среда, 28 марта 2018 г.

БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОЕ ПАРОХОДСТВО 1940 -2007. ЧАСТЬ 35


ПАССАЖИРСКИЙ ПАРОХОД "ЧАПАЕВ" БОП-ва.

Изображение

Пароход "ЧАПАЕВ" на Выгозере.

Грузопассажирский пароход "ЧАПАЕВ был построен в Швеции в 1895 году на заводе в Мутала. По некоторым сведениям, работал в Финском заливе и назывался "ЛИСИЙ НОС". С 1936 года - название "ЧАПАЕВ". В Беломорско-Онежском пароходстве судно с 1954 года. Непродолжительное время работал на Онежском озере ( Петрозаводск-Шала, Петрозаводск - Медвежья Гора), а с 1954 по 1960-й год был занят пассажирскими и грузовыми перевозками на Выгозере и северном склоне Беломорско-Балтийского канала. В течение навигации стоял на линиях Надвоицы-Сегежа -Валдай - Петровский Ям, Сегежа- Вожмогора на Выгозере.

Некоторые характеристики парохода "ЧАПАЕВ":

Длина - 30,78 метра;
Ширина - 6,7 метра;
Высота борта - 2,98 метра;
Осадка в грузу - 1,98 метра;
Дедвейт - 23,9 метра;
Водоизмещение в грузу - 213,5 тонн;
Пассажировместимость -до 250 человек;
Вертикальная паровая машина мощностью 288 л.с.
Один паровой огнетрубный котел с рабочим давлением 10 атмосфер.
Скорость - 9 узлов.


Из истории парохода в бытность его как "ЛИСИЙ НОС".

Судно было построено, как морской товаропассажирский пароход. Порт приписки Санкт-Петербург (№ 191). Пассажиры, следующие в Кронштадт, доставлялись по железной дороге из Санкт-Петербурга и Сестрорецка на станцию Лисий Нос, а оттуда пароходом в Кронштадт. Во время первой мировой войны пароход с 17 июля 1914 года служил в качестве портового судна Балтийского флота. В 1918 году было передан торговому флоту. С 1922 года оно числился в составе Государственного Балтийского пароходства с портом приписки – Петроград. В 1924 году судно передано в Северо-западное речное пароходство. Порт приписки – Ленинград (№ 61). В 1935 году судно эксплуатировалось на линии Кронштадт-Ораниенбаум. После начала Отечественной войны было мобилизовано и включено в состав транспортов особого назначения Краснознаменного Балтийского Флота. В июле 1941 года судно передали Ладожской военной флотилии, где оно участвовало в высадке десанта на остров Мантсинсаари и эвакуировало оттуда раненых. В сентябре 1941 года на судне установили два 45 мм. Орудия и 2 пулемета . В мае 1942 года судно было подчинен медицинской службе флотилии. На нем была развернута операционная. Медицинский персонал состоял из 1 врача и 2 медсестер. За рейс пароход принимал 150 лежачих или 250 ходячих раненых. За навигацию 1942 года судно совершило 317 рейсов по маршруту Осиновец -Кобона. С апреля 1943 года транспорт начал активные перевозки военных грузов и людей по малой трассе «дороги жизни» Кобона – Морье. 4 апреля и 28 мая 1943 года оно получило незначительные повреждения от авиации в портах Осиновец и Новая Ладога. В 1944 году принимало участие в Тулоксинско-Видлицкой десантной операции, во время которой использовалось как база для работы маневренной хирургической группы. За время войны судно выполнило более 100 эвакорейсов. Общее количество эвакуированных – до 10 тысяч человек. Как санитарно-транспортное судно было расформировано 2 ноября 1944 года. В начале 1945 года значительный объем транспортных перевозок выполнялся между Моонзундскими островами и побережьем Эстонии. По указанию Генштаба Красной армии совместно с транспортом ШЕКСНА с 12 по 18 марта перебросило из Куйвасту (о. Муху) в Виртсу 45-й танковый полк 8-й армии. С 8 по 28 апреля 1945 года суда отряда транспортов выполнили операцию по передислокации с островов Сааремаа и Хийумаа на материк 109-й стрелковой дивизии. После окончания войны судно было демобилизован и возвращено прежнему владельцу. В 1946 году обеспечивало регулярное пассажирское сообщение между Ораниенбаумом и Кронштадтом.

Библиотека корабельного инженера Е.Л.Смирнова.





ГРУЗО-ПАССАЖИРСКИЙ ПАРОХОД "ДЖАМБУЛ" БОП-ва.

Изображение

В 1901 году на верфи А.В. SANDVIKENS, Хельсинки, Финляндия был построен грузо-пассажирский пароход "SAIMAA". По итогам советско-финляндской войны 1941-1944 годов это судно по договору о репарационных поставках было передано СССР, работало в СЗРП и называлось "КОЛМОВО". 4 марта 1946 года пароход сменил владельца и название. Пассажирский пароход, названный "ДЖАМБУЛ" ушел на Онего в Беломорско-Онежское пароходство. В БОП-ве пароход работал на пригородных линиях, таких, как Петрозаводск- Соломенное - Бараний Берег, Петрозаводск- Чертов Стул. Выведен из состава пассажирского флота и разделан на металл в Петрозаводске ( ПССЗ ) не позднее 1957 года.

