среда, 28 марта 2018 г.

БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОЕ ПАРОХОДСТВО 1940 - 2007. ЧАСТЬ 40


ПАССАЖИРСКИЙ ФЛОТ МЕСТНЫХ ЛИНИЙ ПОРТА ПЕТРОЗАВОДСК.

Изображение

Теплоход "БЕЛОМОРЬЕ в Петрозаводской губе. 2007 год.

"Водный транспорт" от 04 октября 1986 года.ЭФФЕКТИВНЫЕ РЕЙСЫ.

С ценным почином выступили в нынешнюю навигацию передовые коллективы пассажирских теплоходов "МИХАИЛ ЛОМОНОСОВ", "БЕЛОМОРЬЕ", "МОСКОВСКИЙ-2", "ЛАДОГА" и скоростных судов Петрозаводского порта. Их лозунг- "Каждый рейс - по расписанию, в каждом рейсе - сверхплановую прибыль".
Из месяца в месяц задания перевыполняются. Экипажи теплоходов "БЕЛОМОРЬЕ", "КОМЕТА-3", "КОМЕТА-5", "КОМЕТА-9", "КОМЕТА-12" досрочно, еще в августе, выполнили навигационные планы. Сверхплановый доход, полученный с начала навигации предприятием от перевозок пассажиров, составил 170 тысяч рублей.
-Подсчитав свои резервы и возможности, мы решили навигационный план выполнить не к 7 ноября, как намечалось раньше, а к 7 октября - Дню Советской Конституции, - говорит заместитель начальника Петрозаводского порта по пассажирским перевозкам А.ЛЕВАШОВ. - Дополнительно доставим свыше 40 тысяч человек. А всего за навигацию первого года пятилетки будет перевезено более 500 тысяч пассажиров, а сверхплановые доходы составят не менее 180 тысяч рублей. На такой рубеж коллектив нашего порта выйдет впервые.


Н.НИКИФОРКОВ, капитан рейда Петрозаводского порта.





ПАССАЖИРСКИЙ ФЛОТ МЕСТНЫХ ЛИНИЙ ПОРТА ПЕТРОЗАВОДСК.

Изображение

Теплоход "БЕЛОМОРЬЕ" зимой 2017 года. Акватория Онежского ССЗ.

Изображение

Последние месяцы, а возможно и дни. Слип Онежского ССЗ.


ПАССАЖИРСКИЙ ВОДНЫЙ ВОКЗАЛ. ВОКЗАЛ МЕЧТЫ И НАДЕЖДЫ.

Изображение

Изображение

В 2000 году водному вокзалу Петрозаводска исполнилось 25 лет. Юбилею был посвящен материал Ю. ВИКТОРОВА, в газете "ЧИСТАЯ ВОДА- ВОДНИК КАРЕЛИИ" от 27 декабря 2000 года.

В середине декабря в здании вокзала состоялась встреча, посвященная этой дате. В ней приняли участие работники ОАО "БОП": А.Н.ЛЕВАШОВ - зам. директора Петрозаводского порта, В.В. КОРОБКИН - начальник вокзала, Л.О.АРХИПОВА -старший кассир, В.И. БЕСПАЛОВА - старший кассир -инкассатор, а также ветераны пароходства Е.О.ВАСИЛЬЕВ, А.П. ПАНОВ, В.С.ХОХЛАЧЕВ, Е.Н. ДОРШАКОВА, С.Ф. ТРЯПИЦЫН.
Они рассказали, как создавался вокзал, о людях, причастных к этой стройке, о сегодняшней жизни. Рассказать обо всем в газетной публикации сложно, вот тезисы их выступлений.


ТЕПЛОХОДЫ ТИПА "ОМ" ПОСТРОЙКИ МОСКОВСКОГО ССРЗ В БОП-ве.

ТЕПЛОХОД "ОМ -344"

Изображение

В Беломорско-Онежском пароходстве работали теплоходы типа "ОМ" постройки Московского ССРЗ. Они незначительно отличались от "ОМиков" немецкой постройки, номер проекта у них был 780.
Одним из таких теплоходов был "ОМ-344" 1959 года постройки.
Характеристики судна практически совпадают с судами проекта 623 ( "ЛЕРМОНТОВ").

В навигацию 1960 года "ОМ-344" работал на линиях Петрозаводск- Кулмукса: четыре рейса в неделю, и Петрозаводск- Великая Губа: три рейса в неделю. Кроме того, теплоход обслуживал линию Петрозаводск-Зимник-Бараний Берег .
В 1965 году "ОМ-344" ходил в Ламбасручей и Медвежьегорск.
На этих линиях теплоход работал до 1987 года, был списан и разделан на металл.


ТЕПЛОХОДЫ ТИПА "ОМ" ПОСТРОЙКИ МОСКОВСКОГО ССРЗ В БОП-ве.

Изображение

Теплоход "ОМ-357" постройки Московского ССРЗ, проект 780, 1960 год, до передачи в БОП работал в Московском пароходстве. В Петрозаводск пришел в 1970 году, но работал в Петрозаводском порту всего три года. На основании распоряжения Минречфлота РСФСР был передан на баланс Волжского пароходства в мае 1973 года. По данным на 2017 год работает в Тольятти.
В Карелии выполнял пригородные рейсы, как и "ОМ -344".


О РАБОТЕ ПАССАЖИРСКОГО ФЛОТА БОП-ва В 1959 - 1980-х годах. ДАННЫЕ САЙТА "ПАССАЖИРСКОЙ ТРАНСПОРТ КАРЕЛИИ"

В данном справочном материале нет информации о пассажирских теплоходах, упомянутых выше.

Изображение

Однотипный с теплоходом "ОМ-334", теплоход "ОМ -337" работал на пассажирских перевозках на озере Выгозеро. Линии Сегежа - Валдай - Полга - Надвоицы.

1959 г.
На Выгозере - "Ом-337".

Катер "Окунь" - на линиях Петрозаводск-Зимник-Бараний Берег, Петрозаводск-Ялгуба.
Катера МРБ-20, "Сиг", "Лосось" - линии Ухты, Кестеньги.
.


Изображение


В 1950-1970-е годы на малых озерах Карелии работали теплоходы типа "МОСКВИЧ". Этот тип судна до сих пор достаточно распространен на местных линиях речного флота. "МОСКВИЧИ" - пассажирские суда проекта 544, строить их начали в 1948 году на Московском CCЗ, суда могли брать на борт до 150 пассажиров.
Впервые упоминается в сводках БОПа в 1956 году М-171. Правда, работал этот теплоход в Шале, т.е. не на озере, а на реке Водла, которая впадает в Онего на востоке. М-172 работал в 1956 году на Беломорканале. ( ходил в Надвоицы и
В 1962-1963 году М-171 упоминается работающим на линии Кондопога - Тивдия.
В 1964 году этот теплоход работал на озере Сандал. В 1975 году теплоход М-171 был выведен из эксплуатации, но в 1976 году он упоминается работающим на переправе через реку Водла.
Был передан пристани Шала осенью 1975 года.
Теплоход М-172 в 1976 году работал на озере Сандал.
В 1977 году М-171 списали и разобрали в Петрозаводске. Теплоход отработал в БОПе с 1955 по 1977 год.
А в 1977 году регистр запретил эксплуатацию и М-172. Сандал - озеро малое, но все же озеро..
Теплоход простоял вне эксплуатации до 1980 года и был списан. В БОП он пришел тоже в 1955 году.
Такова судьба двух теплоходов типа "Москвич", работавших на местных пассажирских линиях БОПа.



КАТЕРА ТИПА "ЯРОСЛАВЕЦ" в БОП-ве.

Изображение


Проект Р-376 и Р-376У.

Многоцелевой теплоход мощностью 150 л. с.

Тип судна: одновинтовой буксир с седловатой палубой, ходовой рубкой и надстройкой на палубе, с капом над МО и кормовым грузовым трюмом.
Назначение судна: буксировка малых судов, перевозка в трюмах 10-15 тонн груза, перевозка до 12 пассажиров.


Класс Регистра: "О"

Характеристики:

Проект Р-376У
Длина: 21 м
Ширина: 3,98 м
Высота борта: 2,1 м
Высота габаритная: 6,65 м
Водоизмещение в грузу: 46,9 т
Осадка средняя в грузу: 1,27 м
Водоизмещение порожним: 30,3 т
Осадка средняя порожнем: 0,97 м
Скорость свободного хода: 10,5
Пассажировместимость: 12 чел
Экипаж (на вахте): 2 чел
Количество коечных мест: 4
Автономность: 5 суток
Мощность ГД: 1х110 кВт
Тип ГД: 3Д6 (6ЧСП15/18)


Катера "ЯРОСЛАВЕЦ" строились с 1953 по 1992 год на многих судостроительных предприятиях страны, но основная часть - на Ярославском ССЗ, отсюда и название серии. Использовались как вспомогательные, служебные, буксирные, пассажирские суда во всех речных и многих морских пароходствах, в Министерстве рыбного хозяйства и в Военно-морском флоте, у пограничников и в других силовых ведомствах. Всего за указанный период было построено более 6000 теплоходов типа "ЯРОСЛАВЕЦ"
В Беломорско-Онежском пароходстве эти суда использовались как служебно -вспомогательные и пассажирские на пригородных линиях и малых озерах.


Малые теплоходы-катера "ОКУНЬ", "ЩУКА" (ПРЭБ), "ЛЕЩ" - Надвоицы, линия В. Идель - Н. Идель.

ЛЕЖНЕВ Ю.П.: Теплоходы типа "Ярославец" "ЛЕЩ", "СУДАК","ОКУНЬ" и другие имели два трюма перед машинным отделением. Первый трюм оборудован как помещение команды: два жестких дивана, откидной стол, котелок на солярке для приготовления пищи и отопления в отдельной выгородке. Второй трюм оборудован для размещения пассажиров. Вход с палубы через тамбур.Там два жестких дивана и посередине -стол. Освещение -электрическое и естественное через иллюминаторы. Вместимость - 20 человек. Туалет - общий на палубе. По непроверенным данным "ОКУНЬ" некоторое время работал в Беломорске как разъездной катер, затем был передан в Беломорскую базу гослова и перегнан в Туапсе, где был детский пионерский лагерь этой организации.


Катер "ЛОСОСЬ" - Пяозеро, линия Софпорог - Зашеек.
Катер "СИГ" - Среднее Куйто, линия Ухта - Юряхма,

.
Пристань Петрозаводск - МК-11 (место постройки - Беломорская судоверфь, год постройки - 1956).
Петрозаводск - МК-12, 1954 года постройки, место постройки - Петрозаводская мотокатера - МК -1 (Софпорог, Линия Кестеньга - Кизрека, Топозеро), МК-3, МК-4 (В. Куйто, линия Вокнаволок - Войница), МК-5 (Чупинский залив), МК-7 (Топозеро), МК-8 (С. Куйто, линия Ухта - Алозеро, Ухта - Тялма), МК-13 (Пяозеро)
МК-11 и МК-12 (линии на Сямозере).


Теплоход "ОКУНЬ". Петрозаводск-Великая Губа: грузопассажирская линия. Зимник, Бараний берег.


.Изображение


"Водник Карелии", октябрь 1958 года.



В один из дней этой недели капитан пассажирского теплохода "ОКУНЬ" С.Т.ЕККИН получил приказ отправиться на спасение терпящих бедствие в Петрозаводской губе Онежского озера пассажиров гидросамолета, совершившего вынужденную посадку в связи с сильным снегопадом.
С теплохода "ОКУНЬ" обнаружили гидросамолет невдалеке от причала Зимник.
Вахтенные теплохода -капитан коммунист товарищ ЕККИН, механик комсомолец В.МАРИЧЕВ и молодой матрос Володя РУСАНОВ с находившимися на борту теплохода рабочими спасательной станции и медсестрой Т.С.КУДРИНСКОЙ немедленно приступили к спасению людей.
На борт теплохода были подняты с резиновой лодки и гидросамолета шесть пассажиров и два летчика.
На снимке: члены экипажа теплохода "ОКУНЬ", принимавшие активное участие в спасении людей. Капитан С.Т.ЕККИН, механик В.В.МАРИЧЕВ, матрос В.РУСАНОВ.



Теплоход «СУДАК» Оз. Сандал.



«ЛЕЩ» - рейсы по ББК.
Теплоход «ЛОСОСЬ» рейсы по Пяозеру.
М-3. В. Куйто
М-4 на консервации в Войницах.
М-5, «НАВАГА» рейсы в Чупинском заливе. "Навага" (пристань Беломорск, Чупинский залив) - год постройки 1958 г., место постройки з/д п/я 88 г. Ярославль, пасса
М-7, Топозеро.
М-8, «СИГ» Среднее Куйтто.


Закрепление пассажирских причалов для стоянки судов:

Причал №2 - стенка с озерной стороны - "МАМИН-СИБИРЯК", "КОРОЛЕНКО", "УРИЦКИЙ".
№2 - стенка с торцовой стороны - "ЛАДОГА".
Причал №3 - стенка с береговой стороны - "ЛЕРМОНТОВ", озерной стороны "ДНЕПРО-БУГ".
Причал №4 - озерная сторона - дебаркадер №217, по левую - М-172.
Стенка кормовой части причалов 1,2,3 озерной стороны - т/х "АЛАПАЙ".
Стоянка рейдовых и грузовых судов - причал №4 - береговая сторона.



1960 год.


08.12.1960 г. на баланс БОП-ва поступили теплоходы на 10 человеко-мест, мощностью 20л/с, построенные на Петрозаводской судоверфи - в 1960 г. - МРБ20/1, МРБ20/2, МРБ20/3(Беломорской пристани и ремонтно-эксплуатационной базе), МРБ20/4 (в Шалу)

.
На перевозе в пристани Шала работал катер МК-14.
Пароход "ЧАПАЕВ" рейсов не осуществлял, находился на приколе.


Катер "ОКУНЬ" работал на местных перевозках в Петрозаводской губе.


1961 год.

18.01.1961 - списан грузопассажирский катер №5.
Флот малых озер - был пассажирский теплоход "АРХИПП ПЕРТТУНЕН", "НАВАГА", МРБ20/1, МРБ20/2, 20/3 (1960 год постройки, Петрозаводская судоверфь), "Лосось", "Лещ", "Судак".

10.06.1961 - поступили катера-такси стр. №483, 485, 487, 488, вместимостью 6 человек,
Прогулки по Петрозаводской губе на т/х "СЕРГО ОРДЖОНИКИДЗЕ". (стоимость билета 1 руб. 40 коп.). Прогулочные поездки граждан в Кулмуксу, Суйсарь, Шокшу (за грибами и ягодами).

Катер "АРХИППА ПЕРТТУНЕН" - рейсы от пристани Калевала по оз. Куйто до пристаней Карманга, Кизрека, Луусалми, Киити. Катер "Архип Пертунен" затонул 15 августа 1961 г.
В октябре 1961 г. - теплоход "ОКУНЬ" на линиях Петрозаводск - Шликин Наволок, Петрозаводск - Бараний Берег.

Катера-такси (место постройки завод п/я 24, год постройки - 1961, стр. №487 (№1), 487 (№2), 483 (№3), 488 (№4), 498 (№5), - рейсы по маршрутам Петрозаводск-Бараний Берег, Петрозаводск-Зимник, Петрозаводск-Чертов Стул, Петрозаводск-Соломенное. Цена за проезд - 1 руб. 50 коп. имели 5 мест.


1962 год.

Закрыты убыточные линии Петрозаводск-Кулмукса, Петрозаводск-Соломенное-Шликин Наволок. Причал и пассажирский павильон из Соломенного перетранспортированы на Чертов Стул.
.
Пристань Петрозаводск -работал катер МК-11 (место постройки - Беломорская судоверфь, год постройки - 1956).

1962-1963 годы.

Транзитные пассажирские линии
Петрозаводск-Подпорожье, Пудожский район.

Петрозаводск-Вытегра-Вознесенье.
Медвежьегорск-Кодач-Губа-Римское-Песчаное-Коной-Губа-Подпорожье, Пудожский район.
Местные пассажирские линии
Петрозаводск-Великая Губа.
Линии до Вознесенья. 1 раз в сутки. Кроме субботы и воскресенья. В выходные - прогулочные рейсы.
Петрозаводск- Ламбас-ручей.
Сегежа-Валдай
Сегежа- Полга
Местные пассажирские линии малых озер
Кондопога- Тивдия.
Чупа-Кереть «НАВАГА»
Софьянга-Зашеек «ЛОСОСЬ».
Калевала- Луусалми МРБ-20/3
МРБ20/1 - Топозеро,
МРБ20/2 - В. Куйто.
06.03.1962 - МРБ20/2 передан Ухтинскому химлесхозу.
Пригородные пассажирские линии
Лесозавод-Подпорожье
Петрозаводск-Зимник-Бараний Берег Ом-337
Западная Идель – Восточная Идель «ЛЕЩ»
Туристические линии
Петрозаводск-Ленинград «К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ»
Петрозаводск-Кижи
Петрозаводск-Ивановские острова
Сегежа-Сенная Губа
Медвежьегорск-Усов Наволок
Петрозаводск-Чертов Стул
Маршруты прогулочных катеров-такси
Переправа на р. Водла – Лесозавод-пристань Шала МРБ-375. Также - действовала паромная переправа Беломорской пристани.
С июня 1963 г. катера-такси (пассажировместимость 5 чел.) в связи с нерентабельностью использования переданы из Петрозаводской губы: катер №4 стр.№488 остался для служебных целей в Петрозаводске, катер №1 – Надвоицы, №2 – Шала, №3 – Повенец.
Топозеро - - МРБ-20/1.


1964 год.

Катер «Навага» работала в Чупинской губе, «ЛОСОСЬ» - Пяозеро, МРБ 20/3 – Среднее Куйтто.

Катер "СУДАК" работал на озере Сандал.

Катер-такси №1 Надвоицы, катер-такси №2 Петрозаводский порт, катер-такси №3 Шала, катер-такси № 4 Пиндуши (проект 730-У, место постройки п/я 24).


1965 год.

1965 г. пробные рейсы теплохода «ОКУНЬ» на линиях Кемь – Соловецкие острова, Беломорск – Соловецкие острова.
февраль 1965 г. - списан пароход "МАРИУПОЛЬ" (1928 года постройки, место постройки - Котка).
1965 г. теплоход "ОКУНЬ" передан от Петрозаводского порта пристани Беломорск.


1966-1968 гг.


12.12.1966 - получены катера МРБ20/6 стр. № 881 (передан в Шалу) и МРБ20/7 (УРС БОПа) - №882.


11.02.1967 - списано старое здание водного вокзала Петрозаводск.

27.03.1967 - теплоход "ЛЕЩ" проекта 367У, 1958 года постройки передан СЗРП.
Катер "НАВАГА" - Чупинский залив.



1969 г.


Апрель 1969 г. суда «СУДАК » и «НАВАГА» переведены в грузовые в связи с незначительностью пассажироперевозок на оз. Куйто и Чупинском заливе.
С 25 апреля 1969 г. «СУДАК» переименован в «КАЛЕВАЛУ».

Пассажирские дебаркадеры: ДБ-31 Токарская пристань г. Кондопоги. ДБ-33 сломан стихией.
Пассажирские причалы Петрозаводского порта.
Причал №1 — восточная и правая стенка для швартовки т стоянку трехпалубных теплоходов.
Причал №2 восточная стенка для швартовки т/х «Ладога», северо-западная «Днепро-Буг», и Ом-344, западная (левая) Метеор-60
Причал №3 Северо-западная стенка — Мо-94, западная (левая) — Метеор-23.
Причал №4 — Метеор-1
Причал №5 — Комета-3.


1970 год.

С 1 октября на пригородной линии Петрозаводск - Зимник - Бараний Берег отправление теплохода из Петрозаводска в 7.00, 9.30, 14.00, 16.30.
Ленинская правда. 1970. 1 октября.

Шала - МК-14 на 10 пассажиров. Место постройки - Ростов-на-Дону, год постройки - 1956. Пригородная линия в Шале.

1971 год

Изображение

Судно на воздушной подушке "ЗАРНИЦА" . Строил Астраханский СМЗ им.Урицкого. В БОП-во было выделено два таких судна: "ЗАРНИЦА -5" в 1971 году и "ЗАРНИЦА-17" в 1972 году. Проект оказался менее удачным, чем тип "ЗАРЯ", "ЗАРНИЦЫ" в БОП-ве работали недолго и дальнейшая их судьба неизвестна.

- Получен т/х "ЗАРНИЦА-5 " проекта 1435.
Весной на линии Петрозаводск-Зимник-Бараний берег работал буксирный теплоход "КЛАЙПЕДА" в качестве пассажирского.
Получен теплоход «Заря-123» Стр. №254.
Мотобот МРБ40 "ВОЛНА" проекта 921 Мосгидрорыбфлота стр. №57, год постройки 1971, использовался на переправе в Шале.
Мотобот МРБ 20/6 1966 года постройки использовался на переправе в Шале.


Пассажирские линии 1972-1973 годов.

С 27 апреля 1972 г. мотокатер МРБ-881 был снят с пассажирских перевозок на переправе, его заменил теплоход "ВОЛНА -057".
С 25 октября 1972 г. "ВОЛНА -057" - ежедневно с 6-30 по 21-40 с перерывом с 10-11 со стоянкой у Стеклянного не более 5 минут.
Теплоход "ВОЛНА - 057" осуществлял рейсы по линии Порт - Первомайское - Порт - Лесозавод - Порт.

Катер "КАЛЕВАЛА" - линия Калевала - Луусалми.
Катер "ЛОСОСЬ" -линия Софпорог - Кумская ГЭС
Катер "НАВАГА" -линия Чупа - Кереть.
Линии Петрозаводск-Ялгуба-Суйсарь-Узкиме Салми, Петрозаводск-Сенная губа-Кижи-Великая Губа, Петрозаводск-Коной Губа-Типиницы-Тамбицы-Песчаное-Кузаранда-Толвуя-Шуньга-Медвежья Гора - отменен заход в Сенную губу, Кижи, Великую Губу - время рейса уменьшилось с 20 до 16 часов.


"КАЛЕВАЛА" - один из "Ярославцев", ранее назывался "СУДАК".


Изображение

1978 год.


03.10.1978 г. получен самоходный паром стр. №41 проекта 603.

1979 год.

Катер «САМПО» – на Верхнем Куйто.

Изображение

Рейдовый служебно-разъездной катер.

Тип судна: рейдовый стальной сварной с полу-утопленной надстройкой, приподнятой рулевой рубкой и открытым кокпитом, с наклонным носом и транцевой кормой, дизельный, одновинтовой с ВФШ служебно-разъездной катер.

Назначение судна: выполнение служебных разъездов.
Ю.П.ЛЕЖНЕВ: Катер "САМПО" пр.371-бис имел пассажирское помещение на 12 мест. Там было два полумягких дивана и между ними - стол. В 1979 году зимой я принимал это судно на заводе в Рыбинске от ВПО "Вымпел". Перевозили его на железнодорожной платформе до станции Кемь, затем на трейлере в Калевалу. Выгрузили на лед и весной перегнали в Вокнаволок на озеро Верхнее Куйтто. Там "САМПО" использовался до 1988 года на линии Вокнаволок - Войница.


Место постройки:
Рыбинская судоверфь (Россия, г. Рыбинск/Андропов);
Ярославль ССЗ №345 (Россия, г. Ярославль);
Завод "Редан" (Россия, г. Санкт-Петербург).

Класс Регистра: "*О"

Характеристики:

Проект 371бис / 371У
Длина: 12 / 12,56 м
Ширина: 3,06 / 3,06 м
Высота борта на миделе: 1,64 м
Водоизмещение в грузу: 8,87 / 9,83 т
Осадка средняя в грузу: 0,6 / 0,63 м
Водоизмещение порожним: 8,12 / 7,78 т
Осадка средняя порожнем: 0,58 / 0,55 м
Дедвейт: 0,75 / 2,05 т
Валовая регистровая вместимость: 8 / 8,9 рег. т
Скорость свободного хода: 14,5 / 13,5 уз
Пассажировместимость: 11 чел
Экипаж (на вахте): 2 чел
Мощность ГД: 1х110 кВт
Тип ГД: 3Д6С1 (6ЧСП15/18)



1980 год.


03.04.1980 «Волна», 1971 г.в., проект 921 списана и разобрана на дрова.
На переправе через р. Водлу СП-41.
«Заря» 371 бис – на Сандале.



Транспортные пассажирские линии в 1980 году:

Петрозаводск-Подпорожье - теплоход "ЛАДОГА"
Петрозаводск - Кулмукса - теплоход "ОМ-344"
Петрозаводск - Великая Губа - теплоход "ЛАДОГА"
Сегежа-Полга-Вадлай - теплоход "ОМ-337"
Кондопога-Тивдия теплоход СВП "ЗАРЯ -366-Р"
Войницы-Вокнаволок -катер "САМПО"


Туристические линии в 1980 году:

Петрозаводск-Астрахань, Петрозаводск-Ленинград - теплоход "МИХАИЛ ЛОМОНОСОВ."


Скоростные линии:

Петрозаводск-Вытегра СПК "КОМЕТА -7"
Петрозаводск-Медвежьегорск, "Петрозаводск-Великая Губа - СПК "КОМЕТА -9", "КОМЕТА -6"




О РАБОТЕ ПАССАЖИРСКОГО ФЛОТА БОП-ва В 1959 - 1980-х годах. ДАННЫЕ САЙТА "ПАССАЖИРСКОЙ ТРАНСПОРТ КАРЕЛИИ"


1981 г.
Изображение


Получен теплоход стр. №7 проект 1462 ЦУПКБ постройки 1981 г., пассажировместимость 70 чел., «КАПИТАН ЗАОНЕГИН» ,названного в честь капитана парохода «МЕТАЛЛИСТ» БОП-ва ЗАОНЕГИНА Георгия Ивановича, расстрелянного финнами во время второй мировой войны.


Теплоход "КАПИТАН ЗАОНЕГИН" использовался в основном, как служебно-вспомогательное судно в Петрозаводском порту. Однако, в сводках за 1992 год указано, что теплоход работает как пассажирский на пригородной линии Петрозаводск- Зимник-Бараний Берег. С 2002 года теплоход находится вне эксплуатации на акватории Онежского ССЗ. В главе о капитане ЗАОНЕГИНЕ ( выше ) есть современная фотография судна, названного в честь капитана -героя.

Некоторые характеристики теплохода проекта 1462 "КАПИТАН ЗАОНЕГИН":

Рейдовый пассажирский и служебно -вспомогательный теплоход.
Длина габаритная - 23,15 метра;
Ширина - 6,24 метра;
Осадка - 1,85 метра.
Скорость - 9 узлов;
Всего за 1978 -1992 годы построено 50 единиц проекта 1462. Теплоходы работают во всех морских торговых портах и как служебно-вспомогательные в различных ведомствах, связанных с водными путями.


Теплоход «КАЛЕВАЛА» в августе 1981 года переведен в разряд пассажирских.

1982

Линии Петрозаводск- Кузаранда, Кондопога-Ерши-остров Лычный. Переправа на р. Водла Стеклянное-Лесозавод.
Закрыта линия Лесозавод-Подпорожье.



1983 г.

"Калевала" - линия Калевала-Луусалми
"Лосось" - линия Софпорог-Зашеек.
"Сампо" - линия Войницы-Вокнаволок.


1984 год.

Заря-123 – в Шале. Проект 946-А. 66 пассажирских мест. Далее указывается как стоечный флот ПРЭБ до сер. 1990-х гг.
Заря- проект 371-бис.
Получен теплоход проекта 81080 –
СП-41 – паром проекта 603-а работал на переправе, река Водла.


Рейсы катера "САМПО" – по озеру Верхнее Куйто, пристань Войница. Катер "ЛОСОСЬ" – озеро Пяозеро, пристань Софпорог


1986 г.
.
Рейсы Петрозаводск-Дачное (рейсы с 9 июля 1986 г. по средам в 7.40, обр. 8.25, 19-20, обр. 20.05.)
Линии Петрозаводск-Вытегра, Петрозаводск-Медвежьегорск, Петрозаводск-Дачное-Пиньгуба.
Линия Петрозаводск-Великая Губа. с 9 октября 1986 г. т/х «Ладога» по нечетным.
Зимник-Бараний Берег до 11 ноября.


1987 г.

17 мая на 29 дней - маршрут по заказу Петрозаводского бюро путешествий и экскурсий на теплоходе "МИХАИЛ ЛОМОНОСОВ" Петрозаводск-Астрахань-Петрозаводск.
Стоимость путевки 293-408 руб.
12 мая 1986 г. - туристический маршрут Петрозаводск-Кижи-Ленинград-Валаам-Петрозаводск на 7 дней. Цена от 81 до 100 руб.
Газета "Новая Кондопога". 1986. 1 мая.


Ликвидированы рейсы теплохода «САМПО».

1989 год.

Рейсы Петрозаводск-Типиницы, Сегежа-Валдай-Полга (водоизмещающее судно), Петрозаводск-Пиньгуба- Ялгуба (скоростное), Петрозаводск-Суйсарь, Петрозаводск-Шуньга (скоростное), Кондопога-Тивдия, Калевала-Луусалми, Софпорог-Зашеек.
Беломорский порт –обслуживает озеро Куйтто пассажирские теплоходы «КАЛЕВАЛА» 20 пассажиров, пр. Р-376, «САМПО» - 12 пасс – проект 371бис.


МАЛЫЕ РЫБОЛОВНЫЕ БОТЫ МРБ-40 В КАЧЕСТВЕ ПАССАЖИРСКИХ ( МРБ-40-Т) НА МАЛЫХ ОЗЕРАХ КАРЕЛИИ.

Изображение

Изображение

МРБ-40 на Петрозаводском рейде.

Моторный катер МРБ-40 Т являлся пассажирской модификацией промыслового бота МРБ-40 и предназначался не только для пассажирских перевозок, но и как разъездной катер. Эти катера использовались как на внутренних водоемах, так и в прибрежной зоне морей. Корпуса катеров выполнялись из древесины хвойных пород. При кажущихся очень небольших размерах, катера имели кубрик экипажа с двумя спальными местами, гальюн, пассажирский салон и камбуз в корпусе. Судовой дизель жестко соединялся с гребным валом. Длина по палубе у этой модификации МРБ составляла 12,5 метра при габаритной длине 12,7 метра. Ширина габаритная - 3,1 метра, высота борта - 1,4 метра. Катер имел осадку в грузу 0,9 метра, водоизмещение составляло 6 тонн. Мощность двигателя могла быть от 40 до 100 л.с. в зависимости от предназначения, вероятно катера для морских районов имели более мощную машину. Судно брало на борт 16 пассажиров и имело скорость от 7 до 9 узлов.
Впервые МРБ-20/ 1 стал перевозить пассажиров на озере Куйто в северной части КАССР в 1960 году. Первые катера имели мощность двигателя 20 л.с. и поэтому имели обозначения МРБ - 20/2 и МРБ -20/3 - в Беломорске, МРБ -20/4 - в Шале на реке Водла.
В 1963 году МРБ - 20/1 перевозил пассажиров на Топозере, МРБ - 20/2 - на Верхнем Куйто, МРБ - 20/3 - на линии Калевала- Луусалми ( озеро Куйто.) В том же году МРБ - 20/2 был передан от БОП-ва Ухтинскому химлесхозу.
В 1968 году на переправе в Шале, река Водла значится МРБ -883.
В 1972 году на Верхнем Куйто работал МРБ - 20/5, а МРБ - 20/6 и МРБ - 40 - на Водле. Кстати, МРБ-20/6 был построен в 1966 году.
Имеется информация о списании в 1975 году МРБ - 20/5. Вероятно, и остальные МРБ были либо списаны, либо переданы другим ведомствам, так как в сводках о движении пассажирских судов Беломорско-Онежского пароходства эти суда после 1975 года не встречаются.





Гибель калевальского "Титаника"

АНДРЕЙ ТУОМИ.
-
Изображение

О былом судоходстве на Севере Карелии остались лишь воспоминания.
Фото: Андрей Туоми

Я могу с полной уверенностью утверждать, что мой интерес к кораблям родился раньше меня. Дело в том, что мой отец в 60-х годах, когда наша семья жила в деревне Вокнаволок, работал на бывшей военной десантной барже с гордым именем «Армеец», которая была списана с действительной военной службы в запас и курсировала по Верхнему Куйтто. А родильный дом, в котором я появился на свет в октябре 1967 года, располагался на берегу озера Среднее Куйтто, в поселке Калевала. Осень 1967 года выдалась необычайно холодной, заливы Куйтто несколько раз прихватывало льдом уже в октябре, поэтому на момент выписки меня и мамы из роддома отцу пришлось прокладывать фарватер, ломая первый ноябрьский лед. Ну а для меня десантная баржа «АРМЕЕЦ», на которой я был доставлен на историческую родину, стала моей первой корабельной колыбелью.

Хоть я и вырос в семье моряка, и мой дядя и старший брат Алексей посвятили себя морскому делу, из меня моряка не получилось, я пошел совершенно иным путем, так и не продолжив начавшуюся было семейную династию. Но любовь к кораблям, лодкам и озерным просторам накрепко засела в моем сердце с самого раннего детства, когда я с самозабвением драил после рейса палубу пассажирского катера «Калевала», на котором мой отец работал механиком. Но особо мне нравился запах разогретого до температуры сауны машинного отделения, где огромный (как мне тогда казалось) дизель остывал, побулькивая, потрескивая и пощелкивая, после возвращения из поселка Луусалми…

История судоходства на озерах системы Куйтто (Верхнее, Среднее, Нижнее) в Калевальском районе была недолгой: первый паровой катер «ПУНИККИ» («Краснота» или «Зорька» в вольном переводе) появился на озере в 1923 году, а спустя 75 лет, в 1998 году на вечную стоянку был затянут пассажирский теплоход «КАЛЕВАЛА». Несколькими годами ранее на слипы были подняты сплавные суда Калевальского леспромхоза, а с озерных просторов исчезли гидрологические катера и малые рыболовные боты (МРБ), которые калевальские моряки в шутку называли «морской рваный ботинок».



Изображение


Катер «Пуникки» на шлюзе у порогов Елмонен. Архивное фото

В послевоенное время, с 1947 года на линии Ухта – Юряхма – Юшкозеро работали моторный катер «СОВЕТ» и мотокатер № 3 «Управления по транспортному освоению рек и озер Карело-Финской ССР» (было тогда и такое). С 1951 года начались регулярные пассажирские перевозки на катерах местных леспромхозов, а с 1958 года водные линии района стало обслуживать Беломорско-Онежское пароходство. На линии вышли катер «СИГ» и мотокатер №8. В 1959 году была открыта регулярная линия Ухта – Алозеро.
В 1960 году катер «АРХИПП ПЕРТТУНЕН» совершал рейсы от пристани Калевала до пристаней Карманга, Кизрека, Луусалми, Киити. С 1961 года на линии Ухта – Кенто – Луусалми работал МРБ 20. С 1960-х годов на этой линии заработал и катер «СУДАК» проекта Р-376, способный перевозить до 20 пассажиров. 25 апреля 1969 г в честь переименования села Ухтуа в поселок Калевала теплоход тоже был переименован в «КАЛЕВАЛУ». В 90-х годах этот катер был передан пароходством леспромхозу, однако экономически пассажирские перевозки по озеру оказались невыгодны, и рейсы были сначала сокращены до минимума, а потом и вовсе упразднены.
Пассажирский катер «САМПО», курсировавший между Вокнаволоком и Войницей на озере Верхнее Куйто, относился к проекту 371 «АДМИРАЛТЕЕЦ». Это было самое быстроходное судно в районе, «САМПО» развивал скорость до 14 узлов (26 км/ч) и брал на борт 10 пассажиров. Эта линия также принадлежала БОП-ву, и просуществовала она до начала 90-х годов. Ранее, в 50-60 годах прошлого столетия между двумя этими деревнями также курсировали суда типа МК-4 и МРБ.


Изображение


Катер «САМПО» на причале в Войнице. Иллюстрация из книги «В краю Калевалы»

Несмотря на свою скоротечную историю, умещающуюся в жизнь одного поколения, калевальское судоходство пережило два кораблекрушения: утонул пассажирский катер «АРХИПП ПЕРТТУНЕН» с баржей, груженной сеном и танкер, буксируемый другим катером, заполненный нефтепродуктами.
Теплоход «АРХИПП ПЕРТТУНЕН» меньше года проходил под именем знаменитого на весь мир рунопевца. До этого он два года носил наименование «СИГ», о котором я писал выше. Днем 15 августа 1961 года катер вышел из поселка Луусалми на Калевалу, таща на буксире баржу, доверху набитую сеном. Кроме двух членов экипажа катера – капитана и механика – на борту были еще пять пассажиров, в том числе, 14-летний подросток и молодой парень 17 лет.
Погода в тот день была ветреная, Куйтто сильно штормило, встречная волна изрядно раскачивала катер, который не мог развить достаточную скорость из-за буксируемой баржи. Через некоторое время, когда «АРХИПП ПЕРТТУНЕН» вышел на открытое пространство, где волна была особенно высокой, экипаж принял роковое для себя решение: чтобы уменьшить качку, капитан и механик перецепили баржу с сеном с кормы на правый борт. Если до этого, движущуюся в кильватере теплохода баржу волна особо не доставала, то сейчас на нее обрушилась вся ударная мощь встречного куйттовского шторма.
Захлестываемая волной баржа начала медленно заполняться водой. К сожалению, когда экипаж это понял, было уже слишком поздно: после двух мощных ударов тонущей баржи о борт катера, теплоход стал стремительно крениться на борт, а затем и вовсе перевернулся вверх килем. Пассажиры успели выбраться из кают на палубу, перебраться на борт, а затем и на киль судна, выпрыгнуть за борт и взобраться в лодку, которая была на борту катера и оставалась на плаву. Один из пассажиров этого злополучного рейса рассказывал, что молодому парню с большим трудом удалось развязать веревку за несколько мгновений до того, как «АРХИПП ПЕРТТУНЕН» встал в воде вертикально — носом кверху и стремительно ушел на дно.
Кто-то из пассажиров говорил, что он, якобы, видел, как экипаж катера плавал в воде рядом с тонущим теплоходом, но среди спасшихся в лодке ни капитана, ни механика не оказалось. Потерпевшим кораблекрушение пришлось преодолеть еще около 600 метров на веслах, прежде чем они оказались на спасительном берегу.


Изображение


Калевальский «Титаник». Фото из архива П. Скарбовского (поселок Калевала)

Катастрофа произошла в 6,5 километра от Калевалы, это случилось около восьми часов вечера. С гидрологического поста, расположенного неподалеку от места крушения, куда пришли пассажиры, удалось сообщить по телефону в местную милицию о гибели катера и экипажа. По словам очевидцев, им долго не верили, думали, что кто-то просто решил разыграть милиционеров.
Спасательная операция по подъему теплохода «АРХИПП ПЕРТТУНЕН » началась незамедлительно. Хотя назвать ее «спасательной» – это преувеличение, все отчетливо понимали, что спасать с утонувшего катера уже некого: теплоход затонул на склоне 30-метровой ямы, глубина затопления – более 20 метров.
В спасательной операции приняли участие два катера, принадлежащих леспромхозу – «УХТА» и «ЮШКОЗЕРО» и группа водолазов из четырех человек, присланных БОП-вом. Спасательная операция продолжалась больше месяца и закончилась полным провалом: ни судно, ни баржу так и не удалось поднять со дна озера Среднее Куйтто, а количество жертв катастрофы возросло.
Первоначально планировалось подвести под утонувший катер надувные понтоны, закачать их воздухом и поднять на поверхность. Однако в первые же дни водолазы столкнулись с нерешаемой проблемой: катер находился на довольно крутом склоне и держался на нем только за счет суммарной массы и плоского днища баржи. Спасатели опасались, что разъединение судов придет к тому, что «АРХИПП ПЕРТТУНЕН» соскользнет еще глубже. Поэтому было принято решение поднимать катер вместе с баржей.
Первым делом водолазы подняли на поверхность тела погибших членов экипажа «АРХИППА ПЕРТТУНЕНА». Характерно, что и капитан, и механик находились в задраенной изнутри ходовой рубке. Именно по этой причине в Калевале позднее говорили, что экипаж предпочел смерть позору и неминуемой судебной расправе.
Водолазы несколько раз подводили понтоны под затонувшие суда, но как только компрессоры спасательных катеров подавали воздух, на поверхность всплывали разорванные от давления понтоны. То ли масса была рассчитана неверно, то ли понтоны (как говорят, они были еще с тех запасов, что применялись на войне) больно дряхлые, но все попытки по подъему заканчивались безрезультатно.


Изображение


На озере Куйтто. Фото: Андрей Туоми

Вода в Куйтто на тот момент была уже достаточно холодной. Водолазы могли работать в ней не более часа, затем их медленно поднимали на поверхность, чтобы избежать декомпрессии. По каким-то причинам, скорее всего, от переохлаждения, один из водолазов принял решение на быстрое самостоятельное всплытие. В результате кессонной болезни он погиб.
Все это время на берегу леспромхоз планировал свою операцию по подъему «АРХИППА ПЕРТТУНЕНА». Руководство леспромхоза уговаривало БОП передать им утонувшее судно на баланс, но последние упрямо хотели поднять совсем еще новый катер с помощью понтонов. Инженеры леспромхоза рассчитывали поднять катер иначе – с помощью тросов, которых в хозяйстве было предостаточно, предполагалось вытащить катер по склону ямы на берег посредством трелевочных тракторов.
Однако гибель одного из водолазов поставила точку во всей операции по подъему теплохода. БОП больше не стал рисковать людьми и отдал приказ на прекращение спасательной операции. Отказался от своей затеи по подъему судна и леспромхоз, посчитав, видимо, что три унесенные жизни – достаточное основание, чтобы считать этот катер «невезучим». На месте гибели «АРХИППА ПЕРТТУНЕНА» несколько лет качался на волнах установленный на якорь оплотник.
С тех пор калевальский «Титаник» лежит на дне озера Среднее Куйтто, и больше никто за все эти годы не тревожил покой погибшего судна…


Изображение


Погибшее судно осталось на дне Куйтто. Фото: Андрей Туоми

Несколькими годами позднее произошло еще одно кораблекрушение. Сплавной леспромхозовский катер тянул танкер с дизельным топливом из Калевалы в лесопункт Нурмилакши. Экипаж уже выходил из «порта приписки» подшофе, но запасов горючего для экипажа не хватило. Пришвартовав танкер к небольшому каменистому островку, экипаж тронулся в обратный путь на катере за добавкой. Когда они вернулись к острову, то обнаружили, что танкер утонул, а 20 тонн (по другим данным 40 тонн) дизельного топлива вытекло в озеро.
Оказалось, что поднявшийся ветер до такой степени колотил танкер о камни, что образовалась брешь, из которой и вытекло дизельное топливо. Однако позднее то ли сами члены экипажа признались, то ли кто-то другой сказал, что на самом деле танкер напоролся на подводные камни и утонул уже в процессе буксировки, а уже потом был привязан тросом к острову, который сейчас так и именуется – Танкерным островом.
Так или иначе, но экипаж был признан виновным в гибели баржи и утрате топлива, стоимость которого капитану катера пришлось возмещать леспромхозу. На счастье экипажа, в то время об экологии не только не заботились, но и вообще понятия такого в обиходе не было. Случись такая катастрофа сегодня – оба весельчака неминуемо оказались бы на скамье подсудимых.


Изображение


Гидросамолет на Куйтто. Фото: aviaforum.ru


Последний курьезный случай, который также можно отнести к «смешанному типу бедствия на водах» произошел в начале 80-х годов. Дело в том, что в ту пору у гидрометеорологической службы, одна из баз которой располагалась в поселке Калевала, в распоряжении имелся свой гидросамолет Ан-2, который частенько прилетал в поселок из Петрозаводска. В один из летних дней у гидросамолета в воздухе случились неполадки с двигателем, и он совершил вынужденную посадку на озеро Среднее Куйтто. Сесть-то самолет сел, да вот на воде он остался совершенно беспомощным: волны и ветер гнали его туда, куда хотели.
Сигнал бедствия, который пилоты самолета подали трехзвездной ракетницей, был замечен с катера «КАЛЕВАЛА», который как раз возвращался в районный центр из Луусалми. Согласно неписанному морскому закону, катер свернул с фарватера и поспешил на помощь. Потерпевших кораблекрушение летчиков (так и есть, хотя звучит нелепо!) подняли на борт судна, самолет взяли на буксир и благополучно доставили до места назначения. В память об этом событии на кормовых леерах (ограждение по борту судна) остались отчетливые вмятины от буксировочных тросов…


Сегодня на озерах Куйтто изредка появляются только два небольших судна, обслуживающих туристов, да моторные лодки жителей Калевалы, Куусиниеми и Луусалми. Хорошо это или плохо – сказать трудно. С одной стороны, и сплав леса по озеру, и интенсивное судоходство, конечно же, наносили экосистеме водоемов существенный экологический ущерб. С другой стороны, калевальцам было больно и тоскливо смотреть, как на песчаном пляже Куйтто в местечке Кормушниеми доживают свой корабельный век проржавевшие и обветрившиеся легенды калевальского флота. Совсем недавно оставшиеся суда были разрезаны на металлолом и вывезены в неизвестном направлении. На этом история калевальского судоходства закончилась.

ПАССАЖИРСКИЕ ТЕПЛОХОДЫ ТИПА "ЗАРЯ" в БОП-ве.

Изображение

Мелкосидящий глиссирующий пассажирский теплоход мощностью 830 и 900 л.с. для малых рек.

Тип судна: быстроходный мелкосидящий пассажирский теплоход с водометным движителем, ходовой рубкой в носовой части, полуутопленным пассажирским салоном в средней части и МО в корме.

Назначение судна: перевозка пассажиров по малым рекам.

Место постройки: Московский ССЗ (Россия, г. Москва).


Класс Регистра: "Л"

Характеристики:
Проект 946 / 946А / Р-83
Длина: 22,14 / 22,14 / 23,9 м
Ширина: 3,93 м
Высота борта: 1,2 / 1,2 / 1,25 м
Высота габаритная: 3 / 3 / 3,15 м
Водоизмещение в грузу: 22,87 / 24,63 / 29,85 т
Осадка средняя в грузу: 0,42 / 0,44 / 0,55 м
Водоизмещение порожнем: 14,87 / 16,63 / 19,45 т
Осадка средняя порожнем: 0,29 / 0,31 / 0,4 м
Пассажировместимость: 86 чел
Грузоподъёмность: 1 т
Скорость: 45 / 45 / 43 км/ч
Тип ГД: М-400 / М-400 / М-401Л (на первых судах проекта 946/946А устанавливались двигатели М50-7)
Мощность ГД: 1х830 / 1х830 / 1х900 л.с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий