"ВОДНИК КАРЕЛИИ" О РАБОТЕ АО "БОП" В НОЯБРЕ 1993 ГОДА.
Теплоход "РОМА" приобретенный пароходством в "Трансчарте" ( Дуйсбург ). Построен в 1981 году. Дедвейт 2657 тонн, длина 80 метров, ширина корпуса - 13 метров, осадка - 4 метра. Судно относится к классу костеров, до прекращения работы БОП-ва эксплуатировалось на Балтике. В 2017 году работает на Черном море, флаг Молдовы.
Капитан Ю.Г. ОШАЕВ по состоянию на 2017 год работает на судах иностранных компаний, командует судном дедвейтом 500 тысяч тонн. Специалисты БОП-ва востребованы и ценятся как опытные мореходы.
Теплоход "РОМА" приобретенный пароходством в "Трансчарте" ( Дуйсбург ). Построен в 1981 году. Дедвейт 2657 тонн, длина 80 метров, ширина корпуса - 13 метров, осадка - 4 метра. Судно относится к классу костеров, до прекращения работы БОП-ва эксплуатировалось на Балтике. В 2017 году работает на Черном море, флаг Молдовы.
Капитан Ю.Г. ОШАЕВ по состоянию на 2017 год работает на судах иностранных компаний, командует судном дедвейтом 500 тысяч тонн. Специалисты БОП-ва востребованы и ценятся как опытные мореходы.
ТЕПЛОХОДЫ ТИПА "СТ" ПРОЕКТА 19620-А в БОП-ве.
В сентябре 1993 и в июле 1994 года Беломорско-Онежское пароходство получило два сухогруза класса река-море проекта 19620 Рыбинской постройки. .
Теплоходы типа СТ — средние сухогрузные суда класса «река-море», имеющие трюм с люковыми закрытиями, с двумя палубами, с двойными бортами и двойным дном, с надстройкой в носовой части, машинным отделением в кормовой части. Изначально суда были предназначены, в основном, для транспортировки свежих овощей, так как строились в рамках Продовольственной программы правительства СССР.Изначально суда типа СТ-1300 получали Волжское Объединенное, Московское, Северное, Бельское, Северо-Западное, Волго-Донское, Камское речные пароходства, Главречфлот Украины. Всего было построено в Рыбинске и Волгограде более 50 единиц различных модификаций СТ-1300.
Первые два судна пр. 19620 были оборудованы подъемными кранами для погрузки-выгрузки.
В 1990-е и 2000-е года практически все суда были переоборудованы для улучшения их мореходности, были закрыты галереи на нижней палубе и сделан высокий фальшборт на баке. Часть судов были переоборудованы в нефтеналивные танкеры, наливные суда и одно судно было переоборудовано в газовоз.
Класс регистра: KM* Ice1 R2-RSN
Судостроительное предприятие:
Волгоградский судостроительный завод (Россия, Волгоград);
Рыбинский судостроительный завод имени Володарского (Россия, Рыбинск).
Валовая вместимость (GT): 1781
Чистая вместимость (NT): 639
Дедвейт, т: 1730
Водоизмещение, т: 2726
Длина, м: 86.7
Ширина, м: 12.0
Высота борта, м: 3.5
Осадка, м: 3.0
Скорость, узлы: 10.5
Марка главного двигателя: 6NVDS 48A-2U
Количество и мощность главного двигателя: 2*515 кВт
Теплоход "СТ-1528" ( "СТ -1344") приобретен АО БОП в сентябре 1993 года. Переименован, назван "САМПО" в честь волшебной мельницы из карело-финского эпоса "Калевала". Теплоход работал в БОП-ве до 1998 года, затем перешел в собственность СК "Трансонега Шиппинг", Санкт-Петербург. В 2002 году судно перепродали частному судовладельцу с регистрацией в порту Валлетта, теплоход переименовали, он стал называться "SAMUR- 8". В 2011 году - смена владельца, сухогруз получил новое название " КУДЬМА-4", порт приписки- Астрахань, владелец СК "Кудьма Шиппинг". По состоянию на 2017 год бывший теплоход БОП-ва "САМПО" работает на Каспии с выходом в Азово- Черноморский бассейн и на Волгу.
"Водник Карелии", сентябрь 1993 года.
Второй теплоход типа "СТ-1300" АО БОП получило в июле 1994 года. Изначальное название "СТ-1529" сменили на "САЛМИ" - в честь карельского поселка в Приладожье. В 2004 году судно продали в Астрахань СК " Аlbros Shipping & Trading".Новое название - "SAMUR -20". В 2011 году теплоход приобрел иранский судовладелец, судно сейчас ( 2017 год) называется "DARYADEI - 1" и работает на Каспии.
В сентябре 1993 и в июле 1994 года Беломорско-Онежское пароходство получило два сухогруза класса река-море проекта 19620 Рыбинской постройки. .
Теплоходы типа СТ — средние сухогрузные суда класса «река-море», имеющие трюм с люковыми закрытиями, с двумя палубами, с двойными бортами и двойным дном, с надстройкой в носовой части, машинным отделением в кормовой части. Изначально суда были предназначены, в основном, для транспортировки свежих овощей, так как строились в рамках Продовольственной программы правительства СССР.Изначально суда типа СТ-1300 получали Волжское Объединенное, Московское, Северное, Бельское, Северо-Западное, Волго-Донское, Камское речные пароходства, Главречфлот Украины. Всего было построено в Рыбинске и Волгограде более 50 единиц различных модификаций СТ-1300.
Первые два судна пр. 19620 были оборудованы подъемными кранами для погрузки-выгрузки.
В 1990-е и 2000-е года практически все суда были переоборудованы для улучшения их мореходности, были закрыты галереи на нижней палубе и сделан высокий фальшборт на баке. Часть судов были переоборудованы в нефтеналивные танкеры, наливные суда и одно судно было переоборудовано в газовоз.
Класс регистра: KM* Ice1 R2-RSN
Судостроительное предприятие:
Волгоградский судостроительный завод (Россия, Волгоград);
Рыбинский судостроительный завод имени Володарского (Россия, Рыбинск).
Валовая вместимость (GT): 1781
Чистая вместимость (NT): 639
Дедвейт, т: 1730
Водоизмещение, т: 2726
Длина, м: 86.7
Ширина, м: 12.0
Высота борта, м: 3.5
Осадка, м: 3.0
Скорость, узлы: 10.5
Марка главного двигателя: 6NVDS 48A-2U
Количество и мощность главного двигателя: 2*515 кВт
Теплоход "СТ-1528" ( "СТ -1344") приобретен АО БОП в сентябре 1993 года. Переименован, назван "САМПО" в честь волшебной мельницы из карело-финского эпоса "Калевала". Теплоход работал в БОП-ве до 1998 года, затем перешел в собственность СК "Трансонега Шиппинг", Санкт-Петербург. В 2002 году судно перепродали частному судовладельцу с регистрацией в порту Валлетта, теплоход переименовали, он стал называться "SAMUR- 8". В 2011 году - смена владельца, сухогруз получил новое название " КУДЬМА-4", порт приписки- Астрахань, владелец СК "Кудьма Шиппинг". По состоянию на 2017 год бывший теплоход БОП-ва "САМПО" работает на Каспии с выходом в Азово- Черноморский бассейн и на Волгу.
"Водник Карелии", сентябрь 1993 года.
Второй теплоход типа "СТ-1300" АО БОП получило в июле 1994 года. Изначальное название "СТ-1529" сменили на "САЛМИ" - в честь карельского поселка в Приладожье. В 2004 году судно продали в Астрахань СК " Аlbros Shipping & Trading".Новое название - "SAMUR -20". В 2011 году теплоход приобрел иранский судовладелец, судно сейчас ( 2017 год) называется "DARYADEI - 1" и работает на Каспии.
1992 ГОД."ВОДНИК КАРЕЛИИ" ПУБЛИКУЕТ СПИСКИ РАБОТНИКОВ БОП-ва, УДОСТОЕННЫХ ЗВАНИЯ "ВЕТЕРАН ТРУДА".
"ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ" от 23 ОКТЯБРЯ 1990 ГОДА.
"ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ" от 23 ОКТЯБРЯ 1990 ГОДА.
ПАССАЖИРСКИЙ ФЛОТ БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОГО ПАРОХОДСТВА.
В сравнении с сухогрузным флотом российской Карелии, пассажирский флот Беломорско-Онежского пароходства был невелик. Всего несколько больших пассажирских пароходов, затем известные всей республике "ЛАДОГА", "К.Э.ЦИОЛКОВСКИЙ" и, наконец, самый большой в истории пароходства "пассажир" - четырехдечник популярной туристической линии в 1970-х -1980-х годах, ходивший из Петрозаводска и Ленинграда по Волге до Астрахани - "МИХАИЛ ЛОМОНОСОВ". Но, было время, когда из Петрозаводска в старый, дореволюционный Санкт-Петербург удобнее всего было добираться на пассажирском пароходе. Именно с рассказа Михаила Пришвина о таком путешествии, только,напротив, из Петербурга в Петрозаводск начали мы повествование о развитии судоходства в Олонецкой губернии -Карелии.
А повествование о пассажирском судоходстве в регионе, от времен становления БОП-ва до короткой эпохи туристических маршрутов лайнера-четырехдечника и стремительных морских "КОМЕТ", начнем с рассказа известного карельского писателя Ивана КОСТИНА .
ИВАН КОСТИН. ДВА ГУДКА В ЧЕСТЬ СКАЗИТЕЛЕЙ.
Во время второй послевоенной навигации ехал на пароходе "УРИЦКИЙ" ( бывший до национализации "СУСАНИН") в родные Гарницы из Петрозаводска сказитель Петр РЯБИНИН- АНДРЕЕВ. Проводницей на этом же пароходе оказалась его родственница Анна ПАНОВА. Встретились сват и сватья, не видевшиеся с довоенной поры. Было о чем поговорить, что вспомнить. Петр Иванович знал, что муж Анны Семеновны, председатель рыболовецкого колхоза из деревни Войнаволок на Клименецком острове, погиб в первые дни войны. После войны Анна вышла замуж за капитана "УРИЦКОГО" Николая МЕНЬКОВА.
Она пригласила родственника в каюту, познакомила с мужем. Николай Павлович, которого в ту пору знало все Заонежье, оказался человеком открытым, общительным.
За чаем и разговором коротали время в пути. Петр Иванович показал капитану луду, на месте которой еще недавно был небольшой островок со створным знаком-маяком, носившим название Гарницкий. Был при нем и небольшой домик смотрителя. Семья АНДРЕЕВЫХ-РЯБИНИНЫХ несла службу на маяке с 1917 года. Вначале на свою бессменную вахту заступил известный мастер былинного слова Иван Герасимович и отстоял на посту до 1926 года, до своей внезапной кончины после жестокой простуды на зимних лесозаготовках. ...
Вместе с былинным словом отец завещал сыну и почетную должность маячника.
Работал на островке Петр Иванович до ухода на войну в июле 1941 года. После войны ( имел несколько ранений и контузий) он поселился в Петрозаводске. Готовил новое издание своих былин и хотел пополнить его новинками о войне, победе, послевоенной жизни. Вероятно, одна из последних его былин о Кижах и родилась во время одной из поездок в родные края, когда на Онего разыгралась непогода. Мне удалось разыскать в семейном архиве сказителя лишь небольшой отрывок из этой былины, возможно, незавершенной. Он заслуживает того, чтобы его процитировать:
Во родимой да во кижской во сторонушке
Разыгралась да Успеньска непогодушка.
Заходили волны белыми барашками,
Ясно солнышко на небе затуманилось...
Застонало, зашумело наше озеро,
Наше славное суровое Онегушко.
Колотились волны о берег о каменный,
Разбивались, разлетались они брызгами.
Многоглавый Спас седой да закручинился,
Двадцать две главы его да призадумались.
И спросил я их, по ком они кручинятся, -
От того ли, что Онегушко расстроилось,
От того ли, что леса вокруг насупились
В ожидании вестей - вестей нерадостных ?
Послевоенная жизнь многое перекроила, в том числе и голубые водные дороги. Во время углубления фарватера в районе Сенной Губы в 1947 году маячный островок ушел под воду. Воспоминания о нем остались лишь у старожилов. После этого домик смотрителя был установлен на мысу при входе в Гарницкую губу и рядом с ним - створы. Сам же маяк вынесли в глубину озера ( мористее - В.М. ) на один из более массивных островов ( его-то не затопят никакие перекройки). И он по-прежнему называется Гарницким. Будь моя воля, назвал бы его Рябининским в память о сказителях.
Рассказ Петра Ивановича о своей довоенной работе и уходе на фронт произвел на капитана большое впечатление. "УРИЦКИЙ" еще много лет ходил по Заонежью. Всякий раз, проходя мимо затонувшего островка, Николай Павлович давал в честь сказителей и смотрителей Гарницкого маяка два коротких гудка. В честь отца и сына.
Петру Ивановичу не раз и не два доводилось ездить на "УРИЦКОМ" в свои родные Гарницы и распивать чаи с капитаном и сватьей в их уютной каюте. Анна Семеновна до своей недавней кончины жила в Петрозаводске. Она-то мне и рассказала об этой на первый взгляд ничем не примечательной истории. Согласимся, однако, что любая неизвестная страница из жизни сказителей для нас небезынтересна. Тем более о традиции, установленной капитаном МЕНЬКОВЫМ, давать в честь сказителей два гудка. Эта традиция жила до 1963 года, пока Николая Павловича не перевели на работу в Ленинград.
В сравнении с сухогрузным флотом российской Карелии, пассажирский флот Беломорско-Онежского пароходства был невелик. Всего несколько больших пассажирских пароходов, затем известные всей республике "ЛАДОГА", "К.Э.ЦИОЛКОВСКИЙ" и, наконец, самый большой в истории пароходства "пассажир" - четырехдечник популярной туристической линии в 1970-х -1980-х годах, ходивший из Петрозаводска и Ленинграда по Волге до Астрахани - "МИХАИЛ ЛОМОНОСОВ". Но, было время, когда из Петрозаводска в старый, дореволюционный Санкт-Петербург удобнее всего было добираться на пассажирском пароходе. Именно с рассказа Михаила Пришвина о таком путешествии, только,напротив, из Петербурга в Петрозаводск начали мы повествование о развитии судоходства в Олонецкой губернии -Карелии.
А повествование о пассажирском судоходстве в регионе, от времен становления БОП-ва до короткой эпохи туристических маршрутов лайнера-четырехдечника и стремительных морских "КОМЕТ", начнем с рассказа известного карельского писателя Ивана КОСТИНА .
ИВАН КОСТИН. ДВА ГУДКА В ЧЕСТЬ СКАЗИТЕЛЕЙ.
Во время второй послевоенной навигации ехал на пароходе "УРИЦКИЙ" ( бывший до национализации "СУСАНИН") в родные Гарницы из Петрозаводска сказитель Петр РЯБИНИН- АНДРЕЕВ. Проводницей на этом же пароходе оказалась его родственница Анна ПАНОВА. Встретились сват и сватья, не видевшиеся с довоенной поры. Было о чем поговорить, что вспомнить. Петр Иванович знал, что муж Анны Семеновны, председатель рыболовецкого колхоза из деревни Войнаволок на Клименецком острове, погиб в первые дни войны. После войны Анна вышла замуж за капитана "УРИЦКОГО" Николая МЕНЬКОВА.
Она пригласила родственника в каюту, познакомила с мужем. Николай Павлович, которого в ту пору знало все Заонежье, оказался человеком открытым, общительным.
За чаем и разговором коротали время в пути. Петр Иванович показал капитану луду, на месте которой еще недавно был небольшой островок со створным знаком-маяком, носившим название Гарницкий. Был при нем и небольшой домик смотрителя. Семья АНДРЕЕВЫХ-РЯБИНИНЫХ несла службу на маяке с 1917 года. Вначале на свою бессменную вахту заступил известный мастер былинного слова Иван Герасимович и отстоял на посту до 1926 года, до своей внезапной кончины после жестокой простуды на зимних лесозаготовках. ...
Вместе с былинным словом отец завещал сыну и почетную должность маячника.
Работал на островке Петр Иванович до ухода на войну в июле 1941 года. После войны ( имел несколько ранений и контузий) он поселился в Петрозаводске. Готовил новое издание своих былин и хотел пополнить его новинками о войне, победе, послевоенной жизни. Вероятно, одна из последних его былин о Кижах и родилась во время одной из поездок в родные края, когда на Онего разыгралась непогода. Мне удалось разыскать в семейном архиве сказителя лишь небольшой отрывок из этой былины, возможно, незавершенной. Он заслуживает того, чтобы его процитировать:
Во родимой да во кижской во сторонушке
Разыгралась да Успеньска непогодушка.
Заходили волны белыми барашками,
Ясно солнышко на небе затуманилось...
Застонало, зашумело наше озеро,
Наше славное суровое Онегушко.
Колотились волны о берег о каменный,
Разбивались, разлетались они брызгами.
Многоглавый Спас седой да закручинился,
Двадцать две главы его да призадумались.
И спросил я их, по ком они кручинятся, -
От того ли, что Онегушко расстроилось,
От того ли, что леса вокруг насупились
В ожидании вестей - вестей нерадостных ?
Послевоенная жизнь многое перекроила, в том числе и голубые водные дороги. Во время углубления фарватера в районе Сенной Губы в 1947 году маячный островок ушел под воду. Воспоминания о нем остались лишь у старожилов. После этого домик смотрителя был установлен на мысу при входе в Гарницкую губу и рядом с ним - створы. Сам же маяк вынесли в глубину озера ( мористее - В.М. ) на один из более массивных островов ( его-то не затопят никакие перекройки). И он по-прежнему называется Гарницким. Будь моя воля, назвал бы его Рябининским в память о сказителях.
Рассказ Петра Ивановича о своей довоенной работе и уходе на фронт произвел на капитана большое впечатление. "УРИЦКИЙ" еще много лет ходил по Заонежью. Всякий раз, проходя мимо затонувшего островка, Николай Павлович давал в честь сказителей и смотрителей Гарницкого маяка два коротких гудка. В честь отца и сына.
Петру Ивановичу не раз и не два доводилось ездить на "УРИЦКОМ" в свои родные Гарницы и распивать чаи с капитаном и сватьей в их уютной каюте. Анна Семеновна до своей недавней кончины жила в Петрозаводске. Она-то мне и рассказала об этой на первый взгляд ничем не примечательной истории. Согласимся, однако, что любая неизвестная страница из жизни сказителей для нас небезынтересна. Тем более о традиции, установленной капитаном МЕНЬКОВЫМ, давать в честь сказителей два гудка. Эта традиция жила до 1963 года, пока Николая Павловича не перевели на работу в Ленинград.
ПАССАЖИРСКИЕ СУДА БОП-ва. ПАРОХОД "УРИЦКИЙ"
Хорошо известен был этот колесный "озерник" в Карелии в свое время. Помнили его долго и еще в 1960-70-х любой петрозаводчанин или житель Заонежья мог рассказать: да, знаем, ходил по Онего большой колесный пароход "УРИЦКИЙ". Построенный на заводе Крейтона в 1912 году, работал пароход сначала как "СУСАНИН" и строго по расписанию отправлялся по Неве, Ладоге, Свири на Онежское озеро. Там заходил в Петрозаводск, Повенец, в Заонежье и Вытегру. Пассажиров брал до 400 человек. После национализации получил имя убитого большевика Моисея Урицкого в 1918 году и числился в Северо-Западном пароходстве. В 1940 году, при создании Беломорско-Онежского пароходства, вошел в состав пассажирского флота Карело-Финской ССР.
Г.А. ТИТАРЕНКО в упоминаемой уже работе "Голубые дороги Карелии" пишет:
"Пассажирский пароход "УРИЦКИЙ" в первые дни войны был превращен в госпиталь и отправлен в Ладожское озеро для эвакуации населения города Сортавала в Ленинград. Капитаном его был потомственный речник Иван Павлович МЕНЬКОВ.
...К своенравной и полноводной Свири сбегает с Бураковой горы село Хевроньино. Здесь каждый мужчина - либо рыбак, либо речник-транспортник. С весны все уходят на реку. А в селе остаются женщины и дети.
Так было и в семье МЕНЬКОВЫХ.
Слыл смелым, бывалым речником на Свири Павел МЕНЬКОВ. Подрос и ушел в плавание с отцом его старший сын Николай. Дождался своей очереди и младший - Иван, который в 1917 году тринадцатилетним пришел на пароход "СВИРЯК" не как пассажир, а как матрос. Уже тогда мечтал стать капитаном.
1954 год. Петрозаводск. Вид на Онего. У пассажирского причала пароход "УРИЦКИЙ"
В 1928 году Иван окончил курсы судоводителей, стал рулевым. Он отлично изучил русла рек, фарватеры озер, умел самостоятельно проложить курс судна. Вскоре стал лоцманом. А потом снова учился, стал помощником капитана, а позднее- капитаном парохода "БАЯН".
Принял он пароход от своего старшего брата - Николая Павловича, который перешел на новое судно "ОСЕТР". Во время войны Николай МЕНЬКОВ был капитаном парохода "А.ЖДАНОВ".
С годами к Ивану приходил опыт. Одним из первых он стал ходить в ночные рейсы, в туман. И ни разу не сбился с курса. Его судно не знало аварий и поломок, хотя никаких радионавигационных приборов тогда еще не было.
И вот - война. Иван павлович МЕНЬКОВ -капитан пассажирского парохода "УРИЦКИЙ". Нарядные каюты парохода очень скоро превратились в операционные, перевязочные. "УРИЦКИЙ" эвакуирует население, попавших в окружение бойцов Красной Армии из западных районов Карелии, в частности из города Сортавала. Во время одного из обстрелов капитан был ранен, но остался на мостике.
Осенью 1941 года "УРИЦКИЙ" ушел на Волгу. Иван Павлович взял к себе на пароход юнгами сыновей - Александра и Виктора. ..."
Пассажирский пароход "УРИЦКИЙ" после окончания боевых действий на Онего вернулся в Петрозаводск и с 1945 года держал линию Петрозаводск - Вознесенье- Шала - Медвежьегорск, выполняя рейсы по Онежскому озеру. Списали пароход в 1959 году.
Основные характеристики грузо- пассажирского парохода "УРИЦКИЙ":
Построен на заводе Крейтона в Санкт-Петербурге в 1912 году.
Район плавания - Финский залив и озера Ладожское и Онежское.
Проходил капитальный ремонт в 1937 - 1938 г.г. в Вознесенье.
Длина габаритная - 57, 6 метра.
Ширина габаритная - 14,6 метра.
Высота борта - 3,35 метра.
Осадка в грузу - 2,10 метра.
Водоизмещение в полном грузу - 670 тонн.
Пассажировместимость ( 1945 год) - 400 человек.
Скорость - 18 км/час.
Экипаж - 20 человек.
Тип движителя - бортовые гребные колеса.
Мощность наклонной паровой машины 480 л.с.
Хорошо известен был этот колесный "озерник" в Карелии в свое время. Помнили его долго и еще в 1960-70-х любой петрозаводчанин или житель Заонежья мог рассказать: да, знаем, ходил по Онего большой колесный пароход "УРИЦКИЙ". Построенный на заводе Крейтона в 1912 году, работал пароход сначала как "СУСАНИН" и строго по расписанию отправлялся по Неве, Ладоге, Свири на Онежское озеро. Там заходил в Петрозаводск, Повенец, в Заонежье и Вытегру. Пассажиров брал до 400 человек. После национализации получил имя убитого большевика Моисея Урицкого в 1918 году и числился в Северо-Западном пароходстве. В 1940 году, при создании Беломорско-Онежского пароходства, вошел в состав пассажирского флота Карело-Финской ССР.
Г.А. ТИТАРЕНКО в упоминаемой уже работе "Голубые дороги Карелии" пишет:
"Пассажирский пароход "УРИЦКИЙ" в первые дни войны был превращен в госпиталь и отправлен в Ладожское озеро для эвакуации населения города Сортавала в Ленинград. Капитаном его был потомственный речник Иван Павлович МЕНЬКОВ.
...К своенравной и полноводной Свири сбегает с Бураковой горы село Хевроньино. Здесь каждый мужчина - либо рыбак, либо речник-транспортник. С весны все уходят на реку. А в селе остаются женщины и дети.
Так было и в семье МЕНЬКОВЫХ.
Слыл смелым, бывалым речником на Свири Павел МЕНЬКОВ. Подрос и ушел в плавание с отцом его старший сын Николай. Дождался своей очереди и младший - Иван, который в 1917 году тринадцатилетним пришел на пароход "СВИРЯК" не как пассажир, а как матрос. Уже тогда мечтал стать капитаном.
1954 год. Петрозаводск. Вид на Онего. У пассажирского причала пароход "УРИЦКИЙ"
В 1928 году Иван окончил курсы судоводителей, стал рулевым. Он отлично изучил русла рек, фарватеры озер, умел самостоятельно проложить курс судна. Вскоре стал лоцманом. А потом снова учился, стал помощником капитана, а позднее- капитаном парохода "БАЯН".
Принял он пароход от своего старшего брата - Николая Павловича, который перешел на новое судно "ОСЕТР". Во время войны Николай МЕНЬКОВ был капитаном парохода "А.ЖДАНОВ".
С годами к Ивану приходил опыт. Одним из первых он стал ходить в ночные рейсы, в туман. И ни разу не сбился с курса. Его судно не знало аварий и поломок, хотя никаких радионавигационных приборов тогда еще не было.
И вот - война. Иван павлович МЕНЬКОВ -капитан пассажирского парохода "УРИЦКИЙ". Нарядные каюты парохода очень скоро превратились в операционные, перевязочные. "УРИЦКИЙ" эвакуирует население, попавших в окружение бойцов Красной Армии из западных районов Карелии, в частности из города Сортавала. Во время одного из обстрелов капитан был ранен, но остался на мостике.
Осенью 1941 года "УРИЦКИЙ" ушел на Волгу. Иван Павлович взял к себе на пароход юнгами сыновей - Александра и Виктора. ..."
Пассажирский пароход "УРИЦКИЙ" после окончания боевых действий на Онего вернулся в Петрозаводск и с 1945 года держал линию Петрозаводск - Вознесенье- Шала - Медвежьегорск, выполняя рейсы по Онежскому озеру. Списали пароход в 1959 году.
Основные характеристики грузо- пассажирского парохода "УРИЦКИЙ":
Построен на заводе Крейтона в Санкт-Петербурге в 1912 году.
Район плавания - Финский залив и озера Ладожское и Онежское.
Проходил капитальный ремонт в 1937 - 1938 г.г. в Вознесенье.
Длина габаритная - 57, 6 метра.
Ширина габаритная - 14,6 метра.
Высота борта - 3,35 метра.
Осадка в грузу - 2,10 метра.
Водоизмещение в полном грузу - 670 тонн.
Пассажировместимость ( 1945 год) - 400 человек.
Скорость - 18 км/час.
Экипаж - 20 человек.
Тип движителя - бортовые гребные колеса.
Мощность наклонной паровой машины 480 л.с.
ГРУЗО-ПАССАЖИРСКИЙ ПАРОХОД "ВОЛОДАРСКИЙ" В БОП-ве.
В 1898 году в Выборге на судостроительном заводе Галлена был построен товаро-пассажирский пароход "ПЕТЕРБУРГ". Заказчиками были "Общество Петербурго-Волжского пароходства и судоходства" в Санкт-Петербурге и "Общество Онежского пароходства" в Петрозаводске. Пароход "ПЕТЕРБУРГ" был предназначен для водного сообщения столицы империи и губернского Петрозаводска с остановками в населенных пунктах реки Свирь и Онежского озера.
После национализации пароход переименовали и в составе Северо-Западного речного пароходства он продолжал работать на линии, связывающей Петроград- Ленинград с Петрозаводском и другими населенными пунктами на Онего. В 1940 году "ВОЛОДАРСКИЙ" - один из больших пассажирских пароходов, полученных от СЗРП Беломорско-Онежским пароходством. О судьбе парохода в 1941 -1944 годах сведений не имеется, но известно, что в 1945 году "ВОЛОДАРСКИЙ" снова в составе СЗРП. Вернулся в БОП "ВОЛОДАРСКИЙ" в 1955 году и продолжал обслуживать линию Ленинград - Медвежьегорск, с заходом в Петрозаводск и Великую Губу до 1958 года включительно.. В списках действующих пассажирских судов БОП-ва за 1959 год "ВОЛОДАРСКИЙ" уже не значится.
О пароходе "ВОЛОДАРСКИЙ" писала газета "Сталинский путь" за 10 ноября 1954 года.
Основные данные грузо-пассажирского парохода "ПЕТЕРБУРГ" = "ВОЛОДАРСКИЙ".
Пароход имел габаритную длину 57, 3 метра;
Габаритная ширина судна - 14,3 метра;
Высота борта - 4,11 метра;
Осадка в грузу - 2,0 метра;
Водоизмещение в полном грузу - 615 тонн;
Дедвейт - 65,6 тонн;
Пассажировместимость - 400 человек;
Скорость полного хода - 18 км/час;
Экипаж - 18 человек;
Мощность наклонной паровой машины - 480 л.с;
Капитальный ремонт пароход прошел в 1926 году в Вознесенье.
Пароход имел один паровой огнетрубный оборотный котел с рабочим давлением 8 атмосфер. В качестве движителей использовались гребные колеса по бортам.
Количество оборотов на полном ходу - 40 об/ мин.
В 1898 году в Выборге на судостроительном заводе Галлена был построен товаро-пассажирский пароход "ПЕТЕРБУРГ". Заказчиками были "Общество Петербурго-Волжского пароходства и судоходства" в Санкт-Петербурге и "Общество Онежского пароходства" в Петрозаводске. Пароход "ПЕТЕРБУРГ" был предназначен для водного сообщения столицы империи и губернского Петрозаводска с остановками в населенных пунктах реки Свирь и Онежского озера.
После национализации пароход переименовали и в составе Северо-Западного речного пароходства он продолжал работать на линии, связывающей Петроград- Ленинград с Петрозаводском и другими населенными пунктами на Онего. В 1940 году "ВОЛОДАРСКИЙ" - один из больших пассажирских пароходов, полученных от СЗРП Беломорско-Онежским пароходством. О судьбе парохода в 1941 -1944 годах сведений не имеется, но известно, что в 1945 году "ВОЛОДАРСКИЙ" снова в составе СЗРП. Вернулся в БОП "ВОЛОДАРСКИЙ" в 1955 году и продолжал обслуживать линию Ленинград - Медвежьегорск, с заходом в Петрозаводск и Великую Губу до 1958 года включительно.. В списках действующих пассажирских судов БОП-ва за 1959 год "ВОЛОДАРСКИЙ" уже не значится.
О пароходе "ВОЛОДАРСКИЙ" писала газета "Сталинский путь" за 10 ноября 1954 года.
Основные данные грузо-пассажирского парохода "ПЕТЕРБУРГ" = "ВОЛОДАРСКИЙ".
Пароход имел габаритную длину 57, 3 метра;
Габаритная ширина судна - 14,3 метра;
Высота борта - 4,11 метра;
Осадка в грузу - 2,0 метра;
Водоизмещение в полном грузу - 615 тонн;
Дедвейт - 65,6 тонн;
Пассажировместимость - 400 человек;
Скорость полного хода - 18 км/час;
Экипаж - 18 человек;
Мощность наклонной паровой машины - 480 л.с;
Капитальный ремонт пароход прошел в 1926 году в Вознесенье.
Пароход имел один паровой огнетрубный оборотный котел с рабочим давлением 8 атмосфер. В качестве движителей использовались гребные колеса по бортам.
Количество оборотов на полном ходу - 40 об/ мин.
ПАССАЖИРСКИЙ ПАРОХОД БОП-ва "КАРЛ МАРКС"
Пароход" ОНЕГА" был построен в 1909 году за заводе Ильясъ и Сын в Санкт-Петербурге для общества Онежского пароходства в Петрозаводске. Переименовали его в период национализации флота. В исторических документах, особенно касающихся строительства Беломорско-Балтийского канала название "КАРЛ МАРКС" встречается достаточно часто. Пароход одним из первых прошел по водному пути, соединившему древнее Онего с Белым морем.
7 июля 1933 года газета "Правда" писала: "Повенец, 6 июля 1933 года...Пароход "КАРЛ МАРКС" с делегатами сессии Карельского ЦИК прошел 9 шлюзов Беломорско-Балтийского канала и поднялся до водораздела Телекино.."
Г.А.ТИТАРЕНКО, "Голубые дороги Карелии", стр.65: " 4 и 5 ноября 1941 года караваны судов, на которые было погружено оборудование Повенецкого судоремонтного завода, взяли курс на Беломорск. ...В конце ноября капитан парохода "КАРЛ МАРКС" Я.В. ПЕТРОВ ( ныне пенсионер) ( 1974 год.В.М.) получил задание следовать в Повенец, взять на борт семьи повенецких водников и идти в Беломорск.
В Повенце собралось несколько судов. Это пассажирские пароходы " КАРЛ МАРКС" и "А.ЖДАНОВ", буксиры "САККО И ВАНЦЕТТИ", "ПЯТИЛЕТКА", "СЕВЕРНАЯ КОММУНА".
К моменту выхода судов на Беломорск Беломорско-Балтийский канал покрылся льдом. Только героические усилия путейцев делали возможным продвижение на север. Шаг за шагом, километр за километром люди сокращали расстояние до цели.
Наконец добрались до девятого шлюза. Лед здесь достигал уже 20-30 сантиметров. Продвигаться вперед рискованно. Но у всех было одно желание- быстрее в Беломорск. И караван двинулся дальше, в Выгозеро. Пассажирским пароходам помогали буксиры. Топливо для пароходов заготовляли по берегам. На эти работы выходили все свободные от вахты члены экипажей и пассажиры. В Выгозере пароходы в схватке со льдами повредили винты. Караван остановился. Всех пассажиров и команды судов вывезли на лошадях в Сегежу. Одиннадцать человек остались для охраны пароходов на зимовке: начальник каравана Алексей Алексеевич БАБКИН, капитан парохода "КАРЛ МАРКС" Яков Васильевич ПЕТРОВ и его помощник Александр Иванович ТАРАСКОВ, капитан "А.ЖДАНОВА" Николай Павлович МЕНЬКОВ и механик этого судна Александр Яковлевич ГОРОЖАНКИН, капитан "СЕВЕРНОЙ КОММУНЫ" Василий Петрович МУХИН и механик парохода "САККО И ВАНЦЕТТИ" Григорий Иванович ИСАКОВ...
Во время налета вражеской авиации на караван, зазимовавший в Горской Губе Выгозера был ранен П.И. МЕНЬКОВ. Но он не покинул судно.
Держаться зимовщикам становилось с каждым днем все труднее. Чтобы жить на пароходе, надо отапливать его. А топлива не было. До ближайшего берега - около 20 километров. Выход один - доставлять дрова оттуда. И на заготовку топлива отправлялись все по очереди. Заготовив дрова, речники впрягались в сани и тянули их к своим пароходам.
От сильного сжатия льдами был поврежден пароход "СЕВЕРНАЯ КОММУНА" и затонул. Остальные выдержали...Весной караван ушел в Беломорск."
Буксирные пароходы вплоть до 1946 года работали на Белом море и северном склоне канала. К сожалению, нам неизвестно, какую работу выполнял пароход "КАРЛ МАРКС" в Беломорске. Знаем лишь, что его капитан А.А.БАБКИН в 1943 году был награжден орденом " Знак Почета".
В 1946 году ББК был восстановлен и пароход "КАРЛ МАРКС" вернулся в Петрозаводск.
Будучи отремонтирован, грузо-пассажирский пароход "КАРЛ МАРКС" еще несколько лет работал на Онежском озере, однако уже в первой половине 1950-х годов название этого парохода не встречается в списках пассажирского флота БОП-ва.
Экипаж парохода "КАРЛ МАРКС" . В центре - капитан И.М. ТУРКОВ. 1933 год.
Некоторые характеристики парохода "ОНЕГА" = "КАРЛ МАРКС".
Грузо- пассажирский винтовой пароход для работы на озерах Ладожское и Онежское. Корпус - сталь.
Длина габаритная - 45, 65 метра;
Ширина габаритная - 8,30 метра;
Высота борта - 3,25 метра;
Осадка в грузу 1, 78 метра;
Водоизмещение в полном грузу - 461 тонна;
Дедвейт - 160 тонн;
Пассажировместимость - 270 человек.
Скорость - 18 км/ час.
Экипаж - 17 человек.
Паровая вертикальная машина мощность -110 л.с. - две ПМ, число оборотов -200 об/мин.
Паровой огнетрубный котел с давлением пара 9 атм.
Вид топлива - уголь.
Пароход" ОНЕГА" был построен в 1909 году за заводе Ильясъ и Сын в Санкт-Петербурге для общества Онежского пароходства в Петрозаводске. Переименовали его в период национализации флота. В исторических документах, особенно касающихся строительства Беломорско-Балтийского канала название "КАРЛ МАРКС" встречается достаточно часто. Пароход одним из первых прошел по водному пути, соединившему древнее Онего с Белым морем.
7 июля 1933 года газета "Правда" писала: "Повенец, 6 июля 1933 года...Пароход "КАРЛ МАРКС" с делегатами сессии Карельского ЦИК прошел 9 шлюзов Беломорско-Балтийского канала и поднялся до водораздела Телекино.."
Г.А.ТИТАРЕНКО, "Голубые дороги Карелии", стр.65: " 4 и 5 ноября 1941 года караваны судов, на которые было погружено оборудование Повенецкого судоремонтного завода, взяли курс на Беломорск. ...В конце ноября капитан парохода "КАРЛ МАРКС" Я.В. ПЕТРОВ ( ныне пенсионер) ( 1974 год.В.М.) получил задание следовать в Повенец, взять на борт семьи повенецких водников и идти в Беломорск.
В Повенце собралось несколько судов. Это пассажирские пароходы " КАРЛ МАРКС" и "А.ЖДАНОВ", буксиры "САККО И ВАНЦЕТТИ", "ПЯТИЛЕТКА", "СЕВЕРНАЯ КОММУНА".
К моменту выхода судов на Беломорск Беломорско-Балтийский канал покрылся льдом. Только героические усилия путейцев делали возможным продвижение на север. Шаг за шагом, километр за километром люди сокращали расстояние до цели.
Наконец добрались до девятого шлюза. Лед здесь достигал уже 20-30 сантиметров. Продвигаться вперед рискованно. Но у всех было одно желание- быстрее в Беломорск. И караван двинулся дальше, в Выгозеро. Пассажирским пароходам помогали буксиры. Топливо для пароходов заготовляли по берегам. На эти работы выходили все свободные от вахты члены экипажей и пассажиры. В Выгозере пароходы в схватке со льдами повредили винты. Караван остановился. Всех пассажиров и команды судов вывезли на лошадях в Сегежу. Одиннадцать человек остались для охраны пароходов на зимовке: начальник каравана Алексей Алексеевич БАБКИН, капитан парохода "КАРЛ МАРКС" Яков Васильевич ПЕТРОВ и его помощник Александр Иванович ТАРАСКОВ, капитан "А.ЖДАНОВА" Николай Павлович МЕНЬКОВ и механик этого судна Александр Яковлевич ГОРОЖАНКИН, капитан "СЕВЕРНОЙ КОММУНЫ" Василий Петрович МУХИН и механик парохода "САККО И ВАНЦЕТТИ" Григорий Иванович ИСАКОВ...
Во время налета вражеской авиации на караван, зазимовавший в Горской Губе Выгозера был ранен П.И. МЕНЬКОВ. Но он не покинул судно.
Держаться зимовщикам становилось с каждым днем все труднее. Чтобы жить на пароходе, надо отапливать его. А топлива не было. До ближайшего берега - около 20 километров. Выход один - доставлять дрова оттуда. И на заготовку топлива отправлялись все по очереди. Заготовив дрова, речники впрягались в сани и тянули их к своим пароходам.
От сильного сжатия льдами был поврежден пароход "СЕВЕРНАЯ КОММУНА" и затонул. Остальные выдержали...Весной караван ушел в Беломорск."
Буксирные пароходы вплоть до 1946 года работали на Белом море и северном склоне канала. К сожалению, нам неизвестно, какую работу выполнял пароход "КАРЛ МАРКС" в Беломорске. Знаем лишь, что его капитан А.А.БАБКИН в 1943 году был награжден орденом " Знак Почета".
В 1946 году ББК был восстановлен и пароход "КАРЛ МАРКС" вернулся в Петрозаводск.
Будучи отремонтирован, грузо-пассажирский пароход "КАРЛ МАРКС" еще несколько лет работал на Онежском озере, однако уже в первой половине 1950-х годов название этого парохода не встречается в списках пассажирского флота БОП-ва.
Экипаж парохода "КАРЛ МАРКС" . В центре - капитан И.М. ТУРКОВ. 1933 год.
Некоторые характеристики парохода "ОНЕГА" = "КАРЛ МАРКС".
Грузо- пассажирский винтовой пароход для работы на озерах Ладожское и Онежское. Корпус - сталь.
Длина габаритная - 45, 65 метра;
Ширина габаритная - 8,30 метра;
Высота борта - 3,25 метра;
Осадка в грузу 1, 78 метра;
Водоизмещение в полном грузу - 461 тонна;
Дедвейт - 160 тонн;
Пассажировместимость - 270 человек.
Скорость - 18 км/ час.
Экипаж - 17 человек.
Паровая вертикальная машина мощность -110 л.с. - две ПМ, число оборотов -200 об/мин.
Паровой огнетрубный котел с давлением пара 9 атм.
Вид топлива - уголь.
ГРУЗО-ПАССАЖИРСКИЙ ПАРОХОД "А.ЖДАНОВ" БОП-ва.
Пароход, изначально названный "УТРО", был построен в Швеции, верфь в Гётеборге, в 1895 году для "Товарищества пароходных сообщений между Кронштадтом, Ораниенбаумом и Санкт-Петербургом". Работал между названными портами до национализации в 1918 году. Был переименован и до 1935 года назывался "ГОРЛИЦА". Работал на пассажирской линии, связывающей Ленинград-Петрозаводск и Медвежьегорск. В 1935 году был переименован повторно и стал называться "А.ЖДАНОВ". При создании Беломорско-Онежского пароходства вошел в состав пассажирского флота БОП-ва. В 1941 году совершил переход по замерзающему Беломорско-Балтийскому каналу в составе каравана судов "КАРЛ МАРКС", "САККО И ВАНЦЕТТИ", "ПЯТИЛЕТКА", "СЕВЕРНАЯ КОММУНА". После зимовки в Выгозере, пароходы, за исключением "СЕВЕРНОЙ КОММУНЫ", затонувшей от повреждений льдами, дошли до Беломорска. В 1946 году "А.ЖДАНОВ" вернулся в Петрозаводск и работал на пассажирских перевозках, но в 1947 году был передан Северо-Западному речному пароходству. Стоит отметить, что БОП получил в 1949 году из Финляндии буксирный пароход проекта ФИН-400, который был назван "АНДРЕЙ ЖДАНОВ". Буксир работал в пароходстве до 1977 года.
Некоторые характеристики грузо-пассажирского парохода " А.ЖДАНОВ" = "ГОРЛИЦА" = "УТРО".
Длина габаритная - 50,5 метра;
Ширина габаритная - 11,35 метра;
Высота борта - 2,54 метра;
Осадка в грузу - 1,8 метра;
Водоизмещение в грузу - 410 тонн;
Дедвейт - 52, 2 тонны;
Пассажировместимость - 250 человек ( после капремонта);
Скорость - 22,2 км/час.
Экипаж - 20 человек.
Пароход имел наклонную паровую машину мощностью 400 л.с. и огнетрубный котел с давлением 13 атмосфер.
Движители - бортовые гребные колеса.
Пароход, изначально названный "УТРО", был построен в Швеции, верфь в Гётеборге, в 1895 году для "Товарищества пароходных сообщений между Кронштадтом, Ораниенбаумом и Санкт-Петербургом". Работал между названными портами до национализации в 1918 году. Был переименован и до 1935 года назывался "ГОРЛИЦА". Работал на пассажирской линии, связывающей Ленинград-Петрозаводск и Медвежьегорск. В 1935 году был переименован повторно и стал называться "А.ЖДАНОВ". При создании Беломорско-Онежского пароходства вошел в состав пассажирского флота БОП-ва. В 1941 году совершил переход по замерзающему Беломорско-Балтийскому каналу в составе каравана судов "КАРЛ МАРКС", "САККО И ВАНЦЕТТИ", "ПЯТИЛЕТКА", "СЕВЕРНАЯ КОММУНА". После зимовки в Выгозере, пароходы, за исключением "СЕВЕРНОЙ КОММУНЫ", затонувшей от повреждений льдами, дошли до Беломорска. В 1946 году "А.ЖДАНОВ" вернулся в Петрозаводск и работал на пассажирских перевозках, но в 1947 году был передан Северо-Западному речному пароходству. Стоит отметить, что БОП получил в 1949 году из Финляндии буксирный пароход проекта ФИН-400, который был назван "АНДРЕЙ ЖДАНОВ". Буксир работал в пароходстве до 1977 года.
Некоторые характеристики грузо-пассажирского парохода " А.ЖДАНОВ" = "ГОРЛИЦА" = "УТРО".
Длина габаритная - 50,5 метра;
Ширина габаритная - 11,35 метра;
Высота борта - 2,54 метра;
Осадка в грузу - 1,8 метра;
Водоизмещение в грузу - 410 тонн;
Дедвейт - 52, 2 тонны;
Пассажировместимость - 250 человек ( после капремонта);
Скорость - 22,2 км/час.
Экипаж - 20 человек.
Пароход имел наклонную паровую машину мощностью 400 л.с. и огнетрубный котел с давлением 13 атмосфер.
Движители - бортовые гребные колеса.
ПАССАЖИРСКИЙ ПАРОХОД "ВЕРЕСАЕВ" БОП-ва.
Грузо-пассажирский пароход "ВЕРЕСАЕВ" в Кижах. Навигация 1951 года.
Снимок в газете "Сталинский путь " за июнь 1949 года.
Грузо-пассажирский пароход "ВЕРЕСАЕВ", полученный СЗРП в 1945 году как репарационное судно, изначально назывался "BARO" и был построен в городе Варкаус, Финляндия в 1915 году.В СЗРП пароход работал одну навигацию, назывался "СВЕРДЛОВ". В 1946 году пароход передали БОП-ву уже под названием "ВЕРЕСАЕВ". В этот период пароходство Карелии испытывало острую нужду в судах, достаточно мореходных, но, в тоже время - с осадкой и размерениями, позволяющими пароходу заходить в небольшие населенные пункты достаточно сложной в навигационном отношении северной части Онежского озера, в частности, в прибрежные поселки и деревни Заонежья, в Подпорожье на реке Водла,что на восточном берегу Онежского озера..
Командовал пароходом "ВЕРЕСАЕВ" известный в Беломорско-Онежском пароходстве капитан В.Ф.МАНАСЕЕВ.
В 1957 году пароход "ВЕРЕСАЕВ" переоборудовали в грузовой с целью решения проблемы завоза небольших партий грузов в отдаленные пункты побережья Онежского озера и трассы Беломорско-Балтийского канала. На Онежском озере к этому времени появился первый современный пассажирский теплоход "ЛАДОГА", небольшие озерные пассажирские теплоходы "ДНЕПРО-БУГ" и "ЛЕРМОНТОВ", при том, что малые грузовые самоходные суда-снабженцы отсутствовали.
В 1959 году пароходу "ВЕРЕСАЕВ" исполнилось 44 года. В БОП-ве появились первые грузовые теплоходы ( "ПУДОЖЛЕС", "КАПИТАН ДЕМИДОВ", "ИЛОВЛЯ"). Пароход "ВЕРЕСАЕВ" списали.
Некоторые характеристики парохода "ВЕРЕСАЕВ" ( "СВЕРДЛОВ", "ВАRО")
Длина габаритная - 35,2 метра;
Ширина габаритная - 6,9 метра;
Высота борта - 1,9 метра;
Осадка в грузу - 2,7 метра;
Водоизмещение в грузу - 455,6 метра;
Пассажировместимость до переоборудования в грузовое судно - 225 человек.
Корпус - клепаный, сталь.
Скорость - 9 узлов.
Экипаж - 22 человека.
Мощность вертикальной паровой машины 200 л.с. при 150 оборотах в минуту;
Движитель- один винт.
Паровой огнетрубный котел с давлением пара 10 атмосфер.
Топливо - уголь.
"Водник Карелии" навигация 1957 года
Пассажирский пароход "BARO" - "ВЕРЕСАЕВ" до второй мировой войны в составе пассажирского флота Финляндии.
Грузо-пассажирский пароход "ВЕРЕСАЕВ" в Кижах. Навигация 1951 года.
Снимок в газете "Сталинский путь " за июнь 1949 года.
Грузо-пассажирский пароход "ВЕРЕСАЕВ", полученный СЗРП в 1945 году как репарационное судно, изначально назывался "BARO" и был построен в городе Варкаус, Финляндия в 1915 году.В СЗРП пароход работал одну навигацию, назывался "СВЕРДЛОВ". В 1946 году пароход передали БОП-ву уже под названием "ВЕРЕСАЕВ". В этот период пароходство Карелии испытывало острую нужду в судах, достаточно мореходных, но, в тоже время - с осадкой и размерениями, позволяющими пароходу заходить в небольшие населенные пункты достаточно сложной в навигационном отношении северной части Онежского озера, в частности, в прибрежные поселки и деревни Заонежья, в Подпорожье на реке Водла,что на восточном берегу Онежского озера..
Командовал пароходом "ВЕРЕСАЕВ" известный в Беломорско-Онежском пароходстве капитан В.Ф.МАНАСЕЕВ.
В 1957 году пароход "ВЕРЕСАЕВ" переоборудовали в грузовой с целью решения проблемы завоза небольших партий грузов в отдаленные пункты побережья Онежского озера и трассы Беломорско-Балтийского канала. На Онежском озере к этому времени появился первый современный пассажирский теплоход "ЛАДОГА", небольшие озерные пассажирские теплоходы "ДНЕПРО-БУГ" и "ЛЕРМОНТОВ", при том, что малые грузовые самоходные суда-снабженцы отсутствовали.
В 1959 году пароходу "ВЕРЕСАЕВ" исполнилось 44 года. В БОП-ве появились первые грузовые теплоходы ( "ПУДОЖЛЕС", "КАПИТАН ДЕМИДОВ", "ИЛОВЛЯ"). Пароход "ВЕРЕСАЕВ" списали.
Некоторые характеристики парохода "ВЕРЕСАЕВ" ( "СВЕРДЛОВ", "ВАRО")
Длина габаритная - 35,2 метра;
Ширина габаритная - 6,9 метра;
Высота борта - 1,9 метра;
Осадка в грузу - 2,7 метра;
Водоизмещение в грузу - 455,6 метра;
Пассажировместимость до переоборудования в грузовое судно - 225 человек.
Корпус - клепаный, сталь.
Скорость - 9 узлов.
Экипаж - 22 человека.
Мощность вертикальной паровой машины 200 л.с. при 150 оборотах в минуту;
Движитель- один винт.
Паровой огнетрубный котел с давлением пара 10 атмосфер.
Топливо - уголь.
"Водник Карелии" навигация 1957 года
Пассажирский пароход "BARO" - "ВЕРЕСАЕВ" до второй мировой войны в составе пассажирского флота Финляндии.
ПАССАЖИРСКИЙ ПАРОХОД "РОЗА ЛЮКСЕМБУРГ" в БОП-ве.
В 1970-х годах в Петрозаводске вышла книга Евгения Рысса "Шестеро вышли в путь". Написанная увлекательно и талантливо. Повествование начинается с упоминания о пароходе "РОЗА ЛЮКСЕМБУРГ", упоминания не совсем лестного, даже совсем не лестного. И там же - о теплоходе "ЛЕРМОНТОВ" - как о символе перемен в пассажирских перевозках тех лет.
Этим летом мне удалось, наконец, съездить в Пудож, заброшенный маленький городок, с которым у меня связаны и радостные и горькие воспоминания, в котором так много я пережил ровно назад тридцать лет, в тысяча девятьсот двадцать шестом году.
Поезд прибыл в Петрозаводск рано утром. Отсюда путь мой лежал через Онежское озеро. Пароход отходил через несколько часов. Я прошелся по памятным местам, но улицы ничего не напоминали мне. Почти сплошь они были застроены заново. Редко встречалось знакомое здание. Я не узнавал скверов и площадей. Изменился не только вид, но и самый тип города. У него теперь была другая, незнакомая мне душа.
В положенный час я спустился к пристани и взял билет. Вместо старого, грязного суденышка, громко называвшегося «РОЗА ЛЮКСЕМБУРГ», у причала стоял новый, сверкающий полированным деревом пароходик «ЛЕРМОНТОВ». Меня это огорчило. Я ехал вспоминать. Мне хотелось пройти по своему прошлому, увидеть все таким, как в дни моей юности.
«ЛЕРМОНТОВ» пополз по серой воде. Маленькие волны беспомощно бились о борта, невесело, не в ритм плескались вокруг. Когда я в первый раз пересекал Онежское озеро, волн совсем не было, но так же, как и сейчас, над озером стояла мгла. В мае в этих местах не часто бывают ясные дни. Тогда мы попали в густой туман. Может быть, и сейчас так будет... Мне бы хотелось: лучше было бы вспоминать.
Сразу, как только пароход отошел от пристани, шахматисты начали партии в шахматы, застучали костяшками любители домино. Одни пассажиры торопливо пошли в буфет, другие расселись по углам и заснули, третьи завели долгие, спокойные дорожные разговоры. Как одинакова всем нам знакомая жизнь пароходов и поездов, вокзалов и пристаней!
Я вышел на палубу. Мгла уже скрыла берег. Вперед было видно метров на триста, не больше. Еще не растаявшие маленькие льдины плавали по воде и, когда волны их сталкивали друг с другом, звенели точно хрустальные бокальчики. Резко кричали чайки.
И вот я стою на носу парохода, смотрю вперед и стараюсь вообразить, что сейчас тысяча девятьсот двадцать шестой год, что мне шестнадцать лет и я в первый раз еду в Пудож. Отчего-то очень меня тогда волновало, что впереди ничего не видно. Как будто, если бы мгла рассеялась, я увидел бы будущее. От будущего я ждал то ужасных несчастий, то удивительных удач. Действительно, меня ожидало много хорошего и плохого, только все оказалось совсем не похожим на то, чего я ждал.
Сейчас я стараюсь зрительно представить себе юношу, стоявшего тридцать лет назад на палубе парохода «РОЗА ЛЮКСЕМБУРГ», и не могу. Я знаю, каким я был, но не вижу себя. Был я щуплый паренек, невысокого роста, в старых, прохудившихся сапогах, в куртке солдатского сукна и очень истрепанном картузе, с маленьким узелком в руке. В узелке лежал кусок сала и фунт черного хлеба.
Товаро-пассажирский пароход "ПЕРВЕНЕЦ" был построен в Англии в 1897 году по заказу "Онежского пароходного общества" для работы на Онего. В 1905 году пароход получил название "СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ" . После национализации флота в 1918 году судно в третий раз было переименовано и стало называться "РОЗА ЛЮКСЕМБУРГ". Однако, известно у парохода и четвертое переименование - временное с 1942 по 1944 год. Ставшая военным трофеем финской армии "РОЗА ЛЮКСЕМБУРГ" была удостоена финляндского варианта имени столицы на Онего - " ÄÄNISLINNA" -так назывался Петрозаводск в 1941-1944 годах.
Уходя из города, пароход финны затопили, но "РОЗУ ЛЮКСЕМБУРГ" быстро подняли, отремонтировали и ветеран продолжил трудиться . Как и некоторые другие пассажирские суда, пароход до 1940 года числился за СЗРП, хотя совершал рейсы из Вознесенья до Повенца, посещая, естественно, столичный Петрозаводск. С 1945 по 1951 год "РОЗА ЛЮКСЕМБУРГ" работала на Онего, затем до списания в 1957 году пароход перевозил пассажиров и грузы на Выгозере.
Некоторые характеристики парохода "РОЗА ЛЮКСЕМБУРГ":
Товаро-пассажирское ( грузо-пассажирское ) паровое судно с клепанным стальным корпусом, силовой установкой, работающей на винт, мощностью 160 индикаторных лошадиных сил.
Пароход имел габаритную длину 32,8 метра;
Ширина габаритная - 5,84 метра;
Высота борта - 2,8 метра;
Осадка - 2,44 метра;
Водоизмещение в грузу - 333, 9 тонн;
Грузоподъемность - 96 тонн;
Максимальная пассажировместимость - 150 человек;
Скорость - 9 узлов;
Экипаж - 12 человек;
Одна вертикальная паровая машина обеспечивалась паром от огнетрубного котла с рабочим давлением в 7 атмосфер.
Пароход "РОЗА ЛЮКСЕМБУРГ" в бытность финским военным кораблем "ÄÄNISLINNA" в 1942 году на Онего.
В 1970-х годах в Петрозаводске вышла книга Евгения Рысса "Шестеро вышли в путь". Написанная увлекательно и талантливо. Повествование начинается с упоминания о пароходе "РОЗА ЛЮКСЕМБУРГ", упоминания не совсем лестного, даже совсем не лестного. И там же - о теплоходе "ЛЕРМОНТОВ" - как о символе перемен в пассажирских перевозках тех лет.
Этим летом мне удалось, наконец, съездить в Пудож, заброшенный маленький городок, с которым у меня связаны и радостные и горькие воспоминания, в котором так много я пережил ровно назад тридцать лет, в тысяча девятьсот двадцать шестом году.
Поезд прибыл в Петрозаводск рано утром. Отсюда путь мой лежал через Онежское озеро. Пароход отходил через несколько часов. Я прошелся по памятным местам, но улицы ничего не напоминали мне. Почти сплошь они были застроены заново. Редко встречалось знакомое здание. Я не узнавал скверов и площадей. Изменился не только вид, но и самый тип города. У него теперь была другая, незнакомая мне душа.
В положенный час я спустился к пристани и взял билет. Вместо старого, грязного суденышка, громко называвшегося «РОЗА ЛЮКСЕМБУРГ», у причала стоял новый, сверкающий полированным деревом пароходик «ЛЕРМОНТОВ». Меня это огорчило. Я ехал вспоминать. Мне хотелось пройти по своему прошлому, увидеть все таким, как в дни моей юности.
«ЛЕРМОНТОВ» пополз по серой воде. Маленькие волны беспомощно бились о борта, невесело, не в ритм плескались вокруг. Когда я в первый раз пересекал Онежское озеро, волн совсем не было, но так же, как и сейчас, над озером стояла мгла. В мае в этих местах не часто бывают ясные дни. Тогда мы попали в густой туман. Может быть, и сейчас так будет... Мне бы хотелось: лучше было бы вспоминать.
Сразу, как только пароход отошел от пристани, шахматисты начали партии в шахматы, застучали костяшками любители домино. Одни пассажиры торопливо пошли в буфет, другие расселись по углам и заснули, третьи завели долгие, спокойные дорожные разговоры. Как одинакова всем нам знакомая жизнь пароходов и поездов, вокзалов и пристаней!
Я вышел на палубу. Мгла уже скрыла берег. Вперед было видно метров на триста, не больше. Еще не растаявшие маленькие льдины плавали по воде и, когда волны их сталкивали друг с другом, звенели точно хрустальные бокальчики. Резко кричали чайки.
И вот я стою на носу парохода, смотрю вперед и стараюсь вообразить, что сейчас тысяча девятьсот двадцать шестой год, что мне шестнадцать лет и я в первый раз еду в Пудож. Отчего-то очень меня тогда волновало, что впереди ничего не видно. Как будто, если бы мгла рассеялась, я увидел бы будущее. От будущего я ждал то ужасных несчастий, то удивительных удач. Действительно, меня ожидало много хорошего и плохого, только все оказалось совсем не похожим на то, чего я ждал.
Сейчас я стараюсь зрительно представить себе юношу, стоявшего тридцать лет назад на палубе парохода «РОЗА ЛЮКСЕМБУРГ», и не могу. Я знаю, каким я был, но не вижу себя. Был я щуплый паренек, невысокого роста, в старых, прохудившихся сапогах, в куртке солдатского сукна и очень истрепанном картузе, с маленьким узелком в руке. В узелке лежал кусок сала и фунт черного хлеба.
Товаро-пассажирский пароход "ПЕРВЕНЕЦ" был построен в Англии в 1897 году по заказу "Онежского пароходного общества" для работы на Онего. В 1905 году пароход получил название "СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ" . После национализации флота в 1918 году судно в третий раз было переименовано и стало называться "РОЗА ЛЮКСЕМБУРГ". Однако, известно у парохода и четвертое переименование - временное с 1942 по 1944 год. Ставшая военным трофеем финской армии "РОЗА ЛЮКСЕМБУРГ" была удостоена финляндского варианта имени столицы на Онего - " ÄÄNISLINNA" -так назывался Петрозаводск в 1941-1944 годах.
Уходя из города, пароход финны затопили, но "РОЗУ ЛЮКСЕМБУРГ" быстро подняли, отремонтировали и ветеран продолжил трудиться . Как и некоторые другие пассажирские суда, пароход до 1940 года числился за СЗРП, хотя совершал рейсы из Вознесенья до Повенца, посещая, естественно, столичный Петрозаводск. С 1945 по 1951 год "РОЗА ЛЮКСЕМБУРГ" работала на Онего, затем до списания в 1957 году пароход перевозил пассажиров и грузы на Выгозере.
Некоторые характеристики парохода "РОЗА ЛЮКСЕМБУРГ":
Товаро-пассажирское ( грузо-пассажирское ) паровое судно с клепанным стальным корпусом, силовой установкой, работающей на винт, мощностью 160 индикаторных лошадиных сил.
Пароход имел габаритную длину 32,8 метра;
Ширина габаритная - 5,84 метра;
Высота борта - 2,8 метра;
Осадка - 2,44 метра;
Водоизмещение в грузу - 333, 9 тонн;
Грузоподъемность - 96 тонн;
Максимальная пассажировместимость - 150 человек;
Скорость - 9 узлов;
Экипаж - 12 человек;
Одна вертикальная паровая машина обеспечивалась паром от огнетрубного котла с рабочим давлением в 7 атмосфер.
Пароход "РОЗА ЛЮКСЕМБУРГ" в бытность финским военным кораблем "ÄÄNISLINNA" в 1942 году на Онего.
Комментариев нет:
Отправить комментарий