Некоторые характеристики парохода "ДЖАМБУЛ":

Длина габаритная - 24,8 метра;
Ширина габаритная - 5, 5 метра;
Высота борта - 2, 0 метра;
Осадка в грузу - 1,4 метра;
Дедвейт - 35,3 тонны;
Водоизмещение в грузу - 75,7 тонны;
Пассажировместимость - 170 человек ;
Скорость - 8 узлов;
Экипаж - 15 человек;

Силовая установка: одна вертикальная паровая машина мощностью 126 индикаторных лошадиных сил, при максимальных оборотах 240 об/мин,
Один огнетрубный паровой котел с рабочим давлением 8 атмосфер, работающий на твердом топливе.




НОВЫЕ ПАССАЖИРСКИЕ ТЕПЛОХОДЫ ПОСЛЕВОЕННОЙ ПОРЫ В БОП-ве. "ЛАДОГА" .

Изображение


Блогер и знаток речного флота Александр СОСНИН в "Живом Журнале" за 2017 год пишет:

Изображение


На реке Одере, в самом центре польского Щецина, стоит теплоход «ЛАДОГА». Он пришел сюда из России пятнадцать лет назад, и с тех пор не ходит в рейсы, а используется как гостиница и ресторан.
«Ладога» – один из пятнадцати пассажирских судов 646 проекта, построенных в Германии в пятидесятые годы для СССР. Серия получилась уникальная: теплоходы 646 проекта могли спокойно переходить с пассажирами из рек с ограниченными глубинами в открытые участки морей, например, выполнять рейсы от Красноярска до Диксона (Карское море), от Якутска до Тикси (море Лаптевых), от Астрахани (Волга) до Баутино (Каспийское море), и так далее. Более того, небольшая (чуть более двух метров) осадка этих теплоходов позволяла им проходить по таким небольшим рекам, как Подкаменная Тунгуска, Надым и Алдан.

Теплоход «Ладога» пришел из Германии в Ленинград в 1955 году, и начал работать на пассажирской линии Ленинград – Вытегра. Путь по Неве, Ладоге, Свири и Онеге занимал две ночи и один день. В 1960 году «Ладогу» передали в Беломорско-Онежское пароходство, где теплоход почти всю жизнь прослужил «рабочей лошадкой» на пассажирских линиях Онеги: Петрозаводск – Медвежьегорск и Петрозаводск – Подпорожье. В рейсах до Подпорожья теплоход пересекал Онежское озеро и поднимался около тридцати километров по ныне несудоходной реке Водле.

В 1980-е годы «Ладога» в основном использовался на 5-дневной туристический линии Петрозаводск – Ленинград – Петрозаводск. В начале 1990-х, после реконструкции пассажирских помещений, теплоход переключился на рейсы с финскими туристами по Беломорско-Балтийскому каналу на Соловки. В 2002 году теплоход был продан в Польшу, где и работает по сей день, только в рейсы уже не ходит. Сегодня «Ладога» используется как гостиница и ресторан.




Из воспоминаний Александра Соснина

Отношение к теплоходам этого типа у меня особое. Когда мне было десять лет, я впервые побывал в речном круизе, и это был круиз точно на таком же теплоходе «Мамин-Сибиряк».

Сейчас таких теплоходов осталось в работе только три, и все – на сибирских реках. У них неважная экономика (большие эксплуатационные расходы при относительно небольшой вместимости), они, на вкус многих пассажиров, тесноваты. А мне они нравятся – то ли своим уютом, то ли тем, что эти речные суда отлично приспособлены к морю и хорошо в нем себя чувствуют.

Изображение


Гостей «Ладоги» встречает небольшой вестибюль. Вестибюли на этих теплоходах – пожалуй, самые маленькие среди всех советских пассажирских каютных судов. Здесь особенно не развернешься: получил ключи, и идешь дальше.

На одной из табличек в вестибюле указана пассажировместимость теплохода – 276 человек. Казалось бы, для такого судна немало, да только каюты были в большинстве шести- и восьмиместными, и плюс в это число входили и палубные пассажиры. Классных же кают на таких судах было всего восемнадцать: уютные, отделанные деревом одно- и двухместные каюты с умывальником на средней палубе.

Уже в советское время эти теплоходы проходили реконструкцию: многоместные каюты переделывались в четырехместные, в них проводилось водоснабжение, и вместимость судов уменьшалась до 140 человек. А в 90-е и 2000-е годы некоторые из этих судов были реконструированы на еще меньшую вместимость, зато на несколько больший комфорт. Среди них был и теплоход «Ладога».

Изображение


Поднимемся на вторую, или среднюю, палубу. Из тесного нижнего вестибюля мы попадаем в небольшой, но приятный вестибюль средней палубы. Пожалуй, этот вестибюль всегда был на этих судах самым изящным местом. Мысленно замените белую отделку стен на отделку из ценных пород дерева, и вы поймете, о чем я говорю.
Носовой коридор упирается в недействующий ныне салон.

Коридор, идущий в сторону кормы, огибает дымовую шахту, и упирается в кормовую каюту «Люкс», занимающую бывшее место верхнего ресторана.
На этой палубе теперь расположены все пассажирские каюты. Их делали путем объединения двух кают первого класса в одну, и получилось двенадцать кают. В каждой – двухспальная кровать, санузел, телевизор.

Средняя палуба опоясывается прогулочной террасой. Сейчас почти вся она закрыта, а когда-то это было главное место для прогулок и бесед пассажиров на свежем речном или морском воздухе.

Изображение


С открытой палубы можно подняться выше, в ходовую рубку.

Оборудование в рубке демонтировано, но на крыльях мостика сохранились машинные телеграфы.

За фальштрубой надстроен летний бар.
Спустимся по кормовому трапу со средней палубы на главную. Этот трап на таких судах для меня – самый главный, ведь на «Мамине-Сибиряке» я попадал по нему с прогулочной палубы прямо к себе в 34-ю каюту. Вход в каюту находился там, где сейчас висит эвакуационная стрелка.
Кормовую часть главной палубы занимает ресторан. Изначально на этих теплоходах он был небольшой, но на «Ладоге» он расширен за счет прилегавших к нему по левому борту кают, в том числе и «моей» 34-й.
За рестораном, как обычно, находится рабочая площадка со швартовными механизмами.
Коридор, ведущий по главной палубе от ресторана в сторону носа, упирается в машинное отделение. Оно на этих судах большое и «отъедает» на и без того небольшом судне немалую часть полезной площади.
В коридоре, идущем вдоль машинного отделения, на дверях можно увидеть таблички, существующие с самой постройки судна.

Изображение


Все каюты к носу от вестибюля снесены, и их место занимает второй ресторан. Кстати, в одной из этих кают я путешествовал на другом таком теплоходе, «Герой Ю. Гагарин», по транспортной линии Ленинград – Горький. Мне было пятнадцать лет. Это была четырехместная каюта, переделанная из шестиместной, и поэтому довольно просторная. Вообще носовая часть главной палубы на этих судах была сосредоточением многоместных (в основном восьмиместных) кают. Покупая билет в такую каюту, некоторые пассажиры просили место у окна.
А сейчас на месте этих кают – рыбный ресторан с баром.
Скорее всего, Щецин – последнее место стоянки для теплохода «Ладога». Еще недавно недалеко от Щецина, в городке Мендзыздрое, в качестве гостиницы стоял другой теплоход из России – «Пинега» 305 проекта, который пришел сюда из Архангельска. Сейчас его там уже нет. Трудно сказать, сколько лет еще простоит «Ладога», но хочется пожелать этому теплоходу долголетия.



Технические характеристики теплохода "Ладога"

Длина -65,2 м
Ширина -12 м
Осадка -2,22 м
Количество палуб -2
Скорость хода -22,2 км/ч
Пассажировместимость - 197 чел
Максимальная пассажировместимость - 700 чел
Тип двигателя - 6NVD48 дизельный четырёхтактный бескомпрессорный реверсивный
Количество двигателей -2
Мощность каждого двигателя -400 л.с.
Класс речного регистра -М ( Ладога, Онего и прибрежное морское плавание -25 миль.


Изображение






ТЕПЛОХОД "ЛАДОГА" В БОП-ве. КИЖСКИЕ РЕЙСЫ.

Изображение

"ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ" от 19 декабря 1987 года. СВИДАНИЕ С ОНЕГО.

Старый Онего-Батюшко сегодня готовится к зимней спячке. Вот-вот уснет младенческим сном, угомонится на суровое морозное время, отдохнет. Долгой и трудной была нынешняя навигация.Теперь все онежские суда на пристанях и заводах готовятся к новому трудовому году. Тяжелая студеная волна все чаще встречает на пути своем белоснежный ледовый припай. Все меньше простора остается для ее разгула. Не то, что в тот день, когда мы на теплоходе "ЛАДОГА" уходили в последний рейс на Кижи.

Сильный ветер срывал брызги с гребешков волн, они были серыми, тяжелыми, под стать низким тучам. Не ждало озеро поздних гостей.
Туриста в эту пору сюда не заманишь даже северными красотами и пейзажами, вот и дохаживают навигацию в основном только свои.
Качает. Прижмет в очередной раз к переборке - невольно вспоминаешь, что Онего - не просто озеро, а разряда "М".
Спокойно, словно не замечая качки, несет в рубке вахту старший помощник капитана А.КОРОЛЬКО. Привычные жесты, движения, давно знакомый маршрут. Вот сейчас слева по борту выплывает из дымки остров. Обогнем его и по шхерам на Кижи. К Заонежской Элладе...
Но почему-то именно в такие дни поздней осени, штормовой погоды нет-нет да и всплывут в памяти рейсы напряженные, а такие случаются на озере.


Разгулялся Онего в ту давнюю навигацию, когда Анатолий Николаевич ходил на "ЛАДОГЕ" еще боцманом. Вызверился Батюшко. Крутой волной стучал в борта, будто грозил водяными пальцами. И достучался. Одним махом сорвал фальшборт, в трубку согнул навесную дверцу. Добрался до входной двери, выставил и ее, дотянулся до коридора, заплескался язвительно: я здесь хозяин.
Вода полилась в нижние помещения теплохода. Пассажиры встревоженно заспешили наверх. Но в рубке быстро сориентировались, сменили курс, пошли против волны.
Онего недовольно ворчал за бортом, а его уже никто и не слушал. Искорка страха, мелькнувшая у кого-то в душе, погасла. Довольны были: утерли нос Водяному. Впрочем, думали так не всерьез - любят местные свое озеро, хоть и знают, что нужна с ним осторожность.
Таких рассказов на памяти старпома десятки, сотни. И каждый он итожит многозначительными словами: "Сказано -класс "М" !"
Он тоже любит своенравное озеро, оно стало для него своим, хоть и рос он сначала в Белоруссии, лишь потом попал в Пиндушское речное ФЗУ. Запомнил тонкий аромат дерева, из которого строили тогда баржи - лихтеры. Получил специальность судового плотника, ходил матросом на паровом буксире по Беломорско-Балтийскому каналу, после - шкипером на лихтере, снова на буксире рулевым и наконец двадцать с лишком лет назад остановился на "ЛАДОГЕ".
Конечно, привык - из года в год по одним маршрутам, но когда входит "ЛАДОГА" в шхеры, когда появляются первые островки с приземистыми березками, старыми церквушками, как предвестники удивительного карельского чуда Кижей, словно включается генная память предков: неизъяснимое ощущаешь волнение.



ТЕПЛОХОД "ЛАДОГА" В БОП-ве. КИЖСКИЕ РЕЙСЫ.


Изображение


"ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ" от 19 декабря 1987 года. СВИДАНИЕ С ОНЕГО.ПРОДОЛЖЕНИЕ.

Испытали его и мы, когда шли к Кижам. По пути завернул теплоход на пристань Сенная Губа. Ждали у причала старушки в темных платках , не дождались своих, побрели прочь. Гражданин с брезентовым официального вида портфелем неодобрительно осматривался, ежась от холода. Вокруг дома с лодками во дворах, деревянный настил пристани, гладь озера, зелень, потускневшая от осени.
Суровый и нежный фон, окружающий северян. Входит он в душу исподволь и запоминается навсегда. Такой же простой и величественный, как силуэты Покровского и Преображенского соборов, возникшие через несколько минут будто выплывшие из прошлого потемневшие лодьи. Такой же, - но ведь он и породил Кижи, слившиеся с ним в неразрывном единстве...
Мы шли к всемирно известному острову, а на "ЛАДОГЕ" текла обычная жизнь. Пили в буфете чай пассажиры, обслуживала их проводник Л.БАЙГУШИНА, менял штатский костюм на форму капитан В.ПРОХОРОВ- пора на вахту, возился в машине третий механик К.ЗУБОВИЧ.
Анатолий Николаевич внимательно всматривался в очертания соборов, не забывая при том о курсе, о приборах. Погода, как в тот первый рейс на Кижи.
Так же нависал пасмурный купол неба, дощатых мостков, проложенных сейчас у кижской пристани, тогда не было. И возвышались здесь лишь Преображенский и Покровский - старожилы. Остальные постройки, входящие сегодня в кижский ансамбль, только-только начинали сюда свозить.
С каждым рейсом, с каждой навигацией видел КОРОЛЬКО все новые сооружения. Радовался переменам на острове. Скупы минуты отдыха на стоянке в Кижах, но иногда успевал навестить музей. Когда прикасаешься рукой к старому дереву, словно ощущаешь ладонь древнего мастера - через века.
...Спускаемся из рубки на нижнюю палубу. "ЛАДОГА" делает оборот и на малом ходу приближается к причалу.
А нас ждет хозяин пристани В.ЯКШИН, именуемый официально капитаном рейда Петрозаводского порта. Можно и просто-начальник пристани. Хранитель врат в древность.
Хозяйство у ЯКШИНА, работающего здесь уже более 15 лет, на первый взгляд нехитрое. Под началом восемь человек, следят за порядком на причале, за состоянием дебаркадеров. Дел хватает, особенно летом. Одна за другой подходят "КОМЕТЫ", в обязанности речников входит встреча, проводы пассажиров. Во время навигации связь с большой землей осуществляют только водники Беломорско-Онежского пароходства.
Коротким гудком "ЛАДОГА" извещает о своем отходе - идет на Шалу, вернется часа через три. По деревянному тротуару идем к сердцу Кижей - Преображенскому и Покровскому соборам.
Валерий Павлович, которому нередко приходится выступать в роль гида, рассказывает об острове, о постройках.


Когда-то здесь совершались языческие обряды - карельское слово "кижат" означает игрища. В Х - ХI веках начали осваивать эти земли переселенцы -новгородцы. Кижский погост впервые упоминается в источниках ХV века. А позже появилось и первое описание его культовых сооружений. Они не раз разрушались, перестраивались, пока, наконец, не приобрели облик, который мы видим сегодня.
Словно фантастические листья, укрыли купола лемеха- тонкие деревянные пластинки с маленикими выступами на конце, посеребрившиеся от времени. Их в очередной раз меняли на новые.
Слышится постукивание топоров за старинным забором, сложенным из замшелых камней, современные мастера готовят своеобразную черепицу.


- На прибрежном участке панели собираются менять на железобетонные плиты, - рассказывал ЯКШИН, пока мы шли к добротному дому крестьянина Ошевнева, сооруженному в прошлом веке. -Никак специалисты не найдут секрет долговечности настила. Хотя в сущности тайна проста: не нужно забивать боковинки тесом, да не прижимать тротуар к земле.
Стало быть, железобетон добрался и до Кижей. Сначала на смену деревянному пришел бетонный причал, теперь очередь за тротуаром. Новый причал - парадный подъезд - несомненно уже внес дисгармонию в Кижский ансамбль. И нужно сказать, что это на совести водников.
Пристань - своеобразная увертюра к гениальным памятникам - должна создавать определенное настроение, готовить к встрече с прекрасным.
Не будем вдаваться в подробности относительно других бед Кижей: разрушающихся соборов, бесплодных усилий специалистов, закончившихся порчей вентиляции помещения, после чего разрушение памятников стало ускоряться. О бесхозяйственности разных инстанций много писали в прессе. Но хоть водники должны бы сделать все от них зависящее, не усугублять проблему непродуманными решениями.
К пристани возвращаемся проселочной дорогой. Лаем встречают нас собаки, затосковавшие без хозяина. Мохнатым клубком вкатываются в открывшуюся на дебаркадере дверь.
Из чайника струится горячий пар. Мария Петровна СТЕПАНОВА, восемнадцать лет принимавшая и отправлявшая теплоходы на причале Кижей, протягивает нам по чашке чая:
- Отведайте - навек Кижи запомните. Из онежской водицы. Вкуснее на свете нет.
Мария Петровна уже оформила себе пенсию. Из водников здесь останутся четверо. Будут нести вахту, следить за порядком на причалах, убирать снег, протапливать дебаркадеры.
- Валерий Павлович, рассказали-ко гостям легенду о мастере Несторе ? - льется, как песня, северный говорок словоохотливой хозяйки. - Это он построил восьмое чудо света, а топор-то, по легенде выходит, в озеро выбросил. Для того, чтобы больше никто не смог построить подобной красоты. Но и сейчас не перевелись у нас мастера, избы-то какие хозяева ставят. Вот их бы на помощь и призвали. Но, слышно, не допускают. Науки не знают. А вызывались...Те-то умельцы отстояли бы Кижи. Для них они вроде родные....А все же Кижи выживут, не могут пропасть. Не позволим. Люди не позволят.
....Теплоход медленно отходит от бетонного причала. В тишину ворвался многоголосый гудок. "ЛАДОГА" прощается с Кижами. Следующий раз она зайдет сюда с открытием новой навигации.


Д.ВОЛОДИН. В. МАРТЫШИН. Наши спец.корр.


ПАССАЖИРСКИЙ ТЕПЛОХОД "ЛАДОГА" в БОП-ве.

Изображение

"ВОДНИК КАРЕЛИИ" от 14 августа 1973 года.

"ЛАДОГА" плывет правильным курсом.

О пассажирском теплоходе "ЛАДОГА" знают многие жители нашей республики. Это судно курсирует между Петрозаводском и Подпорожьем (Пудожем), а в выходные возит туристов в Кижи. На этих линиях ходит "Ладога" уже много лет. От многих пассажиров, побывавших на этом теплоходе, приходилось слышать о нем и его команде много теплых слов. А по итогам социалистического соревнования за второй квартал среди пассажирских судов экипаж теплохода "Ладога" стал победителем.
Кто же они, члены этого экипажа ? Как они трудятся ? В чем "секрет" их успеха? С такими вопросами шла я на этот теплоход.
До отправления в очередной рейс по маршруту Петрозаводск - Пудож - Подпорожье оставалось еще полтора часа, но члены экипажа были на судне. Первыми, с кем мне удалось встретиться, были электромеханик, председатель судового комитета Н.В.ТИХОВ и старший помощник капитана А.Н.ЦВЕТКОВ. Они рассказали о работе своего коллектива.
В этом году экипаж теплохода "ЛАДОГА" должен выполнить повышенный производственный план - принести дохода на 20 тысяч рублей больше прошлогоднего. И члены команды направляют все силы, чтобы этот план выполнить и перевыполнить.
- Самое главное, - чтобы каждый знал свои обязанности на судне, добросовестно их выполнял, - рассказывает Николай Васильевич ТИХОВ, - и мы этого добиваемся.
Ежемесячно организуются собрания экипажа судна, во время которых подводятся итоги работы за месяц, обсуждаются предстоящие задачи. Для того, чтобы работа была успешной, важное значение имеет трудовая дисциплина. Этому судовой комитет и командный состав уделяют особенно большое внимание.
-Большинство в экипаже остались те, кто плавал на нашем судне в прошлом году, - объясняет А.Н.ЦВЕТКОВ. - Мы сработались, образовался дружный коллектив. Потому и дисциплина на судне высокая.
Но, пожалуй, на любой работе бывает так: если человек хорошо знает своё дело, старается глубоко изучить все то, что связано с его работой, трудится творчески, то и срывов у него в работе нет. Значит, нужно углублять знания всех членов экипажа, как можно лучше изучить работу судна. Поэтому капитан, общественность судна заботятся об организации технической учебы экипажа. Занятия проводят все члены командного состава.
- Это нас самих заставляет повышать свои знания, - говорит старпом А.Н.ЦВЕТКОВ. - Часто задают очень интересные, но трудные вопросы, много книг перероешь, пока найдешь на них ответ.
В прошлом году коллектив теплохода "ЛАДОГА" добился присвоения звания экипажа коммунистического труда. Команде был вручен красный вымпел-свидетельство о присвоении этого звания.
Но удостоверений у членов команды об этом нет, -говорит Н.В.ТИХОВ, хотя их должны были выдать. К нам прошли несколько новичков, молодых матросов, курсантов речного училища. Они, конечно, тоже хотят соревноваться за это звание. Если бы они видели у своих товарищей эти удостоверения, больше старались брать с них пример.
На "ЛАДОГЕ" трудится много молодежи, ей есть у кого поучиться и трудолюбию, и знанию дела, и умению творчески работать.
Прежде всего, это капитан А.И.МЕНЬКОВ. Потомственный речник, он много лет отдал работе на судах Беломорско-Онежского пароходства. Все люди, которые работали вместе с Александром Ивановичем, знают его как добросовестного труженика, честного, принципиального человека, умелого организатора коллектива. Ветераном судна, на которого могут равняться молодые члены экипажа, является и старший механик А.Н.ТРОШКОВ.
Стараются не отставать в работе от своих старших наставников рулевые А.ШНАЙДЕР, Н.ВАГАНОВ, моторист В.ПОМЫШ. Хорошими работниками, заслуживающими много благодарностей пассажиров, являются Г.БОЛОЗНЕВА, Р.ЩЕКИНА, Т.ЧИЧКАН.
К "ЛАДОГЕ" подходили пассажиры. Предстоял новый рейс. Пусть же дороги этого судна будут счастливыми.


О.Щиплинцева

"ВОДНИК КАРЕЛИИ" от 11 июля 1978 года.

Изображение

На дворе июль, самый разгар лета. В эти дни у коллектива пассажирской службы Петрозаводского порта горячая пора. Десятки теплоходов отходят от причалов речного вокзала по различным направлениям Онежского озера. Столько же их подходит к пристани. Пассажирский флот пароходства доставляет в совхозы Пудожского района представителей промышленных предприятий столицы Карелии, которые направляются в подшефные хозяйства для оказания им конкретной помощи по выполнению сельскохозяйственных работ.
С начала навигации пассажирские суда пароходства уже перевезли около ста тысяч пассажиров. И среди них немало также тружеников сельского хозяйства, которые охотно пользуются услугами наших пассажирских теплоходов.


НА СНИМКЕ: Теплоход "ЛАДОГА" отходит от причала речного вокзала. Он берет курс на Пудож-Подпорожье. Фото В. Подойникова.

На «ЛАДОГЕ» в ОНЕГО.

Май 1965 года. Группа курсантов судоводительского отделения Петрозаводского речного училища в количестве 15 человек, после сдачи экзаменов за первый курс , прибыла на борт пассажирского теплохода «ЛАДОГА» БОП-а для прохождения первой плавательской практики. Разместившись в 4-х местных каютах главной палубы, нас пригласили в носовой салон для знакомства с капитаном судна и инструктажем по технике безопасности. Капитан Владимир Александрович ШЕВЛЯГИН в безукоризненно сидящем на нем форменном костюме поразил нас своей интеллигентностью и лаконичной речью. Он проинформировал нас о том, что курсанты должны будут нести вахту, выполнять судовые работы по заведованию, присутствовать на проводимых занятиях по Уставу службы на судах речного флота и учебных тревогах. Особо капитан подчеркнул условие быть вежливыми по отношению к пассажирам и следить за своим внешним видом. Старший помощник капитана показал все служебные и бытовые помещения на судне , рассказал о режиме питания, возможности выхода в увольнение, затем распределил по вахтам. Несколько неожиданно для нас было узнать, что вторым штурманом работает женщина, Анна Тимофеевна БАРСОВА. А когда мы увидели небольшого роста , в форме с нашивками , энергичную женщину- штурмана, замешательство сразу же исчезло. Теплоход «ЛАДОГА» совершал ежедневные рейсы на линии Петрозаводск- Пудож, Подпорожье. Отправление от причала Петрозаводска в 01.00, от Подпорожья — 13.00. Во время стоянки выполнялись погрузочно-разгрузочные работы ( в основном товары для торгующих организаций), прием-выдача почты и операции с пассажирами. Так началась наша флотская жизнь на «ЛАДОГЕ». Занятия по Уставам и устройству судна с нами проводил капитан, действия по учебным тревогам мы отрабатывали под руководством старпома, судовыми работами мы занимались с боцманом Анатолием КОРОЛЬКО. На ходовых вахтах , курсанты стояли на руле, брали пеленги на маяки и определяли место судна на карте под контролем штурманов. Запомнилось то, что капитан очень большое внимание уделял подготовке судна к выходу в рейс. Он требовал, чтобы вахтенные вместе с боцманом обязательно проверили все помещения под палубой, каюты третьего класса, чтобы все иллюминаторы были закрыты под заглушки, пассажиры предупреждены о недопустимости их открытия на ходу судна. Эти действия , как стало известно, были проигнорированы командой пассажирского теплохода «БУЛГАРИЯ», который затонул в Куйбышевском водохранилище 10 июля 2011 года, что и стало одной из причин кораблекрушения. Надо отдать должное капитану ШЕВЛЯГИНУ В.А., старшему механику ТРОШКОВУ А.Н. в том , что они создали стабильный экипаж судна с завидным постоянством его состава. А.Т.БАРСОВА дослужилась до старшего штурмана. Ее длительный , самоотверженный труд в плавающем составе БОП-а был увенчан правительственной наградой -Орденом Трудового Красного Знамени. А.Н.КОРОЛЬКО установил абсолютный рекорд работы на «ЛАДОГЕ»- 35 ! лет с 1962 по 1997 годы, став после учебы в ПРУ штурманом , он закончил карьеру старпомом. Август Николаевич ТРОШКОВ также старожил этого судна. Его примеру последовал механик Василий Михайлович СУХОВ, начинавший третьим механиком в 1974 году и проработавший на «ЛАДОГЕ» 24 года, приняв в последствии должность старшего механика от А.Н.ТРОШКОВА.
Спустя 30 лет после первого знакомства с этим судном, в 1996 году я ступил на палубу «ЛАДОГИ» в Беломорске, чтобы с представителями турфирм отправиться в рекламный рейс на Соловецкие острова. Теплоход тогда приступил к работе на Соловецкой линии в созданной БОП-вом туристической компании "Акватур Сервис". Судно было в образцовом состоянии, что безусловно порадовало. То обстоятельство, что этот теплоход не мог выиграть конкуренцию перед трехдечными судами «РОСРЕЧФЛОТА» считаю следствием недостаточно проводимым маркетингом и короткой навигацией на Белом море. В 1997 году "ЛАДОГУ" перегнали в порт города Сортавала, где теплоход использовался в качестве плавучей гостиницы у совместного российско-финляндского предприятия. Осенью того же года "ЛАДОГУ" продали в Польшу.


Ю.П.Лежнев.

Изображение

Капитан пассажирского теплохода "ЛАДОГА" В.А. ШЕВЛЯГИН.






ПАССАЖИРСКИЙ ТЕПЛОХОД "ЛАДОГА" в БОП-ве.

Изображение

"ВОДНИК КАРЕЛИИ" , апрель 1961 года. ВЕСЕННИЕ ЗАБОТЫ".

Нет, пожалуй сейчас ни на одном пассажирском судне такого оживления, как на "ЛАДОГЕ". Здесь широким фронтом развернулись весенние работы. На верхней и прогулочной палубах снуют люди. Боцман Виктор ОЗЕРНОЙ занят окраской леерного ограждения. В каждом его движении чувствуется старательность. Да это и понятно, все члены экипажа стремятся как можно лучше окрасить судно, сделать его нарядным.
Много труда и смекалки вкладывают рулевые Борис БАБКИН и Михаил ГОРШКОВ. Они покрасили надводную часть, побелили световые фонари, надстройки. Под стать работают проводницы А.СЕНЮКОВА, К.ТРИФОНОВА и Н.ПЛЕШАЧЕВА. Ими проделана большая работа по очистке и подготовке судна к покраске.
Здесь же на палубе капитан Леонид Федорович ИГНАТОВ. Он рассказал о подготовке теплохода к навигации:
- Наш экипаж совместно с ремонтниками Петрозаводской РЭБ флота проделал большую работу, готовя судно к навигации. Теплоход сдан в технической готовности еще 28 февраля. С потеплением начались весенние работы. В настоящее время выполнено более 65 процентов покрасочных работ.
В проведении покраски неоценимую помощь нам оказали пульверизаторы. Применение их намного ускорило работы. Сейчас членам команды приходится только проводить окраску там, где это невозможно сделать пульверизатором.
Механик А. ТРОШКОВ и второй помощник механика В.КРУТЕНЕВ готовят к эксплуатации дизели и вспомогательные механизмы.
В последнее время подготовку судна к навигации несколько стала сдерживать Петрозаводская база флота. Затягивается ремонт парового котла, где требуется заменить всего-то восемь фигурных кирпичей. На шлюпочной палубе еще не все сделано.
В эти дни на судне царит трудовой подъем. Речники воодушевлены замечательным достижением нашей отечественной науки, подвигом первого космонавта - Юрия Алексеевича Гагарина. Экипаж "ЛАДОГИ" полон решимости досрочно подготовить судно к сдаче в эксплуатацию.


В.ВЕРЕСНЯК.

Г.А.ТИТАРЕНКО, "ГОЛУБЫЕ ДОРОГИ КАРЕЛИИ", стр.90:
В первых числах июня 1964 года двухпалубный теплоход "ЛАДОГА" Беломорско-Онежского пароходства одним из первых прошел через первый и второй шлюзы Волго-Балта.."
Стр.106: "14 сентября 1966 года за достигнутые успехи в выполнении заданий семилетнего плана по развитию речного транспорта Президиум Верховного Совета СССР наградил орденами и медалями СССР большую группу работников речного транспорта. В том числе по Карельской АССР были награждены орденом Ленина: ЧЕСНОКОВ Михаил Ильич, старший механик теплохода "К.Э.ЦИОЛКОВСКИЙ"; орденом Трудового Красного Знамени: БАРСОВА Анна Тимофеевна - старший помощник капитана теплохода "ЛАДОГА"...старший механик теплохода "ЛАДОГА" Август Николаевич ТРОШКОВ.


Республиканская газета "Ленинская правда" от 10 октября 1982 года.

Петрозаводский порт сообщает: с 12 октября отправление на Подпорожье теплохода "ЛАДОГА" через день по четным числам в 08.00 . С 13 октября движение на линии Петрозаводск-Кижи - Великая Губа будет осуществляться теплоходом "ЛАДОГА", отправление в 08.00 по нечетным числам , с 12 по 24 октября по четным числам будет осуществляться рейс на Великую Губу теплоходом "КОМЕТА" отправлением в 08.40.



ПАССАЖИРСКИЙ ТЕПЛОХОД "ЛАДОГА" БОП-ва. НАВИГАЦИЯ 1989.

Изображение

" Водный транспорт" от 06 июня 1989 года.

Работа на пассажирском теплоходе требует от экипажа умения незамедлительно реагировать на любые неожиданные ситуации, создаваемые этими самыми пассажирами. И экипаж теплохода "ЛАДОГА" нередко предотвращал случаи нарушения правил безопасности, спасал путников, оказавшихся за бортом, приходил на помощь людям, кто в помощи нуждался. Но, случалось, даже стремительная реакция экипажа была запоздавшей. Батюшко-Онего не прощает хмельное сумасбродство.

Республиканская газета "Ленинская правда" от 02 сентября 1979 года в заметке "ЗА БОРТОМ" сообщала:

Дважды в течение последнего месяца раздавался тревожный сигнал "Человек за бортом !" в ходовой рубке теплохода "ЛАДОГА". И в обоих случаях команда судна была не в состоянии предотвратить трагический исход.
4 августа поездку на теплоходе в Кижи совершали 120 туристов из Ленинграда, в числе которых был и шофер таксомоторного объединения Г.Г. Цоколаев. Вместе с тремя собутыльниками он напился до такого состояния, что решил перебраться с прогулочной палубы на нижнюю по борту судна. Никто его не остановил. Пятибалльный ветер и сильная волна способствовали тому, что пьяница оказался за бортом. И несмотря на то, что тревога была поднята немедленно, за борт бросили спасательные круги и была спущена шлюпка, предотвратить беду не удалось.
История повторилась 27 августа, когда теплоход следовал из Подпорожья в Петрозаводск. Возвращавшаяся домой 22-летняя петрозаводчанка Б. встретила приятеля, с которым не виделась год. Это событие решено было отметить. Приятель с другом и девушка распили бутылку водки, потом еще одну и еще.. Собутыльники оставили без присмотра свою знакомую совсем ненадолго, когда теплоход уже приближался к причалу Петрозаводского порта. Но этого оказалось достаточно, чтобы она упала за борт и мгновенно утонула.
Два похожих трагических случая, а причина одна - злоупотребление спиртным.


Е.ДАВЫДОВ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий