Виталис МЕРТА. ПЛАВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА НА БУКСИРНОМ ПАРОХОДЕ "ТИТАН" . ФОТООТЧЕТ И ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ РАБОЧЕГО КОНСПЕКТА.
Фото на память. Учащиеся Пиндушского СГПТУ-13. Беломорск. Август 1973 года.
"27 августа на рейде Беломорска принимали мы с "ШЛЮЗОВОГО-20" почту и второго помощника. Бедную "этажерку" так болтало, что, казалось, "ШЛЮЗОВОЙ" вот-вот ляжет на бок. Второй помощник все же умудрился перепрыгнуть на борт нашего парохода и "ШЛЮЗОВОЙ-20" быстренько отскочил от "ТИТАНА". Задувало с севера, волна была изрядной".
"Скоро мы расстанемся с тобой, старина, буксирный пароход. Ходим в Кемь и Онегу, часто подолгу стоим на якоре. Работы нет. Но и мне осталось работать здесь три дня..."
Тридцать первого августа я уезжал в Петрозаводск. И Коля ВЕНДЕРЕВ - тоже. Посидели вечером у Владимира Ивановича, нашего капитана, благодарные за хорошую практику. Мария Николаевна соорудила вкусную свежую рыбу на ужин. ..
Я готов был после училища распределиться именно в Беломорск, нравился мне тамошний сердечный народ. Однако, против такого выбора категорически возражала моя юная жена. Ее родители жили совсем недалеко от Беломорска, будучи не по своей воле когда-то переселены в Карелию с территории, до второй мировой войны принадлежавшей Польше. ...А выбранные женой неуютные Пиндуши уже я так и не смог полюбить как место постоянного проживания...
Старичка -"ТИТАНА" я встретил в мае 1974 года на Выгозере, где он прокладывал канал во льдах для транспортных судов. Последняя встреча состоялась в апреле 1977 года. "ТИТАН" стоял на зимотстое в канале, и как подтверждают помнящие этот пароход люди, уже никогда не случилось ему быть буксирным пароходом на просторах Беломорья..."
Одиссея поморов Афанасьевых.
Афанасьев Владимир Иванович родился в 1931 году в с.Шижня, Сорокского ( ныне Беломорского) района Карелии в семье рыбаков-колхозников. Вся его жизнь была связана с нелегким трудом помора и плаванием в Белом,Баренцевом и Карском морях. По достижении совершеннолетия трудиться начал на рейдовом пароходе «Ижорец-23» Беломорской пристани в качестве рулевого. Отслужил в армии положенный срок,и в 1958 году В.Афанасьева перевели уже боцманом на буксирный пароход «ТИТАН». Это новое судно поступило в Беломорско-Онежское пароходство (БОП) для выполнения буксировок несамоходных лихтеров и других объектов в неограниченном районе плавания. Заочно, уже достаточно опытный моряк, прошел обучение на судоводителя в Архангельске, и в 1963 году был назначен 3-м штурманом. В этом году впервые на «ТИТАНЕ» ему довелось участвовать в арктическом плавании в Нарьян-Мар и к Диксону. Этот буксир, мощностью силовой установки в 800 л.с. привлекался для перегона речных судов на реки Сибири, где в то время начали образовываться новые пароходства. Капитаном «ТИТАНА» тогда работал его земляк и однофамилец Афанасьев Андрей Александрович, в дальнейшем ставший капитаном-наставником БОП-ва. В период с 1967 по 1972 годы, последовательно, Афанасьев В.И. трудился штурманом, передвигаясь по служебной лестнице на буксирах «Е.Хабаров» и «Г.Невельской», а затем поднялся на мостик буксирного парохода «Е.Хабаров» , став капитаном этого судна. На этих судах, называемых поморами,- «коньками», он получил бесценный опыт и закалку морем. В период 1973-76 гг В.И.Афанасьев – капитан б/п «ТИТАН». Судно периодически работало в аренде у Экспедиции спецморпроводки МРФ и выполняло транспортную работу на Белом море. Все эти годы, вместе с капитаном трудилась его жена, Мария Николаевна, вначале матросом, а затем поваром , разделяя тяготы морской жизни. Ее стаж работы на флоте составил 10 лет. В 1976 году буксирный пароход «ТИТАН» завершил свою работу на Севере и был поставлен на холодный отстой в Беломорске. Капитан Афанасьев В.И с супругой перешли на буксир «Игарка», где они трудились еще две навигации.. В зимний период Владимир Иванович в должности боцмана сухогруза «Балтийский-66» ходил в загранплавание по Балтике. «Одиссея» капитана В.И.Афанасьева завершилась в 1977году, когда его перевели на берег капитаном инспекции портового надзора.В 1994 году он вышел на пенсию. Примерный труд капитана и помора Афанасьева Владимира Ивановича по достоинству был отмечен в Беломорском порту и Беломорско-Онежском пароходстве. В 1958 и 1967 гг его портрет на Доске Почета. Он награжден Почетными грамотами: Министерства речного флота (1966г) и Совета Министров республики (1984г), медалями «За доблестный труд в ознаменование 100-летия В.И.Ленина» и «Ветеран труда», а также значком «Ветеран Беломорско-Онежского пароходства». Имя заслуженного моряка В.И.Афанасьева в 1975 году занесено в «Книгу Почета Беломорского морского порта».
Ю.П.ЛЕЖНЕВ
Фото на память. Учащиеся Пиндушского СГПТУ-13. Беломорск. Август 1973 года.
"27 августа на рейде Беломорска принимали мы с "ШЛЮЗОВОГО-20" почту и второго помощника. Бедную "этажерку" так болтало, что, казалось, "ШЛЮЗОВОЙ" вот-вот ляжет на бок. Второй помощник все же умудрился перепрыгнуть на борт нашего парохода и "ШЛЮЗОВОЙ-20" быстренько отскочил от "ТИТАНА". Задувало с севера, волна была изрядной".
"Скоро мы расстанемся с тобой, старина, буксирный пароход. Ходим в Кемь и Онегу, часто подолгу стоим на якоре. Работы нет. Но и мне осталось работать здесь три дня..."
Тридцать первого августа я уезжал в Петрозаводск. И Коля ВЕНДЕРЕВ - тоже. Посидели вечером у Владимира Ивановича, нашего капитана, благодарные за хорошую практику. Мария Николаевна соорудила вкусную свежую рыбу на ужин. ..
Я готов был после училища распределиться именно в Беломорск, нравился мне тамошний сердечный народ. Однако, против такого выбора категорически возражала моя юная жена. Ее родители жили совсем недалеко от Беломорска, будучи не по своей воле когда-то переселены в Карелию с территории, до второй мировой войны принадлежавшей Польше. ...А выбранные женой неуютные Пиндуши уже я так и не смог полюбить как место постоянного проживания...
Старичка -"ТИТАНА" я встретил в мае 1974 года на Выгозере, где он прокладывал канал во льдах для транспортных судов. Последняя встреча состоялась в апреле 1977 года. "ТИТАН" стоял на зимотстое в канале, и как подтверждают помнящие этот пароход люди, уже никогда не случилось ему быть буксирным пароходом на просторах Беломорья..."
БЕЛОМОРСКИЙ МОРСКОЙ ПОРТ. Б/П "ТИТАН". ИЗ БИОГРАФИИ МОРСКОГО БУКСИРА.
Где-то затерялась у меня пленка, на которой засняты были механики и судоводители буксирного парохода "Титан". Капитан Владимир Иванович Афанасьев, старпом Владимир Александрович Евстюгин и другие. Из фотографий механиков есть лишь снимок, некогда часто появлявшийся на страницах прессы Карельской АССР. На снимке - старший механик буксирного парохода "ТИТАН" " Егор Акимович ФИЛИППОВ. Скромный, незаметный труженик из Беломорска был в 1966 году награжден орденом Трудового Красного Знамени за участие в арктических рейсах по перегону речных судов на сибирские реки.
Информация в республиканской газете КАССР "Ленинская правда" ( 1960-е годы) о старшем механике буксирного парохода "Титан" Егоре Акимовиче Филиппове, награжденном орденом Трудового Красного Знамени за участие в арктических рейсах на буксирном пароходе "ТИТАН".
Где-то затерялась у меня пленка, на которой засняты были механики и судоводители буксирного парохода "Титан". Капитан Владимир Иванович Афанасьев, старпом Владимир Александрович Евстюгин и другие. Из фотографий механиков есть лишь снимок, некогда часто появлявшийся на страницах прессы Карельской АССР. На снимке - старший механик буксирного парохода "ТИТАН" " Егор Акимович ФИЛИППОВ. Скромный, незаметный труженик из Беломорска был в 1966 году награжден орденом Трудового Красного Знамени за участие в арктических рейсах по перегону речных судов на сибирские реки.
Информация в республиканской газете КАССР "Ленинская правда" ( 1960-е годы) о старшем механике буксирного парохода "Титан" Егоре Акимовиче Филиппове, награжденном орденом Трудового Красного Знамени за участие в арктических рейсах на буксирном пароходе "ТИТАН".
БЕЛОМОРСКИЙ МОРСКОЙ ПОРТ. СТАРПОМ "ТИТАНА" В.А.ЕВСТЮГИН.
Помор Владимир Александрович ЕВСТЮГИН - был моряком от Бога. Судьба его сложилась непросто. Было всякое.. Не хочется вспоминать негатив.... Моряк и рыбак ЕВСТЮГИН рано ушел из жизни. Как-то в далеких 1990-х встретил я в республиканской газете "Северный курьер" вот этот материал. И узнал, что суровый и неулыбчивый старпом времени, когда я практиковался на буксирном пароходе "ТИТАН", писал красивые и нежные стихи, полные оптимизма и любви к жизни. В Мурманске сейчас работает небольшой сейнер "КАПИТАН ЕВСТЮГИН". Это имя на борту - в честь Владимира Александровича ЕВСТЮГИНА.
Помор Владимир Александрович ЕВСТЮГИН - был моряком от Бога. Судьба его сложилась непросто. Было всякое.. Не хочется вспоминать негатив.... Моряк и рыбак ЕВСТЮГИН рано ушел из жизни. Как-то в далеких 1990-х встретил я в республиканской газете "Северный курьер" вот этот материал. И узнал, что суровый и неулыбчивый старпом времени, когда я практиковался на буксирном пароходе "ТИТАН", писал красивые и нежные стихи, полные оптимизма и любви к жизни. В Мурманске сейчас работает небольшой сейнер "КАПИТАН ЕВСТЮГИН". Это имя на борту - в честь Владимира Александровича ЕВСТЮГИНА.
Статья капитана-наставника Беломорско-Онежского пароходства Петра Стрелкова- "На "Титане" ( газета "Водник Карелии" от 5 сентября 1965 года).
" Капитан буксирного парохода "Титан" Андрей Александрович Афанасьев вынужден остаться на один рейс на берегу. И вот, спустя пять лет, я снова стою на мостике "Титана" в своей прежней должности. Судно чистое. Чувствуется по всему- любовно за ним ухаживает экипаж. Это вызвало в моей душе теплое чувство благодарности к людям, на нем работающим.
В памяти невольно всплывают эпизоды, связанные с работой на этом судне. Здесь, на "Титане" мои старые друзья- моряки Егор Акимович Филиппов, Владимир Иванович Афанасьев. Афанасьев уже не боцман, а третий штурман. Он плавает на "Титане" восьмую навигацию вместе со своей супругой Марией Николаевной. Машинист Луукор Савич 14 лет проработал на наших судах.
Неумолимо текут годы. И кажется совсем недавно произошел случай, о котором разговорились мы с Владимиром Ивановичем. Прошло уже пять лет. А кажется это было вчера. .. Сентябрь 1960 года. На внешнем рейде Беломорска взяли мы тогда на буксир два 1000-тонных лихтера, и сзади за ними забуксировали огромный котел, идущий в Архангельск на целлюлозный комбинат. Красный, яйцеобразный по форме, он тащился позади лихтеров на стальном буксире. Тогда не приходило мне в голову, что стальной буксир в 32 миллиметра толщиной, 200 метров длиной слаб для котла. Не учел я тогда его волнового сопротивления. И вдруг заштормило. Котел оборвался...
Увели мы тогда сначала лихтеры в укрытие и пошли ловить котел в море. Но задача эта оказалась нелегкой. Спускать спасательную шлюпку во время шторма дело рисковое. Но делать больше нечего и мы решились. Команда была хорошая... Гребцы работали слаженно. Шлюпка то поднималась на гребень волны, то скрывалась совсем у ее подножья. Вот шлюпка уже подходит к котлу. Но волна поднимает котел и на какое-то мгновение он точно повис над шлюпкой...В голове мелькнула страшная мысль: "Неужели трагическая развязка ?" Стал подавать тревожные гудки.Шлюпка отошла. И тут котел волной точно кто подбросил к нам под корму .Боцман Владимир Афанасьев набросил гак на его буксирную скобу. Котел, подобно дикой лошади, попал на аркан.
Поднять шлюпку оказалось не просто. Пришлось оставить на ней двух человек, а остальных всех снять и отпустить ее метров на 200 за корму, то есть еще на 100 метров дальше котла. Пошли в укрытие малым ходом. Мы не спускали глаз со шлюпки. А она выделывала умопомрачительные трюки в этой дикой пляске на огромных гребнях морских волн.
И вот долгожданная Костылиха. На якорях наши лихтеры. Здесь тихо. Мокрые, озябшие, но счастливые кочегар Бяйко и третий штурман Белько поднимаются на борт.
Шторм держит нас в укрытии четверо суток. Сколько будет держать-неизвестно. Решили идти. Вынуждены оставить под Костылихой один лихтер, а с другим лихтером и котлом, отпущенном на буксире на 300 метров, пошли. Огибая остров Жижгин, сбавили ход до среднего, опасаясь обрыва. Ночь темная. На экране локатора хорошо видим лихтер и котел. Но, что это...Котел стал удаляться. - Опять оборвало-, вздохнул штурман. .. Следим за экраном локатора. Котел несет на подводные камни Чурнаволока. "Разобьет, обязательно разобьет"- подумал я. И от этой мысли стало не по себе. Остается полмили. И тут раздается треск в локаторе. На экране исчезло изображение.
Утренний рассвет принес долгожданное затишье. В бинокль осматриваем все вокруг. И видим: лежит наш злополучный котел на берегу острова Жижгин. А подойти к нему, как свидетельствовала карта, можно только на 1,5 мили. Дальше стояли зловещие крестики. Карта усеяна пометками о подводных камнях. Но котел не бросишь, как бы там ни было.
За двумя шлюпками, непрерывно замеряющими глубину, "Титан" самым малым ходом следует по месту, где по карте показаны сплошные камни. Бросаем вешки...Винт то и дело стучит о камни.
Осталось 400 метров... Полетел в воду якорь. Договариваемся через рацию с местным начальником Жижгинского водорослевого завода о помощи.
Уже пять суток моряки не спят. Выбились из последних сил. А больше всего досталось боцману В.И. Афанасьеву, кочегару Н.А.Бяйго, старшему механику А.И. Капиталинину.
К счастью все пять дней тихо. К нам на помощь подошел пароход "Моряк Матюшенко". Тянем двойной тягой. Но котел не шевелится. Делаем рывок двумя буксирами и котел переворачивается. Кто-то радостно закричал: Ур-а-а !
Ну, разве можно забыть такой эпизод, товарищей, способных во имя дела не спать по несколько суток и работать не покладая рук. Разве можно забыть боцмана Владимира Ивановича Афанасьева, которому "Титан" за 8 лет стал родным. Невозможно забыть и других членов экипажа, этих замечательных людей, чьими делами и помыслами сильна и могуча наша великая Родина".
П. Стрелков. Капитан-наставник, наш общественный корр.
В дополнение к материалу: В 1972 году Владимир Иванович Афанасьев, закончивший заочно мореходное училище, уже работал капитаном парохода "Е.Хабаров", а в 1973 и до конца эксплуатации "Титана" - его капитаном.
" Капитан буксирного парохода "Титан" Андрей Александрович Афанасьев вынужден остаться на один рейс на берегу. И вот, спустя пять лет, я снова стою на мостике "Титана" в своей прежней должности. Судно чистое. Чувствуется по всему- любовно за ним ухаживает экипаж. Это вызвало в моей душе теплое чувство благодарности к людям, на нем работающим.
В памяти невольно всплывают эпизоды, связанные с работой на этом судне. Здесь, на "Титане" мои старые друзья- моряки Егор Акимович Филиппов, Владимир Иванович Афанасьев. Афанасьев уже не боцман, а третий штурман. Он плавает на "Титане" восьмую навигацию вместе со своей супругой Марией Николаевной. Машинист Луукор Савич 14 лет проработал на наших судах.
Неумолимо текут годы. И кажется совсем недавно произошел случай, о котором разговорились мы с Владимиром Ивановичем. Прошло уже пять лет. А кажется это было вчера. .. Сентябрь 1960 года. На внешнем рейде Беломорска взяли мы тогда на буксир два 1000-тонных лихтера, и сзади за ними забуксировали огромный котел, идущий в Архангельск на целлюлозный комбинат. Красный, яйцеобразный по форме, он тащился позади лихтеров на стальном буксире. Тогда не приходило мне в голову, что стальной буксир в 32 миллиметра толщиной, 200 метров длиной слаб для котла. Не учел я тогда его волнового сопротивления. И вдруг заштормило. Котел оборвался...
Увели мы тогда сначала лихтеры в укрытие и пошли ловить котел в море. Но задача эта оказалась нелегкой. Спускать спасательную шлюпку во время шторма дело рисковое. Но делать больше нечего и мы решились. Команда была хорошая... Гребцы работали слаженно. Шлюпка то поднималась на гребень волны, то скрывалась совсем у ее подножья. Вот шлюпка уже подходит к котлу. Но волна поднимает котел и на какое-то мгновение он точно повис над шлюпкой...В голове мелькнула страшная мысль: "Неужели трагическая развязка ?" Стал подавать тревожные гудки.Шлюпка отошла. И тут котел волной точно кто подбросил к нам под корму .Боцман Владимир Афанасьев набросил гак на его буксирную скобу. Котел, подобно дикой лошади, попал на аркан.
Поднять шлюпку оказалось не просто. Пришлось оставить на ней двух человек, а остальных всех снять и отпустить ее метров на 200 за корму, то есть еще на 100 метров дальше котла. Пошли в укрытие малым ходом. Мы не спускали глаз со шлюпки. А она выделывала умопомрачительные трюки в этой дикой пляске на огромных гребнях морских волн.
И вот долгожданная Костылиха. На якорях наши лихтеры. Здесь тихо. Мокрые, озябшие, но счастливые кочегар Бяйко и третий штурман Белько поднимаются на борт.
Шторм держит нас в укрытии четверо суток. Сколько будет держать-неизвестно. Решили идти. Вынуждены оставить под Костылихой один лихтер, а с другим лихтером и котлом, отпущенном на буксире на 300 метров, пошли. Огибая остров Жижгин, сбавили ход до среднего, опасаясь обрыва. Ночь темная. На экране локатора хорошо видим лихтер и котел. Но, что это...Котел стал удаляться. - Опять оборвало-, вздохнул штурман. .. Следим за экраном локатора. Котел несет на подводные камни Чурнаволока. "Разобьет, обязательно разобьет"- подумал я. И от этой мысли стало не по себе. Остается полмили. И тут раздается треск в локаторе. На экране исчезло изображение.
Утренний рассвет принес долгожданное затишье. В бинокль осматриваем все вокруг. И видим: лежит наш злополучный котел на берегу острова Жижгин. А подойти к нему, как свидетельствовала карта, можно только на 1,5 мили. Дальше стояли зловещие крестики. Карта усеяна пометками о подводных камнях. Но котел не бросишь, как бы там ни было.
За двумя шлюпками, непрерывно замеряющими глубину, "Титан" самым малым ходом следует по месту, где по карте показаны сплошные камни. Бросаем вешки...Винт то и дело стучит о камни.
Осталось 400 метров... Полетел в воду якорь. Договариваемся через рацию с местным начальником Жижгинского водорослевого завода о помощи.
Уже пять суток моряки не спят. Выбились из последних сил. А больше всего досталось боцману В.И. Афанасьеву, кочегару Н.А.Бяйго, старшему механику А.И. Капиталинину.
К счастью все пять дней тихо. К нам на помощь подошел пароход "Моряк Матюшенко". Тянем двойной тягой. Но котел не шевелится. Делаем рывок двумя буксирами и котел переворачивается. Кто-то радостно закричал: Ур-а-а !
Ну, разве можно забыть такой эпизод, товарищей, способных во имя дела не спать по несколько суток и работать не покладая рук. Разве можно забыть боцмана Владимира Ивановича Афанасьева, которому "Титан" за 8 лет стал родным. Невозможно забыть и других членов экипажа, этих замечательных людей, чьими делами и помыслами сильна и могуча наша великая Родина".
П. Стрелков. Капитан-наставник, наш общественный корр.
В дополнение к материалу: В 1972 году Владимир Иванович Афанасьев, закончивший заочно мореходное училище, уже работал капитаном парохода "Е.Хабаров", а в 1973 и до конца эксплуатации "Титана" - его капитаном.
БЕЛОМОРСКИЙ МОРСКОЙ ПОРТ. ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА С БУКСИРНЫМ ПАРОХОДОМ "ТИТАН"
В апреле 1977 года мы последний раз встретились с буксирным пароходом "ТИТАН".
Немного о судьбе БП ТИТАН. Письмо Юрия Петровича Лежнева.
Виталис, добрый день, благодарю за письмо. Приношу свои извинения за содеянное-размещение без разрешения Ваших фотографий из фотоальбома ТИТАН в книге о истории БМП. Два года назад отправлял на сайт Круизник...сообщение с благодарностью в Ваш адрес за память о ТИТАНЕ, но возможно что-то сделал не так и Вы его не получили. Теперь эти фото стали ретро, глядя на них ветераны флота вспоминают годы своей активной деятельности. Большое спасибо. б/п ТИТАН в 1977 году стоял на консервации в Беломорске. По решению МРФ его передали на баланс Астраханского СРЗ( а может быть Районного управления) пароходства Волготанкер для использования в качестве отопителя. Срезали мачту, осушили корпус с целью уменьшения осадки и в законвертованном состоянии отправили двойной тягой на новое место работы. На борту находилась перегонная команда СРЗ.
.С уважением и наилучшими пожеланиями Ю.П.Лежнев.
В апреле 1977 года мы последний раз встретились с буксирным пароходом "ТИТАН".
Немного о судьбе БП ТИТАН. Письмо Юрия Петровича Лежнева.
Виталис, добрый день, благодарю за письмо. Приношу свои извинения за содеянное-размещение без разрешения Ваших фотографий из фотоальбома ТИТАН в книге о истории БМП. Два года назад отправлял на сайт Круизник...сообщение с благодарностью в Ваш адрес за память о ТИТАНЕ, но возможно что-то сделал не так и Вы его не получили. Теперь эти фото стали ретро, глядя на них ветераны флота вспоминают годы своей активной деятельности. Большое спасибо. б/п ТИТАН в 1977 году стоял на консервации в Беломорске. По решению МРФ его передали на баланс Астраханского СРЗ( а может быть Районного управления) пароходства Волготанкер для использования в качестве отопителя. Срезали мачту, осушили корпус с целью уменьшения осадки и в законвертованном состоянии отправили двойной тягой на новое место работы. На борту находилась перегонная команда СРЗ.
.С уважением и наилучшими пожеланиями Ю.П.Лежнев.
КАПИТАН АРКТИЧЕСКОГО ПЛАВАНИЯ.
Андрей Александрович Афанасьев, родился в 1928 году в с.Шижня , Беломорского района. Его дед был моряком, работал на хозяйском торговом судне. Отец плотничал на строительстве ББК, тяжело заболел, и вскоре умер. На руках мамы остались три сына и две дочери. В 1943 г Андрей пошел работать учеником столяра в судоремонтные мастерские Беломорской пристани. В 1949-51 годах служба в Армии, получил воинскую специальность радиста. По возвращении в Беломорск, поступил на работу матросом на пароход "Пролетарий", капитаном судна был Волк Григорий Кондратьевич. В 1953 году Афанасьева перевели радистом на бп "Сахалин" к капитану Стрелкову П.А. В зимний период 53-54 гг он окончил курсы судоводителей до 200 рег.тонн. и после этого работал штурманом на "Сахалине" и на бп "Матюшенко". В 1956-57 годах окончил курсы штурманов малого плавания в Архангельской мореходке. !958 год Афанасьев А.А.-капитан бп"Суворов" и снова на "Матюшенко". Стрелков П.А. в начале 60-х работал капитаном на "ТИТАНЕ" . В 1963 году его сменил Афанасьев А.А., где он трудился до 1969 года. Ежегодно "Титан" ходил в Арктику, сопровождая самоходные речные суда до портов Тикси на р.Лена и к Диксону на р.Енисей.. Ледокольного обеспечения не было, справлялись как могли сами. Несколько лет , до 1989 года Афанасьев А.А. был капитаном резерва и капитаном наставником по буксирному флоту. С этой должности он вышел на заслуженный отдых. Афанасьев Андрей Александрович награжден Почетной грамотой МРФ.( 1966), Почетной грамотой Президиума Верховного Совета КАССР (1967). В 1968 ему присвоено звание "Лучший капитан МРФ".,а в 1988 году- "Отличник соц.соревнования МРФ" Он также награжден медалями "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны" и "300 лет Российскому флоту".
фотографии АФАНАСЬЕВА Андрея Александровича. Он передал эти фото, сделанные в Арктике 20 октября 1964 года. На отдельном групповом снимке, слева на право- капитан Афанасьев А.А., машинист ?. старший механик Филиппов Е.А., старпом Горынцев В.А, второй механик Баданин Л.Я.
Андрей Александрович рассказал неизвестный эпизод истории буксирного парохода "ТИТАН".
После перехода судна из Финляндии в Ленинград. "ТИТАН" с объектом был отправлен в рейс на Дальний Восток. Там он некоторое время работал в распоряжении органов НКВД, выполняя рейсы в Магадан и Петропавловск. затем был переход обратно и передача судна в СМП , в Архангельск, и только после этого его передали в БОП. В те годы на судне работал машинистом Зубов Леонид Павлович, в последствии-старший механик судов БОП.
Документ Таллиннского архива о буксирном пароходе "ТИТАН" 1954 год.
Андрей Александрович Афанасьев, родился в 1928 году в с.Шижня , Беломорского района. Его дед был моряком, работал на хозяйском торговом судне. Отец плотничал на строительстве ББК, тяжело заболел, и вскоре умер. На руках мамы остались три сына и две дочери. В 1943 г Андрей пошел работать учеником столяра в судоремонтные мастерские Беломорской пристани. В 1949-51 годах служба в Армии, получил воинскую специальность радиста. По возвращении в Беломорск, поступил на работу матросом на пароход "Пролетарий", капитаном судна был Волк Григорий Кондратьевич. В 1953 году Афанасьева перевели радистом на бп "Сахалин" к капитану Стрелкову П.А. В зимний период 53-54 гг он окончил курсы судоводителей до 200 рег.тонн. и после этого работал штурманом на "Сахалине" и на бп "Матюшенко". В 1956-57 годах окончил курсы штурманов малого плавания в Архангельской мореходке. !958 год Афанасьев А.А.-капитан бп"Суворов" и снова на "Матюшенко". Стрелков П.А. в начале 60-х работал капитаном на "ТИТАНЕ" . В 1963 году его сменил Афанасьев А.А., где он трудился до 1969 года. Ежегодно "Титан" ходил в Арктику, сопровождая самоходные речные суда до портов Тикси на р.Лена и к Диксону на р.Енисей.. Ледокольного обеспечения не было, справлялись как могли сами. Несколько лет , до 1989 года Афанасьев А.А. был капитаном резерва и капитаном наставником по буксирному флоту. С этой должности он вышел на заслуженный отдых. Афанасьев Андрей Александрович награжден Почетной грамотой МРФ.( 1966), Почетной грамотой Президиума Верховного Совета КАССР (1967). В 1968 ему присвоено звание "Лучший капитан МРФ".,а в 1988 году- "Отличник соц.соревнования МРФ" Он также награжден медалями "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны" и "300 лет Российскому флоту".
фотографии АФАНАСЬЕВА Андрея Александровича. Он передал эти фото, сделанные в Арктике 20 октября 1964 года. На отдельном групповом снимке, слева на право- капитан Афанасьев А.А., машинист ?. старший механик Филиппов Е.А., старпом Горынцев В.А, второй механик Баданин Л.Я.
Андрей Александрович рассказал неизвестный эпизод истории буксирного парохода "ТИТАН".
После перехода судна из Финляндии в Ленинград. "ТИТАН" с объектом был отправлен в рейс на Дальний Восток. Там он некоторое время работал в распоряжении органов НКВД, выполняя рейсы в Магадан и Петропавловск. затем был переход обратно и передача судна в СМП , в Архангельск, и только после этого его передали в БОП. В те годы на судне работал машинистом Зубов Леонид Павлович, в последствии-старший механик судов БОП.
Документ Таллиннского архива о буксирном пароходе "ТИТАН" 1954 год.
Одиссея поморов Афанасьевых.
Афанасьев Владимир Иванович родился в 1931 году в с.Шижня, Сорокского ( ныне Беломорского) района Карелии в семье рыбаков-колхозников. Вся его жизнь была связана с нелегким трудом помора и плаванием в Белом,Баренцевом и Карском морях. По достижении совершеннолетия трудиться начал на рейдовом пароходе «Ижорец-23» Беломорской пристани в качестве рулевого. Отслужил в армии положенный срок,и в 1958 году В.Афанасьева перевели уже боцманом на буксирный пароход «ТИТАН». Это новое судно поступило в Беломорско-Онежское пароходство (БОП) для выполнения буксировок несамоходных лихтеров и других объектов в неограниченном районе плавания. Заочно, уже достаточно опытный моряк, прошел обучение на судоводителя в Архангельске, и в 1963 году был назначен 3-м штурманом. В этом году впервые на «ТИТАНЕ» ему довелось участвовать в арктическом плавании в Нарьян-Мар и к Диксону. Этот буксир, мощностью силовой установки в 800 л.с. привлекался для перегона речных судов на реки Сибири, где в то время начали образовываться новые пароходства. Капитаном «ТИТАНА» тогда работал его земляк и однофамилец Афанасьев Андрей Александрович, в дальнейшем ставший капитаном-наставником БОП-ва. В период с 1967 по 1972 годы, последовательно, Афанасьев В.И. трудился штурманом, передвигаясь по служебной лестнице на буксирах «Е.Хабаров» и «Г.Невельской», а затем поднялся на мостик буксирного парохода «Е.Хабаров» , став капитаном этого судна. На этих судах, называемых поморами,- «коньками», он получил бесценный опыт и закалку морем. В период 1973-76 гг В.И.Афанасьев – капитан б/п «ТИТАН». Судно периодически работало в аренде у Экспедиции спецморпроводки МРФ и выполняло транспортную работу на Белом море. Все эти годы, вместе с капитаном трудилась его жена, Мария Николаевна, вначале матросом, а затем поваром , разделяя тяготы морской жизни. Ее стаж работы на флоте составил 10 лет. В 1976 году буксирный пароход «ТИТАН» завершил свою работу на Севере и был поставлен на холодный отстой в Беломорске. Капитан Афанасьев В.И с супругой перешли на буксир «Игарка», где они трудились еще две навигации.. В зимний период Владимир Иванович в должности боцмана сухогруза «Балтийский-66» ходил в загранплавание по Балтике. «Одиссея» капитана В.И.Афанасьева завершилась в 1977году, когда его перевели на берег капитаном инспекции портового надзора.В 1994 году он вышел на пенсию. Примерный труд капитана и помора Афанасьева Владимира Ивановича по достоинству был отмечен в Беломорском порту и Беломорско-Онежском пароходстве. В 1958 и 1967 гг его портрет на Доске Почета. Он награжден Почетными грамотами: Министерства речного флота (1966г) и Совета Министров республики (1984г), медалями «За доблестный труд в ознаменование 100-летия В.И.Ленина» и «Ветеран труда», а также значком «Ветеран Беломорско-Онежского пароходства». Имя заслуженного моряка В.И.Афанасьева в 1975 году занесено в «Книгу Почета Беломорского морского порта».
Ю.П.ЛЕЖНЕВ
ДИЗЕЛЬНЫЕ БУКСИРЫ МЕСТНЫХ ЛИНИЙ БОП-ва 1980-х- 1990-х ГОДОВ.. ТИП БТП ПРОЕКТ 81172.
Буксир-толкач-плотовод мощностью 440 кВт.
Тип судна: двухвинтовой буксир-толкач-плотовод с баком, жилой надстройкой, размещённой на главной палубе, и машинным отделением в кормовой части судна.
Назначение судна: толкание составов из несамоходных сухогрузных и наливных барж с нефтепродуктами III и IV классов грузоподъёмностью до 5000 тонн, буксировка плотов и составов из сухогрузных и наливных судов всех классов.
Класс регистра: *О (лёд)
Место постройки:
Чайковская РЭБФ (Россия, г. Чайковский) — номера от 610 до 615;
Лимендский ССРЗ (Россия, г. Котлас) — номера от 616 и выше.
Характеристики:
Длина: 34,4 м
Ширина: 10,4 м
Высота борта: 2,7 м
Высота габаритная: 12,44 м
Осадка: 1,41 м
Тип ГД: дизель 6NVD26A3
Мощность ГД: 2x220 кВт
Скорость без состава: 18 км/час
Экипаж: 10 человек
Автономность: 10 суток.
Теплоход БТП -611 был построен в Перми на Чайковской РЭБ в декабре 1987 года. Работал в порту Надвоицы БОП-ва до 2002 года, затем передан Онежской стивидорской компании, а в 2006 году продан ООО СК "Река-море" в Ростове-на-Дону. По состоянию на 2017 год работает.
Буксир-толкач-плотовод мощностью 440 кВт.
Тип судна: двухвинтовой буксир-толкач-плотовод с баком, жилой надстройкой, размещённой на главной палубе, и машинным отделением в кормовой части судна.
Назначение судна: толкание составов из несамоходных сухогрузных и наливных барж с нефтепродуктами III и IV классов грузоподъёмностью до 5000 тонн, буксировка плотов и составов из сухогрузных и наливных судов всех классов.
Класс регистра: *О (лёд)
Место постройки:
Чайковская РЭБФ (Россия, г. Чайковский) — номера от 610 до 615;
Лимендский ССРЗ (Россия, г. Котлас) — номера от 616 и выше.
Характеристики:
Длина: 34,4 м
Ширина: 10,4 м
Высота борта: 2,7 м
Высота габаритная: 12,44 м
Осадка: 1,41 м
Тип ГД: дизель 6NVD26A3
Мощность ГД: 2x220 кВт
Скорость без состава: 18 км/час
Экипаж: 10 человек
Автономность: 10 суток.
Теплоход БТП -611 был построен в Перми на Чайковской РЭБ в декабре 1987 года. Работал в порту Надвоицы БОП-ва до 2002 года, затем передан Онежской стивидорской компании, а в 2006 году продан ООО СК "Река-море" в Ростове-на-Дону. По состоянию на 2017 год работает.
ДИЗЕЛЬНЫЕ БУКСИРЫ МЕСТНЫХ ЛИНИЙ БОП-ва 1980-х- 1990-х ГОДОВ.. ТИП БТП ПРОЕКТ 81172.
Буксир БТП-615 был построен в Перми, Чайковская РЭБ флота, в октябре 1992 года. Работал в порту Надвоицы БОП-ва до 2002 года, затем передан Онежской стивидорской компании. Продан в 2006 году фирме МВК, Рыбинск, и работал там до 2012 года, после чего судно приобрела архангельская Беломорская фрахтовая компания, где по состоянию на 2017 год судно эксплуатируется на смешанных река-море перевозках. Судно было переименовано и сейчас называется "ЛАЗУРИТ".
Буксир БТП-615 был построен в Перми, Чайковская РЭБ флота, в октябре 1992 года. Работал в порту Надвоицы БОП-ва до 2002 года, затем передан Онежской стивидорской компании. Продан в 2006 году фирме МВК, Рыбинск, и работал там до 2012 года, после чего судно приобрела архангельская Беломорская фрахтовая компания, где по состоянию на 2017 год судно эксплуатируется на смешанных река-море перевозках. Судно было переименовано и сейчас называется "ЛАЗУРИТ".
ПЕТРОЗАВОДСКОЕ РЕЧНОЕ УЧИЛИЩЕ.
Мы уже коснулись темы курсантов, рассказывая о практике будущих штурманов на беломорском буксирном пароходе "ТИТАН". Пора рассказать об училище, чьи питомцы составляли основу судоводительского и судомеханического комсостава на судах БОП-ва начиная с 1970-х годов.
Первый начальник Петрозаводского речного училища А.В. ДАНИЛОВ.
Мы уже коснулись темы курсантов, рассказывая о практике будущих штурманов на беломорском буксирном пароходе "ТИТАН". Пора рассказать об училище, чьи питомцы составляли основу судоводительского и судомеханического комсостава на судах БОП-ва начиная с 1970-х годов.
Первый начальник Петрозаводского речного училища А.В. ДАНИЛОВ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий