понедельник, 26 марта 2018 г.

БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОЕ ПАРОХОДСТВО 1940-2007. ЧАСТЬ 16


"СУХОГРУЗ ШТУРМУЕТ МОРЕ"

В 2017 году публикации карельской республиканской газеты "Комсомолец" от 18 ноября 1972 года исполняется 45 лет. Тогда, в начале 1970-х, о капитане Леониде Лазаревиче ХОТЬКИНЕ писали многие издания и в Карелии, и в Москве. Человек осваивал новое на речном флоте. Вместе с экипажем необычного для того времени теплохода. Вместе с коллективом самого морского пароходства в системе Министерства речного флота РСФСР.
Изображение

"Как уже сообщалось в "Комсомольце", большой группе судостроителей и работников речного транспорта за создание и серийное строительство судов нового класса смешанного плавания река-море и за осуществление высокоэффективных бесперевалочных перевозок грузов на внешнеторговых и внутрисоюзных линиях присуждена Государственная премия 1972 года. Среди новых лауреатов и капитан теплохода "50 ЛЕТ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ" Беломорско-Онежского пароходства Леонид Лазаревич ХОТЬКИН. Леонид Лазаревич стал первым в Карелии, кто удостоился Государственной премии в области техники.
Наш корреспондент Ю.ДРЫГИН встретился с Л.Л.ХОТЬКИНЫМ и попросил его ответить на ряд вопросов.


Корреспондент:
Леонид Лазаревич, расскажите, как начиналась Ваша морская биография . Ведь Вы по профессии - судоводитель - речник ? Когда Вы впервые увидели море ?
Л.Л.Хотькин:
Море я увидел сразу же после Пиндушской школы ФЗО, когда меня определили матросом на небольшое судно "ИЖОРЕЦ". На нем я и познавал Белое море. После окончания в Петрозаводске школы командного состава, а затем и Ленинградского речного училища, начал плавать на "БАЛТИЙСКОМ -16". Но прежде чем говорить о своей "морской" биографии, вероятно, следует остановиться на "морской" истории наших сухогрузов. Первыми сухогрузами, которые начали выходить в море, были суда типа "БЕЛОМОРСКИЙ", специально приспособленные для этого. Но район их плавания был ограничен 66,5 параллелью. Затем в пароходство поступили суда типа "БАЛТИЙСКИЙ", спроектированные как теплоходы линий река -море. Район плавания этих судов по морям значительно расширился. А последующие испытания теплохода "БАЛТИЙСКИЙ -10" в Баренцевом море при штормовых условиях зимней непогоды, убедили наших речников, что сухогрузы могут плавать и по морям. Одновременно, в лабораториях ученые и конструкторы вместе с судостроителями уже разрабатывали проект нового судна, сочетающего в себе хорошую мореходность с малой осадкой, то есть, такого судна, которое могло бы плавать как по рекам, так и по морям, не боясь ни мелководья, ни грозных штормов. Такое судно было создано пять лет назад на заводе "Красное Сормово" горьковскими судостроителями. Это судно являлось как бы продолжением теплоходов типа "БАЛТИЙСКИЙ".
И мне выпала честь первым в пароходстве принять такой теплоход. С тех пор, пожалуй, и началась моя по-настоящему "морская" биография.

Корреспондент:
Какое участие Вы принимали в создании судна смешанного плавания и осуществлении бесперевалочных перевозок грузов, как это сказано в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР ?
Л.Л.Хотькин:
Я и мои товарищи по работе участвовали в испытании такого судна в морских условиях. Как я уже говорил, в 1967 году меня направили для приемки нового судна в Горький. Им оказался головной грузотеплоход "50 ЛЕТ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ". Вместе со старшим механиком Владимиром Николаевичем ФОТИЕВЫМ, главным инженером нашего пароходства Варленом Николаевичем НАРИНЫМ мы радовались, что район плавания грузотеплохода -река-море, и что строительный номер судна был первым. Новое судно длиннее прежних, грузоподъемность его значительно больше, у него - широкие трюмные люки, автоматизированная система управления. Нам было приятно также, что карельским речникам первым доверили без риска штурмовать море на этом теплоходе.
Из Горького мы повели грузотеплоход на испытания. Новому сухогрузу и его команде предстояло выдержать главный экзамен - встречу с морской стихией. За время испытаний мы побывали в Балтийском, Белом, Баренцевом, Северном морях. Перевозили грузы как на внутрисоюзных, так и на внешнеторговых линиях. Но одновременно проверили и мореходные качества нового теплохода, проводили наблюдения за работой оборудования и механизмов.

Корреспондент:
Были у команды трудные минуты во время испытания грузотеплохода ? Как он вел себя в море ?
Л.Л.Хотькин:
Особых трудностей у нас не было. Моря мы не боялись, так как теплоход был устойчив на любой волне. Правда, однажды в Балтийском море нас застал шторм в девять баллов.Нам до этого не приходилось бороться с такой сильной волной. Нужно сказать, что никто из команды не дрогнул перед морской стихией и все четко выполняли свои обязанности. Девятибалльный шторм успешно выдержал и теплоход.
Впоследствии наши рационализаторы повысили грузоподъемность судна с 2700 до 3000 тонн.

Корреспондент:
Что Вы можете сказать после успешного испытания нового грузового теплохода смешанного плавания о его экономичности ?
Л.Л.Хотькин:
Сейчас в стране налажен серийный выпуск судов смешанного плавания. И они пользуются большой популярностью у речников, в том числе и нашего пароходства. С их освоением ликвидированы вынужденные перевалки грузов, что дает значительную экономию времени и средств. По сравнению с другими судами они дешевле в эксплуатации. Благодаря им значительно возрастут и зимние перевозки. Только от нашего пароходства этой зимой на морских трассах будут работать более 30 судов. Таким образом, речной грузовой транспорт приобретает новое и важное значение: сухогрузы теперь смело штурмуют моря.
Корреспондент:
О чем Вы мечтаете сейчас, когда Ваш теплоход "50 ЛЕТ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ" находится на пути во Францию ? Ваши пожелания молодым карельским речникам ?
Л.Л.Хотькин:
Мне очень хотелось бы быть вместе с командой, но по состоянию здоровья я вынужден пока водить "Метеор" по Онего. Мечта у меня одна - вернуться на грузовой теплоход. А пожелания молодым будут такие: трудиться еще лучше, учиться и дерзать, чтобы еще более мощные наши сухогрузы бороздили не только моря, но и океаны.
Пользуясь случаем, выражаю искреннюю благодарность всем, кто поздравил меня с присуждением Государственной премии 1972 года. Эту высокую награду я постараюсь оправдать своим трудом.


Ю.П. ЛЕЖНЕВ: прочитал интервью Л.Л. Хотькина корреспонденту "Комсомольца" и вспомнил рассказ о капитане Проккуеве К.Г., который говорил, что в том рейсе "Балтийского-10" в Баренцевом море в условиях жестокого шторма старшим штурманом был  Хотькин Л.Л.
Как же много общего в истории пароходства!




«Рейс на выставку»
...«Сормовский-5» только что прибыл в Петрозаводск. Доставил очередную партию автомобилей «Жигули» в Антверпен, выгрузил в Выборге бельгийский листовой металл и трубы для нефтяной промышленности. А сейчас непривычно легкий, с пустыми трюмами, отправился в Пиндуши, на слип.
Намеченный рейс нарушила радиограмма из Москвы - теплоход вызвали в столицу для участия в выставке судов речного флота. И вот — срочная работа. за сутки судно должно сменить поношенную штормовку на парадный китель: заново покрасить корпус, навести блеск в каютах...
Четыре с половиной тысячи километров — это их обычный рейс из Тольятти до Антверпена в Бельгии и почти столько же до Гронингена, голландского порта...
«Сормовский-5» - это первый теплоход в нашей стране, переоборудованный для бесперевалочной перевозки автомобилей. Сейчас только в Беломорско-Онежском пароходстве их три...
Капитан поднялся на мостик. Хозяин палубы, боцман Петя Харламов, пожалуй, самый молодой боцман пароходства, вступает в свои права. Теплоход аккуратно лавирует между теснящимися у берега судами и, блестя свежевыкрашенными бортами, уходит за онежскую даль. В Москву, на выставку.

Т. Килёва.
Ленинская правда. 1975. 25 июня.


Изображение


Капитан автомобилевоза "СОРМОВСКИЙ -5" Олег Алексеевич СЕРГЕЕНКОВ. 1982 год.

Из Энциклопедии КАССР.

Оле́г Алексе́евич Сергее́нков (род. 1 января 1936 года, д. Залосемье, Себежский район, Псковская область, РСФСР) - капитан судна, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР.

Окончил семилетнюю школу.

В 1951-1956 году учился в Рижском речном училище.

С 1956 года работал в Беломорско-Онежском пароходстве помощником капитана, капитаном теплохода «БАЛТИЙСКИЙ-9». После окончания в 1970 году Ленинградского мореходного училища с присвоением квалификации штурмана дальнего плавания, до 1997 года служил капитаном дальнего плавания.

За освоение судов «река-море» и бесперевалочную перевозку грузов стал Лауреатом Государственной премии СССР за выдающиеся достижения в труде в 1982 году.

В 1986 году присвоено звание Героя Социалистического Труда, награждён Орденом Ленина (дважды), Орденом «Знак Почёта».


Газета "Водный транспорт" от 25 декабря 1982 года. Рубрика "Лауреаты Государственной премии СССР.

ПУТЬ К МАСТЕРСТВУ.

Изображение

"За выдающиеся достижения в труде, творческую инициативу и активность, большой личный вклад в дело повышения эффективности использования водного транспорта.." За этими лаконичными строками постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР - вся сознательная жизнь СЕРГЕЕНКОВА. А к признанию нет легких ступеней.
На первую он ступил в 1951 году, когда 15-летним подростком махнул из родной деревни Глембочино, что на Псковщине, в Ригу, в речное училище. Как сына погибшего партизана, его приняли вне конкурса.
Четыре с половиной года учебы - и вот одетый "с иголочки" в ладную форму взошел штурман Олег СЕРГЕЕНКОВ на борт своего первого судна - буксирного парохода "ИЖОРЕЦ -23". Конечно, не океанский лайнер - рейдовые работы, бесконечные швартовки... Но эти несколько лет "домашнего" плавания явились для молодого судоводителя настоящими штурманскими университетами. И когда в пароходство стали поступать новые суда финской постройки, на одно из первых - "БЕЛОМОРСКИЙ -3" СЕРГЕЕНКОВ был направлен старпомом. Здесь же вскоре принял поздравления от друзей с назначением на должность капитана.
К середине 1960-х годов обновляющемуся флоту пароходства уже стал тесен "простор речной волны" - другие просторы предстояло осваивать. Появились первые суда смешанного плавания река-море. И, окончив в Ленинграде годичные курсы морского судовождения, СЕРГЕЕНКОВ "пересаживается" на двухтысячник - "БАЛТИЙСКИЙ -9".
Первый же рейс оказался необычным: открытие навигации на еще достраивающемся Волго-Балтийском канале. Вот когда пригодились ему те самые "университеты", которые прошел на маленьком "ИЖОРЦЕ", в рейдовой тесноте. На некоторых участках изгибы канала оказались такими, что "БАЛТИЙСКИЙ" буквально скреб форштевнем по прибрежным кустам. Пару раз касались днищем "бузы" - илистого грунта, но мгновенная реакция капитана и не менее быстрые действия машинной команды спасали от неприятности. Триста километров, семь шлюзов прошли за двое суток. Впервые таким путем была доставлена руда из Кандалакши в Череповец. Всю летнюю навигацию 1964 года проработали на этой новой линии. И к концу навигации "БАЛТИЙСКОЙ -9" проделывал рейс по ВБК уже не за двое суток , а за 27-28 часов.
1966 год. Он памятен всем работникам пароходства и вдвойне -СЕРГЕЕНКОВУ. Первый его загранрейс: Беломорск - Финляндия ! И снова молодой ( по возрасту, но никак не по опыту !) капитан становится первопроходцем. Без сучка и задоринки, будто всю жизнь проработал в "загранке", доставил он на "БАЛТИЙСКОМ -42" груз пиломатериалов в финский порт Котка.
С тех пор ему постоянно доверяли самые сложные, ответственные рейсы. Где только ни плавал: Балтика и Каспий, Черное море и Азовское, Средиземное и Мраморное, Эгейское и Адриатическое моря.... И всегда - только на "отлично", с выполнением и перевыполнением рейсовых заданий.
В семьдесят первом году на его груди засверкал первый орден - "Знак Почета". К этому времени "между делом" успел окончить Ленинградское мореходное училище, получить диплом штурмана дальнего плавания. Казалось бы, вершина, пик ! Но для идущего вперед всегда открываются новые горизонты....
"СОРМОВСКИЙ - 5" он принял зимой семьдесят третьего. Принял, когда судно переоборудовалось под перевозку легковых отечественных автомобилей "Жигули", пользующихся спросом на мировом рынке. И СЕРГЕЕНКОВУ выпала вполне заслуженная честь - открыть первую в нашей стране бесперевалочную "автомобильную" линию Тольятти - Западная Европа. По 208 машин доставлял каждым рейсом "СОРМОВСКИЙ -5" в загранпорты. Доставлял без единой рекламации, точно в срок. За успешное освоение этой линии в 1974 году Олег Алексеевич удостаивается второй, высшей награды Родины - ордена Ленина.
Без малого десять лет командует СЕРГЕЕНКОВ "СОРМОВСКИМ-5". И все эти годы экипаж постоянно в числе лидеров социалистического соревнования. Возит ли пиломатериалы или металл, трубы или бокситы, зерно или технологическое оборудование, строительные материалы или другой груз - всегда и всюду "сергеенковский" теплоход и поспевает вовремя, и сверх плана что-то прихватит, и аварий с ним никаких не бывает, и экипаж стабильный.
О причинах постоянно высоких производственных результатов экипажа "СОРМОВСКОГО-5" рассказали руководители и ведущие специалисты управления пароходства, капитаны-коллеги Олега Алексеевича. Все они сходились в одном: обладает СЕРГЕЕНКОВ талантом командира-воспитателя.
Сам дисциплинированный до щепетильности, того же неукоснительно требует от подчиненных. И не "горлом" берет, а спокойной уверенностью, несгибаемой убежденностью: работать хорошо легче, приятнее, чем работать плохо ! И эта его убежденность, подкрепленная личным примером, волей-неволей проникает в сознание даже заведомых "сачков". Впрочем, говоря о сегодняшнем комсомольско-молодежном экипаже коммунистического труда теплохода " СОРМОВСКИЙ -5", даже как-то неловко и упоминать о "сачках"-на судне их попросту нет.
Да, пороха СЕРГЕЕНКОВ не изобрел. "Всего лишь" пользуется каждой возможностью для экономии времени и средств, "всего лишь" строго контролирует организацию службы на судне, "всего лишь" заботится о нормальных условиях труда подчиненных, их быте и отдыхе....Такие "всего лишь" можно еще перечислять и перечислять. А все это вместе взятое и есть главный секрет СЕРГЕЕНКОВА, причина успехов экипажа.
Вот и полследний рейс, который длился полтора месяца, ( Гамбург-Бремен-Иран) завершился новой трудовой победой. А на подходе к Петрозаводску на судно пришла радиограмма из ВЦСПС о присуждении капитану О.СЕРГЕЕНКОВУ Государственной премии СССР 1982 года.
... С чемоданчиком в руке он быстро шагал по лестнице. Первый этаж, второй,третий... Сейчас он позвонит в дверь своей квартиры, встретится с женой, двумя дочерьми. Какие они легкие, эти ступени !..


В.ПАНЮШКИН, ( Наш соб. корр.)

Петрозаводск.



КАРЕЛЬСКАЯ ФИННОЯЗЫЧНАЯ ГАЗЕТА "NEUVOSTO KARJALA" О КАПИТАНАХ БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОГО ПАРОХОДСТВА.

О капитане Олеге СЕРГЕЕНКОВЕ. "NEUVOSTO KARJALA" от 24. августа 1986 года. "БЕСПОКОЙНЫЙ ХАРАКТЕР"

Изображение

О капитанах Олеге СЕРГЕЕНКОВЕ и Владимире ЧАУН. "NEUVOSTO KARJALA от 12 октября 1986 года. " ПО ВЕЛЕНИЮ ДОЛГА".

Изображение


ТЕПЛОХОДЫ "СОРМОВСКИЙ" В БОП-ве.

Изображение

Ленинская правда" от 6 ноября 1982 года. "ГЛАВНАЯ УЛИЦА РОССИИ. ДЕСЯТЬ ДНЕЙ НА ТЕПЛОХОДЕ 60 ЛЕТ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ".

"В салоне к стене прикреплена полированная металлическая планка, на которой выгравировано: " Строительством этого теплохода сормовичи ознаменовали 60-летие Великой Октябрьской социалистической революции. 1977 год".
Здесь же, на переборке, карта Европы на английском языке - "Наши голубые дороги". Карта прикрыта разноцветными вымпелами на протянутом вдоль цветном шнурочке. На вымпелах -различные символы и надписи латинскими буквами: Турку, Лондон, Росток, Штральзунд, Гамбург...
Насчитал более 20 вымпелов. Значит, столько иностранных портовых городов посетило судно за пять лет. Оно прошло по водам Балтийского, Северного, Белого, Баренцева, Черного, Каспийского и Средиземного морей, многих рек, озер и каналов более 250 тысяч километров, перевезло свыше 300 тысяч тонн различных грузов.
Великую русскую реку Волгу часто называют главной улицей России. И не случайно ее так величают. Для туристов Волга - прекрасное место отдыха , для энергетиков - источник дешевой энергии, для речников - место работы и жизни. Десятки судов карельского Беломорско-Онежского пароходства ежегодно бороздят воды могучей реки, перевозя грузы на юг и на север нашей страны и за рубеж.
Как им там живется и работается ? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я и отправился с экипажем теплохода "60 ЛЕТ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ" из Петрозаводска до Волгограда.

Утром разбудил голос, прозвучавший из репродуктора: "Судовое время 7 часов 30 минут. Очередной смене приготовиться на вахту.Члены экипажа приглашаются на утренний чай. Приятного аппетита !"
Подобная команда дается в 11.30, в 15.30 и в 19.30. Разница только в том, что в первом случае приглашают на обед, во втором - на полдник, а вечером - на ужин.
Позавтракав, каждый непременно благодарил девушку в белой куртке. То чай она наливала, то стаканы подавала, то булки нарезала. Движения ее проворны, улыбается, шутит с командой. Чувствуется, что свое дело она знает и оно ей нравится.
Когда завтрак подходил к концу и народу в салоне поубавилось, рассказала о себе. Зовут ее Айсулу ВАЛИЕВА. Судовым поваром стала случайно. Жила в Донецкой области. Поехала на юг отдохнуть. Там познакомилась с девушками, которые рассказали ей как можно стать поваром на судне. Закончила курсы. Побывала во многих странах Европы. На этом судне недавно. По душе и работа и команда.
В 9 часов утра подошли к Вытегорскому шлюзу. Второй и третий день шли по Волго-Балтийскому водному пути. Что ни шлюз, то подъем на несколько метров вверх. Шесть шлюзов , и поднялись на 80 метров. Шлюзование проходило то днем, то ночью, когда на вахте разные люди, но на мостике всегда один - капитан Николай Павлович КЛИНОВ.

С первых дней он командует судном, без малого 30 лет работает в Беломорско-Онежском пароходстве. Если учесть, что родился и рос он на берегу Онежского озера, неподалеку от острова Кижи, то можно сказать, что Николай Павлович всю жизнь провел у воды и на воде. Прошел все судовые должности от матроса до капитана. В 1962 году впервые встал на капитанский мостик парохода "ЯМАЛ".
Когда карельские водники начали выходить на морские просторы, Н.П. КЛИНОВ пошел старшим помощником капитана теплохода "БАЛТИЙСКИЙ - 5". Это судно на Балтике наткнулось на мину времен минувшей войны. Страшный взрыв сделал пробоину в 72 квадратных метра. Первого трюма как не бывало. Судно чуть не затонуло, и только благодаря стараниям экипажа и спасателей , его удалось отбуксировать в ближайший порт.Оно приведено в порядок и служит до сих пор.
Затем Николай Павлович командовал теплоходом "ОНЕЖСКИЙ -6". Потом - новым судном "МОРСКОЙ - 3", на котором прошел сотни тысяч миль и километров, побывал в десятках иностранных портов. За успехи в социалистическом соревновании 1973 года награжден орденом Трудового Красного Знамени. Это опытнейший и мореход и речник.

Вместе с Николаем Павловичем я старался не пропустить ни одного шлюза. Теплоход длиной 114 метров, шириной почти 14 метров, в трюмах которого железнодорожный состав груза -3000 тонн. Любопытно наблюдать, как такая махина абсолютно точно заходит в весьма узкое для него пространство. Даже может, оказывается, развернуться на одном месте.
В 16.30 на третий день бросили якорь на рейде Череповецкого порта. На подходе к нему по рации были заказаны питьевая вода и лоцман. Только остановились, как тут же появился танкер с водой. Приняв 30 тонн питьевой воды и взяв на борт лоцмана, в 18.30 снялись с якоря и пошли по Шексне в Рыбинское водохранилище.

Наш теплоход подавался то вправо, то влево, иногда чуть ли не поворачивал назад. Дело в том, что хотя кругом вода, русло судового хода весьма извилисто. Об этом свидетельствовали бакены - слева по ходу черные с белыми полосами, справа - красные. Ночью они указывают путь мигающими огнями: слева - белым, справа - красным
Однако найти именно эти огоньки, не спутав их с другими, не так просто. Требуется немалый опыт , знание местной обстановки, умение отличить тот единственный нужный свет от других. Поэтому моряки так неуверенно чувствуют себя в реках.
А наш теплоход смешанного плавания. Значит, его команда должна уверенно вести судно как на морских просторах, так и в тесноте рек, каналов и шлюзов. Свидетельствую,что справилась она с этой задачей хорошо.
После Ярославля начальник радиостанции А.И.СВЕРЧКОВ дал в Горький радиограмму: " Предполагаем прибыть в 16.00. К этому времени ждем лоцмана и плавмагазин."
Алексей Иванович СВЕРЧКОВ - уроженец поселка шлюза № 19, что в Беломорском районе. В 1961 году закончил Ленинградское арктическое училище. Был радистом на мысе Челюскина, на Новой Земле, работал на рыболовецких судах. С 1970 года - на судах Беломорско-Онежского пароходства. На этом теплоходе - с первого дня.
- Молодежь приходит, набирается опыта и уходит на повышение на другие суда, - говорит Алексей Иванович. - Для меня, как и для "деда", электромеханика и капитана,выше должностей на теплоходах нет. Остается только совершенствовать свое мастерство. А для этого незачем менять судно.

В Горький опоздали, пришлось задержаться в Городце. Только на следующий день прошли шлюз. Не останавливались в Горьком. Там сообщили, что лоцман по пути пересядет к нам с другого теплохода.
Сменялись вахты, проплывали мимо Чебоксары, Казань, Ульяновск, Куйбышев, Саратов.
Появились первые очки в турнирных таблицах по шахматам, теннису, нардам. Теннисисты установили свой стол в так называемом сухом трюме и там гоняли белый шарик. Вечером, как правило, после ужина демонстрируются кинофильмы. Иногда бывает даже по два сеанса. Благо киномеханики свои - те же мотористы или механики.

В постоянных хлопотах старший механик теплохода Василий Григорьевич КЛИМОВ. Это его была идея - освободить сухой трюм от запасных частей. При его непосредственном участии на теплоходе смонтировали автоматическую телефонную станцию. Теперь, чтобы с кем-то из команды переговорить, нет надобности выходить из каюты - в каждой телефон.
В.Г.КЛИМОВ - уроженец Медвежьегорского района, жил недалеко от Челмуж. До службы в армии работал на сплаве, на флоте прошел путь от моториста до старшего механика.
Команда судна в основном молодежная. Рулевые и мотористы - курсанты училищ, все из младшего командного состава - недавние их выпускники.Они работают под постоянным вниманием старших своих товарищей - капитана и старшего механика. Самого высокого мнения о них и о судне, например, матросы-мотористы первого класса Сергей ХУРТАНОВ, Евгений ЛУБУШЕВ.

Днем и ночью шли полным ходом.Даже в Саратове плавмагазин пришвартовался к нашему борту на ходу. Обрадовались речники, пополнили запасы продовольствия, обзавелись сигаретами и спичками.
Капитан подсчитал: от Саратова до Волгограда- сутки, до Астрахани - еще одни.Однако, как ни торопились, задержки случались почти в каждом шлюзе. Волга действительно напоминает улицу с интенсивным движением. По ней вверх и вниз идут десятки судов.Перед шлюзами они скапливаются. Предпочтение отдается пассажирским судам: у них - расписание. Затем идут нефтевозы. Грузовые же шлюзуются в последнюю очередь.

Перед Волгоградом к тому же сначала буксир не давал нам обгона. Тянулись за ним получерепашьим шагом. Когда же на пути оказался плотовод с плотом леса, полностью перешли на черепаший шаг. И поделать ничего было нельзя.
Вот и пришли мы в Волгоград только около шести вечера. На катере, который привез почту, я покинул судно. Уже в Петрозаводске узнал, что команда, несмотря на задержки, доставила груз в порт назначения вовремя.
Иначе и быть не могло.Ведь экипажу теплохода "60 ЛЕТ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ" еще в 1979 году присвоено звание "Экипаж высокой организации труда и культуры производства". В том же году он был признан победителем Всероссийского социалистического соревнования, награжден Почетной грамотой Министерства речного флота РСФСР и ЦК отраслевого профсоюза.
В нынешнем году коллектив судна за активное участие в общественном смотре эффективности использования сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов, также удостоен Почетной грамоты Министерства и ЦК профсоюза и ценного подарка - магнитофон "Чайка 212 С".
Вчера в пароходстве сообщили: теплоход "60 ЛЕТ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ" покинул польский порт Гданьск и следует Балтийским морем, держа курс на Таллинн.


Н. ЧЕРНООКИЙ. ( Наш спец. корр.)

Изображение

Теплоход "60 лет Великого Октября".

Изображение

В 2017 году бывший теплоход "60 ЛЕТ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ" работает, на борту - название карельского поселка Пиндуши, былого центра судоремонта БОП-ва.


АРКТИЧЕСКИЕ РЕЙСЫ КАРЕЛЬСКИХ СУХОГРУЗОВ.

Изображение

Арктика была известна мореходам Карелии еще со времен поморских кочей и шняк. Целую плеяду полярных капитанов подарил Поморью карельский Сумский Посад. Савва Лошкин,кормщик родом из Олонца, что в Приладожье, первым прошел вдоль всего восточного берега Новой Земли и обогнул ее. Он провел на Новой Земле две зимы и на третье лето вышел к западным берегам архипелага. Было сие плавание в 1760-х годах.Примеров таких можно привести множество.
Так, в 19 веке карельские парусники ходили к норвежским берегам регулярно.
Моряки Беломорско-Онежского пароходства в Арктике бывали еще в 1950-е годы. Беломорский морской буксирный пароход "ТИТАН" регулярно сопровождал караваны речных судов, перегоняемых в те годы на реки Сибири. О флагмане буксирного флота БОП-ва 1950-1970-х годов - отдельный рассказ впереди.
С начала 1960-х в дальние зарубежные рейсы пошли сухогрузные теплоходы смешанного река-море плавания, чей home port был Петрозаводск. Частыми гостями стали карельские сухогрузы в заполярном Мурманске. Но далее Мурманска в полярных водах грузовые суда БОП-ва не бывали до 1985 года. И вот - свершилось. Три петрозаводских теплохода отправились в дальнее арктическое плавание. В порт Тикси.


В сентябре 1985 года бассейновая газета "Водник Карелии" сообщила:

Изображение



АРКТИЧЕСКИЕ РЕЙСЫ КАРЕЛЬСКИХ СУХОГРУЗОВ.

Изображение

19 октября 1985 года "Водник Карелии" опубликовал подробный отчет о необычном для карельских грузовых теплоходов рейсе:

ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ ВОЗВРАТЯСЬ.

"Когда экипажам теплоходов "АЛЕКСАНДР ВЕРМИШЕВ", "СОРМОВСКИЙ -50" и "БАЛТИЙСКИЙ -24" было поручено совершить рейс в Арктику, моряков охватило волнение. Конечно, это очень ответственно и почетно - пройти по Северному морскому пути, почувствовать ледяное дыхание Арктики и доставить важный груз в заполярный порт Тикси.
- Наше судно было загружено коксом.Распоряжение следовать на Тикси полказалось сначала невероятным, - рассказывает старший помощник капитана теплохода "АЛЕКСАНДР ВЕРМИШЕВ" Геннадий Васильевич БЕРДИКОВ. - Думали, доставим груз в Архангельск, а там его перегрузят на другие теплоходы. Но потом капитан Юрий Сергеевич ДОРЕНСКИЙ позвонил в Министерство речного флота, уточнил: да, идем в Тикси.
Началась подготовка к рейсу в высокие широты.На совещании командного состава обсудили вопросы по обеспечению всем необходимым. Распределили, кто за что отвечает.
- Оперативно сработала наша служба снабжения, - отметил Г.В. БЕРДИКОВ, - мы все получили без промедления.
Путь по Беломорско-Балтийскому каналу давно знаком экипажу "АЛЕКСАНДРА ВЕРМИШЕВА". Здесь судам, следующим в Арктику, была предоставлена "зеленая улица". В Беломорске тоже долго не задержались.Получили "усы" - трос, который подается на ледокол. Теплоход вышел в Белое море.
Караван судов, отправлявшихся в устье Енисея и Яны, формировался в Архангельске. Там находился отряд морской проводки, которому предстояло вести теплоходы по Северному морскому пути. Вышли вместе с теплоходами "БАЛТИЙСКИЙ-110" и "БАЛТИЙСКИЙ - 124". Руководил переходом капитан-наставник морской проводки ГОСУДАРЕВ,
До острова Вайгач, пролива Карские Ворота погода была благоприятная. А в Карском море нас застал шторм, - говорит первый помощник капитана Виктор Васильевич МАЛЮТИН. - Конечно, Балтика, Северное море приучили нас к штормам.Все, казалось, как обычно. Но если подумать, что справа по борту теплохода - берег, а слева, выше нас - одно море, становилось немного жутковато. Ведь мы шли здесь в первый раз.
В районе острова Диксон к каравану присоединились еще два теплохода типа "СОРМОВСКИЙ". Прошли остров Белуха, где погиб ледокольный пароход "АЛЕКСАНДР СИБИРЯКОВ". Суда приспустили флаги, отдавая дань памяти мужественным морякам.
- Девятого сентября в шесть часов утра "АЛЕКСАНДР ВЕРМИШЕВ" подошел к самой северной точке нашей страны - мысу Челюскин. А у пролива Вилькицкого произошла встреча с атомными ледоколами "ЛЕНИН" и "ЛЕОНИД БРЕЖНЕВ". Здесьуже встречались тяжелые многолетние льды, и нам приходилось искать чистую воду, - рассказывает старпом Г.В. БЕРДИКОВ. - Дальше шли уже по распоряжениям , поступавшим с ледокола "ЛЕОНИД БРЕЖНЕВ". Вот и Тикси. Мы прибыли туда 12 сентября, стали на рейде. Запомнились картины природы тех мест: сопки, деревьев нет. Тикси встретил нас снегом. Суров Север.
Выгружали суда на рейде. Пришлось ждать, когда все теплоходы будут разгружены. Затем - в обратный путь. Получили наряд на погрузку в Дудинке. ( * ) Вместе с теплоходом "АЛЕКСАНДР ВЕРМИШЕВ" шли "СОРМОВСКИЙ -50", "СОВЕТСКИЙ СЕВЕР", "БАЛТИЙСКИЙ -24". Потом присоединился караван, который ходил на реку Яну.


Изображение

Порт Тикси.

Вначале шли под проводкой буксира "ШУЯ", а у пролива Вилькицкого дорогу каравану вновь начали прокладывать ледоколы "ЛЕОНИД БРЕЖНЕВ" и "КАПИТАН СОРОКИН"
- В этом ледовом рейсе мы вновь почувствовали силу морского братства, - говорит В,В,МАЛЮТИН. - Один из наших матросов заболел - аппендицит.Пришлось заходить на Диксон, чтобы поместить его в больницу.Другие суда несколько часов ждали, когда теплоход возвратится. И только после этого караван продолжил путь. Сейчас тот парень выписался из больницы, вернулся в Петрозаводск.
Или еще пример. Ледоколы ушли выполнять новое задание. Суда двигались в условиях ограниченной видимости. И от теплохода к теплоходу шли сообщения об айсбергах и других опасностях, встречавшихся на пути, чтобы каждый знал, к чему быть готовым, как предотвратить аварию. Это помогло благополучно преодолеть трудный путь.
Арктика издавна манила к себе исследователей - моряков, ученых. Многие погибли, так и не достигнув цели. И лишь в наше время, когда наука и техника сделали большой скачок вперед, когда они направлены на благо человека, невозможное стало возможным.
- Мы вспоминали Нансена, челюскинцев и других мужественных покорителей Севера, - говорит В.В.МАЛЮТИН. - Конечно, они и мечтать не могли о таких условиях, в каких были мы. Современное судно, надежная связь. Ледокол "ЛЕОНИД БРЕЖНЕВ" даже обеспечил ретрансляцию телепередач на суда. Мы смотрели программу "Время", видели Москву. В таких условиях мы не имели права плохо выполнить задание. Выполнить его отлично, вовремя - было нашим долгом, делом чести.
Весь экипаж во время арктического рейса действовал четко и слаженно. Бесперебойно работали машины. Начальник радиостанции А.В. ЗАХАРОВ, преодолевая магнитные бури, частые в этих широтах, обеспечивал надежную связь с другими судами, с родной землей. Много сложностей было у судоводителей. Определить местонахождение судна по радиолокаторам было тяжело, и пришлось прибегать к помощи радиопеленгаторов.
Во время рейса отметили четыре дня рождения. И в честь каждого именинника повар Г.И.ДОРОШ пекла торт. Такова традиция. Провели отчетно-выборные партийное, профсоюзное и комсомольское собрания, выпустили стенную газету. Все шло своим чередом.
В конце рейса подвели итоги соревнования за третий квартал. Победителями были признаны старпом Г.В. БЕРДИКОВ, матрос В.Н. ШАТИКОВ, боцман С.А.ДЕРЯБИН, четвертый механик Н.Б.АСОНОВ, начальник радиостанции А.В. ЗАХАРОВ. Хорошо работал и электромеханик О.В.ЖИТКОВ.
Моряки послали письмо Александру Александровичу Вермишеву, сыну комиссара гражданской войны Александра Вермишева, чье имя носит теплоход, рассказали ему о рейсе.
Остался позади этот обычный, и в то же время, такой необычный рейс. А впереди у экипажа "АЛЕКСАНДРА ВЕРМИШЕВА" много новых дорог. Пусть же моряки высоко несут честь своего судна и успешно преодолевают любой сложный путь.


О.ЩИПЛИНЦЕВА. Фото матроса-моториста А.Михневича.

( * ) Уточнение информации об арктических рейсах капитана теплохода "СОРМОВСКИЙ -50" Г.А.РЖАНИКОВА и ветерана БОП-ва Л.М.АЛЕХИНА: суда Беломорско-Онежского пароходства "БАЛТИЙСКИЙ -24" и "СОРМОВСКИЙ-50" в Дудинку не заходили. Но, теплоход "АЛЕКСАНДР ВЕРМИШЕВ" там побывал. Из Тикси ( первый рейс теплоходов "СОРМОВСКИЙ -50" и "БАЛТИЙСКИЙ -24" ) они прошли в Нарьян-Мар, где загрузились щебнем на Архангельск. Второй рейс теплохода "СОРМОВСКИЙ -50" начался в Хельсинки, где погрузили вахтовые домики для газовиков, и доставили груз этот груз в один из портопунктов на восточном берегу Обской губы. Затем снова переход в Нарьян-Мар за щебнем для Архангельска.
Что касается рейса из Дудинки в ФРГ, то как позже узнали моряки, тариф за перевозку груза цветных металлов из Заполярья в Европу превышал стоимость самого судна. Конечно же, это было значимое для пароходства событие.


Из воспоминаний Ю.П.ЛЕЖНЕВА:

Поговорил с АРХИПОВЫМ Г.В. Он сообщил, что 1985 году суда БОП и СЗРП ходили в Тикси двумя караванами. В первом караване был "СОРМОВСКИЙ-50" кс РЖАНИКОВ Г.А., во втором караване "АЛЕКСАНДР ВЕРМИШЕВ" кс АРХИПОВ Г.В., старпом БЕРДИКОВ Г.В., "БАЛТИЙСКИЙ-108", "БАЛТИЙСКИЙ-24". Как рассказал БОГДАНОВ В.В. его судно, после среднего ремонта в Беломорске и слипования в Пиндушах, направили в Ярославль для погрузки кокса на Тикси. По прибытии в Архангельск его, старпома, и капитана ВЛАСОВА
А.А, имевших в то время дипломы КМП сменили КДП САУРБАЕВ Ю.П. и старпом ГОРБАЧЕВ М.И.с дипломом ШДП.( мой однокурсник).
Старший механик теплохода "БАЛТИЙСКИЙ-24" НАЗАРЕНКО В.В. рассказал:? "Мы шли за ледоколом "ЛЕОНИД БРЕЖНЕВ". Другие суда следом. их контролировал ледокол поменьше. После выгрузки в Тикси на погрузку в Дудинку и Нарьян-Мар суда также шли за ледоколами".
Мы с братьями РЖАНИКОВЫМИ Геннадием и Владимиром (тоже капитан) вместе служили. Есть фото 1972 года.. Последний раз я с Геннадием Анатольевичем встречался в 1995 году в Дуйсбурге.. Он и ПЛАТОНОВ А.Н. работали в Трансчарт. Владимира давно уже нет.


Изображение

Теплоход "БАЛТИЙСКИЙ -24". Рейд порта Петрозаводск. Май 1969 года.



О ТЕХ, КТО ПРОШЕЛ ПОЛЯРНЫМИ КУРСАМИ.

Полярный маршрут для судов типа река-море был к середине 1980-х вполне освоенным. Экспедиция специальных морских проводок Минречфлота начиная с конца 1940-х в течение коротких полярных навигации перегоняла на реки Сибири и Дальнего Востока десятки судов речного флота: сугубо речных сухогрузов, буксиров, судов вспомогательного и технического флота. В 1950-е годы полярными морями шли даже колесные буксировщики. В начале 1960-х, когда еще использовалась старая Мариинская система, талантливый журналист и писатель Борис Носик прошел на перегоняемом судне дальним смешанным маршрутом и описал плавание в книге "От Дуная до Лены".
Практически все сухогрузы БОП-ва типа "МОРСКОЙ" ушли по СМП в Сибирь и на Дальний Восток.
Сухогрузы Енисейского и Ленского пароходств в течение 1970-х годов освоили перевозки в сообщении река-море между Леной, Енисеем и Яной.
Но в случае с отправкой теплоходов БОП-ва и СЗРП в дальние полярные рейсы просматривается иная идея. Министерство речного флота пробными рейсами начинало создавать линии, связывающие советскую Арктику с Западной Европой, используя возможности судов смешанного плавания доставлять ценное сырье цветных металлов в западноевропейские порты, куда по причине больших размеров и тоннажа не могли заходить чисто морские суда СМП и ММП.


КАПИТАН Геннадий РЖАНИКОВ И ЕГО ЭКИПАЖ.

Изображение

         Два брата, два капитана


Со времени последней встречи с Геннадием Анатольевичем Ржаниковым прошло 15 лет, а познакомились мы с ним и его братом Владимиром в ноябре 1970 года, когда Ржаниковы прибыли в школу сержантов в В/Ч 34048-Е г. Тейково Ивановской области для прохождения срочной службы в СА, где я уже окончил это учебное заведение, и был оставлен там для обучения сержантского состава. Мы сразу породнились, ведь они так же, как и я, получили профессию судоводителей и уже поработали на судах БОП-ва. Позже мы встречались неоднократно. Ржаниковы, став капитанами, работали на разных судах и линиях и всегда при прохождении Беломорска заходили ко мне пообщаться и решить кое-какие вопросы.
Итак, теперь я интервьюер, а Геннадий Анатольевич отвечает на мои вопросы.
- Ржаниковы - волгари? Расскажи, как ярославские пацаны пришли к постижению флотской профессии.

-  Родились мы в деревне Юрьевское, Первомайского района Ярославской области, в многодетной семье. Я родился в 1946 году,  Владимир - в 1949. Ничего общего с флотом у нашей родни не было. Друзья по школе очень хотели поступить в Рыбинское речное училище им. В.И. Калашникова и посвятить себя работе на российском флоте  Я и не мечтал быть моряком. От отца научился играть на гармошке и это мне очень нравилось. Хотел  стать школьным учителем , научится играть на других музыкальных инструментах . Родители рассудили по-своему. В Рыбинском речном училище было полное государственное содержание, красивая форма одежды, сыновьям надо туда и поступать после окончания восьмилетки. Такое решение значительно облегчало бы  материальное положение семьи, где было пятеро детей-погодков. Так, по сценарию родителей, и развивались события в дальнейшем и в 1963 году я поступил в училище и к великому сожалению ни один из моих друзей , с которыми я поехал поступать , не сдали вступительные экзамены ( конкурс был восемь человек на место) Учеба в целом давалась легко. В общем, училище я окончил с отличием. Плавательские практики я проходил на буксирах, в 1966 вначале на реке Обь, а потом в 1967  году в БОП-е на буксирном  тх «Таллин» .
- Надо отметить, что работа на буксирах дает возможность не только получить хорошую морскую практику, но и воспитывает у молодых людей особое чувство ответственности, ведь приходится управлять одновременно двумя, а иногда и более, судами одновременно.

- Да, ты прав. Это была хорошая школа, которая помогла мне в дальнейшем.
- Когда и на каких судах пришлось выходить в море, кто был твоим первым капитаном и наставником?

- В 1968 году, после окончания училища в марте месяце ,я по распределению, которое совпало с моим желанием, прибыл в Петрозаводск и был направлен матросом 1 класса на тх «50 лет Советской власти» который был запланирован для выполнения рейсов в загранпорты.  Первый теплоход типа «Сормовский» - на борту которого было название - «50 лет Советской власти»  был принят в БОП осенью 1967 года В первый рейс новое судно отправилось из Петрозаводска весной 1968 года под управлением капитана Хотькина Л.Л.  Капитан, заходя вечером в кают-компанию, спрашивал у меня: «Геня, какой фильм сегодня будешь крутить?»(я был киномехаником по совместительству). Я отвечаю: «Любой, у нас их 30». « Давай Племянницу»- говорит капитан. Он так называл фильм «Кавказская пленница». На этом судне я начал получать морской ценз, но чтобы получить морской диплом пришлось пройти обучение на курсах штурманов малого плавания при ЛИВТ-е, а потом позже еще и экстерном закончить ПРУ ( тоже с отличием) и затем ЛИВТ по специальности "морское судовождение" . Все это позволило получить рабочие дипломы штурмана , капитана малого плавания и в последствии штурмана и капитана дальнего плавания. Ежегодно менялись суда и капитаны, с которыми пришлось поработать. Перфильев А.И., Антонов Ю.А.,Конкин В.А., Беляев Н.Н. Кроме того два года ( 1970-1972 г.г.) служба в Советской армии , где я встретил свою половинку и вот уже скоро 45 лет мы вместе .Согласись , что у жен моряков не легкая жизнь.

- Совершенно верно. На каком судне впервые пошел капитаном?

- На «Волго-балте-132», балансовая линия. Комсомольско-молодежный экипаж успешно справился с навигационным планом. После этого меня перевели на судно загранплавания «Волго-балт-208». В 1984 году я принял в заводе " Красное Сормово "  новое судно - «Сормовский-50» , на котором проработал до 1994 года , выполняя заграничные рейсы по заданию пароходства в порты западной Европы , Ирана , Средиземного и Черного морей .
- В то время тебя по праву характеризовали одним из опытных и успешных капитанов. И не случайно, видимо, доверили выполнить рейс в Арктику. Где застала эта новость?
- 1985 год Мы шли из Ирана Волгой. Я позвонил диспетчеру В.А.Моисееву и спросил: «Куда планируется идти под погрузку?». Он ответил: «В Петрозаводск, погрузка солью на порт Тикси». " А в какой стране этот порт " ?  спросил Я и он кратко ответил где, после чего у меня был откровенно шок «Это как,- спрашиваю, - Северным морским путем?». «Да. Прибудете  в Птрз - все узнаешь». Вечером собрали команду и я сказал людям о том, что нас ожидает. По прибытии в Петрозаводск треть команды попросила замены. Не захотели испытывать себя во льдах. На совещании при гл.инженере Бачинском О.С. мне были даны рекомендации по подготовке к рейсу, чем и занимался обновленный экипаж во время погрузки соли. Бассейновая газета «Водник Карелии» освещала те события, не буду повторяться. Скажу только, что экипаж с честью выполнил это рейсовое задание . Было много трудностей в рейсе, но экипаж сплоченный  крепкой морской дружбой, все это преодолел .

- В числе награжденных тебя выделили, наградив орденом «Знак Почета». Поздравляю!

- Это награда всего экипажа , кто был в том рейсе. Потом был еще один рейс в Арктику, в Ямбург. Я настраивал свой экипаж на это плавание так же, как и на первый рейс. И не ошибся. Команда судна не подвела.
- Когда закончились капитанские вахты? Чем занимался после работы на судах?Мне поступили три предложения, почти одновременно. Работать Представителем пароходства в компании  «Трансчарт» в Дуйсбурге (Западная Германия) или капитаном-наставником в пароходстве или капитаном на скоростных судах . Я принял  решение и выбрал первое .
                        
- Какую работу там выполнял?

- Компания  «Трансчарт» оперировала флотом  река-море более, 30 единиц - это суда БОП-, СЗРП, ВДРП. От каждого пароходства были свои представители , которые контролировали работу компании по менеджменту своего флота , а также и сами участвовали в брокерской и оперативной работе компании . Работа с флотом не знает выходных и время суток , можно сказать что такая же нагрузка как и в работе капитана судна . 
 
- Как сложилась судьба брата Владимира?

- У Владимира была яркая, но непродолжительная жизнь. Он успешно работал на судах загранплавания в т.ч. «Капитан Манасеев», «А.Шотман». Но «подкачало» здоровье, причем необратимо. Проведённое лечение не принесло ему облегчения. Владимир умер в возрасте 45 лет. Все родные, друзья, те, кто с ним работал, были потрясены таким исходом. Пережить такое без боли в сердце невозможно.

- Светлая ему память. Заканчивая разговор, еще один вопрос: Чем занят сегодня,  как дети, внуки?

- В меру своих сил и возможностей, вместе с женой Раисой помогаю в воспитании внучки Ярославы.. А сам еще и работаю на выборной должности председателя ТСЖ. Это  придает тонус  жизни.

В истории Беломорско-Онежского пароходства два брата, два капитана Ржаниковы, оставили добрый след. И спасибо им за это.
      
      
Ю.ЛЕЖНЕВ.   27 июня 2017 г. Петрозаводск.


О ТЕХ, КТО ПРОШЕЛ ПОЛЯРНЫМИ КУРСАМИ.

Изображение

Моряки теплохода "СОРМОВСКИЙ -50" у здания Тиксинского узла связи. Слева направо: Н.ШЛЯХОВ -начальник радиостанции, В.ГРИБОВ - электромеханик, С.ФАДЕЕВ- 2-й механик, В.СИМАНДРОВ - 2-й штурман, Ю.ШИШКИН - 3-й механик.

СУДОВАЯ РОЛЬ ТЕПЛОХОДА "СОРМОВСКИЙ -50".
1. Название судна: "СОРМОВСКИЙ -50"
2. Роль и назначение судна: СУХОГРУЗ.
3. Порт и № регистрации: ЛЕНИНГРАД - 2455.
4. Собственник судна: БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОЕ ПАРОХОДСТВО.

Изображение

Изображение





БРИТАНСКИЙ КИНГС ЛИНН БЫЛ В ВОСТОРГЕ ОТ "СОРМОВСКОГО -50".

Изображение

Изображение

Изображение

Весной 1986 года теплоход "СОРМОВСКИЙ-50" заходил в доки старинного городка Кингс Линн, что на реке Грейт-Уз, восточное побережье Великобритании к северу от Лондона. "Русский корабль примеряет наши доки", - сообщила местная газета. - "СОРМОВСКИЙ -50" больше футбольного поля !" 


НАГРАДЫ РОДИНЫ. ГЕННАДИЙ РЖАНИКОВ.

Изображение

"Водник Карелии" , февраль 1986 года.НАГРАДЫ РОДИНЫ.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 февраля 1986 года за успехи, достигнутые в обеспечении перевозок народно-хозяйственных грузов на Крайний Север, капитан теплохода "СОРМОВСКИЙ -50" Г.А. РЖАНИКОВ награжден орденом "Знак Почета", начальник радиостанции теплохода "АЛЕКСАНДР ВЕРМИШЕВ" А.В. ЗАХАРОВ - медалью "за трудовую доблесть".

Мы рассказывали читателям нашей газеты, что осенью минувшего года экипажам теплоходов "СОРМОВСКИЙ -50" и "АЛЕКСАНДР ВЕРМИШЕВ" было поручено совершить ответственные рейсы в Арктику, доставить груз в порт Тикси. Много трудностей пришлось преодолеть морякам на этом пути. Но они доказали: высокие широты подвластны людям сильным и мужественным.
Теплоход "СОРМОВСКИЙ -50" вступил в строй действующих только в 1985 году. Экипаж его возглавил Геннадий Анатольевич РЖАНИКОВ. Рейс на Тикси стал ответственным испытанием для капитана и всего экипажа и коллектив выдержал его. Во время рейса теплоход сутки отработал на сэкономленном топливе.
Флотская дружба, мужество помогли в сложном пути и экипажу "АЛЕКСАНДРА ВЕРМИШЕВА". В северных широтах трудно было установить бесперебойную связь, так как там часты магнитные бури. Но благодаря профессиональному мастерству и трудолюбию начальника судовой радиостанции Анатолия Владимировича ЗАХАРОВА связь была надежной.
Экипажи этих теплоходов с честью выполнили ответственное задание, доставив важный груз в порт Тикси. В пути караван судов сопровождали известные в стране ледоколы "ЛЕНИН" и " ЛЕОНИД БРЕЖНЕВ".



Изображение

"Водник Карелии", ноябрь 1987 года.

2 комментария:

  1. Блиин!
    Огромное спасибо!!!! Просто окунулся в историю...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. http://kruiznik.ru/forum/viewtopic.php?f=11&t=1370

      Полная версия истории пароходства здесь.

      Удалить