воскресенье, 3 июня 2018 г.

БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОЕ ПАРОХОДСТВО 1940-2007. ГЛАВА 62


ПЕТРОЗАВОДСКОЕ РЕЧНОЕ УЧИЛИЩЕ. ВЫПУСК 1975 ГОДА.СУДОВОДИТЕЛИ.

Изображение

АКУЛОВ Владимир Петрович проживает в Беломорске, работает в портнадзоре.
СВОЙКИН Александр Дмитриевич .
РИДАЛЬ Александр Викторович проживает в Петрозаводске.
ТУМАНОВ Владимир Павлович проживал в Петрозаводске.


Изображение


КУРИЛО Александр Анатольевич проживает в городе Анапа.
КОЗЛОВ Виктор Михайлович проживал в Петрозаводске.
КУЛЕВ Василий проживал в пос. Чална, Карелия.
СПИРИДОНОВ Сергей Васильевич.




ПЕТРОЗАВОДСКОЕ РЕЧНОЕ УЧИЛИЩЕ. ВЫПУСК 1975 ГОДА.СУДОВОДИТЕЛИ.

Изображение

ТЕСЛЮК Петр проживает в пос. Переваловка, Крым.
КОТОВ Сергей Иванович проживает в Петрозаводске.
ИЗОТОВ Геннадий Егорович проживает в пос.Эльмус, Карелия.
КРИВОШЕЕВ Виктор проживает в пос. Светлый, Калининград.


Изображение

СТАРОДУБЦЕВ Александр Степанович. Проживает в городе Лахденпохья, Карелия.
КУНИНГАС Анатолий Эмильевич.
ПУЗЫНИН Николай.
УТКИН Сергей Олегович.



ПЕТРОЗАВОДСКОЕ РЕЧНОЕ УЧИЛИЩЕ. ВЫПУСК 1975 ГОДА.СУДОВОДИТЕЛИ.


Изображение


СУЩЕВИЧ Анатолий Викторович. Проживал в пос. Чална, Карелия.
ГАВРИЛОВ Александр Вячеславович.
КАРПОВ Евгений Борисович. Проживает в городе Кондопога, Карелия.



Нет фотографии выпускника СТЕПАНОВА Анатолия Ивановича. Проживал в городе Кемь.

Изображение

Выпускники -судоводители 1975 года и их преподаватели, командиры. 4 рота, группы МШ-41, МШ-42, МШ - 43.


ПЕТРОЗАВОДСКОЕ РЕЧНОЕ УЧИЛИЩЕ. ПРАЗДНИЧНЫЙ ПАРАД В ЧЕСТЬ ПЕРВОГО МАЯ. 1973 ГОД.



ПЕТРОЗАВОДСКОЕ РЕЧНОЕ УЧИЛИЩЕ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ В.А. БАСАРГИН.

Изображение

Изображение

Публикация в газете "Водник Карелии" от 11 июля 1978 года о преподавателе ПРУ Владимире Александровиче БАСАРГИНЕ. В 1970-е годы существовала известная всем, кто учился у Владимира Александровича мореходной астрономии быль о капитане, впервые совершавшем рейс в Средиземку и потерявшем место судна. На помощь капитану пришли курсанты четвертого курса, изучавшие мореходную астрономию у "БАСА". Быстро и профессионально "по звездочкам" ( солнышко в небесах ночью отсутствовало) и с помощью секстана курсантики определились и точно вычислили место судна по таблицам . А еще каждый выпускник ПРУ помнил "брошюрку Дьяконова" и "товарищ курсант, у Вас уже двадцать две тысячи двести двадцать два в журнале. Пора браться за астрономию..."

Изображение

"Пять баллов" за решение задачи по мореходной астрономии лично от В.А.БАСАРГИНА.


ПЕТРОЗАВОДСКОЕ РЕЧНОЕ УЧИЛИЩЕ. ЛЮБИТЬ МОРЕ.

Изображение

Заместитель начальника училища в 1970-х годах Вячеслав Михайлович МАЛЫШЕВ и курсанты ПРУ у макета теплохода "ЛАДОГА".

" Я хочу поступить в мореходное училище. Это моя мечта. Мне бы очень хотелось, чтобы вы напечатали рассказ о Петрозаводском речном училище. В.Иванов. п.Пийтсиёки.


Петрозаводскому речному училищу 8 июня 1973 года исполнилось 10 лет. За это время его закончили 306 штурманов и 318 механиков. Воспитанников училища можно встретить на каждом судне Беломорско-Онежского пароходства. А суда, на которых работают бывшие курсанты, заходят в 21 страну мира. Основной экспортный груз- лесной.
Училище сегодня - это прекрасно оборудованные кабинеты магнитно-компасного дела, навигации, мореходной астрономии, английского языка, благоустроенное общежитие.

В кабинете навигации курсанты учатся прокладывать курс судна, определять его место по береговым ориентирам с помощью навигационных приборов. В кабинете мореходной астрономии ребята учатся по небесным светилам определять координаты судна в море вне видимости берегов.
Навигация, лоция, мореходная астрономия, электро-радионавигационные приборы, двигатели внутреннего сгорания.. Эти предметы курсанты изучают на протяжении четырех лет..
Училище завтра - это еще одно общежитие на 630 мест, новый учебный корпус для судомеханического отделения, который по замыслам архитекторов должен стать одним из лучших среди училищ речного транспорта, планетарий, лучший спротзал города.
Основные требования к поступающим в училище - знание математики, уверенность в правильном выборе профессии. Основные требования к курсантам - хорошая успеваемость и дисциплина.
Одна из самых давних традиций речного училища- посвящение в курсанты, которое проходит каждый год в праздник Великого Октября. У могилы Неизвестного солдата звучат слова торжественного обещания хранить лучшие традиции училища, дорожить честью курсанта.
Учебная программа в училище построена так, что большое внимание уделяется английскому языку. Курсанты изучают язык в течение четырех лет. Ребята переводят специальные технические тексты, занимаются грамматикой, работают над произношением.
Английские вечера -это еще одна традиция. На таких вечерах слышна только английская речь. Обычно курсанты приглашают гостей, студентов других учебных заведений. Вечера, посвященные Марку Твену, творчеству шотландских писателей, знаменитым путешественникам, понравились и гостям и хозяевам.
Шесть лет существует в училище клуб "Бригантина". Занятия "Бригантины" посещают учащиеся 1-2 курсов. Ребята знакомятся с морским делом, им рассказывают о профессии моряка, о таинствах моря.
Курсантам читают интересные лекции. Например, в январе ребята прослушали такие лекции, как "Имена русских мореплавателей на картах мира", "Военно-морской флот США - орудие агрессивной политики", "Подвиги советских моряков в годы Великой Отечественной войны".
Для старшекурсников в училище есть свой клуб - "Прометей". Здесь будущие моряки узнают о жизни и деятельности борцов революции, о ветеранах войны.
Кроме основной специальности, курсанты могут приобрести и вторую. В училище работает университет общественных профессий. Продолжительность обучения на всех факультетах - один год. Здесь можно приобрести профессию судового библиотекаря, редактора стенной газеты, киномеханика.

"Дорогой друг! Ты приобретешь профессию моряка, познакомишься с жизнью многих народов, посетишь крупнейшие города, в которых сосредоточены сокровища мирового искусства. Наша цель- открыть перед тобой дверь в мир знаний, в мир интересного и прекрасного..."
Это слова из программы трехгодичного народного университета культуры, который существует в училище уже несколько лет. В университете четыре факультета: этики и эстетики, литературы и искусства, права, науки, техники и производства.
За успешное выполнение социалистических обязательств, принятых в честь 50-летия образования СССР, училище награждено Почетной грамотой Министерства речного флота РСФСР.
- Первый раз я попал в шторм, когда был на практике после второго курса. Наше судно находилось в Белом море. Но никто из курсантов не бросил вахты...
Это из разговора с курсантом 4 курса судоводительского отделения Алексеем ГАЛУЗОЙ.

-A что ты считаешь главным в своей профессии ?
- Любить море... А я с детства мечтаю стать капитаном...



Т.БУТКОВА. Республиканская газета "Комсомолец". Август 1973 года.


ПЕТРОЗАВОДСКОЕ РЕЧНОЕ УЧИЛИЩЕ. О ПРАКТИКЕ.

Изображение

Демичев, Корхонен А, Онищук А, Казак В, Слизников В, Мамонов А, Комаров, Иванцов В, Харитонов В, Василевский Г, Василькин В. Ф, Елисеев, Кережина, Дук Е Ф, Ипатов Н, Поташев, Комаров А, Степенный Е, Кухарь В, Романов В, Яковлев В, Лебедев С, Х, Федотов.


В 1980 году Беломорско-Онежское пароходство получило первое УПС - "БАЛТИЙСКИЙ-112" = "ПАВЕЛ ЯБЛОЧКОВ". В 1981 году на Онего появился второй такой же теплоход - "БАЛТИЙСКИЙ -115"= "АЛЕКСАНДР ПОПОВ", в 1982 году -третий -"БАЛТИЙСКИЙ -116"= "ИВАН КУЛИБИН". Появление УПС для прохождения групповой практики будущих штурманов и механиков было почти идеальным решением проблемы отработки основных профессиональных навыков курсантами. Четырьмя годами ранее, в июне 1976 года проблему впервые в пароходстве поднял на страницах бассейновой газеты капитан теплохода "ВОЛГО-БАЛТ-128" А.КОВАЛЕВСКИЙ.


ОРГАНИЗАЦИЮ ПРАКТИКИ КУРСАНТОВ НАДО ПЕРЕСМОТРЕТЬ.


27 июня в порту Беломорск на борт теплохода "ВОЛГО-БАЛТ -128" прибыла группа курсантов второго курса судоводительского отделения Петрозаводского речного училища. Представлял их преподаватель Д.И.БАЖЕНОВ, с которым было заключено трудовое соглашение на подготовку практикантов для сдачи экзаменов на звание моторист 2 класса - матрос 1 класса.
Программа состояла из четырех разделов: морская практика, морское судовождение, конструкция и эксплуатация судовых дизелей, вспомогательных механизмов и судового оборудования, несение вахты и судовые работы.
За пять недель пребывания на судне курсантам предстояло практически закрепить знания, полученные в училище, а также получить навыки в судовых работах, не предусмотренные теоретическим планом.
На теплоходе "ВОЛГО-БАЛТ-128" командный состав проявил полное понимание задач в подготовке будущих специалистов. Им были предоставлены хорошие жилые помещения, рабочая спецодежда, приборы и инструменты, а также вся необходимая судовая документация и пособия. Приказом по судну на каждом этапе обучения определялись ответственные, под непосредственным руководством которых курсанты знакомились с избранной специальностью и приобретали практические знания.

Графиком занятий предусматривались 2 - 3 дневное ознакомление с судном, оборудованием и системами, прохождение инструктажа по технике безопасности и противопожарным правилам, проведение теоретических занятий по судовым тревогам. В эти дни никаких судовых работ для курсантов не планировалось. Перед ними поставили задачу только наблюдать и запоминать.

Через три дня, согласно скользящему графику, один из практикантов производил замер воды под руководством боцмана и уборку объекта, другой дублировал 2 часа рулевого в море, третий под руководством старшего помощника капитана был занят на палубе, четвертый находился в машинном отделении. В течение четырех часов он выполнял несложные работы под руководством старшего механика. На следующий день обязанности менялись.
Со временем обязанности усложнялись. А в середине практики курсанты уже несли самостоятельную вахту на руле в озере, в море и даже на некоторых участках рек. Им разрешалось свободное пребывание на мостике, предоставлялось право пользоваться всеми штурманскими инструментами. Все было спланировано с таким расчетом, чтобы к концу практики будущие специалисты научились самостоятельно вести судно в реке и в море, выполнять палубные работы, следить за механизмами в машинном отделении.
Конечно, такой специалист, хотя и пройдет 5-недельную практику и получит удостоверение, еще далек до истинного моториста 2 класса-матроса 1 класса. И в этом не их вина и не их наставников.
Кодексом торгового мореплавания предусмотрено, что для получения диплома штурмана малого плавания необходимо иметь 15 месяцев плавценза в должности матроса или практиканта. В то же время программой училища предусматривается после окончания второго курса 14 -недельная практика, после третьего курса - 29 недельная и месячная групповая - после первого курса. Итого получается 11 месяцев.
Рассчитывается, чтобы с окончанием училища курсанты получили рабочий диплом штурмана малого плавания. На самом деле так не получается. За время учебы в училище курсанты не успевают наплавать ценз и еще год или два плавают в рядовой должности. Это происходит потому, что трудовым соглашением и планом училища предусмотрена 5 -недельная практика вместо 14 - недельной после второго курса. Сокращается она из-за навигационных условий и после третьего курса. К тому же капитаны портов не засчитывают плавание в речных условиях в ценз.

Ясно, что за пять недель курсанты не могут получить практических навыков в полном объеме программы, и итоговый экзамен проводится не на должном квалификационном уровне. В результате на следующую навигацию на флот приходят незрелые специалисты, которые в начальный, очень ответственный период навигации, требуют повышенного к себе внимания со стороны штурманского состава. И если на судне нет постоянного, более опытного матроса 1 класса, на затруднительных участках приходится на руль ставить штурмана и лишний раз вызывать на помощь капитана или старшего помощника.
Естественно, судоводители не доверяют самостоятельную отдачу и выборку якорей, забортные работы только что прибывшему курсанту. И это имеет несмотря на то, что он имеет соответствующее квалификационное удостоверение. Такой специалист далек от знания и умения в других направлениях судовых работ, которые перекладываются на боцмана и вахтенных штурманов.
Еще хуже обстоит дело, когда на штатные должности приходят мотористы 1 класса- матросы второго класса. Их знания очень далеки от требований Устава службы и ПТЭ, и механикам требуется длительное время на обучение их профессии моториста. К сожалению, нередко бывает и так, что удостоверение у человека есть, а на самом деле моторист даже не знает, в какую сторону отвернуть нужный клапан и где он находится, не может разобрать для промывки несложный узел или агрегат, не говоря о швартовке у причала или при шлюзовании. Того и гляди, как бы не произошел несчастный случай.
Вывод напрашивается сам по себе. Для получения хорошей практики курсантов мало одного желания комсостава научить молодых специалистов, помочь закрепить их теоретические знания. Необходимо еще и время. А это значит - следует увеличить срок практики, как того требует программа.
Было бы неплохо иметь в училище руководителя практики, который ежемесячно бывал бы на судах в Повенце и вместе с руководством судна проверял бы по этапам знания практикантов согласно программе с оформлением протоколов и своими замечаниями по практике. Это воспитывало бы у курсантов более прилежное отношение к практическому изучению разделов программы, подняло бы ответственность капитанов за квалифицированность консультаций и занятий с подшефными.
Большую роль в повышении качества подготовки специалистов могло бы сыграть отдельное учебно-производственное судно, выходящее хотя бы в Белое море. На нем можно было бы организовать четырехмесячную групповую практику курсантов под руководством преподавателей училища и судовых специалистов. Зимой такое судно было бы неплохой учебной мастерской. На мой взгляд, подошел бы для этой цели, скажем, буксир "ТИТАН". Только его нужно переоборудовать в теплоход. Думается, руководству училища следует поднять этот вопрос перед пароходством или Министерством речного флота РСФСР.
В настоящее время такой базой училище не располагает. В результате месячная групповая практика на буксирах и "ВОЛГО-БАЛТАХ" не в состоянии дать тех знаний, которые должен иметь матрос 1 класса-моторист 2 класса.
есть еще один факт, который следует учесть отделу труда и заработной платы пароходства. По нашему мнению, следует несколько изменить штатное расписание судна, установив должности мотористов-матросов 2 класса и мотористов-матросов 1 класса, естественно, с разной оплатой труда. Более квалифицированные специалисты, к которым следует отнести постоянный рядовой состав и курсантов после четвертого курса, стали бы получать больший оклад, а курсанты третьего курса и вновь принятые -меньший. Иными словами, оплата должна соответствовать имеющейся квалификации. Причем, кто конкретно и какую классность заслуживает, должен решать капитан.
Измененное штатное расписание даст некоторую экономию фонда зарплаты. Предоставление инициативы капитану в выборе рядового плавсостава ( два курсанта третьего курса или два постоянных члена экипажа) явится материальным стимулом для курсантов в более глубоком изучении своих обязанностей. К тому же оно будет справедливо по отношению к штатным специалистам и курсантам старшего курса, на которых ложится основная тяжесть в выполнении сложных судовых работ.
Возможно, некоторые предложения в данной статье кому-то покажутся спорными. Ясно одно: они заслуживают тщательного изучения и обсуждения. Ведь каждый день мы готовим себе помощников, а затем и замену. А дело это очень важное. Вот почему к практике курсантов следует относиться серьезно, более квалифицированно и внимательно, не пускать ее на самотек, как, к сожалению, иногда бывает. От того, как мы сумеем подготовить будущих штурманов и механиков, какие знания и навыки они получат на практике, зависит, насколько будет высока квалификация специалистов.



А.КОВАЛЕВСКИЙ. Капитан теплохода "ВОЛГО-БАЛТ -128" БОП-ва.


ПЕТРОЗАВОДСКОЕ РЕЧНОЕ УЧИЛИЩЕ. ШТОРМ НА СУШЕ.

Изображение


Учебный корпус ПРУ .1980-е годы.
Сегодня разговаривал с однокашником, капитаном, ныне пенсионером. Нашли на одном из сайтов нашего речного училища множество любительских снимков конца 1980-х - 1990-х годов. Бросился в глаза совершенно непривычный для нас внешний вид курсантов. Неряшливые форменки, стрижка, точнее ее отсутствие, много снимков обшарпанных, запущенных помещений общежития-экипажа и учебных аудиторий. "Такое впечатление, - прокомментировал Геннадий, - что мы учились в лучшие времена училища..В первой половине 1970-х..."
Конечно, он прав. Я никогда не был почитателем военной муштры, меня никогда не впечатляли военные корабли и жесткая военно-морская службистика.. Но я -сторонник разумной дисциплины и порядка на флоте гражданском. Ибо это - транспорт, а любой транспорт требует собранности, порядка, трезвости мышления и аккуратности окружающего пространства. Поэтому во времена нашей учебы форма курсантов была умело подогнана, прически соответствовали строгости формы, территория вокруг училища ежедневно прибиралась, а в самих жилых и учебных помещениях царил дух почти стерильной чистоты. Мы вспоминали педагогов, работающих с нами, их совсем не солдафонский требовательный педантизм и умение заставить курсантов "играть по правилам". И я всегда считал гражданский флот очень полезным для формирования молодых людей. В отличие от военных структур, зачастую ожесточавших юные души и работающих сугубо на государство, гражданский водный транспорт в силу сложности и специфики работы одновременно закалял волю, учил порядку и осмысленной дисциплине, воспитывал нужных стране специалистов. Создававших материальные ценности через оказание транспортных услуг. Зарабатывающих трудные рубли посредством мирного созидательного труда. Во второй половине 1970-х что-то надломилось в работе нашего речного училища. Публикуемая ниже статья - одна из нескольких, опубликованных в отраслевом "Водном транспорте". К сожалению, она оказалась печально бесполезной. Перемены в стране, закат деятельности БОП-ва негативно отразились на работе училища и уже в 2000-х ПРУ, реформированное и переименованное, прославилось на всю Карелию неприятными скандалами. А первый звоночек прозвучал еще в 1976 году....


Виталис Мерта.

"ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ" , май 1976 года. "ШТОРМ НА СУШЕ".


Письмо в редакцию газеты "Водный транспорт".


Дорогая редакция ! Пишут вам курсанты Петрозаводского речного училища. С декабря 1975 года к нам назначен воспитателем Геннадий Халикович КАБИРОВ. По выходным дням, а иногда и в обычные дни он приводит в общежитие своих друзей и нередко с ними выпивает. Учит нас бережно относиться к имуществу, а сам ломает при осмотре тумбочки, и потом заставляет нас ремонтировать их.
У нас совсем не стало свободного времени. Как придем с занятий - сразу построение, после обеда - построение, после самоподготовки - построение. Нередко наш воспитатель ругается перед строем нецензурной бранью. С учащимися он не считается. Как он говорит, "прав у вас -мизер, да и те можно пресечь". Он может взять ножницы и лично подстричь курсанта, если прическа ему не понравилась.
Мы просили рассмотреть его поведение администрацию училища, но никаких сдвигов нет. Обо всем в письме не расскажешь. Не найдя больше никаких способов нормализовать с ним отношения, мы пишем к вам с просьбой помочь.
Курсанты КАЕВ, ТАУРЬЯНЕН, ЯРБЕКОВ, ГРИЦКОВ". ( всего 16 подписей ).



Придя в общежитие к авторам письма в послеобеденное время, я застал их на построении. Воспитатель Кабиров ходил вдоль строя и раздавал приказания. Ропот недовольных пресекал сурово и решительно: "Не потерплю разгильдяйства!", "Имею право наказывать !"
Курсантские комнаты, именуемые здесь по-флотски кубриками, хранили следы недавнего воспитательского "рейда": собственноручно опрокинутые Кабировым тумбочки, скинутую со стены полку, сброшенное со стола и разбившееся зеркало.. Вот таким образом Кабиров приучает подопечных к порядку.
Было и такое: стриг учащихся - Василия Дедкова и многих других прямо в строю собственноручно. Собственноручно же резал клеши и форменки, ломал козырьки "мичманок" тем, кто отважился их расширить, подогнуть или укоротить. В 53-м кубрике, тоже собственноручно, бил стеклянные банки о батареи - ребята вздумали пить вечером чай ( это в общежитии запрещено, поскольку в кубриках нет розеток, брать энергию от лампочных патронов опасно: недолго и до пожара.)
И, конечно,бесконечные построения с соответствующими дисциплинарными внушениями.
- Такое впечатление, -грустно заметил член комитета комсомола Родион Ярбеков, что он с нами войну ведет.
-Зачем ? Во имя чего ?
-Я добиваюсь одного, - убежденно заверил Кабиров, - дисциплины. Я плавал и знаю: море разгильдяев не любит. Флоту нужны настящие мужчины.
..Будущие "настоящие мужчины" входили в общежитие. Крепкие, ладные, в своих одинаковых форменках они на первый взгляд казались похожими один на другого. А на самом деле - очень разные, подчас уже с довольно-таки сложными биографиями. За четыре года в стенах училища им нужно будет многое постичь - и специальные дисциплины, и общеобразовательные предметы. Главное- стать настоящими людьми. Разве не это основная воспитательная цель любого учебного заведения ?
Случается иногда - чувствуешь абсолютную свою правоту, а убедить в том же других затруднительно. Примерно такая же возникла ситуация и в отношении деяний Кабирова: ясно, что методы его воспитания абсолютно неприемлемы. Но ведь терпели их почти полгода в речном училище. А мириться с этим нельзя. Унижение человеческого достоинства в любой форме - ЧП для коллектива.
Седьмого мая я присутствовал на классном часе в группе 21 СВ у Александра Ивановича КУДРЯВЦЕВА. Он сетовал на то, что в группе 11 неуспевающих. Успеваемость за последнюю неделю снизилась до 62 процентов, Чтобы выяснить у учащихся, что же такое радиус шара, преподавательница математики должна была выслушать 5 - 6 невразумительных ответов. . .
Правда, все преподаватели отмечали высокую посещаемость занятий. Но ведь один только факт присутствия на уроках еще не может гарантировать стопроцентное освоение программы. Не менее важна и вполне осознанная ориентация учащихся на приобретение твердых знаний.





ПЕТРОЗАВОДСКОЕ РЕЧНОЕ УЧИЛИЩЕ. ШТОРМ НА СУШЕ. ПРОДОЛЖЕНИЕ.

Изображение

Курсанты ПРУ на экскурсии в Петрозаводской РЭБ флота.


Кабиров с его пристрастием к коллективным запретам установил порядок: если курсанты группы не набирают по итогам недели 70 - 75 процентов успеваемости, то все они без исключения лишаются увольнения на субботу и воскресенье. И вот в пятницу учащиеся осаждают учителей: исправлять двойки. Естественно, что при таком штурме возможны издержки.
В новогоднюю ночь двое подвыпивших курсантов жестоко и без малейшего к тому повода избили человека. Один из них был подопечным Кабирова. Сам воспитатель в ту ночь тоже встречал Новый год в общежитии училища. И не один - с курсантами, среди которых были и несовершеннолетние. Праздник был с выпивкой. Самое поразительное, выпивка эта, оказывается, преследовала, по мнению Кабирова, "воспитательные цели": он хотел поговорить с курсантами по душам.
И, действительно, они вспоминают, что воспитатель рассказывал им о своей моряцкой биографии, а потом перешел к дисциплине. Сказал, что все его нынешние требования к курсантам - это только цветики...
Администрация училища с самого ничала пыталась убедить нас, что письмо в редакцию писали "разгильдяи" ( очень ходовое, замечу, среди педагогического коллектива училища словечко). Да, в числе тех 16 - ти, поставивших свои подписи под письмом, есть и слабые ученики и недисциплинированные ребята. Но не только они, особо испытавшие на себе мощь праведного и неправедного гнева Кабирова, решились вынести сор из избы. Против его непедагогических методов выступили и активисты - комсорг Грицков, член комитета комсомола Ярбеков, один из лучших учащихся ( его портрет висит на Доске Почета училища) Таурьянен.
Следует подчеркнуть - большинство курсантов обратилось в редакцию не для того, чтобы свести счеты с воспитателем. Причина другая: они защищают свое человеческое достоинство. Я разговаривал с многими из подопечных Кабирова. Курсанты вовсе не против требовательности к ним. Приведем такой пример: преподаватель предметом "Управление судном" , уважаемый в училище человек Александр Иванович Кудрявцев тоже строг, так же нетерпим к неряшливости в обмундировании, вообще к недисциплинированности. Но не было случая, чтобы он унизил при этом учащегося. И вот парадокс: не так уж часто он наказывает курсантов, но тем не менее его требования выполняются беспрекословно.
Александр Иванович на собственном опыте убедился: наказывать нужно очень редко. Наказания не должны становиться, по выражению Макаренко, "бытом в коллективе". Иначе они не срабатывают.
Неужели администрация училища не замечала, что между воспитателем и учащимися встает стена ? Ведь были же сигналы. На классном часе ребята жаловались А.И.Кудрявцеву на то, что Кабиров незаконно задержал выдачу стипендии - так он боролся с длинными прическами. Жаловались Г.Е. Гехт и другим преподавателям на злоупотребление Кабировым построениями и еще на многое. В отделе кадров училища мне показали его личное дело. Перед тем как стать воспитателем, он немало поплавал. Характеристика, представленная им с предыдущего места работы ( он полгода был матросом-мотористом на одном из судов), вполне положительная. Я не усматриваю в этом никаких противоречий: можно быть хорошим матросом, но плохим воспитателем.
Удивляет другое - невзыскательность, с которой относятся в училище к кадрам воспитателей. Из восьми воспитателей лишь один имеет педагогическое образование. Остальных, видимо, принимают по принципу, который заместитель председателя месткома Г.Е.Гехт охарактеризовала так: "Лишь бы морем от них пахло." Впрочем, это признает и администрация училища. Выступая на заседании бассейнового комитета профсоюза Беломорско- Онежского пароходства, начальник училища Д.П. Бенберя подчеркнул: "В настоящее время, прямо надо сказать, некоторые воспитатели не соответствуют своему назначению ни по уровню образования, ни по жизненному опыту, а иногда и по моральному облику."
В первую очередь эта характеристика относится, видимо, к Кабирову. Кстати сказать, его подопечным особенно не везет на воспитателей: за два неполных учебных года у них сменилось четыре наставника, Кабиров - пятый.
Однако мы убеждены, что нельзя позволять "педагогические эксперименты" людям, которых к воспитательной работе на морскую милю подпускать опасно.


В.БЛИНКОВ. Наш корр. ПЕТРОЗАВОДСК.


Когда эта статья была подготовлена, мы направили ее и письмо курсантов в Петрозаводский горком КПСС. Ниже приводится ответ из горкома партии.
горком КПСС рассмотрел вопросы, которые поднимают в своем письме курсанты речного училища в отношении т. Кабирова Г.Х.
Приказом начальника речного училища от 10 мая 1976 года т.Кабиров освобожден от должности командира роты, которую он занимал с 15 декабря 1975 года.
В горкоме КПСС состоялась беседа с начальником и замполитом училища, где было указано на упущения в воспитательной работе и необходимость повышения требовательности к кадрам.
В училище издан приказ об усилении воспитательной работы и укреплении дисциплины, повышении качества обучения курсантов. Кроме того, проведены совещания и строевые собрания с командирами рот и курсантами.
Горком КПСС будет внимательно контролировать вопросы улучшения воспитательной работы и качества подготовки специалистов в речном училище.



Н.СЕМИН, заведующий отделом пропаганды и агитации горкома КПСС.


ПЕТРОЗАВОДСКОЕ РЕЧНОЕ УЧИЛИЩЕ. ИДУТ ЭКЗАМЕНЫ.

Изображение

Выпуск судовых механиков. 1977 год.


"ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ" от 13 августа 1977 года. "ТИШЕ! ИДУТ ЭКЗАМЕНЫ."


Для речного флота РСФСР готовят специалистов 3 высших и 21 среднее специальное учебное заведение. В нынешнем году на дневное отделение вузов придут более 1700 человек, в техникумы и речные училища - около пяти тысяч - рассказал нашему корреспонденту заместитель начальника управления кадров и учебных заведений МРФ РСФСР С.Н. ЛОБАНЦЕВ.


Пройдет менее месяца, и почти семь тысяч юношей и девушек заполнят аудитории институтов, техникумов и училищ. А сегодня пока еще тишина: идут экзамены. В один из дней мы побывали в Петрозаводском речном училище. Перед дверью, на которой висело традиционное "Тише ! Идут экзамены", вполголоса переговариваются вчерашние выпускники восьмых и десятых классов. То и дело приоткрывается дверь, и слышится голос преподавателя: "Кто следующий ? Войдите."
Зайдем с разрешения начальника училища Д.П. БЕНБЕРИ и мы.
- ЯРВЕНПЯЯ, - называет свою фамилию вошедший паренек.
- ЯРВЕНПЯЯ ? - переспрашивает Дмитрий Павлович БЕНБЕРЯ. - Постой, постой, а кем тебе доводится ЯРВЕНПЯЯ Сергей, выпускник нашего училища ?
- Мой брат..
- Вот оно что ! Значит, семейная традиция. Ну что ж, пожалуйста, бери билет.

Петрозаводское речное училище приняло первых курсантов в 1963 году. Создание училища было вызвано необходимостью иметь специалистов для работы на судах смешанного река-море плавания. За эти годы подготовлена не одна тысяча судоводителей и судомехаников. В последнее время введена новая специальность - техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых силовых установок. После приобретения стажа плавания выпускники училища могут занимать должности капитана-механика на судах любой мощности и грузоподъемности. Могут работать и на берегу - диспетчером порта, мастером погрузочно-разгрузочных работ, групповым, линейным механиком.
Окончившим судоводительское отделение, кроме диплома о среднем специальном образовании - техника-судоводителя по специальности "Морское судовождение" вручаются два рабочих диплома: один дает право занимать командные должности на судах внутреннего плавания, второй - на морских. Выпускники судомеханического отделения могут занимать должность старшего механика после приобретения требуемого стажа. Они также имеют два рабочих диплома - речной и морской.
Уже после второго курса начинается практика на судах, совершающих рейсы по внутренним водным путям, а после третьего- на судах загранплавания. Практика проходит на судах Беломорско-Онежского пароходства, а они осуществляют перевозки грузов из Карелии, Архангельской и Мурманской областей в порты Польши, ГДР, Финляндии, Швеции, Дании, Норвегии, Голландии, Англии, Франции, Ирана, Турции, Египта, Алжира, Сирии и других стран.
Напряженный день, наполненный переживаниями абитуриентов, остался позади. Мы проходим с начальником училища по опустевшим коридорам.
- Большинство поступающих, -находясь под впечатлением приемных экзаменов, говорит Дмитрий Павлович, - из Карелии. Немало потомственных водников. Но есть ребята и из совсем сухопутных городов.
Бенберя предлагает посмотреть залы, где курсанты занимаются спортом, - в училище работают секции по баскетболу, боксу, борьбе, лыжам, морскому многоборью, плаванию, рассказывает о преподавательском составе.
- СМЕЛОВ Юрий Леонидович работал в Беломорско-Онежском пароходстве капитаном на судах река-море, а сейчас преподает судовождение и лоцию. ЧЕКАЛИН Валерий Николаевич тоже капитан дальнего плавания, преподает специальные дисциплины.
Окна училища смотрят в Онежское озеро, воды которого бороздят крылатые суда, утюжат "БАЛТИЙСКИЕ" и "СОРМОВСКИЕ". У входа новички окружили третьекурсников, успевших походить и по рекам и по морям, засыпали их вопросами. Первое знакомство с теми, кто успел уже узнать море, состоялось.



А.АНИСЕНКОВ. Наш спец.корр. Петрозаводск.

Комментариев нет:

Отправить комментарий