воскресенье, 15 апреля 2018 г.

БЕЛОМОРСКО-ОНЕЖСКОЕ ПАРОХОДСТВО 1940 -2007. ЧАСТЬ 51


МЕДВЕЖЬЕГОРСКАЯ РЭБ ФЛОТА В 1980-Е ГОДЫ.

Изображение

В начале 1980-х Медвежьегорский судоремонтно-судостроительный завод снова переименован и называется опять - Медвежьегорская ремонтно-эксплуатационная база флота БОП-ва. Внимание центральной отраслевой газеты "Водный транспорт" к предприятию в Пиндушах -самое пристальное. В газете появляется очередной объемный материал о Медвежьегорской РЭБ флота.

"ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ" от 12, 15 и 18 апреля 1986 года. "ТРИ ДНЯ В ПИНДУШАХ".

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ДВА МАРШРУТА.

Такому поселку, как Пиндуши, очень подходит понятие "глубинка". В том самом притягательном смысле, под которым мы понимаем неброскую природу, тишину, известную всем внутреннюю интеллигентность северян. Пиндуши - самый край Заонежья с его Кижами, дымчатыми лесами, морем - Онего.
Если посмотреть на карту, то именно от Пиндушей лежит голубой путь через Беломорско-Балтийский канал на север, к Белому морю, а оттуда во все стороны света.
Медвежьегорск вместе с Пиндушами - крупный транспортный узел Беломорско-Онежского пароходства. В Пиндушском СПТУ -13 готовят специалистов для судов река-море. Многие из этих ребят в будущем становятся, если можно так выразиться, речниками дальнего плавания. Остальные работают на Медвежьегорской РЭБ, которой в позапрошлом году исполнилось 50 лет. Нужно еще добавить, что средний возраст жителей поселка не превышает 30 лет.
О постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи" обращалось внимание прежде всего на то, что партийным, профсоюзным и комсомольским организациям, хозяйственным руководителям необходимо проявлять постоянную заботу о создании молодым рабочим, колхозникам и специалистам условий для высокопроизводительного труда, повышения профессионального мастерства и полноценного отдыха.
По всем своим параметрам Пиндуши как раз поселок молодежный и должен стать той базой, где можно было бы найти оптимальный вариант решения многих проблем подобных поселков. И он попал в поле зрения ЦК ВЛКСМ уже давно.
Два месяца занимались пиндушскими проблемами представители сектора по работе с молодежью транспортного отдела рабочей молодежи ЦК ВЛКСМ. Знакомились с РЭБ, встречались с молодыми речниками, руководителями района. Результатом стал список вопросов на 20 страницах. Ответы на них речники должны были получить на предстоящей встрече с секретарем ЦК ВЛКСМ И.Орджоникидзе, заместителем министра речного флота РСФСР Н. СМИРНОВЫМ, секретарем ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота А.Бубновым.
Когда названные ответственные работники прибыли в Пиндуши, им был предложен маршрут, который должен был помочь лучше познакомиться с людьми и делами предприятия. Но уже беглого знакомства с этим маршрутом было достаточно, чтобы понять, что он представлял собой ряд заранее подготовленных участков - экспонатов для экскурсии. Заранее были известны и рабочие, с которыми должны беседовать гости. Но нас, журналистов, естественно, такое положение дел не устраивало. Хотелось узнать подробнее, чем живет предприятие. А это уже, как мы поняли, не устраивало хозяев, в частности, секретаря парткома РЭБ, да и некоторых гостей.
В программе встреч в Пиндушах было много мероприятий: разговоры на рабочих местах, беседы с местными властями и даже дискотека. И все это надо было сделать за один день. Но можно ли за столь короткое время обсудить и дать ответ на 113 вопросов из списка ?
Первым мероприятиями "маршрута" была встреча в общежитии СПТУ-13 . Проблем у этого училища предостаточно, и они не решаются уже длительное время. Мы попали туда до приезда официальных представителей из Москвы. В общежитии было суетно, ждали.. Но даже сейчас, в преддверии встречи с большим начальством, не удалось сделать это холодное, кое-как отремонтированное здание уютнее.
Выяснилось, что сегодня здесь еще теплее, чем всегда. Из близлежащих домов тепло "перекачали" к ребятам. Как они нам говорили, такое бывает всегда, когда приезжает комиссия. И кормят в такие дни не одним салом с перловкой. Ради гостей открыли и комнаты отдыха, которые представляли собой помещения с грубо сколоченными лавками, обшарпанным полом, с подтеками на стенах и потолке. Жилые комнаты также особым уютом не отличались: четыре-пять железных кроватей, один стул. Стол - редкое исключение.
- Нельзя ли в нашем училище, как в других, сделать учебные лаборатории ? А то - пришел на практику, надо мной смеются:" Ты что, штурвала никогда не видел ?"
Не видел ! А ведь училище существует не один десяток лет. Чем же объяснить такое пренебрежительное отношение к основному в жизни ребят - к овладению теми самыми навыками, которых от них ждут на судах ?
Вопрос об учебных тренажерах был одним из трех, заданных учащимися СПТУ на встрече, состоявшейся в актовом зале общежития. Встречались они с заместителем министра речного флота РСФСР Н. Смирновым, который рассказал, что ждет выпускников училища в будущем, о речных и морских просторах, красавцах судах, о том, что почти все речники страны владеют иностранными языками, о выполнении плана, росте перевозок.
Но все, о чем говорил заместитель министра- это завтрашний день речного флота, а что же сегодня ?
А сегодня остро стоит вопрос о том, чтобы наладить дисциплину в СПТУ -13, более вдумчиво подойти к формированию преподавательского коллектива, обеспечить учащихся всем необходимым для учебы, отдыха, спорта.
Когда встреча закончилась, в учительской в присутствии гостей - Н.Смирнова, И. Орджоникидзе, А.Бубнова и других разгорелся горячий спор о том, что не пора ли ввести наконец уставной порядок с обязательным ношением формы.
Может, это и верно. И, пожалуй, так будет лучше. Но главное ли это ? Поможет ли это укрепить у ребят веру в правильность слов тех, у кого они учатся жизни сегодня ? Сегодня, когда теплее у них в комнате становится лишь во время приезда комиссии, именно ради начальства и в столовой значительно лучше кормят. Проблемы-то, из-за которых, как нам казалось, и пришли на встречу гости из Москвы, остались "за кадром". Лишь один вопрос - строительство учебного комплекса - представители отрасли и ЦК ВЛКСМ обещали решить положительно.


Л. СОКОЛОВА, Н.ОРЛОВА, Наши спец. корр. Медвежьегорск.






МЕДВЕЖЬЕГОРСКАЯ РЭБ ФЛОТА В 1980-Е ГОДЫ.

Изображение

"ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ" от 15 апреля 1986 года. ТРИ ДНЯ В ПИНДУШАХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. "А МЯЧИК ДАДИМ..."

Работать хорошо нужно всем. И для того. чтобы жилось лучше, интереснее и чтобы гордиться результатами своего труда.
На Медвежьегорской РЭБ Беломорско-Онежского пароходства тоже этого хотят. Но для производительного труда нужны соответствующие условия. Без них, увы, работать нелегко.
Конечно, 25 - градусный мороз ослабить мы пока не в силах, и десяток огромных судов река-море не установишь на полочках в теплой мастерской. Труд судокорпусника, сварщика рабочих всех основных специальностей РЭБ - на открытом воздухе, у судна или внутри его. А вот "внутрь" сварщики бригады Владимира РУНГИСА проникают с благоговением, со свечой в руке, заботясь прежде всего о том, чтобы успеть "вытянуть" шов до того, как свечу задует. Неужели ее, свечу, и предполагает технология сварки судов в этих условиях ? Конечно, нет. Она из той самой пословицы, в которой "голь на выдумки хитра". По технологии здесь предполагается электрический свет - переносные лампы. "Ну и в чем же дело ?" - задали мы недоуменный вопрос рабочим бригады.
- А нет этих ламп. Не один год добиваемся. И обращались не только к руководству. Да что лампочки... Была у нас как-то комиссия высокая, примерно такая же, как сегодня будет, ну и не утерпел один старый рабочий. Захотелось хоть перед пенсией поработать нормально. Потребовал при всех выдать ему предусмотренный технологией сварочный аппарат . И дали. Персонально ему. А у нас вот какие...
И нам показали сварочный аппарат - основной рабочий инструмент бригады. Ржавый ящик без всякого намека на соблюдение техники безопасности. Из полдюжины кнопок включения-выключения-регулировки осталась одна, да и та на полуоголенном проводе. Но и этот аппарат большая ценность и дефицит. Чтобы перенести его к другому судну, нужно затратить целую рабочую смену, в течение которой сварщику буквально приходится "толочь воду в ступе". А дело - то самое, которое нужно хорошо делать, стоит.
Внешне же бригада выглядит вполне благополучно. Работа мастерам нравится. Да и заработки неплохие. И дело рук твоих в конце концов видно. Особенно весной, когда все эти суда отправляются в рейс отремонтированные, свежеокрашенные и гордые. Впрочем, в этот самый первый рейс их могли отправить гораздо больше, если бы, например, у рабочих были не обрывки, а целые кабели, хватало бы изоленты, не стояли бы "памятниками" в цехе новые станки, так и не пущенные в дело по различным причинам, если бы смелее в цехе вводился бригадный подряд.
Вот взять хотя бы бригадира, комсорга судокорпусного цеха Владимира ЖИТКОВА. Не первый год предлагает он перейти на бригадный подряд. Но администрация завода почему-то всегда находит причины для отказа. И та же администрация во главе с директором РЭБ Е. ПАВЛЕНКО постоянно сетует на то, что не успеваем, мол, мы обслуживать растущий флот. Не хватает людей, времени, возможностей. Времени, которое теряется в простоях, часто - в "сизифовом труде" многих на РЭБ.
Мы перечислили только часть из того, что называют резервами производства. Здесь уместно напомнить слова постановления ЦК КПСС о дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом, в котором подчеркивается, что хозяйственным руководителям нужно постоянно заботиться о высокопроизводительном труде.
Наш маршрут вывел и к другой проблеме, выдвинутой сектором по работе с молодежью транспорта отдела рабочей молодежи ЦК ВЛКСМ в ходе подготовки для встречи с молодыми рабочими. Мы беседовали с многими капитанами судов, которые стоят сейчас на ремонте в РЭБ. Экипажи эти носят звание комсомольско-молодежных. Мы и задали вопрос трем капитанам: как изменилась жизнь в экипаже после присвоения ему звания комсомольско-молодежного ? Ответы были разные. Один капитан после трехминутного молчания вспомнил - турник повесили, другой сказал - диплом дали, а третий так и не нашел, что сказать.
Тогда у нас возник еще вопрос: как они откликнулись на инициативу молодых транспортников страны провести эстафету ударных дел комсомольцев, посвященную 27 съезду КПСС ? Напомним читателям: в нашей газете отмечалось, что комсомольцы Беломорско- Онежского пароходства были среди инициаторов этой эстафеты в отрасли. Здесь же, оказалось, слышат обо всем этом впервые. Так что повышать общественно-политическую активность молодых речников, как о том сказано в перечне основных вопросов встречи, на РЭБ надо буквально с нуля.
..А тем временем представители ЦК ВЛКСМ, Министерства речного флота РСФСР, ЦК профсоюза и местных органов знакомились с РЭБ по заранее отработанному маршруту. Решили и мы пройтись по нему. И увидели совсем не то, с чем столкнулись вначале. РЭБ вдруг предстала перед нами своим парадным фасадом. Вместе с гостями мы вновь побывали в бытовках рабочих, только не на втором, а на первом этаже. Увидели прекрасно отделанную сауну - единственную работающую на предприятии. Заглянули в красный уголок, в котором полюбовались комсомольским стендом, вывешенным впервые утром, перечитали социалистические обязательства коллектива. В них последним пунктом значилось "внедрить в производство 30 рационализаторских предложений". Но об этом нужно сказать подробнее.
Дело в том, что об этих рацпредложениях мы уже слышали. Рабочие-судокорпусники скептически относятся к такому их количеству, хотя почему-то и приняли обязательство. Конечно, усовершенствовать инструменты, приспособления мастеру хочется всегда - опять же чтобы работать лучше. И думает об этом не один день и не один человек в бригаде. И появляется рацпредложение. 


МЕДВЕЖЬЕГОРСКАЯ РЭБ ФЛОТА В 1980-Е ГОДЫ.

Изображение

Зимние Пиндуши.

"ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ" от 15 апреля 1986 года. ТРИ ДНЯ В ПИНДУШАХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. "А МЯЧИК ДАДИМ...". Продолжение.


Но здесь все было по-другому. "Внедряли" не усовершенствования. Просто работали инструментом, приспособлениями, в которых чего-то не хватало, как требует ГОСТ, Как это назвать ? Изобретением велосипеда или той же "водой в ступе" ? Как угодно, но никак не рацпредложением.
С комиссией мы побывали и на складе спецодежды. Кстати, внешне в этот день РЭБ выглядела действительно неплохо. Буквально все рабочие в цехах были в новых, только вчера выданных спецовках. Но, к сожалению, не в тех, которые полагались по условиям труда. Да и можно ли в ватнике долго пробыть на сварочных работах ? Ведь искры прожигают его мгновенно, здесь необходима другая спецовка.
Об этом и заговорили в курилке судокорпусного цеха, где собрались в обеденный перерыв гости и хозяева. Сюда пришли почти все работники цеха. Казалось, что в такой непринужденной обстановке можно наконец обговорить многое. Разговор действительно шел о разном. Но почему-то получалось так, что вопросы, требующие безотлагательного решения, тонули в общем оптимистическом тоне ответов. Причем производственные вопросы уходили на второй план, повисали в воздухе. Охотнее говорили об организации в поселке отдыха, занятий спортом. Это, конечно, тоже важно, как и организация высокопроизводительного труда. И для этого тоже нужны условия. Тем более, если учесть, что на все Пиндуши один спортивный зал, да и тот в единственной школе, где дети учатся в две смены, где занимаются физкультурой и учащиеся СПТУ-13.
В ходе беседы рабочие предложили оборудовать спортивный зал на базе дюралевого ангара. Пусть только Минречфлот такой ангар выделит. "Переоборудуем его под спортзал сами", - говорили ребята. Речь лишь за согласием со стороны министерства.
Но от заместителя министра Н. Смирнова они услышали: "А если подойти с другой стороны ? Есть у вас прекрасный холл в общежитии. Стулья уберете, и получите площадку для занятий аэробикой. Ну, а волейбол, баскетбол - это и в школе можно. А с ангаром - сложно..."
- Если, конечно, у вас не хватает спортинвентаря, мячей, ракеток, то мы поможем, - вступает в разговор секретарь ЦК ВЛКСМ И. Орджоникидзе.
- А спорткомплекс ? Поможет ли Минречфлот строить спорткомплекс ? - спрашивали хозяева.
- Он будет при СПТУ, - ответили гости. Но об этом слышат на РЭБ не первую пятилетку.
Да, все вопросы, которые поднимались здесь, возникли не сегодня. И что интересно, для решения некоторых из них достаточно навести лишь элементарный порядок в вопросах снабжения. Например, чтобы "Мария Ивановна" не путала артикулы и цех получал действительно то, что ему нужно. Ведь подсобки забиты ненужными деталями, а вместе с тем изоленты , без которой не соединишь куски того самого кабеля, нигде нет. И виновата в этом все та же "Мария Ивановна", которая и на заводе-то давно не работает.
Тем временем обеденный перерыв подошел к концу, и встреча сама собой закончилась. Впереди была другая - главная, ради которой и приехали все сюда.


Л.СОКОЛОВА, Н. ОРЛОВА. Наши спец. корр. Медвежьегорск.



МЕДВЕЖЬЕГОРСКАЯ РЭБ ФЛОТА В 1980-Е ГОДЫ.

Изображение

Пиндуши. Дома, построенные в 1950-х годах.

"ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ" от 18 апреля 1986 года. ТРИ ДНЯ В ПИНДУШАХ. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. "ЗАДАЙ СВОЙ ВОПРОС...".

Главную встречу с молодежью поселка из серии запланированных в Пиндушах представители ЦК ВЛКСМ, Министерства речного флота РСФСР и ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота проводили в Доме культуры.
В фойе гостей встречали девушки в национальных костюмах, водили хороводы. Сюда собралось гораздо больше людей, чем было мест в зале - молодежь Медвежьегорской РЭБ многого ждала от встречи, которая воистину была беспрецедентной в истории поселка.
Не было здесь обычного для собрания президиума, трибуны, регламента - все располагало к непринужденной, доверительной беседе. На сцене стояли мягкие кресла и журнальные столики. Горячо приветствовал зал гостей. Казалось, сейчас будут даны ответы на многое, что волнует молодежь поселка.
Ведь два месяца поверяли рабочие РЭБ свои беды и печали товарищам из ЦК комсомола, представителям ЦК профсоюза отрасли. Многим из сидящих в зале был знаком список вопросов к встрече - действительно подробный, конкретный и деловой.
Начался разговор с общих проблем молодежи страны. Секретарь ЦК ВЛКСМ И. Орджоникидзе отметил, что сегодня на повестке дня - повышение авангардной роли комсомола в жизни нашего общества. Его поддержал заместитель министра речного флота РСФСР Н.Смирнов, добавив, что так, как мы работали вчера, сегодня нам работать нельзя.
А как же нужно работать ? Об этом молодежь РЭБ говорила в беседах и с журналистами и с гостями, когда готовилась встреча. Касались этого и мы в предыдущих материалах. Все согласны - слишком несовершенна на РЭБ организация производства и труда, много времени теряется впустую, большинство достижений научно-технического прогресса здесь просто в разряде мечтаний.
Казалось бы, именно эти вопросы должны стать в центр внимания встречи, но разговор как-то слишком быстро перекинулся на проблемы досуга, спорта, улучшения жилищных условий. Несомненно, проблемы эти не второразрядные, но, наверное, все-таки не только в этом должна заключаться авангардная роль комсомола. Кстати, ребята на РЭБ в разговорах с нами больше говорили именно о работе, а не о недостатке своих жизненных благ.
В зале Дома культуры молодые рабочие услышали кое-что о БАМе, прошедшем 12 фестивале, о комсомольских стройках Сибири и об агитпоездах комсомола. Когда же речь зашла о проблемах Пиндушей, то сложилось впечатление, что одной из главных бед молодежи здесь является отсутствие спортивных тренажеров. Вновь встал вопрос о дюралевом ангаре под спортзал, на что Н.Смирнов, как и прежде, ответил, что вопрос это сложный, и вообще почему бы вам не заниматься аэробикой в фойе общежития. Однако собравшихся в зале интересовало далеко не только это. Вопросы стали выходить из рамок запланированных. Спрашивали и о внедрении на РЭБ щекинского метода, и о новых принципах социалистического соревнования, и о совершенствовании системы оплаты, и о причинах нехватки материалов. Все это в записках оседало на одном из журнальных столиков. Ответы на вопросы были, как правило, обтекаемыми, неконкретными. Более того, такой поворот разговора, как видно, не входил в планы администрации.
Нам попала в руки записка со сцены в зал: "Володя, срочно задай свой вопрос"... Как выяснилось, "свои" вопросы были распределены между комсомольцами секретарем парткома РЭБ Ильичевым за день до встречи. Вот так.
Кроме официальной подготовки к встрече, была и другая, когда наспех рисовали в цехах дорожки безопасности, обновляли таблички пятилетней давности на стендах соревнования, выдавали новую спецодежду, приводили в порядок душевые и территорию.
Директор Медвежьегорской РЭБ Е. Павленко в своем выступлении в Доме культуры так и сказал: "Приезжайте к нам почаще. Мы в порядок приводимся, когда вы приезжаете."
Вот так откровенно определяет свою роль администрация: мол, кое-что подметем, подкрасим, а там они уедут, и заживем по-прежнему. А ведь действительно большинство вопросов, заданных из зала, так и не получило со сцены ответа.
Взять к примеру, жилье. Только 18 процентов населения Пиндушей имеют относительно благоустроенные квартиры. И молодежь РЭБ готова принять самое активное участие в решении этой проблемы. Не раз из зала звучали предложения о создании в поселке молодежного жилищного кооператива.
Основная масса речников уходит зимой в длительный отпуск. Самое время строить для себя дом - и предприятию выгодно и людям. "В этой пятилетке на МЖК рассчитывать не стоит, ответил Н.Смирнов. - Планы все сверстаны, и менять их никто не будет".
Но, позвольте, ведь встреча, на которой мы все присутствовали, готовилась задолго, еще в прошлой пятилетке. И вопрос с жильем возник не в начале этого года. Так что довод по меньшей мере неубедительный.
Встреча шла уже три часа. В холодном, плохо отапливаемом клубе все давно успели замерзнуть, но каких-то результатов видно не было. Наверное, это чувствовали не только в зале, но и на сцене, иначе не могла бы вырваться вслух у ведущего вечер заведующего сектором по работе с молодежью транспорта отдела рабочей молодежи ЦК ВЛКСМ Л. Чередниченко фраза: " Хоть что-то, но пообещать мы должны..."
И пообещали. К примеру, что прибудет сюда агитпоезд с образцами модной молодежной одежды, что лекций будет больше, и вообще, мол ЦК комсомола не будет выпускать Пиндуши из своего поля зрения.
Но, к сожалению, сильной и организованной ее не назовешь. Об этом можно судить, например, по организации социалистического соревнования. На встрече было стыдливо отмечено, что соревнования, как такового, среди молодежи на РЭБ практически нет. Формально присваиваются экипажам звания комсомольско-молодежных. Вообще, формализм здесь, как видно, болезнь старая.
Жаль, что на встрече так и не получилось серьезного разговора о самом главном - о личной ответственности каждого, о роли человеческого фактора не вообще, а применительно именно к Медвежьегорской РЭБ. А ведь учесть человеческий фактор - это значит прежде всего уметь прислушаться к каждому, вникнуть в суть любого предложения с места. Здесь, в зале, и там, у станка, на судне, в курилке. Но как-то не было заметно, что сцена прислушивается к залу. А без этого взаимопонимания встреча превратилась в мероприятие, подобное тем, о которых говорилось в постановлении ЦК КПСС " О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи". Вот эти слова: "Решительно искоренять формализм и заорганизованность в деятельности комсомольских организаций, увлечение показными, рассчитанными на внешний эффект кампаниями".


Л. СОКОЛОВА, Н.ОРЛОВА. Наши спец. корр. Медвежьегорск.



МЕДВЕЖЬЕГОРСКАЯ РЭБ ФЛОТА В 1980-Е ГОДЫ.

Изображение

Общежитие плавсостава и СПТУ-13 в поселке Пиндуши.

В августе 1986 года "ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ" опубликовал короткую реплику, связанную с ранее напечатанным в отраслевой газете материалом "Три дня в Пиндушах". Реплика была озаглавлена строкой из ответа администрации Медвежьегорской РЭБ : "В НЕУЮТНОМ СОСТОЯНИИ".

В апреле 1986 года в №№ 44, 45, 46 был опубликован материал "Три дня в Пиндушах". Он появился после довольно заметного события в жизни речников поселка - встречи между представителями ЦК ВЛКСМ, Министерства речного флота РСФСР, ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота и молодежью Медвежьегорской РЭБ, посвященной проблемам молодых судоремонтников.

В ответе на выступление газеты, подписанном директором РЭБ Е.ПАВЛЕНКО, секретарем парткома Ю. ИЛЬИЧЕВЫМ, председателем профкома В.ТАРАСОВЫМ и секретарем комсомольской организации В. ДМИТРИЕВЫМ, критика газеты признана справедливой. Далее на трех страницах идут объяснения того, почему на РЭБ по-прежнему ничего не делается по улучшению условий труда и отдыха молодежи.
Первое объяснение по общежитию СПТУ-13. Признано, что к моменту памятной встречи оно находилось в "неуютном состоянии". Надо же найти такой эпитет ! Почти по Гоголю. А пришло общежитие в такое состояние, оказывается, "из-за низкой дисциплины среди учащихся", которые сумели за три месяца от капитального ремонта, обошедшегося предприятию в 52 тысячи рублей, "не оставить и следа".
Сейчас на ремонт выделено еще 9 тысяч рублей. Вопрос, за какой срок "не останется следа" и от этой суммы ? В данный момент на улучшение дисциплины и учебно-воспитательного процесса, как следует из письма, рассчитывать рановато, так как для этой цели, по мнению его авторов, нужно построить "комплекс СПТУ-13, учебный корпус которого будет готов к 1987 году.
Объяснение второе - по поводу "состояния электросварочного оборудования". Оказывается, на РЭБ постоянно идет обновление сварочных аппаратов и электросварочных кабелей, то есть, судя по письму, вопросов вообще нет. Но кабеля -то тоже нет.
Далее уж совсем письмо превращается в кроссворд. Что означает "желаемый результат при внедрении прогрессивных форм организации труда ?" Ведь можно гораздо проще. Было принято обязательство - оно не выполнено. Почему ? Секрет. По крайней мере для читателей. Как оно будет выполняться в дальнейшем и будет ли - из ответа непонятно.
Что же касается спецодежды, от, если "за многие годы" руководство Медвежьегорской РЭБ не смогло по существу и жестко поговорить с хозрасчетным отделом материально-технического снабжения Беломорско-Онежского пароходства, то в будущем надеяться на это сложно.
Кончается же ответ оптимистическим заверением руководства, что все вопросы, затронутые в публикации, включены в разработанные на предприятии мероприятия и будут решены в 1986 году.
Комментарии излишни.


Н.ОРЛОВА, Л.СОКОЛОВА.

И все же прокомментируем. По мере стремительного развития флота пароходства, судоремонтная база в Пиндушах все более и более отставала от требований времени. Трудно, если сказать невозможно было привлечь на тяжелую и вместе с тем достаточно сложную работу судоремонтника молодых людей, не обеспечив их добротным современным жильем. А такового в Пиндушах было катастрофически мало. Зачем работать и жить в убогеньких Пиндушах в столь же убогих квартирках без удобств, когда специалисты -судоремонтники нужны были в более цивилизованных местах... И перспектива получения современного жилья несравненно более реальна..
О том, что из себя представляло СПТУ-13 расскажем ниже. Отметим лишь, что пароходство и Медвежьегорская РЭБ видели в училище "кузницу кадров судоремонтников", а управлению профтехобразования КАССР нужен был план набора. Училище набирало плавсостав под лозунгом "романтикам голубых дорог" из Белоруссии и Украины. Местная молодежь шла не в "Пиндушское мореходное училище", а в скромное "Петрозаводское речное", зная, что в Пиндушах готовят лишь рядовой плавсостав или шкиперов для несамоходного флота, которого в пароходстве с каждым годом становилось все меньше и меньше... Впрочем, об училище в Пиндушах расскажем подробно ниже. Посочувствуем тем, кто работал в Пиндушах в те годы. Непросто им было. Это заметно даже по количеству критических публикаций в отраслевой газете "Водный транспорт". 


МЕДВЕЖЬЕГОРСКАЯ РЭБ ФЛОТА. ПОТРЕБНОСТЬ В КАДРАХ.

Изображение

Объявление о наборе на курсы кочегаров в газете "ВОДНЫЙ ТРАНСПОЛРТ" от 20 февраля 1979 года.

Пиндушское профтехучилище -13 обучать столь непрестижной специальности как кочегар отказывалось и завод решал проблему через курсовую подготовку.



МЕДВЕЖЬЕГОРСКАЯ РЭБ ФЛОТА. ПРОБЛЕМА КАДРОВ.

Изображение

Объявление в газете "ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ" от 4 ноября 1980 года. Завод набирает на курсы уже не только судоремонтников, но и плавсостав. Подобные объявления в 1980-х годах отраслевая газета печатает почти ежемесячно.

Изображение

В 1985 году руководству БОП-ва и администрации Пиндушского профтехучилища -13 наконец-то удалось договориться и в "ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ" от 21 мая 1985 года появляется такое объявление.


МЕДВЕЖЬЕГОРСКАЯ РЭБ РЕШАЕТ ЖИЛИЩНУЮ ПРОБЛЕМУ.

Изображение


В номере от 24 декабря 1987 года "ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ" публикует материал, вселявший надежды во многих, кто остро нуждался в добротном жилье в Пиндушах.
"СВОИМИ РУКАМИ. МЕТОД НАРОДНОЙ СТРОЙКИ ПОЛУЧАЕТ ВСЕ БОЛЬШЕЕ ПРИЗНАНИЕ У РЕЧНИКОВ КАРЕЛИИ".


На Онего спустились сумерки. Опустели улицы Пиндушей. Только на краю поселка, где прожектор выхватывал из темноты контур стройплощадки, кипела работа. Что это, непредвиденный аврал ?
- Нет,- пояснил прохожий. - Там народная стройка.
Да, судоремонтники Медвежьегорска взялись строить в свободное время жилье. На местной РЭБ флота и приписанных к ней судах трудятся две с половиной тысячи человек, более восьмисот стоят в квартирной очереди.Нехватка профессиональных строителей пробудила инициативу людей предприимчивых, и в 1983 году здесь создали бригаду для возведения двух восьмиквартирных домов.
Сомнений было много. Работать предполагалось после смены и в выходные дни. А кто гарантирует, что строитель непременно получит квартиру ? Может, затею так и не удастся довести до конца. Но шестнадцать речников все же рискнули. И не пожалели - их коттеджи давно обжиты.
Перспективный метод пустил крепкие корни на карельской земле. Желающих участвовать в строительстве появилось столько, что, когда речь зашла о создании новой бригады, пришлось устраивать конкурс, отбирать людей, владеющих ремеслом. Поскольку бригада функционировала как отдельное звено при стройучастке предприятия, ей нужны были свои сантехник, электрик, механизатор, водитель.
Сложнее было подобрать технического руководителя. Требовался специалист ...без квартиры, чтобы вошел в состав бригады на полных правах. Но такого не нашли. На его роль пригласили Л.ДАНЧЕНКО - опытного мастера, добросовестного человека. Одно было плохо. Работая лишь за деньги, "человек со стороны" невольно отрывался от коллектива, члены которого не только получали зарплату, но строили дом именно для себя.
Однако не будем забегать вперед. Итак, Минречфлот дал деньги на строительство жилья, предупредив при этом, что материального покрытия под них нет. Где достать нужные материалы ? Все заботы легли на плечи снабженцев.
- Когда клиенты приезжают заключать договоры по транспортировке грузов, - делится профессиональными секретами заместитель начальника хозрасчетного отдела материально-технического снабжения БОП-ва И.САМКО, -мы первым делом просим у них необходимые материалы. В обмен предлагаем свои излишки из неликвидов. В основном это металл, сэкономленный на судоремонте.
Снабженцы практикуют способ изготовления стройконструкций на "давательском" сырье. Одному из трестов Главархангельскстроя, к примеру, медвежьегорцы предоставили металл для изготовления форм, арматуру. За это получили плиты перекрытия. Не забывают речники и о том, что в их руках мощный транспортный рычаг. Суда пароходства везут щебенку, например, в Подмосковье, а обратно возвращаются с грузом ЖБИ. Снабженцы нашли кирпич в Прибалтике - вновь выручил свой трудяга - теплоход.
Однако не стоит уповать лишь на изворотливость снабженцев, а ресурсы искать только в дальнем краю. Многое, как показала практика, можно найти на месте. Так, поселковая свалка подарила блоки, годные для фундамента - их бросила местная ПМК. Там же подобрали замшелую потолочную плиту. Почистили, отвезли на стройплощадку вышло перекрытие в одной из комнат первого этажа. А уж мелочевку из электрики, сантехники - ту и подавно легче всего самим отыскать. Потому и рационально строить всем миром небольшие дома, где впору все, что есть под рукой.
Конечно, аналогичные задачи решают и в других пароходствах. Заявки-то на фонды повсеместно не удовлетворяются. А что перепадает по ним, в основном забирают подрядчики. И получается, что место добровольцам в очереди за строительным подаянием в самом ее конце. А, как известно, в народной стройке отсутствие ресурсов становится главной причиной долгостроя да плюс к тому влияет на моральный климат.
Впрочем, трудности эти объективны, и медвежьегорцы изначально предвидели их, готовились к ним. Трудней было предусмотреть препоны, порожденные тем, что формально отнесутся к народной стройке некоторые руководители предприятия. Именно с их подачи в летопись строительства вписано немало грустных страниц.
...В дальнем углу бригадного вагончика пылится плакат. Помимо сообщения о том, что срок сдачи дома 20 сентября 1987 года, красным выведен призыв:" Товарищи! Сдадим дом досрочно !" Зачем принес его сюда парторг базы флота В.СЕРГЕЕВ ? Разве люди, которые строят собственный дом, без лишних призывов не приложат все силы к тому, чтобы их семьи скорее сменили бараки на благоустроенное жильё ? Нет, не показное внимание нужно строителям.
- Часто бывают у вас руководители предприятия ? - спросил я, когда бригада собралась перед сменой. Долго вспоминали рабочие, прежде чем загнуть пальцы:
- СЕРГЕЕВ плакат приносил - раз. Бывший директор ПАВЛЕНКО как-то зашел - два. Его преемник ИЛЬИЧЕВ навестил - три.
И прораб стройучастка Ю. СКУЛОВ подтвердил, что никто из администрации базы флота народной стройкой не занимается, не интересуется ею. Негативные последствия такого порядка здесь помнят хорошо.
...В начале осени бригада рыла траншею: нужно было подключить к телефонной станции корпус ПТУ. Делать это ее заставили под тем предлогом, что кабель пройдет и к ее дому.
- Мы возражали, конечно,- вспоминает бригадир В.КОРНЫХИН. - Да прораб СКУЛОВ технику с объекта пригрозил снять. Не пойдете, сказал, разгоню бригаду. И квартиры тогда получит кто угодно, только не вы. А прошлогодним летом нас заставили мост аварийный ремонтировать. ...
Смотрим с КОРНЫХИНЫМ подрядный договор - документ, где оговорены взаимные обязательства сторон. Интересно, что сохранил его только бригадир. Ни в дирекции РЭБ, ни в ОТиЗе показать мне его не смогли. И немудрено, уж очень он компрометирует действия администрации - из одиннадцати пунктов полностью или частично не выполнены пять ! Записано там, к примеру, что народной стройке должны выделять транспорт. Но потребовалось вмешательство главного инженера пароходства О.БАЧИНСКОГО, чтобы эта строка договора обрела реальную силу. Обязались в свое время подготовить бригаде фронт работ, вновь слова разлетелись по ветру - переносом дворовых построек с места строительства рабочие занимались сами, котлован под фундамент рыли тоже самостоятельно.
Фактов пренебрежительного отношения к народной стройке хватает. Пожалел прораб гравий под фундамент, дал песок, стена потом просела, прошла по ней трещина. У начальника ОКСа Л.ДОРОЩЕНКО еле выпросили доски на черновой пол первого этажа. Бетонного настила проект не предусматривает, она же распорядилась класть сразу чистый пол. И это в условиях северного края, где строители до сих пор повторяют заповедь "экономь на чем хочешь, кроме фундамента и пола"...
Рассказали в бригаде еще одну историю. Бывший директор Е.ПАВЛЕНКО, когда собирался на пенсию, попрощаться зашел. И такое сказал:
- Хоть и портили мы кровь друг другу, напоследок дам совет: нужное вам зубами рвите, а то не получите ничего.
Очень похоже на правду... Надеемся, к Новому году бригада КОРНЫХИНА отпразднует новоселье. А народная стройка продолжается. Сформирован новый коллектив в Пиндушах, испытают себя в строительном деле и тридцать речников из Петрозаводска. Они примут участие в возведении пятиэтажного дома. На такой большой объект добровольцы придут впервые.
- У нас два реальных способа ускорить жилищное строительство, -говорит главный инженер пароходства О.БАЧИНСКИЙ. - Но основной, хозяйственный, резервы почти исчерпал. Главная беда здесь - нехватка кадров. Конечно, привлекаем плавсостав, обучаем желающих строительным специальностям. Но вчерашние штурманы и механики, зарабатывая себе квартиру на берегу теряют в деньгах. А кто сочтет убытки флота, который на три-четыре года лишается опытных, квалифицированных специалистов ? У народной стройки то преимущество, что недостаток строителей она компенсирует без ущерба для основного производства.
Будь у пароходства нормальное фондовое обеспечение, считают его руководители, объем строительства жилья здесь по силам увеличить минимум в полтора раза. Но вопросы комплектации - лишь полбеды.
- свою стройиндустрию, - говорит О.БАЧИНСКИЙ, - развивать нам при самоокупаемости крайне нерентабельно. Однако материалы найдем. А где взять технику для работы на наших тяжелых грунтах ? Минречфлот ее не выделяет. За восемь лет не получили ни одного бульдозера С-100, мощного экскаватора или башенного крана. То же и с автотранспортом.
Не менее актуальна и другая проблема. Связана она с разработкой проектной документации. Сейчас как ? Пока заявка речников войдет в план специализированного института, пока до нее там руки дойдут, проходит два года. Этот срок можно сократить, доверив дело проектно-конструкторской группе при ОКСе пароходства. Пока же здесь даже начальник пароходства не имеет права утверждать сметы и документы на строительство жилья.
Обеспечить к двухтысячному году каждую семью отдельной квартирой - такую задачу ставят партия и правительство. На карельских берегах сделан шаг в этом направлении. Пусть не все идет гладко, мешают трудности, неувязки. Преодолевать их - долг речников. Станет зачин массовым движением - выиграет отрасль, люди, которые работают в ней.


Е. СЛОБЖИН. Наш спец.корр. Пиндуши- Петрозаводск.





МЕДВЕЖЬЕГОРСКАЯ РЭБ ФЛОТА. НАДЕЖДЫ 1990-Х ГОДОВ.


Изображение

Пиндуши. Прекрасное море-Онего.

"ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ" от 13 сентября 1990 года. "БРИГАНТИНА" ПОДНИМАЕТ ПАРУСА".

Найти дорогу в Дом пионеров поселка Пиндуши не так уж сложно - вам ее покажет любой местный мальчишка. Правда, название в данном случае, скорее, условное. По крутым ступенькам спуститесь в подвальное помещение пятиэтажного дома, пройдете по дощатому коридору и окажетесь в небольшой комнате, уставленной изящно выполненными моделями судов самых разных типов и времен. Здесь и белоснежные яхты под парусами, и быстроходные торпедные катера, и современные теплоходы.
Каждый вечер приходят в свой клуб "Бригантина" мальчишки, увлеченные судомоделизмом. И всегда рядом их наставник и главный консультант Виктор Григорьевич СЕРГЕЕВ, секретарь партийного комитета Медвежьегорской ремонтно-эксплуатационной базы флота. Вместе с В.СЕРГЕЕВЫМ много свободного времени отдают работе в "Бригантине" мастер радиоучастка РЭБ флота А.РАСЧЕТИН и старший механик одного из "ВОЛГО-ДОНОВ" Беломорско-Онежского пароходства В. ХОЛКИН.
...Началось все с партийного актива Медвежьегорского района. Тогда, семь лет назад, обсуждался вопрос о путях борьбы с растущей в районе подростковой преступностью. Как обычно, предлагалось "усилить", "направить", "укрепить"...Не выдержал, поднялся В.СЕРГЕЕВ: "Да сколько же мы будем плеткой детей наших пугать! Давайте лучше займем их настоящим делом. Ведь кроме "усилить" да "укрепить", мы ничего им не предлагаем". И Виктор Григорьевич изложил конкретный план проведения в жизнь своих идей.
Несмотря на отчаянное сопротивление строителей и заказчиков дома по улице Повенецкой, добился-таки оборудования подвальных помещений под детский клуб. Наряду с другими кружками отпраздновали новоселье и юные конструкторы-судомоделисты. Со временем установили здесь два токарных, фрезерный, два сверлильных станка, другое оборудование, в основном собранное из старого, списанного.
Уже через год ребята приняли участие в республиканских соревнованиях. Правда, наград тогда не получили, в призеры не попали. Успех пришел позднее, и не только на республиканских, но и на зональных соревнованиях. Отдельные модели теплоходов, выполненные в Пиндушах, стали победителями в творческих конкурсах судомоделистов Карелии и северо-западного региона.
- Никак не можем мы уяснить простую истину: почва подростковых правонарушений - скука, тоска зеленая, когда душа мальчишки изнывает от собственной ненужности. Отсюда комплекс неполноценности, толкающий к уродливой форме протеста, - хулиганству, -говорит В.СЕРГЕЕВ. - А ведь в каждом из нас есть светлое начало. Помочь раскрыться этому светлому началу - вот над чем надо работать. С детского сада, с начальной школы. Потом уже может быть поздно...
Сейчас у ребят из "Бригантины" хлопотное время - готовятся к предстоящему республиканскому конкурсу судомоделистов, который состоится в дни весенних школьных каникул в Петрозаводске.


А.КЯБЕЛЕВ. п. Пиндуши Карельской АССР.

"ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ" от 17 апреля 1990 года. "ПОСЛЕ РАБОТЫ - В САУНУ".

Просторная уютная комната. У стен - полированная красивая мебель. Посредине- длинный стол, накрытый праздничной скатертью, самовар, чайные сервизы, радиоприемник. Так выглядит комната отдыха коллектива судокорпусного цеха Медвежьегорской РЭБ Беломорско-Онежского пароходства.
Рядом - сауна. После каждой рабочей смены, попарившись в сауне, судокорпусники непременно собираются за чашкой горячего чая в комнате отдыха.
Не так давно к действующей в бытовых помещениях судокорпусного цеха сауне добавились новые в лесопильном, столярном цехах и в цехе технической эксплуатации флота, на судоремонтно-механическом и строительном участках.


А.КЯБЕЛЕВ. п.ПИНДУШИ Карельской АССР.

"ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ" от 27 марта 1990 года. "ТОВАРЫ ДЛЯ ВОДНИКОВ".

Строганая и половая доска, оконные и дверные переплеты, наличники, скобяные изделия - эти, а также другие товары, необходимые при ремонте квартиры или строительстве дачного домика, предлагает труженикам Медвежьегорской РЭБ флота магазин, созданный на предприятии. Через него уже реализовано продукции на 25 тысяч рублей.
- Открыть на предприятии магазин по продаже выпускаемых в цехах РЭБ товаров народного потребления мы решили в прошлом году, - рассказывает главный инженер РЭБ Н.КОВТУН. - Покупателем может стать любой работник предприятия. Для этого необходимо заплатить деньги кладовщику, исполняющему по совместительству обязанности продавца, и по чеку получить изделие в цехе или на складе.


А. КЯБЕЛЕВ. Петрозаводск.

"ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ" от 7 июня 1990 года. "ТОПЛЯК БУДЕТ ПОДНИМАТЬСЯ."

Тысячи кубометров древесины, затонувшей во время транспортировки в плотах теплоходами Беломорско-Онежского пароходства, лежат сегодня на дне рек и озер Карелии.
Большое количество отходов лесопиления на Медвежьегорской ремонтно-эксплуатационной базе флота пароходства ежегодно сжигается . А нельзя ли топляк и отходы, являющиеся ценным сырьем для производства многих видов товаров народного потребления, пустить в дело ?
Над этим задумались в Беломорско-Онежском пароходстве. За помощью обратились к специалистам Финляндии, где накоплен богатый опыт и действуют технологии по переработке затонувшей древесины и отходов лесопиления. Вместе с представителями финских фирм группа работников пароходства выехала в поселок Пиндуши, где расположена Медвежьегорская РЭБ флота, чтобы проанализировать на месте ситуацию. Изучается вопрос о создании совместного с пароходством предприятия по подъему и переработке топляка, а также переработке низкосортной древесины и отходов лесопиления.


А.КЯБЕЛЕВ. Петрозаводск.

"СЕВЕРНЫЙ КУРЬЕР" от 7 декабря 1991 года. "ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ У ПРИЧАЛА".

Голь на выдумки хитра. Это впору отнести к Медвежьегорской РЭБ флота. Ее конструкторы разработали проектно-сметную документацию на строительство гаражей. А за исполнение взялись рабочие судокорпусного и контейнерного цехов. Благодаря предприимчивости водников владельцами гаражей в последнее время стали 55 автомобилистов. Своим работникам гаражи продаются по цене, сниженной на 30 процентов.
Спрос на гаражи велик - уже поступило около 200 заявлений. Какова стоимость ? Всего 3999 рублей. Руководители базы намерены развивать это производство.


Н.ЕРМОЛОВИЧ.


МЕДВЕЖЬЕГОРСКАЯ РЭБ ФЛОТА В 1990-Е ГОДЫ.

Изображение

Баня в поселке Пиндуши - ровесница Беломорканала.

"СЕВЕРНЫЙ КУРЬЕР" от 31 января 1992 года. "ДОЛГО ЛИ БУДЕМ РАЗРУШАТЬ ?"

Комбинатом коммунальных предприятий на Медвежьегорской ремонтно-эксплуатационной базе флота я руковожу шесть лет. До этого 15 лет работала крановщицей. Людей в своем поселке знала, легко нахожу с ними контакт, поэтому, наверное, и предложили мне сменить место. Обещали помочь, и я согласилась. Мне хотелось работать с людьми. Но я не представляла себе, что будет так трудно привыкать к новому делу.
Все лето я провела в поселке, в кабинете не сидела. Знакомилась с условиями, в которых живет каждая семья. Уяснила, как относятся к своим обязанностям работники предприятия, на кого можно положиться, а на кого -нет. У меня под началом 96 человек. Эти работники обслуживают два общежития РЭБ флота, станции второго подъема подачи воды в поселок, бани, а еще есть плотники, сантехники, электрики. Рабочие кадры неплохие, почти во всех теперь уверена.
Но вначале пришлось трудно. Когда узнала, что у нас на балансе 130 домов и только 13 из них - благоустроенные, встал вопрос о ремонте печей. Заявок поступало много, а хороший мастер всего один, второй работал только летом. Решили индивидуально подготовить людей. Научили их складывать печи, ремонтировать, проэкзаменовали на учебно-консультационном пункте, присвоили разряды. Теперь у нас три постоянных печника, заявки выполняем уже быстрее.
Санитарное состояние поселка тоже не радовало. Проблема была трудноразрешимой: отсутствовала надежная техника по очистке выгребных ям. Начала бить тревогу. Базу флота я попросила приобрести спецмашины. Но как рассуждали руководители ? В первую очередь надо удовлетворять нужды тех цехов, которые тянут план, а мы- вспомогательный цех, от нас - одни убытки, поэтому нам отвечали: подождите. Тогда мы пригласили администрацию в трудовой коллектив, чтобы из уст рабочих она услышала то же самое. Подействовало. Теперь мы получили новую вакуумную машину, трактор "Беларусь" и второй - бывший в употреблении, но на ходу, капитально отремонтировали все спецмашины.
У нас сильный участок слесарей-сантехников под руководством мастера В.П.ГОРОХОВА. Организовали дежурство сантехников в праздники и выходные с 8 до 17 часов. Тепло мы получаем от котельной КЭЗ. К сожалению, своя трасса стройучастком превращена в долгострой. В мае прошлого года сантехники заметили сильное испарение над одним из участков теплотрассы. Вскрывая, собрались заменить несколько труб. Оказалось, что проложенные пять лет назад в два ряда на протяжении 800 метров трубы уже проржавели и нужны новые.
Работу выполнили своими силами, даже жертвовали выходными. Кроме того, опрессовку провели, отремонтировали арматуру, промыли бойлеры. Но как только случается остановка с подачей тепла с КЭЗа, начинаются жалобы.Приходится регулировать поступление тепла иногда в течение целой недели.

Представьте, сейчас в Пиндушах нет высококвалифицированных плотников. Молодежь, прибывающая из местного профтехучилища, не имеет навыков, не ведает, как заменить дверь, оконную раму, застеклить балкон, построить детскую площадку. И работать парни не особенно любят.
Сказалось на нашей работе и отсутствие материалов для кровли. Если в прошлые годы мы полностью меняли кровельное покрытие на 12 домах, то нынче - только на двух. Вместе с обновлением кровли мы снаружи красим дома.
Но текущим ремонтом жилищные условия не улучшить. Нужно все делать капитально. Однако, отношение руководства к этому прохладное, считается, что лучше возвести новый дом, чем латать старый. В то же время и дома не списываются, все заселены. Тридцать семь из них - постройки 1932 года, когда только создавалось предприятие. Около 50 домов заложены в 1960-е годы, они также обветшали. За шесть лет капитально восстановили всего один дом на улице Заводской 3, подключили его к теплу.
Графика капремонта на предприятии нет, нечем обнадежить людей. Например, в аварийном состоянии дом по улице Заводской 12. Хотели его включить в титул текущего года, но в последний момент нам отказали: нет средств. Задумали на имеющихся площадях в бане открыть сауну или увеличить моечный зал, но руководители тоже сочли это второстепенным делом.
Некоторые деревянные дома находятся от центральной теплотрассы всего в ста метрах: если бы подключить их к теплу, то никто бы не просился в кирпичные хоромы. Люди согласны сами провести тепло, но их не поддерживает руководство: то нет денег, то стройматериалов, то опасаются, что не хватит тепла.
Люди правильно требуют от руководства улучшения своих жилищных условий. Если человек получит нормальную квартиру, то и работать будет с полной отдачей. Но долгие годы ожидания квартиры воспитали в людях разрушительные эмоции, чувство не хозяина поселка, но временщика.
В подтверждение этой мысли назову факты. Большинство живет по такому принципу: за порогом моей квартиры меня ничего не волнует. Весной мы обратились к депутатам Пиндушского поселкового Совета: помогите поднять жителей на уборку улиц и дворов. Никто из депутатов на субботник не вышел. Более сознательными оказались рядовые труженики, их участвовало в субботнике до шестисот человек. Остальные наблюдали за усилиями соседей с балкона или из окна. Разве они не временщики ?
А зеленые насаждения ? Как-то вдохновились мы, привезли саженцы, посадили на Железнодорожной улице березовую аллею. Наутро, когда я шла на работу, обнаружила, что чья-то злая рука сломала все деревца. Наверняка это варварство кто-то видел, но никому нет дела. Разрушают у нас и детские площадки с деревянной резьбой, портят кустарник около детского сада.

Мы в своем доме с первого до четвертого этажа сами покрасили лестничную клетку, на окна повесили занавески, поставили горшки с цветами. Вскоре все они были опрокинуты, занавески сорваны, а пол посыпан мелом. Еще раз пытались восстановить разрушенное. И снова кто-то из взрослых - почему у нас должно быть лучше, чем у других - устроил погром.
Подчистую уничтожили высаженные для красоты елочки. И эти черные дела продолжаются из года в год. Но мы снова будем украшать и благоустраивать родные Пиндуши. Нам здесь жить, нашим детям.


Р.КАСТИЛОВА, начальник комбината коммунальных предприятий Медвежьегорской РЭБ флота. Пос. Пиндуши.

Комментариев нет:

Отправить комментарий