понедельник, 26 марта 2018 г.

БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОЕ ПАРОХОДСТВО 1940-2007. ЧАСТЬ 14.

КАПИТАНЫ - НАСТАВНИКИ. МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ АБАКУМОВ.

ФГБОУ ВО "Волжский государственный
университет водного транспорта". Память о Мастере.


Изображение

Капитан-учитель

В каждой судоходной компании имеется должность капитана-наставника, в обязанности которой входит оказание помощи в становлении молодым специалистам.

А есть капитаны, которые по зову сердца помогают и поддерживают молодых штурманов в их профессиональном становлении, по отечески советом и личным примером прививают необходимые качества, помогают им дойти до капитанских обязанностей.

Одним из них являлся капитан Беломорско – Онежского пароходства, капитан дальнего плавания Абакумов Михаил Павлович.

Михаил Павлович Абакумов родился в 1938 году в городе Михайловка Астраханской области. Учебу начал в 1955 в Астраханской мореходной школе, а с 1958 по 1962 год обучался в Астраханском мореходном училище, в настоящее время входит с состав филиала ФГБОУ ВО «ВГУВТ» «Каспийский институт морского и речного транспорта». После окончания учебы был распределен в Беломорскую базу флота Беломорско-Онежского пароходства, являвшегося одним из передовых пароходств Министерства речного флота. Начинал трудовую деятельность Михаил Абакумов на судах типа «Беломорский». В то время наблюдался огромный дефицит дипломированных специалистов и уже через пять лет после окончания училища Абакумов работает капитаном на теплоходе «Медвежегорск» проекта ФИН - 1000/ 540.

Период становления начинающих капитанов всегда представляется весьма трудным, а в то время это было сопровождено с дополнительными проблемами нехватки грамотных специалистов, очень часто приходилось работать с людьми малоподготовленными, не в полной мере отвечающим требованиям к квалификации. Михаил Павлович в каждом конкретном случаю умел находить верное решение, вверенное ему судно работало без замечаний. Молодой, трудолюбивый, энергичный и грамотный капитан был замечен руководством и в 1967 году был переведен в Петрозаводскую базу флота, где получил в командование новый теплоход загранплавания «Балтийский-57». Работать пришлось как в южном регионе, так и на Балтике и в Северном море.

В 1977 Абакумов получил предложение перейти на береговую работу в пароходство капитан-наставником. В то время он уже был семейным человеком, у него родились две дочери, Михаил Павлович принял предложение. Работая капитан-наставником Абакумов большое внимание уделял работе с молодыми специалистами, готовил будущих капитанов пароходства, делился с ними своим практическим опытом. Однако отработав в службе безопасности мореплавания два года Михаил Павлович заскучал, почувствовав, что его настоящее место на мостике, захотелось вернуться к свои капитанским обязанностям.

В 1978 году Абакумов получает под своё командование новое судно «Балтийский-108» финской постройки. Судно работало в западном регионе, совершая рейсы из портов Северного моря на прибалтийские порты, были рейсы на Мурманск и порты Белого моря.

В 2002 году здоровье Михаила Павловича резко ухудшилось, пришлось перейти на береговую работу, а затем вскоре уйти на инвалидность. 26 февраля 2006 года Михаила Петровича не стало, ушел из жизни опытный наставник молодых штурманов, подготовивший целую плеяду капитанов для судов смешанного «река-море» плавания, многие из которых успешно трудятся в различных отечественных и иностранных компаниях.

Абакумов награжден орденом Трудового красного знамени, был отмечен как лучший специалист отрасли, являлся ветераном Беломорско-Онежского пароходства.


Авторам статьи, в свое время, посчастливилось работать под началом Михаила Павловича, работать с ним было интересно, он мог всегда подсказать как разрешить любую проблему, дать дельный совет. Этот подход к работе отмечался большим доверием к молодым начинающим судоводителям. Михаил Павлович Абакумов был настоящим учителем от бога, капитаном-учителем. Его именем «Капитан Абакумов» назван восьмой теплоход проекта 005RSD03 из серии судов «Карелия», построенных на Онежском судостроительном заводе в Петрозаводске в 2007 году. Первым капитаном теплохода стал выпускник факультета судовождения 1973 года (второй выпуск) С. Клочков.


М. Чурин, декан факультета судовождения, капитан дальнего плавания,


Анатолий Леонов, преподаватель НРУ им. И.П. Кулибина, капитан дальнего плавания 




КАПИТАН ДАЛЬНЕГО ПЛАВАНИЯ АБАКУМОВ. ЧЕЛОВЕК И ТЕПЛОХОД.

Изображение

Теплоход "КАПИТАН АБАКУМОВ" был построен на Онежском судостроительном заводе, Государственный флаг России на новом теплоходе поднят 6 июля 2007 года.
Поучаствовать в красивой церемонии собрались заводчане и многочисленные гости. Отдельно на завод в этот день были приглашены близкие родственники капитана Михаила Абакумова, человека, много лет проработавшего на судах Беломорско-Онежского пароходства.

"КАПИТАН АБАКУМОВ" - восьмое крупное судно, построенное на Онежском судостроительном заводе, всего же серия насчитывает 12 единиц. Теплоход был построен под надзором Российского морского регистра судоходства и отвечает необходимым международным конвенциям.Сухогруз, относится к проекту 005RSD03 - "Россиянин". Его водоизмещение - около пяти тысяч тонн, длина - 108 метров, ширина 16,5 метра, осадка- 3,6 метра.. Эти суда предназначены для перевозки лесных, навалочных, зерновых и крупногабаритных грузов, а также контейнеров международного стандарта. Теплоход оснащен современным оборудованием, позволяющим осуществлять перевозку грузов на международных морских линиях с дальностью плавания до 4 тысяч морских миль.
К сожалению, теплоход в 2016 году был продан Каспийскому морскому пароходству и переименован, ныне он называется HUSEYN JAVID, порт приписки -Баку.


В далеком 1977 году ведомственная газета "ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ" в номере от 5 мая под рубрикой "Река-море" опубликовала проблемный материал журналиста В.ПАНЮШКИНА.
В разговоре на актуальную тему участвуют капитаны Беломорско-Онежского пароходства, в том числе и капитан-наставник Михаил Павлович АБАКУМОВ.


СО "СВОИМ УСТАВОМ".

Начало беседы с начальником службы загранперевозок и движения флота Беломорско-Онежского пароходства Федором Григорьевичем РЕПИЧЕМ не предвещало никаких существенных коррективов в мысленно сконструированный репортаж.
В нынешнем году пароходство отмечает своеобразный юбилей. ровно десять лет назад отправился в "загранку" теплоход "БАЛТИЙСКИЙ-56". На следующий год их было четыре...А теперь около пятидесяти судов ( большая часть флота) уверенно прокладывает курсы в далеких морях, по многу месяцев не заходя в родной порт. Загранплавания стали будничным, привычным делом.
- А похвалиться-то сейчас нам нечем...
Эти слова произнесенные РЕПИЧЕМ, прозвучали как-то неожиданно. Как ? Одно из крупнейших в стране речных пароходств, осуществляющих заграничные перевозки ( БОП уступает в этом только Северо-Западному пароходству), и вдруг - "похвалиться нечем".
-Да,- продолжает Федор Григорьевич, - есть такие "прозаические" вещи, как план, прибыль, тонно-километры.... В январе, правда, план выполнили. А в феврале шли с отставанием приблизительно на пять процентов. Навряд ли вытянем...
И тут же, словно упреждая мои вопросы, посоветовал:
- Поговорите с кем - нибудь из наших капитанов. С теми, что сейчас ходят на заграничных линиях.
- Да разве это возможно? По радио, что ли ?
- Нет, здесь, в пароходстве....
И РЕПИЧ вздохнул.
Через несколько минут в пустынном зале заседаний пароходства у меня состоялась незапланированная беседа с капитаном теплохода "БАЛТИЙСКИЙ -57" Валерием Кузьмичем ВЛАСОВЫМ. В ней принял участие и капитан-наставник Михаил Павлович АБАКУМОВ, моряк с большим стажем, передавший, кстати, "из рук в руки" "БАЛТИЙСКИЙ - 57" своему молодому коллеге.
-Вообще-то, - начал ВЛАСОВ, - сейчас я не должен бы находиться здесь, в Петрозаводске. Конечно, семья довольна...Но, честное слово, лучше, если бы не было повода для этого "отпуска не по семейным обстоятельствам"...
Седьмого февраля "БАЛТИЙСКИЙ -57" прибыл из Бремена в Калининград. Груз - трубы малого диаметра. Семь суток простояли на рейде. Потом стало известно, что ждать разгрузки придется как минимум до конца февраля: порт "забит". Там же находились еще четыре судна БОП-ва, пришедших раньше..
- Подобная стоянка, правда, чуть короче, была и в прошлом месяце, -рассказывал дальше ВЛАСОВ. - Только не в Калининграде, а в Вентспилсе....
Как объяснить все это экипажу ? Каждый раз люди стараются сделать все, чтобы быстрее обернуться с грузом, соревнуются...На общем собрании взяли обязательство: план 1977 года выполнить к 25 декабря. А если дело дальше так пойдет, ( хоть вины экипажа никакой нет ), ясно, что не выполним план. Да и можно ли надеяться на успех, если из-за простоев делаем всего один рейс в месяц...
В разговор вступил Михаил павлович АБАКУМОВ:
- Что-то в последнее время у нас появилось немало "непробиваемых" проблем. Вот, скажем, уже ставшие притчей во языцех тонно-километры. Основной показатель ! Есть тонно-километры - есть план. Получается по принципу: бери побольше, кидай подальше....Когда-то для речников, вероятно, этот показатель действительно был важным. Возили, например, по Волге песок, гравий... Но сейчас-то многое изменилось.Дело имеем с заграницей, значит, нужно прежде всего уметь считать, работать с прибылью, брать выгодный груз. Скажем, те же трубы...Хоть возни с ними больше, чем с углем, но зато один рейс может по прибыли с лихвой перекрыть несколько. А ведь с неохотой сейчас идут на это речники: хоть миллионы заработай, а не "натянул" по весу или расстоянию, будешь ходить в отстающих. Лучше уж уголек возить...
Нелогично как-то получается. давно пора пересмотреть устаревшие каноны, привести их в соответствие с жизнью....
Слова "пора пересмотреть" я еще не раз слышал в дни знакомства с пароходством. Передо мной рейсовое донесение капитана теплохода СОРМОВСКИЙ-31" Николая Никандровича ВОЗНЕСЕНСКОГО, присланное 20 января:
"Организация штурманской службы по речному Уставу приводит к излишней переутомляемости капитана и, на мой взгляд, не приносит ничего положительного. Капитан должен сам распределять свое присутствие на мостике. Аварии - не следствие недостатков Устава морского флота, а результат упущений по организации службы. Впервые, видимо, речной флот работает " в чужом монастыре со своим уставом".
Читая это донесение, я вспомнил недавние высказывания ВЛАСОВА и АБАКУМОВА:
- Речники-то мы речники, да не те, что были раньше. Ведь большую часть года мы проводим в морях, а не на реке. В тех же районах, в тех же условиях, что и суда морского флота. И работу делаем ту же. А "регламент поведения" у нас свой, особенный.Чем вызвана, скажем, необходимость обязательно нести капитану вахту третьего штурмана ? Ведь часто случается такое: отстоял капитан положенную вахту в самых благоприятных условиях, когда и новичок бы справился. А вскоре подвернулись и неблагоприятные: узкости, снижение видимости, шторм или еще что. Естественно, тут уж необходимо обязательное присутствие "Самого". Да и какой же капитан станет отдыхать в это время...
Петр Алексеевич СТРЕЛКОВ, начальник службы безопасности судовождения, словно продолжая мысли капитанов, в разговоре со мной сказал:
- Пора, давно пора пересмотреть некоторые положения речного Устава применительно к нынешней ситуации. Они должны соответствовать морскому кодексу, каждая строка которого давно уже выверена, подкреплена всей многовековой практикой мереплавания.
К этим словам можно только добавить: проблемы, с которыми я столкнулся в Беломорско-Онежском пароходстве, стоят того, чтобы подумать о них всерьез.



ТЕПЛОХОД "БАЛТИЙСКИЙ-33" В МУРМАНСКЕ.

Изображение


"Водник Карелии" от 3 июля 1979 года. Из письма в редакцию моториста теплохода "Балтийский -33" В.СЫРОЕЖКО. "Заполярье-край суровый и нежный".


Мурманск-крупный рыбный порт. Очень много траулеров, плавбаз. В воздухе ощущается запах рыбы. Но особенно впечатляют корабли науки и ледоколы. Вот стоит первый в мире атомный ледокол "Ленин". Мы помним его еще со школьной скамьи. Вот - "Капитан Сорокин", дизель-электроход "Лена". Эти суда очень много полезного сделали для исследования Арктики.
...- За эти ручки держался сам адмирал Макаров, -тихо сказал капитан-наставник М.П.АБАКУМОВ, когда мы стояли у машинного телеграфа "Ермака". Михаил Павлович -наш "гид", Он много знает об этих местах, заостряет внимание на главном.
Мы стояли и молчали у памятника ледоколу "Ермак" - "батюшки русского ледокольного флота". Из-за непонимания, бюрократизма и бездушия некоторых людей не уберегли это судно, изрезали на металлолом. А ведь это наша история. Разве не заслужил ледокол "Ермак" себе вечную стоянку ? Как много мог бы он дать будущим морякам...
...Потом в салоне нашего теплохода мы обсуждали книгу В.Васнецова "Повести северных морей". Автор ее- исследователь Арктики, участник первых советских океанологических исследований. Очень тепло рассказывает он о шхуне "Политотделец", построенной в 1930-х годах на Медвежьегорской судоверфи.. Эта шхуна внесла достойный вклад в науку... 


КАПИТАНЫ ВОСХОЖДЕНИЯ. АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ ДЮЖИЛОВ.

Изображение

Юрий Петрович Лежнев о капитане-наставнике А.А.ДЮЖИЛОВЕ.

Увидел на фото Александра Андреевича Дюжилова и вспомнил совместную работу.
Это было в 1977 году. На Кемском бережном фарватере, после выхода с отстоя в Рав-лудах по направлению к Выг-наволоку, в результате внезапно ухудшившейся погоды и волнения с востока буксиры-плотоводы "Ромбак" и "Олонка" с плотом оказались в аварийной ситуации. У плота лопнул оплотник, и пучки с пиловочником стало выбрасывать на берег. Капитан "Ромбака" П.П.Горячев попросил помощи у диспетчера в Беломорске. В помощь был отправлен Т/х"Братск", но к его прибытию в место аварии уже весь плот объемом 2 тыс кбм. разнесло вдоль берега, много пучков леса были разбиты. Капитаны буксиров в своих судовых журналах описали все произошедшее, сделали замеры силы и направления ветра. Суда отошли на безопасное место за остров и встали на якорь в ожидании улучшения погоды и прибытия катеров Кемской сплавконторы с другим оплотником. В течение недели бригада сплавконторы собирала аварийную древесину и совместными силами с катерами порта ее в кошелях доставляли в Беломорск на рейд ЛДК. На следующий день после аварии администрацией порта и капитаном "Ромбака" был заявлен морской протест у нотариуса г.Беломорск., даны соответствующие объяснительные и предоставлена справка о фактической погоде на время аварии от Метеостанции Разнаволока. Кемская сплавная контора подала иск в Арбитражный суд г.Петрозаводска с требованием возмещения ущерба от частичной потери леса и затрат на аварийные работы в сумме 14 тыс рублей. В арбитражном суде сторону пароходства представляли капитан-наставник ДЮЖИЛОВ А.А. и зам.начальника Беломорского морского порта ЛЕЖНЕВ Ю.П. Решением суда ответственность за аварию по причине "форс-мажора" с пароходства сняли.


Александр Андреевич ДЮЖИЛОВ начинал помощником капитана на буксирах Онежского озера. Уже в конце 1950-х - он капитан буксирного парохода "КЛАЙПЕДА" и назван в числе лучших капитанов буксирного флота пароходства. В 1966 году в числе награжденных орденом Трудового Красного Знамени - капитан-наставник Петрозаводской ремонтно-эксплуатационной базы флота ДЮЖИЛОВ Александр Андреевич. Человек, добросовестно делающий свое дело. Мастер и наставник.


КАПИТАНЫ ВОСХОЖДЕНИЯ. ВАЛЕНТИН КОШЕЛЕВ.

Изображение

КАПИТАНСКИЕ ВАХТЫ ВАЛЕНТИНА КОШЕЛЕВА.
На псковской земле, далекой от моря и крупных судоходных путей в 1936 году родился будущий капитан судов Беломорско-Онежского пароходства (БОП) Валентин Евгеньевич КОШЕЛЕВ. В 1956 году он, обучаясь на судоводителя в Ленинградском речном училище, прибыл для прохождения плавательской практики в Беломорск. Первым судном, на котором Валентин получил "боевое крещение", был буксирный пароход "САХАЛИН". Его капитаном был Петр Алексеевич СТРЕЛКОВ, потомственный помор. Основным ядром действующего в то время флота были морские буксиры, выполнявшие буксировки лихтеров с лесом из Мезени, Архангельска и Онеги в Беломорск. За ними же следовали, перегоняемые на реки Сибири, различные плавучие объекты. Одним словом буксиры были своего рода "челноками", трудились денно и нощно. Валентин КОШЕЛЕВ, в тот же год, по окончании училища, был зачислен третьим штурманом на морской буксир "СУВОРОВ" к капитану КОЖЕВНИКОВУ Сергею Ивановичу. Капитан КОЖЕВНИКОВ в годы Великой Отечественной войны служил в дивизионе торпедных катеров под началом Героя-североморца А.О.Шабалина, где получил богатый опыт морской службы и по праву считался одним из первых морских специалистов БОП. Еще на двух таких же однотипных буксирах "БЕРИНГ" и "НЕВЕЛЬСКОЙ" Валентин КОШЕЛЕВ трудился штурманом. В зимнее время, он проходил обучение в Архангельском мореходном училище, чтобы получить морской диплом. А в 1963 году его назначают уже капитаном на буксир "АЗОВ".( Тот самый "АЗОВ", что до сих пор работает на линии Архангельск - Печора, тот, что участвовал как буксир "КРАСИН" в знаменитом фильме "Холодное лето 1953 года". Ред.)
Так быстро проходило становление, и это было характерным тому времени явлением. Беломорск на Поморском берегу оказался как бы центром притяжения романтиков моря, людей приезжающих с разных мест. Несмотря на большую текучесть кадров, морскую школу здесь специалисты получали хорошую. Шестидесятые годы- это период активной модернизации и обновления флота. На смену буксирам и лихтерам начали поступать самоходные грузовые суда как отечественные, так и построенные за рубежем. Конечно же первые "самоходки" были не достаточно мореходны, в эксплуатации и в бытовых условиях для экипажа не совершенны. Но этот путь коллективу молодого пароходства необходимо было пройти. КОШЕЛЕВ В.Е. в 1964-65 году работал капитаном на сухогрузах "ШАЛА" и "БЕЛОМОРСКИЙ-22". В тот год П.А.СТРЕЛКОВА, работавшего капитаном-наставником, перевели на повышение в управление БОП, а на свое место он предложил кандидатуру капитана КОШЕЛЕВА В.Е. За Беломорской группой флота были закреплены два капитана-наставника, КОШЕЛЕВ В.Е. и ГОРЕВ В.А. Они отвечали за организацию безопасности судовождения на Белом море. До 1967 года В.Е.КОШЕЛЕВ был на береговой работе. В открывшемся в Беломорске Филиале Петрозаводского речного училища , опытный капитан передавал свои знания будущим судоводителям. А потом снова заступил на капитанскую вахту в море. Менялись только суда -"БЕЛОМОРСКИЙ-30" ,"МОРСКОЙ-1" и ,значительно позднее, в 1979 году, "ВОЛГО-БАЛТ-216", на котором Валентин Евгеньевич трудился до 1983 года, выполняя рейсы в порты Балтийского и Черного морей. У ветерана пароходства много учеников, в последствии ставших капитанами. Они его помнят и по доброму называют наш дядя Валя. Все долгие годы капитанских вахт Валентина Евгеньевича на берегу его ждала семья - жена Евгения Александровна, дочь и два сына. Многие помнят как трепетно Валентин Евгеньевич относился к супруге. На флоте не без юмора. Очевидец рассказывает: Судно подходит в порт с моря. Моряки в предвкушении встречи с близкими. Но конец месяца, план на контроле. Капитан принимает решение пройти из 19 -го шлюза в 18-й без остановки. Старпом М.ГОЛОВИН, видя прогуливающуюся по причалу женщину, спрашивает капитана: "Валентин Евгеньевич, не Ваша ли "Графиня" на причале, пришла изъять зарплату у мужа?". Капитан ухмыляется: "Не время, идем в 18-й без остановки". На лицах членов команды минор. Женщина, видя проходящее мимо судно, машет рукой. В ответ ей раздаётся басовитый гудок теплохода.
В 1994 году закончились капитанские вахты, позади шторма и туманы, но еще долго продолжались трудовые будни. Более десяти лет Валентин Евгеньевич работал лоцманом в порту. Все это время он встречал и провожал пароходы, сравнивая их с теми что были прежде. Крепче стали суда, функциональнее что ли, солиднее. А оценить их он , опытный мореход, мог всесторонне. За столь длительный период работы на водном транспорте труд капитана Кошелева В.Е. по заслугам вознагражден Почетной грамотой МРФ и медалью "За трудовую доблесть". В 1983 году ему присвоено звание "Специалист высшего класса". В.Е.КОШЕЛЕВ-Ветеран Беломорско-Онежского пароходства и Ветеран труда Российской Федерации.


Ю.П.ЛЕЖНЕВ.


ТЕПЛОХОДЫ ТИПА "СОРМОВСКИЙ" В БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОМ ПАРОХОДСТВЕ.

Изображение]

Головной теплоход "50 лет Советской власти" типа "Сормовский" Беломорско-Онежское пароходство получило в 1967 году. Принимать судно в Горький выехал один из лучших капитанов БОП-ва Леонид Лазаревич ХОТЬКИН. С ним в приемке головного сухогруза нового поколения судов класса река-море участвовали старший механик Владимир Николаевич ФОТИЕВ и главный инженер пароходства Варлен Николаевич НАРИН.
Теплоходы "СОРМОВСКИЙ", проект 1557 - развитие проектов завода "Красное Сормово", по которым строились суда "ВОЛГО-БАЛТ" (пр. 791) и "БАЛТИЙСКИЙ" ( пр.781).
Теплоход "50 лет Советской власти" был построен на класс Регистра СССР КМ* Л4 - 1- II - СП.
Главные размерения:
длина наиб. - 114,2 метра
ширина - 13,22 метра
высота борта - 5,53 метра
осадка- 3, 42 метра
скорость хода - 10, 7 узла
дедвейт - 2925 тонн
мощность главной силовой установки - два дизеля по 660 л.с.

Тип судна: однопалубный двухвинтовой сухогрузный теплоход смешанного "река-море" плавания, с баком и ютом, с двойными бортами и двойным дном, имеющий четыре трюма с люковыми закрытиями, с машинным отделением и двухдечной надстройкой в кормовой части.

Назначение: перевозка генеральных штучных грузов, лесоматериалов, угля, строительных материалов, минеральных удобрений и прочих насыпных несмещающихся грузов, включая зерно.

Район плавания: между портами Северного, Балтийского, Каспийского, Азовского, Чёрного и Средиземного морей. В летний период — между портами тех же морей с заходом во внутренние водные пути России, Украины.
Суда типа "Сормовский" имели усиленный корпус, более совершенное оборудование и во многом заимствовали у предшественников конструкцию надстройки. Теплоходы более поздней постройки имели более совершенные крышки трюмов, а также отличались современными для той поры широкими окнами рубки.

Всего с 1967 по 1985 год на судостроительных предприятиях СССР в Сормово и Рыбинске построено 122 судна этого проекта, в том числе для Беломорско-Онежского пароходства - 22 теплохода.

Суда типа "Сормовский" успешно эксплуатировались ( некоторые работают до сих пор ) в пароходствах Министерства речного флота:Амурском, Северо-Западном, Волго-Донском, Волжском объединенном, Северном, в Главречфлоте Украины и в пароходствах Министерства морского флота: Азовском, Советском Дунайском, Каспийском и Черноморском. .


Теплоходы типа "СОРМОВСКИЙ" Беломорско-Онежского пароходства:

1. Теплоход "50 ЛЕТ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ", как уже упоминалось, построен в 1967 году. В 1995 году переименован, новое название- "ВИДЛИЦА". В 2000 году судно снова переименовано, стало называться "ОЛА" в связи с продажей фирме "Каспинфлот". С 2005 года судно было приписано к порту Махачкала и называлось "АЛЕКСАНДР СКВОРЕЦ". Теплоход выведен из эксплуатации и утилизирован в Алиаге, Турция в 2011 году.
В период работы в Беломорско-Онежском пароходстве теплоход стоял на заграничных линиях, в ведомственной и республиканской прессе его название часто встречалось в связи с высокими показателями в работе и передовыми методами эксплуатации.

Изображение

"Водник Карелии", март 1989 года. Теплоходу "50 лет Советской власти" 22 года.


Изображение


2. Теплоход "50 ЛЕТ ВЛКСМ". Построен в 1968 году в Рыбинске. Головной теплоход этого проекта рыбинской постройки. В 1993 году судно продано в Украину, теплоходу сменили название - WHITESNOW, перевели под "удобный флаг" с портом приписки Валетта. Сухогруз утилизирован в 2001 году.



Изображение

Изображение

3. Теплоход "БУРЕВЕСТНИК РЕВОЛЮЦИИ" построен в 1968 году в Сормово.Работал на заграничных линиях. В 2000 году продан частному лицу и переименован. Новое название "МЕДОН". Порт приписки Санкт-Петербург. В 2017 году находится в эксплуатации.

Изображение

4. Теплоход "СОРМОВСКИЙ-4" построен в Сормово в 1968 году, вскоре переименован, новое название - "АЛЕКСАНДР ПАШКОВ". Работал в БОП-ве на международных перевозках. В 1996 году продан, регистрация - Мальта. В 2007 году судно снова сменило владельца и имя. Теперь теплоход назывался "KRAMCO. Бывший сухогруз Беломорско-Онежского пароходства затонул в Черном море во время шторма в сентябре 2009 года.

Изображение


ТЕПЛОХОДЫ ТИПА "СОРМОВСКИЙ" В БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОМ ПАРОХОДСТВЕ.

Изображение

Теплоход типа "СОРМОВСКИЙ" "NIKA" в Одесском порту. Снимок сделан в 2008 году. Это - тот самый знаменитый в свое время автомобилевоз "СОРМОВСКИЙ-5". Судно доставляло в Европу автомобили ВАЗ из Тольятти. В 1996 году теплоход продали. С 2003 года он назывался "РУСЛАН". В 2007 году судно вновь продали и переименовали. "NIKA" - его последнее название. Портом приписки был Фритаун. Некогда известный в системе Министерства речного флота автомобилевоз закончил свою трудовую биографию в 2010 году и был разделан в Алиаге, Турция на металл.

"19 июня 1973 года был успешно завершен первый рейс нового автомобилевоза "СОРМОВСКИЙ-5". приняв на борт 208 малолитражек, теплоход благополучно прибыл в порт Антверпен" сообщала бассейновая газета "Водник Карелии".

Газета "Водный транспорт" от 02.06.73. "МОРСКИЕ ДОРОГИ "ЖИГУЛЕЙ".

Капитан теплохода "СОРМОВСКИЙ -5" Олег СЕРГИЕНКОВ еще раз обошел свое судно. Вроде бы все в порядке, можно уходить в рейс. А он будет необыкновенным - первым, экспериментальным. Теплоходу предстоит идти по Волге, Волго-Балтийскому водному пути имени В.И.Ленина, Балтийскому морю в порт Антверпен. В трюмах теплохода укреплено 208 автомашин "Жигули". Они предназначены для жителей городов Бельгии.
Проводить "СОРМОВСКИЙ - 5" пришли многие портовики волжского города Тольятти. И среди них - лучшие бригадиры речного порта В.Костюков и Г.Храмов. Именно этим двум коллективам было поручено загрузить теплоход для дальнего перехода. Задание было выполнено на "отлично".
И вот капитан "СОРМОВСКОГО-5" О.СЕРГИЕНКОВ скомандовал:"Отдать швартовы !" Начался экспериментальный рейс.
Портовикам волжского города автомобилестроителей только в эту навигацию предстоит отправить по рекам 7000 новеньких "Жигулей", а вот теперь к голубым дорогам нашей Родины добавились морские.


В.КОЛОСОВ

ТЕПЛОХОД "СОРМОВСКИЙ-6" БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОГО ПАРОХОДСТВА.

Изображение

Изображение

Республиканская газета "Ленинская правда" от 01 июля 1979 года. Рубрика "Сегодня день работников морского и речного флота".

КАЖДЫЙ РЕЙС НА ОТЛИЧНО.

В канун праздника экипаж нашего судна вернулся из Голландии. Туда мы доставили из Шалы пиломатериалы, а обратно - сталь для Волжского автомобильного гиганта. С планом этого рейса, посвященного Дню работников морского и речного флота, справились на 103 процента. При выполнении задания отличилась машинная команда во главе со старшим механиком Н.А.ВЕЛИКАНОВЫМ. В пути произведен большой объем покрасочных работ.
Наш теплоход постоянно работает на перевозках экспортно-импортных грузов. Несмотря на сложные условия зимнего плавания в водах Балтийского и Северного морей, экипаж досрочно выполнил план первого квартала. Успехи, достигнутые на старте года, закреплены на трудовой вахте в честь Дня работников морского и речного флота.
Нынешний праздник совпал для экипажа с еще одним знаменательным событием: исполнилось десять лет со дня подъема на судне государственного флага СССР. За это время пройдены десятки тысяч миль, перевезены многие тысячи тонн груза. Теплоход побывал в Англии, Болгарии, Голландии, Польше, Тунисе, Франции, в портах других стран. В 1974 году по итогам смотра использования резервов производства и режима экономии экипаж был награжден Почетной грамотой Министерства речного флота РСФСР. В соревновании на приз ветеранов Онежской флотилии мы заняли третье место. Неоднократно команда завоевывала вымпел управления Беломорско-Онежского пароходства.
На теплоходе организовано внутрисудовое соревнование за звание "Лучшая вахта" и "Лучший по профессии". По итогам 1978 года пяти членам экипажа - матросам 1 класса А.В. КАРЬКОВУ, и С.О.ГРАЧЕВУ, третьему механику В.М. ПЕТРОВУ, второму штурману В.Ш. ЗАРИПОВУ и старшему помощнику капитана А.М. ЗАВЬЯЛОВУ присвоено звание "Ударник коммунистического труда". Лучшей вахтой в мае признана вахта второго штурмана В.Ш.ЗАРИПОВА и второго механика А.Я. ТАРАСОВА, а звание " Лучший по профессии" присвоено матросу 1 класса С.О.ГРАЧЕВУ и электромеханику А.А. ЛЕВИНУ.
Последние шесть лет экипаж судна возглавляет капитан Ю.С.НЕФЕДОВ, окончивший Рижское речное, а затем - Ленинградское мореходное училища. Работая в Беломорско-Онежском пароходстве, он прошел путь от третьего штурмана до капитана. Личная дисциплинированность, постоянное взаимодействие с партийной организацией помогли Ю.С.НЕФЕДОВУ создать дружный и сплоченный коллектив, который успешно решает поставленные перед ним задачи.
Соревнуясь за досрочное выполнение заданий пятилетки, экипаж выполнил план трех лет на 103,9 процента, сэкономил 40 тонн топлива и почти шесть тонн дизельного масла. С программой нынешнего года решено справиться на неделю раньше срока.
Сегодня - в День работников морского и речного флота наш теплоход снова в пути. С грузом пиломатериалов Петрозаводского лесопильно-мебельного комбината он держит курс на французский порт Кан.


Л.ПЕШКОВ, первый помощник капитана.

На снимке- капитан теплохода "СОРМОВСКИЙ - 6" Ю.С.НЕФЕДОВ. Фото В.ТРОШЕВА.

Изображение

"Водник Карелии", октябрь 1989 года.

Грузия задержала российский сухогруз вблизи Поти
РБК | 15:55:19 09 февраля 2011 года.


"Береговая охрана Грузии задержала в акватории черноморского порта Поти российское судно "NARUKSOVO", сообщили в Департаменте морского транспорта страны.
"Российский сухогруз был задержан вследствие причинения ощутимого экологического ущерба портовой акватории", - говорится в заявлении ведомства. В отношении капитана судна - россиянина Петра УШАКОВА возбуждено административное дело, в случае признания вины ему грозит штраф до $35 тысяч. По последним данным, на капитана наложен минимальный штраф - $ 3 тысячи.
Отметим, что это уже седьмой подобный случай за последние полгода. Среди нарушителей были в основном сухогрузы и танкеры России, Турции и других стран."


Это, пожалуй, последнее сообщение о бывшем БОПовском теплоходе "Сормовский - 6". Пароходство получило сухогруз в числе первых судов проекта 1557 в 1969 году. Судно сразу же приступило к перевозкам грузов в загранплавании. Название "Сормовский -6" значилось на борту теплохода до осени 1994 года. Затем сухогруз ушел на юг и порт приписки Ленинград сменили на Таганрог. До апреля 2009 года теплоход назывался " НАДЕЖДА", затем его переименовали в "НАРУКСОВО".
В мае 2011 года бывший теплоход БОПа "СОРМОВСКИЙ - 6" был утилизирован в Алиаге, Турция. Он прослужил стране более 40 лет. Помнится, в одном из описаний судов этого типа значилось: "Планируемый срок службы судов типа "Сормовский"- 18 лет". Запас прочности теплохода оказался двойным....
.

ТЕПЛОХОД "СОРМОВСКИЙ -7" БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОГО ПАРОХОДСТВА

Изображение

Теплоход "СОРМОВСКИЙ-7" был построен в Сормово в 1969 году, использовался БОП-вом на международных перевозках до 1998 года, затем продан частной компании. Порт приписки - Пномпень. Три раза судну меняли названия: "БЕНЕНДЕН" - "PREMIER" - "RIGA-4". Выведен из эксплуатации и разделан на металл в Алиаге, Турция в 2010 году.



ТЕПЛОХОДЫ ТИПА "СОРМОВСКИЙ" В БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОМ ПАРОХОДСТВЕ.

Изображение

Теплоход "АЛЕКСАНДР ВЕРМИШЕВ" был построен в Рыбинске в 1969 году. Один из наиболее известных в пароходстве сухогрузов периода 1970-1980-х годов.. В 1985 году теплоход "АЛЕКСАНДР ВЕРМИШЕВ" под командованием капитана дальнего плавания Геннадия Владимировича АРХИПОВА и теплоход "СОРМОВСКИЙ -50", капитан дальнего плавания Геннадий Анатольевич РЖАНИКОВ, совершили рейс с грузами по программе "Северного завоза" из портов европейской части страны в Тикси. Подробно о плавании теплоходов по трассе Севморпути - в специальном материале ниже.
После 28 лет работы в Беломорско- Онежском пароходстве сухогруз "АЛЕКСАНДР ВЕРМИШЕВ" в 1997 году был продан в Астрахань и переименован. До 2008 года теплоход назывался " ОРИНОКО", затем - "ЗАНГАН - 3". В 2014 снова переименован и на 2017 год его название - "САВАЛАН". Судно принадлежит компании "Талыш шиппинг". С 2016 года находится на холодном отстое в Астрахани.


Изображение

Бывший теплоход "АЛЕКСАНДР ВЕРМИШЕВ" В 2000-е годы.

Изображение

Бывший теплоход "АЛЕКСАНДР ВЕРМИШЕВ" в Астрахани вне эксплуатации. 2016 год.

Первого мая 1988 года в газете "Водный транспорт" под рубрикой "Награды молодым" : " Вымпелом ЦК ВЛКСМ "Наследникам стахановских традиций" и первой денежной премией награжден комсомольско-молодежный экипаж теплохода " АЛЕКСАНДР ВЕРМИШЕВ" Беломорско-Онежского пароходства ( капитан В.ИГНАТОВИЧ, комсорг Н.АСОНОВ). 




ТЕПЛОХОДЫ ТИПА "СОРМОВСКИЙ" В БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОМ ПАРОХОДСТВЕ.

ТЕПЛОХОД "СОРМОВСКИЙ -9"

Изображение

Теплоход "СОРМОВСКИЙ-9" получен БОП-вом от завода "Красное Сормово" в 1969 году и сразу приступил к международным перевозкам экспортно-импортных грузов. Работал в БОП-ве до 1996 года, затем сменил несколько владельцев и названий: "СВИРЬ", в 1999 году снова "СОРМОВСКИЙ-9", в 2001 году - "СИАТАМАР", в 2005 году - "FAVORITE" , порт регистрации - Пномпень. Выведен из эксплуатации и разделан на металл в 2011 году в Турции, Алиага.

ТЕПЛОХОД "САВВА ЛОШКИН", изначально - "СОРМОВСКИЙ -13" .

Изображение

Беломорско-Онежское пароходство получило "СОРМОВСКИЙ -13" от ССЗ "Красное Сормово" в 1969 году. Теплоход с первых дней эксплуатации работал на загранперевозках.В 1979 году судно получило имя карельского морехода, кормщика Саввы Лошкина.
Теплоход был продан в 1996 году и, к сожалению, имя карельского морехода из Олонца исчезло с борта судна. Теплоход ходил под флагом Украины и назывался "ОРИОН". В 2015 году судно списано и разделано на металл.

RE: Рассказ о полярном плавании Саввы Лошкина был записан со слов его друга Федота Рахманина и опубликован в январе 1789 года. По свидетельству этого источника, Савва Лошкин обошел вокруг Новой Земли "за три лета" ( около 1760 года) артель Лошкина прошла от южной оконечности острова вдоль его Карского побережья, обогнула северную оконечность Новой Земли и вернулась на юг вдоль ее западного побережья. Благодаря этому плаванию, поморы получили верное представление о северных и восточных пределах Новой Земли.


ТЕПЛОХОД " СОРМОВСКИЙ -14"

Изображение

Теплоход "СОРМОВСКИЙ -14" построен в Сормово в 1969 году и по прибытии в БОП приступил к перевозкам грузов на международных линиях. Сухогруз работал в БОП-ве 29 лет.
В 1998 году продан и переименован, новое название - "CARLO", порт приписки Белиз Сити. В 2000 году судно перепродано и зарегистрировано в Сан- Томе с названием "ROBEL". Теплоход затонул 18 февраля 2001 в проливе Босфор в результате столкновения с сухогрузом "BUNGA MELOR SATU".


Изображение


ТЕПЛОХОДЫ ТИПА "СОРМОВСКИЙ" В БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОМ ПАРОХОДСТВЕ.

"ТЕПЛОХОД 16 СЪЕЗД ВЛКСМ".

Изображение

В 1970 году БОП получил новый теплоход со стапелей Рыбинского ССЗ типа "СОРМОВСКИЙ", названный в честь очередного съезда комсомола. Сухогруз приступил к перевозкам экспортно-импортных грузов. В 1994 году теплоход переименовали: новое название "ВАЛДАЙ". В 2002 году теплоход был продан и вновь переименован: "LITTLE KID II". В августе 2008 года сухогруз сменил флаг на камбоджийский, изменилось и название: до октября 2008 года теплоход назывался "AYSEBERR. ". Затем бывший теплоход БОП-ва "16 СЪЕЗД ВЛКСМ" переведен под турецкий флаг, он стал называться " СОRDELIA". Это было последнее переименование: в апреле 2011 года теплоход утилизирован в печально известной Алиаге в Турции, гавани, где закончили свои дни многие бывшие сухогрузы из Карелии.

Изображение

ТЕПЛОХОД "ПЕТР БОГДАНОВ"

Изображение

Теплоход "ПЕТР БОГДАНОВ" построен в Сормово в 1972 году. Работал на смешанных река-море линиях, перевозил экспортно-импортные грузы. В 1996 году был продан на Черное море, получил новое название: "RICO ", "RICO - I". В 2002 году теплоход стал называться "ПОРАДА", на 2017 год находится в эксплуатации у судоходной компании "Арго", порт приписки -Николаев.

Изображение

Теплоход "ПОРАДА", бывший "ПЕТР БОГДАНОВ" на реке Днепр, 2015 год.


Газета "Водный транспорт" от 6 ноября 1980 года. "Встреча с отцом".

Можно понять чувства человека, который поднимается на борт судна, названного именем его отца. Такие волнующие минуты выпали на мою долю - я был гостем экипажа теплохода "Петр Богданов" Беломорско-Онежского пароходства. Это была счастливая встреча с моим отцом Петром Алексеевичем Богдановым, соратником В.И.Ленина, прикосновением к тому правому делу, которому он посвятил всю свою жизнь.
Об этой жизни рассказывает стенд с фотографиями и документами в салоне теплохода. Останавливаюсь перед знакомой с детства фотографией: идет заседание Совнаркома, в центре В.И.Ленин, по правую руку от него нарком промышленности П.А. Богданов.
От членов экипажа узнаю, с каким интересом встречают "Петра Богданова" в зарубежных портах. За восемь лет, что ходит теплоход по морям и рекам, он побывал более чем в 70 портах двадцати государств, перевез 460 тысяч тонн грузов.
У "Петра Богданова" отличный послужной список. Коллектив не раз завоевывал первенство в социалистическом соревновании, он удостоен звания "Комсомольско- молодежный экипаж" и "Экипаж высокой культуры". Сейчас коллектив стоит ударную вахту в честь ХХVI съезда КПСС. Решено годовое задание выполнить к 17 декабря".

"Экипаж обеспечивает высокое качество перевозок грузов. При этом за годы пятилетки им сэкономлено сто двадцать тонн топлива . Богдановцы, как называют себя речники, успешно применяют щекинский метод. Это позволило значительно повысить производительность труда.
Мне посчастливилось совершить несколько рейсов вместе с богдановцами, и я благодарен судьбе за то, что она свела меня с замечательными людьми, патриотами нашей Родины. 17 человек в экипаже, большая часть - коммунисты и комсомольцы. Капитан Б.Певкин, первый помощник Ю. Кабальнов, второй помощник С. Колонистов, старший механик О. Назаренко, второй механик В. Уренский, мотористы В. Жуков, Л. Павленко, С. Рыков, боцман В. Балалаев, матрос А. Курицын.... Хочется назвать всех поименно, сказать о каждом доброе слово. Они этого заслужили отличным трудом, верностью делу Октября, тем, что с достоинством несут дальше эстафету старших поколений.


Г.Богданов,
кандидат технических наук, почетный член экипажа теплохода "Петр Богданов".


Изображение

Газета "Водный транспорт" от 26.июня 1972 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий