пятница, 20 апреля 2018 г.

БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОЕ ПАРОХОДСТВО 1940-2007. ГЛАВА 53








ДИЗЕЛЬНЫЕ БУКСИРЫ БОП-ва 1980 -х ГОДОВ. БУКСИРЫ - ТОЛКАЧИ ПРОЕКТА Р- 153 ОТ -1500.

Во второй половине 1980-х годов Беломорско-Онежское пароходство получило два буксира-толкача проекта Р - 153 . Серия судов этого проекта состояла из 24 теплоходов. Строили буксиры толкачи два предприятия Минречфлота РСФСР: Невский ССЗ в городе Петрокрепость и Череповецкий ССЗ с 1979 по 1992 год. Суда проекта Р -153 работали в речных пароходствах Европейской части СССР.

Некоторые характеристики буксиров-толкачей проекта Р - 153:

Тип судна: двухвинтовой толкач-буксир с трёхъярусной надстройкой и МО в средней части судна.

Назначение судна: толкание и буксировка сухогрузных составов и нефтеналивных барж и составов общей грузоподъёмностью 12-15 тыс.тонн, перевозящих нефтегрузы III и IV класс, в Волжско-Камском бассейне.

Класс Регистра: *О (лёд)

Характеристики:
Длина: 41,5 м
Ширина: 13 м
Высота борта: 3,8 м
Высота габаритная: 15,5 м
Водоизмещение в грузу: 768 т
Осадка в грузу: 2,52 м
Водоизмещение порожнем: 666 т
Осадка порожнем: 2,4 м
Мест для экипажа: 17
Автономность: 12 суток
Скорость (без состава на глубокой, тихой воде): 20,5 км/ч
Тип ГД: дизель 6VD26/20AL-2
Мощность ГД: 2х560 кВт
Тип ДГ: ДГР100/750 (дизель 6Ч18/22 (110 кВт), генератор ГСС103-8М (100 кВт)
Мощность ДГ: 2х100 кВт


Изображение

Теплоход ОТ -1511 был построен на Невском ССЗ в декабре 1986 года. Работал в Беломорско-Онежском пароходстве до 2004 года и был продан СК "Фаространсфлот", Ростов-на-Дону, где и работает на транзитных буксировках по состоянию на 2017 год.

Изображение

Теплоход ОТ -1515 был построен на Череповецком ССЗ в декабре 1989 года. Работал в Беломорско-Онежском пароходстве до 2006 года. Затем буксир приобрела СК "Река-море", Ростов-на-Дону. По состоянию на 2017 год теплоход работает в этой компании на транзитных буксировках в сообщении река-море, будучи переоборудован на кл


ПОРТ НАДВОИЦЫ БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОГО ПАРОХОДСТВА.

Изображение

Выгрузка песка и щебня в Сегеже на причале порта Надвоицы.

Из истории порта. начало. Военное лихолетье.

Порт Надвоицы первоначально был небольшой пристанью на берегу Беломорско-Балтийского канала. Именно после ввода канала в строй летом 1933 года вошла в эксплуатацию пристань Надвоицы, о чём сообщалось в заметке в газете «Красная Карелия».
Первым руководителем пристани стал ПРУСАКОВ. А капитаном первого парохода на Выгозере был Пётр Ефимович ТРИФОНОВ.. Пароход звался «БУРЛАК».
В довоенные годы пристань работала стабильно, едва ли не ежегодно прибавляя грузооборот. Тогда начали строиться целлюлозно-бумажный комбинат и рабочий посёлок Сегежа, потому водным путём поступало немало строительных материалов. А с пуском ЦБК в эксплуатацию пошёл поток и лесных грузов.
До нас дошли имена довоенных начальников пристани Надвоицы. Это ЕВСЮКОВ (1935), ВИРОПЬЯНЕН (1936), М.И. ОРЛОВ (1936 – 1937), Н.И. СЕМЁНОВ (1937 – 1939). Сохранилось и имя одного из довоенных диспетчеров пристани. Александр Семёнович СОРОКИН, уроженец Ярославской области, после окончания Рыбинского речного училища в 1936 году приехал на работу в Повенец, а 12 мая следующего года был назначен на должность диспетчера в Надвоицы.
С 1 июля 1940 года пристань Надвоицы вошла в состав созданного Беломорско-Онежского пароходства.
В годы Великой Отечественной войны суда, приписанные к пристани, осуществляли перевозки боеприпасов, военного снаряжения, продовольствия и фуража, сырья для ЦБК, переориентированного на выпуск оборонной продукции, раненых. В те годы пристань возглавляли А.Г. КВАСОВ (1939 – 1944) и А.В. ТИХОНОВ (1944 – 1945).
Известны подробности двух эпизодов военной поры: зимовка во льдах на Выгозере каравана судов в 1941 – 1942 годах и гибель члена экипажа судна «НЕВА» летом 1942 года комсомолки Тани БУНИНОЙ, чья могила находится на территории портового посёлка.
Надвоицкий краевед А.И. КУЗНЕЦОВ, бывший работник порта, разыскал и встретился с очевидцами тех событий, которые и поведали о них.
В конце ноября 1941 года экипаж парохода «КАРЛ МАРКС» получил задание: взять в Повенце семьи работников пристани и следовать в Беломорск. Собралось пять пароходов: помимо парохода «КАРЛ МАРКС» ещё «А. ЖДАНОВ», «СЕВЕРНАЯ КОММУНА», «ПЯТИЛЕТКА», «САККО и ВАНЦЕТТИ». Взяли эвакуированных и стали подниматься по Повенчанской лестнице шлюзов в Выгозеро. Лёд был не толстым, но когда вышли из шлюза № 9, увидели, что Выгозеро уже сковано 30-сантиметровым ледяным панцирем. Правда, по фарватеру лёд был потоньше, так как перед этим в том же направлении проследовал караван судов с оборудованием Повенецкого судоремонтного завода. Решили продолжить путь.
Суда медленно продвигались на север, ломая становившийся всё толще лёд. Один за одним сломались гребные вины у трёх пароходов. Скорость движения каравана падала. И вот вышел из строя гребной винт у идущей впереди «ПЯТИЛЕТКИ». Суда встали неподалёку от Городового маяка, у ответвления судоходной линии на Сегежу.
Начальник каравана Л.Л. БАБКИН направил туда капитана «САККО и ВАНЦЕТТИ» А. РЕМЕШКОВА для решения проблемы с эвакуированными. На другой день тот вернулся с 15 подводами. На них уехали эвакуированные и часть экипажа. Оставшиеся перебрались на пароход«А. ЖДАНОВ».


Изображение

Справка: Порт Надвоицы находится в поселке Надвоицы на юго-западном берегу озера Воицкое у северо-западной оконечности озера Выгозера на трассе Беломорско-Балтийского канала неподалекку от 10 шлюза.
В 1906 году в Надвоицах побывал русский писатель Михаил ПРИШВИН, его очерки ""В краю непуганных птиц" написаны под впечатлением увиденного в этих местах.
В 1954 году в поселке Надвоицы построен алюминиевый завод, что способствовало развитию поселка и приросту населения.
В июне 1973 года приказом министра речного флота пристань Надвоицы преобразована в порт Надвоицы Беломорско-Онежского пароходства. Фактически длительное время порт был работодателем местных перевозок на Выгозере.
С 10 апреля 2006 года порт выведен из состава БОП-ва и является самостоятельным обществом с ограниченной ответственностью ( ООО порт Надвоицы).







ПОРТ НАДВОИЦЫ БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОГО ПАРОХОДСТВА.


Изображение

Порт Надвоицы в межнавигационный период. 1970-е годы.

Из истории порта. Военная пора и послевоенные годы..

Дрова заготовляли на ближайшем острове. Охранную вахту несли круглосуточно. Несколько раз вражеская авиация бомбила караван. В один из налётов бомба попала в
мачту и взорвалась в воздухе, а осколками был ранен нёсший вахту капитан «А. ЖДАНОВА » Н.П. МЕНЬШОВ. Вскоре его отправили в госпиталь.
В середине зимы ударили сильные морозы. Началось сжатие льда. Суда стали давать течь. В машинном отделении парохода «КАРЛ МАРКС» вода доходила до колен. Её откачивали вёдрами, становясь цепочкой. Чтобы уменьшить давление льда на борта судов, вокруг них прорубали майны.
И всё же одно судно – «СЕВЕРНУЮ КОММУНУ»- спасти не удалось: оно неожиданно пошло ко дну.
Все паровые машины были отправлены в Сегежу для ремонта. Весной 1942 года из Беломорска пришёл буксирный пароход, капитаном которого был М.Д. КУКУШКИН. Он отбуксировал сразу четыре парохода в Сегежу. Здесь на них нагрузили оборудование, и караван ушёл на Беломорск. По прибытии пароходы были поставлены на ремонт.
Рассказавший эту ледовую историю механик парохода «КАРЛ МАРКС» Александр Иванович КОСТЮХА после войны работал в порту Надвоицы старшим механиком на пароходах «МЕДВЕЖЬЕГОРСК», «ПРОЛЕТАРИЙ», «МАРИУПОЛЬ», «КАСАТКА», «МЕЗЕНЬ».
О втором эпизоде Александру Ивановичу поведал член экипажа парохода «НЕВА» М.Н. РЕПЬЮК, 38 лет ходивший по голубой трассе ББК.
Пароход этот обеспечивал исправность путевой обстановки на Выгозере и 13 июня 1942 года вышел в очередной раз из Надвоиц для её обслуживания.
Весь день экипаж проверял буи, вехи, створы, устранял неисправности. Обратно не стали возвращаться, так как находились далеко, и было уже поздно. Подошли к острову Сопун с юго-западной стороны и встали на якорь.
После ужина все свободные члены экипажа, кроме вахтенных, отправились в свои кубрики спать.
Вот что рассказал далее Михаил Николаевич:
- Часа в четыре утра мне показалось, что пароход дрейфует вместе с якорем. Вдруг за бортом раздались взрывы. Вражеские самолёты бомбили беззащитное судно, сбросив бомбы, не причинившие никакого ущерба, те ушли за остров. Но развернувшись, вернулись и начали обстреливать пароход из пулемётов…
В кубрик, где разместились РЕПЬЮК, ШАТУРА и ХОМИЧЕНКО, зашёл Борис БУКАЕВ и сказал, что ранен. РЕПЬЮК сбегал в каюту капитана за перевязочным пакетом и помог раненому. От механика Г. ВОРОНКОВА узнали, что ранена и Т. БУНИНА. Поспешили в кормовую каюту, где она жила. Таня лежала мёртвая. Одна пуля попала в шею, вторая - в грудь.
Капитан судна Д.Ф. ИЛЬИН нашел у неё под подушкой комсомольский билет.
В тот же день «НЕВА» вернулась в Надвоицы. Раненого отправили в медчасть. А Таню похоронили на территории портового посёлка. Сейчас на этом месте стоит обелиск.
В послевоенные годы началось активное развитие пристани Надвоицы. Увеличивались объёмы перевозок, рос грузооборот, больше становилось единиц речного флота, расширялись строительные возможности. Во второй половине 40-х и 50-х годов пристань возглавляли М.И. РУСАКОВ (1945 – 1946), А.П. ФЕТЮЛИН (1946 – 1950), М.А. УСАНОВ (1950 – 1953) и М.Д. ЛОМАКО (1953 – 1961). Особый вклад в развитие пристани внёс Александр Павлович ФЕТЮЛИН. Не случайно позднее его именем было названо судно БОП-ва.
В 1960-х годах предприятие получает новый импульс. В это время основным видом его деятельности является буксировка леса в плотах. Главными грузоотправителями были две сплавные конторы – Беломорско-Сегозерская и Надвоицкая., а потребителями лесного сырья – Сегежский ЦБК, Беломорский лесозавод, Сегежский ДОК.






ПОРТ НАДВОИЦЫ БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОГО ПАРОХОДСТВА

Изображение

Пассажирский дебаркадер порта Надвоицы в Сегеже.

Порт Надвоицы - десятилетия роста.

И по переработке грузов в системе БОПа роль пристани была существенна: она занимала второе место после Петрозаводского порта. В 1967 году грузоперевозка пристани составила 627,4 тысячи тонн, тогда как ещё в 1962-м она была лишь 260 тысяч тонн.
Интересно проследить, как в эти годы изменялись объёмы перевозок лесных грузов (в тыс. тонн).
Год........... Лес в плотах .........Сухогрузы
1960............. 1101,0 .............. 274,0
1961.................1200,0................313,0
1962.................1218,4............... 373,5
1963.................1427,0................371,0
1964.................1595,0................415,4
1965.................1238,6................410,4
1966.................1155,6................480,6
1967.................1121,0................484,5

Отсюда видно, что перевозка леса в плотах стала сокращаться, а в судах – расти.
Район деятельности пристани Надвоицы включал в себя северо-восточную часть территории Карелии и определялся такими границами: по главной трассе ББК – от шлюза № 9 на юге до шлюза № 19 на севере, от г. Сегежи на запад по реке Сегеже и Линдозеру до Табойпорога. Она имела пассажирские причалы в Сегеже, Надвоицах, Вожмогоре, Сенной Губе и Западной Идели, по три грузовых причала в Надвоицах и Сегеже, небольшое складское хозяйство, семь плавучих кранов, а также приписной флот. В том числе – одно пассажирское судно ОМ–337, три грузовых – «БЕЛОМОРСКИЙ–1», «БЕЛОМОРСКИЙ –6» и «МОРСКОЙ –6», 10 буксирных теплоходов и два рейдовых катера.
Жилой фонд пристани насчитывал 25 домов общей жилой площадью 2727 кв. метров.
За навигацию 1967 года пассажирский теплоход ОМ–337 (капитан Н.С. СЕЛЯКОВ ) перевёз 16,6 тысячи человек. Наряду с регулярными рейсами практиковались и прогулочные по заявкам трудовых коллективов. Нередко специальными пассажирами ОМ–337 становились также школьники и воспитанники детсадов, которые с удовольствием совершали прогулки по Выгозеру.
В эти годы руководителями пристани были И.Ф. ЕГОРОВ (1961 – 1962), Ю.М. Усов (1962 – 1964), Т.И. ГУЖОВ (1964 – 1968), Ю.П. СПИРИДОНОВ (1968 – 1973).
Однако самыми успешными для речников и портовиков Надвоиц стали 70-е и 80-е годы прошлого века. В июле 1973 года пристань была преобразована в порт Надвоицы.
А 14 февраля 1976 года в жизни трудового коллектива порта Надвоицы произошло очень важное событие: ему присвоено звание «Предприятие высокой организации труда и культуры производства». К этому рубежу надвоицкие портовики стремились в течение нескольких лет – в соревнование за присвоение этого почётного звания коллектив включился ещё в 1972 году и последовательно приближался к цели.
В 1974-м за год до завершения 9-й пятилетки, порт выполнил пятилетний план по погрузочно-разгрузочным работам, а в самый разгар навигации 1975-го – и пятилетний план грузоперевозок. Рост общего объёма перевозок грузов к факту 1970 года составил 26 процентов, а объём переработки возрос в 2,6 раза. Уровень комплексной механизации составил на грузовых работах 98,7 процента.
За счёт внедрения и совершенствования скоростной обработки судов в оптимальном режиме было обработано свыше 50 процентов прибывших в порт судов. На погрузке леса была создана одна сквозная укрупнённая бригада. За счёт этого появилась возможность высвободить 12 докеров, повысить сменную выработку на 25,6 процента.
В дальнейшем была проведена большая работа по техническому перевооружению производства. Освоены новые грузовые потоки по перевозкам минерально-строительных грузов, эксплуатация судов типа «ШЛЮЗОВОЙ», барж-приставок грузоподъёмностью 1800 тонн, внедрён передовой метод толкания судов. Сдан в эксплуатацию новый производственный комплекс, в который вошли гаражи, цех технической эксплуатации флота и портовой механизации, участок по ремонту электрооборудования и судовой автоматики.
На всех трудоёмких процессах стала использоваться малая механизация в виде монорельсов, кран-балок, тельферов, электрических лебёдок. Построены материальный склад, трансформаторная подстанция на 800 киловатт-часов, баня и детская площадка, новый пассажирский причал в Вожмогоре.
За 1974 – 1975 годы первыми звание «Участок (судно) высокой организации труда и культуры производства» были удостоены коллективы ремонтно-механических мастерских, цеха технической эксплуатации, радио- и электроучастка, автогаража, экипажи судов «ШЛЮЗОВОЙ–40, 77, 78», «ПУДОЖЛЕС», «БК–37, 38», «ТУЛА», «ВЫГ», «КИВАЧ», «ЗАРЯ», плавкранов №№ 14 и 20.
Через пять лет коллектив порта Надвоицы добился новых результатов. Объём переработки грузов по сравнению с 1975 годом возрос на 43 процента, а перевозки минерально-строительных грузов – более чем в два раза. Интенсивность грузовых работ повысилась на 8,5 процента, себестоимость обработки грузов снизилась на 10,8 процента.
За эти пять лет построено 1761 кв. метр жилья для водников, произведена газификация посёлка, сданы в строй медпункт, топливно-заправочный пункт, квартальная котельная, произведена реконструкция Дома культуры и столовой, начато строительство теплотрассы посёлка водников. В навигации 1981 года на Сегежском грузовом участке вошёл в строй действующий 15-тонный портальный кран «Альбатрос».
К этому времени порт Надвоицы располагал 24 единицами самоходного грузового и 15 несамоходного флота, одним пассажирским теплоходом – ОМ-337, который в конце 80-х сменил «МОСКОВСКИЙ-23», 9 плавучими кранами и одним портальным. А помимо работы с лесными грузами определённую статью дохода приносила коллективу добыча строительного песка.
Возглавлял коллектив порта Надвоицы с 1973 по 1983 год опытный умелый руководитель Виктор Николаевич УЛЛИЕВ. Его заместителем работал В.Е. ИСАКОВ, который и сменил его после ухода с предприятия на советскую работу. Вячеслав Ефлович проработал руководителем довольно долгое время – до 1998 года. Порт сперва вошёл в состав Беломорского морского порта в качестве Надвоицкого районного управления (с 1 января 1988 года), то наоборот принял в свой состав на правах участка Беломорский морской порт.
Несмотря на все перипетии, порт Надвоицы сохранил свою работоспособность, хотя объёмы обработки и перевозки грузов заметно упали. Правда, благодаря сотрудничеству с Надвоицким алюминиевым заводом у портовиков появилась ещё одна погрузочная операция - «крылатого» металла в суда.


ПОРТ НАДВОИЦЫ БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОГО ПАРОХОДСТВА

Изображение

Капитан пассажирского теплохода ОМ - 337 ТАРАКАНОВ Григорий Родионович.

Кадровый золотой фонд порта.

В конце 90-х годов директором порта стал фактически его последний руководитель – П.В. КОСТРОВ. Ему пришлось не раз проявлять гибкость и дипломатичность в отношениях с основными клиентами, чтобы ежегодно заключать договоры на транспортировку лесных грузов, их обработку и погрузку металла, произведённого на НАЗе. И тем не менее всё неминуемо шло к краху предприятия. Сначала от услуг портовиков на выгрузке леса отказался ЦБК. Затем лихорадило НАЗ. Так порт стал банкротом.
Судьбу предприятия определяют не только обстоятельства. Решающая роль в его успешности принадлежит людям – высококвалифицированным специалистам, душой болеющим за порученное дело, добросовестно и ответственно выполняющим свои обязанности.
Таких людей, в разные годы работавших на пристани и в порту Надвоицы, было немало. Скажем, среди них есть кавалеры ордена Трудовой Славы – одной из самых престижных в прежние годы награды за доблестный труд: А.Ф. ТУРУСОВ, А.А. АФАНАСЬЕВ, В.Н. БОБРОВ, В.С. ЗАХАРОВ, В.И. ФИЛИППОВ.
Успешная работа трудового коллектива предприятия прежде всего зависит от работников основных профессий, младших командиров производства. В порту Надвоицы это капитаны судов и старшие крановщики (старшие электромеханики) кранов. Вот с них-то мы и начнём рассказ о «золотом фонде» коллектива.
Валентин Николаевич БОБРОВ ходил на нескольких судах. Но большая часть его трудовой биографии падает на дизель-электроход «ШЛЮЗОВОЙ -78», на котором возглавляемый им экипаж буксировал гонки с древесиной из лесных посёлков в Сегежу. Опытный судоводитель, кавалер ордена Трудовой Славы, он со своим экипажем добивался отличных результатов, работал без аварий и нарушений трудовой дисциплины. И совсем не случайно, когда порт Надвоицы обзавёлся двумя современными буксирными теплоходами, один из них «БТП-611» доверили в его уверенные капитанские руки.
Профессиональная биография Валерия Александровича ТРУДОВА больше всего связана со «ШЛЮЗОВЫМ-40», на котором он несколько навигаций служил капитаном. Его «ШЛЮЗОВОЙ" ходил за плотами в Валдай и Табойпорог, другие лесные посёлки. И тоже добивался хороших результатов в работе.
Участник Великой Отечественной войны, ветеран порта Закир Аскерович АСКЕРОВ, капитан буксира БК-38, был хорошо известен в коллективе как один из самых добросовестных и ответственных работников. Почти четверть века ходил он по трассе ББК и Выгозеру. В 1981 – 1985 годах он дважды удостаивался звания лучшего капитана-механика Беломорско-Онежского пароходства.
Немало трудовых побед также на счету экипажей других судов, возглавляемых А.И. ВИНОГРАДОВЫМ, В.Ф. КАЗАЧЕНКОВЫМ, В.Н. КОЗЛОВЫМ, И.К. СМОЛЬКОВЫМ, В.К. СТАРОВОЙТОВЫМ, А.И. ЛАЗАРЕВИЧЕМ, В.Н. КОБЕЛЬКОВЫМ, Л.П. СПИРКАЧОМ, В.Т. СИДОРОВЫМ и другими капитанами- механиками.

Особо следует отметить в этом ряду Григория Родионовича ТАРАКАНОВА. В 1963 году начал он работать на пристани Надвоицы капитаном теплохода «ОНДА», а уволился с работы в порту Надвоицы в июне 1995-го! Большая часть трудового стажа Г.Р. ТАРАКАНОВА связана с пассажирским теплоходом ОМ-337, где он прослужил капитаном с 1969 по 1987 год. Опытный руководитель, он сумел воспитать хороший экипаж, в котором каждый душой переживал за общее дело, добросовестно справлялся со своими обязанностями. Недаром благодарные пассажиры частенько адресовали добрые слова дружному экипажу за оказываемые услуги, высокий профессионализм, дружелюбное отношение к ним со стороны речников. А когда на смену старенькому «ОМу» пришёл более современный «МОСКОВСКИЙ-23», место капитана без всяких колебаний было доверено Григорию Родионовичу. И снова экипаж под его началом снискал добрую славу. Многое в содержании порядка и ремонте ходовой части судов зависело от механиков. Особенно напряжённо трудились они в ходе зимнего ремонта, стремясь к тому, чтобы их судно встретило очередную навигацию во всеоружии. Одним из наиболее опытных и прославленных в порту Надвоицы считался кавалер ордена «Знак Почёта» механик «ШЛЮЗОВОГО-40» Павел Иванович ЖИГАМОНТ.
Нередко механики, отработав несколько навигаций на судах в качестве помощников капитанов, затем сами становились капитанами, как, например, А.Е. ЛЬВОВ, В.П. ДЕМИДОВ, А.А. АНТОНОВ.



ПОРТ НАДВОИЦЫ БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОГО ПАРОХОДСТВА

Изображение

Капитан ЛЬВОВ А.Е., БОБРОВ В.Н., старший крановщик Юрий ЧЕЛЫШЕВ.


Повествование же о членах экипажей, обслуживающих погрузочную технику, по праву следует начать со старшего крановщика плавучего дизель-электрического крана № 14 И.В. МАСЛОВА. Это именно он в числе 12 человек, только что закончивших ГПТУ в Горьковской области, был направлен в 1964 году в Карелию, порт Надвоицы. И уже в первую свою навигацию хорошо зарекомендовал себя. Он стремился быстро освоить технику. И это ему удалось. Возглавляемый им экипаж крана значительно перевыполнил тогда годовое производственное задание. Служба в армии ненадолго оторвала молодого человека от коллектива, в который он так успешно влился, и от любимой профессии. А отслужив, И.В. МАСЛОВ вернулся в Надвоицы и снова на плавкран. Более четверти века отдал он порту Надвоицы, со временем оставшись один из той дюжины приехавших сюда горьковчан.
В основном его кран был занят на разгрузке судов, приходивших на рейд Сегежского ЦБК с лесными грузами. Иван Васильевич имеет помимо многочисленных поощрений государственную награду – медаль «За трудовое отличие».
Примечательно, что одно время и его супруга Мария Фёдоровна МАСЛОВА тоже трудилась на плавучем кране.
Большой стаж работы на плавкране имеет и старший крановщик плавкрана № 34 А.Ф. ТУРУСОВ. Помните, он один из тех, кто заслужил за свой труд орден Трудовой Славы. Где бы ни был занят его плавкран – на выгрузке лесных грузов или на добыче строительного песка, неизменно добивался высоких показателей, ставил рекорды выработки.
Их отличное трудовое соперничество с экипажем плавкрана № 5, который возглавлял не менее опытный старший крановщик Василий Петрович БАЛАШОВ, приносило обоюдные плоды и шло с переменным успехом. И тот и другой были хорошими наставниками для молодёжи. А Александр Фёдорович не один созыв избирался депутатом поселкового Совета, выполнял большую общественную работу, стараясь при этом помогать решать бытовые проблемы своим товарищам по труду.
Два с лишним десятилетия работал в порту и старший крановщик плавкрана № 22 Н.И. ЛЕЩЕНКО. И в основном на Сегежском грузовом участке – на переработке лесных грузов. Пик его трудовых успехов падает на 80-е годы, когда за достижения наивысших показателей ему присуждалось почётное звание лучший по профессии в Беломорско-Онежском пароходстве, его портрет заносился на Доски почёта порта, района, БОП-ва. А однажды Николай Иванович одним плавкраном за смену 12 часов разгрузил 2,5-тысячник «ВОЛГО-БАЛТ», тогда как обычно это делали двумя кранами.
Г.И. БУРКОВ начинал рядовым крановщиком, но сразу стал отличаться умелой рабочей хваткой, уверенностью и сноровкой в действиях. И совсем не случайно, когда в 1981 году на Сегежский грузовой участок поступил новый мощный портальный кран «АЛЬБАТРОС», место старшего крановщика доверили именно ему. Так и проработал он здесь в течение нескольких навигаций, при этом сам добивался высоких результатов на выгрузке и перегрузке строительного песка и других минеральных грузов, хорошо организовал сквозную работу портального крана.
Геннадию Ивановичу присваивалось почётное звание «Лучший портовый рабочий БОП-ва», его портрет заносился на районную Доску почёта передовых производственников.
Свою лепту в успехе портовиков Надвоиц в разные годы вносили также А.М. КОСТИН, Н.Н. ВАСИЛЬЧЕНКО, Л.Н. КОЛУПЕНКОВ, А.А. АГЕЕВ, С.В. МЕТСЕЛЯ, К.И. КАРПЕКО, Н.М. ВОЙЦЕХОВСКИЙ, другие крановщики и электромеханики, занятые на погрузочно-разгрузочных операциях.


ПОРТ НАДВОИЦЫ БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОГО ПАРОХОДСТВА.

Изображение

Планерка у начальника порта В.Н.УЛЛИЕВА

Кадры. Золотой фонд. Руководители. Ремонтники. Строители.

А ещё разве можно было представить порт Надвоицы без старшего диспетчера Ивана Александровича ПАВЛОВА , которому присвоено почётное звание «Заслуженный работник Беломорско-Онежского пароходства», много делавшего для бесперебойной и безаварийной работы экипажей; группового механика по флоту, а затем главного инженера порта Алексея Константиновича ШАРАПОВА, чей многолетний труд приносил свои результаты прежде всего в успешном проведении зимнего ремонта судов, поддержании в рабочем состоянии флота во время навигации; начальника Сегежского грузового участка Виктора Ивановича СОФРОНОВА, сумевшего так поставить дело, что организация разгрузочно-погрузочных работ становилась всё лучше, а экипажи плавучих кранов постоянно перевыполняли производственное задание, ставили рекорды по скоростной обработке судов.
Неплохими организаторами зарекомендовали себя также ещё один начальник Сегежского грузового участка в 70-е годы В. ТЮЛЕНЕВ, групповой механик по кранам В. РОМАНОВ, капитаны-наставники профсоюзный активист Н. ТЕРЕЩЕНКО и Г. ПАНТЮШКИН, начальник ремонтно-механических мастерских Б. ШАБАРОВ и другие руководители среднего звена. Много сил отдавали организаторской и воспитательной работе в коллективе порта заместители начальника М.Г. ТКАЧЕНКО и В.В. КУЗИН.
Своим высоким профессионализмом, добросовестным отношением к делу, стремлением к качественному и своевременному выполнению производственных задач отличались коллективы ремонтно-механических мастерских, на которых ложился основной груз проведения зимнего ремонта флота и механизмов; и ремонтно-строительного участка, который успешно трудился на ремонте и возведении новых жилых домов хозяйственным способом, объектов культурно-бытового назначения. В РММ были хорошо известны имена бригадира С.И. ТИТОВА, слесарей В.И. ОРТЮХОВА, И.М. РИГОНЕНА, А.В. СЕНЬКОВА, электросварщика Ю.И. ОВЧИННИКОВА. А в РСУ на хорошем счету находились штукатуры В.П. ОРТЮХОВА и М.Ф. МАСЛОВА, плотники М.И. БОРОДИН и Н.М. НОВИКОВ.
Много славных дел было в копилке трудового коллектива порта Надвоицы почти за 80-летнюю историю существования предприятия. И нет его вины в том, что бесславно она завершилась. Но хочется верить, что всё же наступят времена, и порт Надвоицы вновь будет востребован своей страной и нашим карельским краем.


Автор: корреспондент газеты «Доверие» Сегежского района, СВИНЦОВ Владимир Анатольевич.

Фотографии предоставлены ГАЛАГУТСКИМ Михаилом Ивановичем.






ПОРТ НАДВОИЦЫ БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОГО ПАРОХОДСТВА.

Изображение

Пассажирский теплоход ОМ -337 работал в порту Надвоицы тридцать лет: с 1958 по 1988 год. Выполнял пассажирские перевозки по Выгозеру в Полгу, Вожмогору и другие прибрежные населенные пункты.. 

Re: Беломорско- Онежское Пароходство 1940-2007.

Сообщение Vitalis Merta Сегодня, 01:10
Изображение

Старший крановщик порта Надвоицы Г.И. БУРКОВ.

"Водник Карелии" от 7 августа 1973 года. "ПОСЛЕДНИЙ РУБЕЖ".

Опытный спортсмен, выходя на трудную дистанцию, всегда точно рассчитает, когда ему следует перейти на второе дыхание, и в нужную минуту сделает именно тот рывок, который принесет ему победу. В этом рывке весь актив и резерв спортсмена. Эти мысли невольно пришли мне на ум, когда я знакомился с планом погрузочно-разгрузочных работ на третий квартал ударного года в кабинете начальника порта Надвоицы В.Н. УЛЛИЕВА.
Действительно, а хватит ли второго дыхания у крановщиков Сегежского грузового участка, чтобы за три месяца переработать 570 тысяч тонн народнохозяйственных грузов ? Цифра солидная, она втрое превышает объем работ первого квартала. Тем более, что дело идет к осени. Хотя осенняя погода для таких мастеров своего дела, как парни с грузового, не помеха. Но ведь когда не бурлит осеннее Выгозеро и не дует пронизывающий ветер, что ни говорите, а работать веселее.
Коллектив участка использует для хорошего задела именно любой момент, когда есть хотя бы малейшие предпосылки не только выполнения плана, но и его перевыполнения. Уже с самого начала навигации каждый делает все, чтобы иметь не только дополнительные проценты по выработке к месячному плану, но весомые проценты и к навигационному заданию. Поэтому самый сложный объем работ здесь стараются выполнить как раз в устойчивые погожие дни. А на вопрос, хватит ли сил, заместитель начальника порта Ю.И. ХОЗИН ответил кратко.
- Можете не сомневаться.
Наверное, все будет сделано так, как и предусмотрено. И все-таки еще и еще раз надо будет все тщательно взвесить и сверить, потому что во-первых, все упирается в то, как будет организован лесопоток со стороны Беломорско- Сегозерской сплавной конторы, и успеет ли Сегежский целлюлозно - бумажный комбинат убрать поступающий лес.


Изображение

Катера порта Надвоицы на Сегежском рейде.

"ВК" от 7 августа 1973 г. продолжение статьи.

Во- вторых, сильную тревогу вызывает подача теплоходов диспетчерами под погрузку и выгрузку. Например, большой перебой в подаче судов имел место в июле. Хотя задание по переработке грузов вместо планируемых 206 тысяч тонн было выполнено на 231 тысячу тонн, сегежцам хотелось бы иметь уверенность, что в будущем ритмичная подача судов будет обеспечена.
Итак, о плановых цифрах на предпоследний квартал года. О том, что Сегежскому грузовому участку предстоит переработать 570 тысяч тонн грузов, мы говорили - задача сложная, но надо отметить, что с заданием по добыче и переработке песка из этого плана на участке справились досрочно-в июле. Всего же за навигацию песка предполагалось добыть 140 тысяч тонн, а переработать вдвое больше.
Кстати, нужно сказать, руководители порта свои резервы нашли именно на песке. История эта долгая, но те, кто десяток лет назад думал о сегодняшнем дне, уже тогда начинали изыскивать резервы на будущее. Немало пришлось приложить сил и энергии, чтобы песок Майгубы приспособить для строительного дела. Сегодня эти резервы в действии. И в этом большая заслуга бывших руководителей порта Надвоицы М.Д.ЛОМАКО, Ю.П. СПИРИДОНОВА, Ю.М. УСОВА.
Очень часто можно слышать, как некоторые охотно говорят о резервах, но редко кто конкретно может сказать:
- Да, вот это наш резерв, и рассчитан он не на месяц - два, а на годы.
Как говорится, резервы одним махом не вскроешь, но у Сегежского грузового участка есть основной резерв - это его люди. И о них можно рассказывать без конца.
Еще в начале июля уже перед самым возвращением из командировки я еще раз завернул в порт и совсем случайно увидел печально стоящего у дверей своего дома старшего крановщика крана № 6 Владимира Алексеевича СТЕПАНОВИЧА. Он мрачно посмотрел на меня и, показав на перевязанное горло, прошептал:
- Черт ее возьми - ангина привязалась. Я нашей медицине объяснял, что мне бы на кране одну смену хорошо поработать и все бы к вечеру как рукой сняло. А она говорит, если еще раз увижу, что с постели встанешь, а я проверю, тогда узнаешь у меня, что к вечеру рукой снимет.
С Владимиром Алексеевичем мы познакомились в Ленинграде, когда делегация от нашего пароходства ездила туда подводить итоги социалистического соревнования за 1972 год. В ее составе был и СТЕПАНОВИЧ. Тогда так ничего и не удалось узнать о самом Владимире Алексеевиче. И вот только сейчас по крупицам начинал собираться портрет рабочего.
Теоретическая грамота у него была небольшой - курсы, но трудовая - за рычагами крана - немалая. Практике, которая ему давалась в семь потов, мог бы позавидовать любой. Поэтому, когда в июле создалось трудное положение с подачей судов, а потом они пошли одно за другим, он не растерялся сам и другим не дал. Иногда две смены отрабатывал в кабине крана - одну свою, а другую с напарником, чтобы тот себя увереннее чувствовал. А суда шли с ходу без перевалки на площадке, так что успевай только поворачиваться. Хотя ребята такие, как крановщик Александр Иванович НАЗИМОК, не раз в работе проверены, а в трудную минуту все-таки надо и подсказать.
Вообще, если говорить обо всем коллективе в целом, то я, наверное, не ошибусь, если скажу, что лодырям, пьяницам и прогульщикам на Сегежском грузовом участке с каждым днем становится все труднее. И нередко случается так, что еще до собрания таких сами рабочие ставят на место.
Я вспоминаю, как на собрании по итогам июня было сказано, что "лучше мы будем работать меньшим числом - умения у нас хватит, чем всякие проходимцы будут у нас путаться под ногами."
И это не пустословие. Ведь, если сравнивать результаты труда нынешнего года, в частности, второго квартала с этим же периодом прошлого года, то увидим, что переработка грузов возросла почти вдвое. Производительность на одного работающего в тоннах в прошлом году - 5454, теперь -8828. Норма обработки в среднем 1, 65 суток - сегодня соответственно 1,0 суток. Себестоимость по погрузочно-разгрузочным работам была 64,11. стала - 40,90 копеек.
Конечно, подсчет цифр вещь скучная, но за ними стоят люди, их дела и опыт. А ведь чтобы выиграть победу, надо прежде всего уметь хорошо считать. Если считать по-сегежски, то до завершения ими навигационного плана осталось менее двух с половиной месяцев. Свой рубеж -890 тысяч тонн - они перешагнут 20 октября. а к празднику Великого Октября достигнут миллионной тонны. Есть чему позавидовать !...


А. ОВЧАРЕНКО, наш спец. корреспондент.

 

ПОРТ НАДВОИЦЫ БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОГО ПАРОХОДСТВА.

Изображение

Таксировщик порта Надвоицы М.А. НАУМЕНКО.

"Водник Карелии" от 24 июля 1973 года. "В ЧИСЛЕ ЛУЧШИХ".

На состоявшемся на днях заседании комитета профсоюза пристани Надвоицы подведены итоги работы пристани и Сегежского грузового участка. Флот успешно справился с принятыми социалистическими обязательствами.
Первое место второй месяц подряд держит экипаж теплохода "ПУДОЖЛЕС" ( капитан Г.С. ГРИНКЕВИЧ, председатель судового комитета Н.И. МОСКВИЧЕВ). План июня каманда выполнила на 121, 6 процента. Инспекторским смотром установлено хорошее содержание судна. Команде теплохода "ПУДОЖЛЕС" были вручены переходящий вымпел и денежная премия.
Среди буксирной группы судов первое место и переходящий вымпел с денежной премией присуждены экипажу теплохода "КРАСНОВОДСК" ( капитан В.К. СТАРОВОЙТОВ, председатель судового комитета О.В. СТАРКОВ). Производственный план выполнен на 125,8 процента. По результатам инспекторского смотра теплоход "КРАСНОВОДСК" назван в числе лучших судов пристани.
Второе место занял экипаж теплохода "БК- 38" ( ( капитан И.Ф. КУЗЬМИН. предсудкома В.Е. ЛЕВИЧЕВ ).
Среди грузопассажирских судов лучших показателей добился экипаж теплохода "ОМ - 337" ( капитан Г.Р. ТАРАКАНОВ ), выполнивший план на 160 процентов. Но при подведении итогов работы был учтен допущенный брак, связанный с посадкой судна на мель, поэтому призовое место экипажу присуждено не было.
На заседании отмечена хорошая работа коллектива Сегежского грузового участка ( начальник В.И. САФРОНОВ, профорг А. Б. ПАХЛОВА).


Е. ФИЛИМОНОВ, заместитель председателя комитета профсоюза пристани Надвоицы.


Изображение

Пристань Надвоицы. Капитан теплохода "БЕЛОМОРСКИЙ -1" Н.А.ГЛЕБОВ и старший механик П.А. ФИЛИМОНОВ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий