доставлено почти 16 тысяч тонн различных грузов. Речники перевозили уголь, гипс, хлопок, генеральные грузы - всего не перечислишь. У экипажа теплохода установились добрые отношения с коллективами портов Клайпеда и Вентспилс. Еще на подходе к этим городам с теплохода уходит радиограмма, где говорится, что докеры вызываются на соревнование.И это соревнование помогает успешно выполнять ответственные задания. Все месячные планы нынешнего года перевыполнены.
Успешно завершить задания экипажу помогает и установившийся в коллективе творческий настрой. Здесь сложилась хорошая практика. Если вдруг появляется необходимость сделать какую-то профилактическую работу в машинном отделении или на палубе, то создается ударная группа. В ее состав входят механики и мотористы, матросы и штурманы. В личное время они выполняют многие работы. Особенно активно занимаются этими делами третий механик, председатель судкома Н.КИСЕЛЕВ, мотористы С.МАКАРЕНКО, М.СОРОКИН, рулевые Ю.ШУМИЛОВ, В.СИДОРОВ, электромеханик А.КАЛАШНИКОВ и многие другие.
В прошлом году ударные ремонтные бригады выполнили различных работ на пять тысяч рублей ! И сейчас теплоход, несмотря на сложное круглогодовое плавание, в отличном состоянии.
Недолго были ребята в родном порту . Прощальный гудок пролетел над причалом. Рулевой Василий СИДОРОВ положил руль "лево на борт" - путь назад к Волго-Балтийскому пути, а там - через Ладожское озеро- в море.
В.АСТАШИН. Наш спец.корр. Петрозаводск.
СУХОГРУЗЫ "БАЛТИЙСКИЙ". ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ ДАЛЬНИХ МОРСКИХ ДОРОГ.ЗАБЫТЬ НЕВОЗМОЖНО.
Теплоход "БАЛТИЙСКИЙ -60". Выгрузка пиломатериалов в зарубежном порту. 1970-е годы..
Андрей Меньшутин
Порезали на иголки мой первый пароход – «Балтийский 69».Старенький он был конечно. Построен и спущен на воду в Калининграде , на заводе с красивым названием « Янтарь» … в очень далеком - 1967 году .40 лет для парохода - все равно что для человека 100 ...
Я был на нем восемь месяцев в 1989 …пролез все его двойные борта и двойное дно . Прошел вместе с ним почти 40 000 километров …это был мой самый ПЕРВЫЙ сухогруз . Наверное это тоже что и первая любовь и не забудется никогда .
Именно на нем мы поймали в Средиземке и вытащили на борт – холодильник . Во втором трюме – играли в футбол и волейбол . На палубе – строили бассейн . В машине я мыл слани с пенообразователем и по ним потом можно было ходить в одних носках .
Здесь я услышал знаменитое : наберут детей на флот ! ни пить ни работать не умеют только отвечай за них . На нем - первый помощник устроил турнир по теннису и победившему всех третьему штурману ,он же вручил странный приз …женские колготки .
По его палубе – наматывал круги дед и он же потом грозил кулаком – низко пролетавшему натовскому самолету .
Тот же старший механик пугал на нем меня Пиндушами …пришли мы в них совсем не страшных . Разоружались , выпаривались и зачищались . И нас вместе с ним вытащили на слип . Последнюю ночь – на той практике …я спал в промерзшей каюте в одежде и накрывшись еще и двумя матрасами .
Утром - перебрался на соседний сухогруз и с него уже на засыпанную снегом - землю . Станция Медгора и поезд Мурманск-Москва . Закончил учебу и в мае вернулся опять в Пиндуши , которые рядом с Лумбушами .
Меня направили на «Волго-Балт 146 » стоящий дальше в затоне . Дорога вела к нему через слип и стоящий на нем среди десятка других вытащенных на берег теплоходов – и тот первый …. «Балтийский – 69 » . Поднялся по высоким лесам – на палубе был озабоченный и замученный ремонтом дед .
Зашел в свою бывшую и пустую каюту …и забрал там забытую в прошлом году расческу – интересная такая была …финская и с открывалкой для пробок …
За восемь лет моей работы в Беломорско - Онежском пароходстве …мы встретились с ним только еще один раз – в Питере в 1992 году …
Старичок успел побегать аж под флагом Камбоджи и переименовали его в "LITTLE KID I". И в 2009 …разрезали в Турции.
Такое ощущение , что и от меня самого – что то отрезали …
Теплоход "БАЛТИЙСКИЙ -60". Выгрузка пиломатериалов в зарубежном порту. 1970-е годы..
Андрей Меньшутин
Порезали на иголки мой первый пароход – «Балтийский 69».Старенький он был конечно. Построен и спущен на воду в Калининграде , на заводе с красивым названием « Янтарь» … в очень далеком - 1967 году .40 лет для парохода - все равно что для человека 100 ...
Я был на нем восемь месяцев в 1989 …пролез все его двойные борта и двойное дно . Прошел вместе с ним почти 40 000 километров …это был мой самый ПЕРВЫЙ сухогруз . Наверное это тоже что и первая любовь и не забудется никогда .
Именно на нем мы поймали в Средиземке и вытащили на борт – холодильник . Во втором трюме – играли в футбол и волейбол . На палубе – строили бассейн . В машине я мыл слани с пенообразователем и по ним потом можно было ходить в одних носках .
Здесь я услышал знаменитое : наберут детей на флот ! ни пить ни работать не умеют только отвечай за них . На нем - первый помощник устроил турнир по теннису и победившему всех третьему штурману ,он же вручил странный приз …женские колготки .
По его палубе – наматывал круги дед и он же потом грозил кулаком – низко пролетавшему натовскому самолету .
Тот же старший механик пугал на нем меня Пиндушами …пришли мы в них совсем не страшных . Разоружались , выпаривались и зачищались . И нас вместе с ним вытащили на слип . Последнюю ночь – на той практике …я спал в промерзшей каюте в одежде и накрывшись еще и двумя матрасами .
Утром - перебрался на соседний сухогруз и с него уже на засыпанную снегом - землю . Станция Медгора и поезд Мурманск-Москва . Закончил учебу и в мае вернулся опять в Пиндуши , которые рядом с Лумбушами .
Меня направили на «Волго-Балт 146 » стоящий дальше в затоне . Дорога вела к нему через слип и стоящий на нем среди десятка других вытащенных на берег теплоходов – и тот первый …. «Балтийский – 69 » . Поднялся по высоким лесам – на палубе был озабоченный и замученный ремонтом дед .
Зашел в свою бывшую и пустую каюту …и забрал там забытую в прошлом году расческу – интересная такая была …финская и с открывалкой для пробок …
За восемь лет моей работы в Беломорско - Онежском пароходстве …мы встретились с ним только еще один раз – в Питере в 1992 году …
Старичок успел побегать аж под флагом Камбоджи и переименовали его в "LITTLE KID I". И в 2009 …разрезали в Турции.
Такое ощущение , что и от меня самого – что то отрезали …
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 30 июл 2017, 11:14, всего редактировалось 1 раз.
СУХОГРУЗЫ "БАЛТИЙСКИЙ". ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ ДАЛЬНИХ МОРСКИХ ДОРОГ.ЗАБЫТЬ НЕВОЗМОЖНО.
СУХОГРУЗЫ "БАЛТИЙСКИЙ". ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ ДАЛЬНИХ МОРСКИХ ДОРОГ.ЗАБЫТЬ НЕВОЗМОЖНО.
Теплоход "БАЛТИЙСКИЙ-55" в порту Петрозаводск. Фото 1960-х годов.
Газета "Водник Карелии" от 16 сентября 1976 года. ВНИМАНИЕ - ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ.
В комсомольско-молодежном экипаже теплохода "БАЛТИЙСКИЙ-55" уделяется большое внимание спортивной работе. И это не случайно, ведь моряки должны быть сильными, ловкими, смелыми.
Очень популярен в этом коллективе волейбол. Созданы две команды. В одном из трюмов судна оборудована площадка, где играют многие моряки теплохода в свободное от вахты время. Во время стоянок в советских и иностранных портах часто разгораются жаркие баталии между спортсменами "БАЛТИЙСКОГО-55" и других судов. Во время стоянки в Папенбурге между первой и второй волейбольными командами состоялись четыре встречи. А в Архангельске сборная команда судна сыграла с моряками "БАЛТИЙСКОГО - 58" и одержала победу со счетом 2 : 1 . Победили волейболисты "БАЛТИЙСКОГО -55" и команду "СОРМОВСКОГО - 7" со счетом 3 : 0. В порту Бремен палубная и машинная команды вновь сразились между собой. Первенство одержала палубная команда.
С большим интересом моряки теплохода "БАЛТИЙСКОГО - 55" стали играть в городки. В Амстердаме провели встречу любителей городошного спорта.
Большая заслуга в организации спортивных состязаний принадлежит физоргу - третьему штурману И.СЕРОВУ.
Теплоход "БАЛТИЙСКИЙ-55" в порту Петрозаводск. Фото 1960-х годов.
Газета "Водник Карелии" от 16 сентября 1976 года. ВНИМАНИЕ - ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ.
В комсомольско-молодежном экипаже теплохода "БАЛТИЙСКИЙ-55" уделяется большое внимание спортивной работе. И это не случайно, ведь моряки должны быть сильными, ловкими, смелыми.
Очень популярен в этом коллективе волейбол. Созданы две команды. В одном из трюмов судна оборудована площадка, где играют многие моряки теплохода в свободное от вахты время. Во время стоянок в советских и иностранных портах часто разгораются жаркие баталии между спортсменами "БАЛТИЙСКОГО-55" и других судов. Во время стоянки в Папенбурге между первой и второй волейбольными командами состоялись четыре встречи. А в Архангельске сборная команда судна сыграла с моряками "БАЛТИЙСКОГО - 58" и одержала победу со счетом 2 : 1 . Победили волейболисты "БАЛТИЙСКОГО -55" и команду "СОРМОВСКОГО - 7" со счетом 3 : 0. В порту Бремен палубная и машинная команды вновь сразились между собой. Первенство одержала палубная команда.
С большим интересом моряки теплохода "БАЛТИЙСКОГО - 55" стали играть в городки. В Амстердаме провели встречу любителей городошного спорта.
Большая заслуга в организации спортивных состязаний принадлежит физоргу - третьему штурману И.СЕРОВУ.
СУХОГРУЗЫ "БАЛТИЙСКИЙ". ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ ДАЛЬНИХ МОРСКИХ ДОРОГ.ЗАБЫТЬ НЕВОЗМОЖНО.
О Беломорско-Онежском пароходстве, его людях, флоте писала и республиканская газета "Karjalan Sanomat ", издававшаяся на финском языке. В номере от 6 июля 1986 года в рубрике "Сегодня День работников морского и речного флота" был опубликован репортаж "В порту Петрозаводска". На фотографиях Виктора Трошева - капитан Борис ШИШОВ и механик Андрей БЕРЕЗА.
В Петрозаводском порту находятся три сухогруза. Самый большой из них - "БАЛТИЙСКИЙ-9".
- Обычно работаем на линии Белое море - Балтика, - рассказывает капитан Борис Шишов. - Перевозим важные для нашей республики грузы, например, лес, строительные материалы. Наш экипаж молод. Большинство - выпускники Петрозаводского речного училища. "БАЛТИЙСКИЙ-9" принадлежит Беломорско-Онежскому пароходству. Часто бываем в Ленинграде, Калининграде и Риге. Приняли повышенные соц.обязательства к 27 съезду партии. Экономим топливо и смазочные материалы. В эту навигацию отработаем два дня на сэкономленном топливе.
Механик Андрей БЕРЕЗА работает на судне уже вторую навигацию. Как и все члены экипажа, он живет в Беломорске. Иногда кажется, что живу я постоянно на судне. Бывает, скучаю по дому, но работа у нас такая, что большую часть времени мы на теплоходе,- говорит Андрей.
Коллектив Беломорско-Онежского пароходства выполнил план первого полугодия на 110,3 процента, перевезено 580 тысяч тонн грузов сверх плана. План по пассажирским перевозкам выполнен на 125,9 процентов. Значительно выросла производительность труда. Коллектив пароходства в день профессионального праздника трудится добросовестно.
Виктор ПОПП.
О Беломорско-Онежском пароходстве, его людях, флоте писала и республиканская газета "Karjalan Sanomat ", издававшаяся на финском языке. В номере от 6 июля 1986 года в рубрике "Сегодня День работников морского и речного флота" был опубликован репортаж "В порту Петрозаводска". На фотографиях Виктора Трошева - капитан Борис ШИШОВ и механик Андрей БЕРЕЗА.
В Петрозаводском порту находятся три сухогруза. Самый большой из них - "БАЛТИЙСКИЙ-9".
- Обычно работаем на линии Белое море - Балтика, - рассказывает капитан Борис Шишов. - Перевозим важные для нашей республики грузы, например, лес, строительные материалы. Наш экипаж молод. Большинство - выпускники Петрозаводского речного училища. "БАЛТИЙСКИЙ-9" принадлежит Беломорско-Онежскому пароходству. Часто бываем в Ленинграде, Калининграде и Риге. Приняли повышенные соц.обязательства к 27 съезду партии. Экономим топливо и смазочные материалы. В эту навигацию отработаем два дня на сэкономленном топливе.
Механик Андрей БЕРЕЗА работает на судне уже вторую навигацию. Как и все члены экипажа, он живет в Беломорске. Иногда кажется, что живу я постоянно на судне. Бывает, скучаю по дому, но работа у нас такая, что большую часть времени мы на теплоходе,- говорит Андрей.
Коллектив Беломорско-Онежского пароходства выполнил план первого полугодия на 110,3 процента, перевезено 580 тысяч тонн грузов сверх плана. План по пассажирским перевозкам выполнен на 125,9 процентов. Значительно выросла производительность труда. Коллектив пароходства в день профессионального праздника трудится добросовестно.
Виктор ПОПП.
Комментариев нет:
Отправить комментарий