Виталис МЕРТА. ПЛАВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА НА БУКСИРНОМ ПАРОХОДЕ "ТИТАН" . ФОТООТЧЕТ И ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ РАБОЧЕГО КОНСПЕКТА.
Порт Кемь. Черновик отчета: 30 июня в 00.30 вышли с лихтером на Кандалакшу. Первое июля в 00.30 - Кандалакша. Без лихтера - в Умбу. 11.00 - Умба. Взяли лихтер №29 на Беломорск.
2 июля - Беломорск. Ждет речные суда для сопровождения буксирный теплоход "Севастополь" экспедиции спецморпроводок . Третьего июля вечером вышли на рейд, где в 17 часов снялись с перегонным плавкраном ЭСМП на Архангельск. На следующий день в 16 часов - архангельский рейд Экономия.
Буксирный пароход "Молотобоец" проекта 730 напомнил о беломорском "коньке" "Е. ХАБАРОВ"... Встали неподалеку от культбазы СРП. А там ждал рейсовое задание буксир- "генерал" из Устюга "Братск". Шесть лет назад и наш "Дмитрий Фурманов" так же устало дышал котельными недрами у культбазы. Из Архангельска эти пароходы уходят вверх по Двине. Всегда вверх. А мы взяли большой трехтысячник -лихтер "Йоканьга" и в 21 час отправились в Беломорск. Вниз по Двине. В недальнее Белое море. Встретились суда СМП "Памир", "Александр Мирошников", "Советский моряк".
Порт Кемь. Черновик отчета: 30 июня в 00.30 вышли с лихтером на Кандалакшу. Первое июля в 00.30 - Кандалакша. Без лихтера - в Умбу. 11.00 - Умба. Взяли лихтер №29 на Беломорск.
2 июля - Беломорск. Ждет речные суда для сопровождения буксирный теплоход "Севастополь" экспедиции спецморпроводок . Третьего июля вечером вышли на рейд, где в 17 часов снялись с перегонным плавкраном ЭСМП на Архангельск. На следующий день в 16 часов - архангельский рейд Экономия.
Буксирный пароход "Молотобоец" проекта 730 напомнил о беломорском "коньке" "Е. ХАБАРОВ"... Встали неподалеку от культбазы СРП. А там ждал рейсовое задание буксир- "генерал" из Устюга "Братск". Шесть лет назад и наш "Дмитрий Фурманов" так же устало дышал котельными недрами у культбазы. Из Архангельска эти пароходы уходят вверх по Двине. Всегда вверх. А мы взяли большой трехтысячник -лихтер "Йоканьга" и в 21 час отправились в Беломорск. Вниз по Двине. В недальнее Белое море. Встретились суда СМП "Памир", "Александр Мирошников", "Советский моряк".
Виталис МЕРТА. ПЛАВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА НА БУКСИРНОМ ПАРОХОДЕ "ТИТАН" . ФОТООТЧЕТ И ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ РАБОЧЕГО КОНСПЕКТА.
На Белом море и летом бывает свежая погода. Резкий ветерок быстро разгоняет волну, забрасывает соленые брызги на палубу...Весь июль - Кемь, Кандалакша, Умба, Архангельск, Онега. Обычная беломорская погода: в Архангельске солнышко и свежее лето, а в Кандалакше - дождь как напоминание о скорой осени. Свинцовое небо затянуто тучами так плотно, что и не верится в начало июля на календаре.
На Белом море и летом бывает свежая погода. Резкий ветерок быстро разгоняет волну, забрасывает соленые брызги на палубу...Весь июль - Кемь, Кандалакша, Умба, Архангельск, Онега. Обычная беломорская погода: в Архангельске солнышко и свежее лето, а в Кандалакше - дождь как напоминание о скорой осени. Свинцовое небо затянуто тучами так плотно, что и не верится в начало июля на календаре.
Виталис МЕРТА. ПЛАВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА НА БУКСИРНОМ ПАРОХОДЕ "ТИТАН" . ФОТООТЧЕТ И ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ РАБОЧЕГО КОНСПЕКТА.
Я всегда восхищался трубами пароходов. Именно трубами судов, силовыми установками которых были паровые машины и питающие их паром котлы. У судов проекта 854 дымовые трубы были восхитительно красивы. Никакой фальши, как в фальштрубах теплоходов. Выразительная пароходная мощь - в черной, почти горячей пароходной трубе..
На полях: Над морем -белая ночь. За бортом шлепает в обшивку невысокая встречная волна, пыхтит далеко внизу старушка-машина и бредет по морюшку трудяга "ТИТАН" в недальний порт Кандалакшу. За кормой на длинном буксире - тяжелый лихтер-двухтысячник. Жаль, что "ТИТАН" уже старичок. Лет через двадцать, когда надоедят дальние рейсы, с удовольствием бы работал, как комсостав из Беломорска, на этом уютном пароходе. Но недолго осталось тяжелому бродяге- буксиру бороздить родное Белое море. А может подсуетятся ветераны -единомышленники Сани-Вани и встанет "ТИТАН" на вечную стоянку как плавучий музей БОП-ва...
Я всегда восхищался трубами пароходов. Именно трубами судов, силовыми установками которых были паровые машины и питающие их паром котлы. У судов проекта 854 дымовые трубы были восхитительно красивы. Никакой фальши, как в фальштрубах теплоходов. Выразительная пароходная мощь - в черной, почти горячей пароходной трубе..
На полях: Над морем -белая ночь. За бортом шлепает в обшивку невысокая встречная волна, пыхтит далеко внизу старушка-машина и бредет по морюшку трудяга "ТИТАН" в недальний порт Кандалакшу. За кормой на длинном буксире - тяжелый лихтер-двухтысячник. Жаль, что "ТИТАН" уже старичок. Лет через двадцать, когда надоедят дальние рейсы, с удовольствием бы работал, как комсостав из Беломорска, на этом уютном пароходе. Но недолго осталось тяжелому бродяге- буксиру бороздить родное Белое море. А может подсуетятся ветераны -единомышленники Сани-Вани и встанет "ТИТАН" на вечную стоянку как плавучий музей БОП-ва...
Виталис МЕРТА. ПЛАВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА НА БУКСИРНОМ ПАРОХОДЕ "ТИТАН" . ФОТООТЧЕТ И ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ РАБОЧЕГО КОНСПЕКТА.
Снимок из "вороньего гнезда". Я уже писал, что в училище получил задание сделать как можно больше подробных снимков буксирного парохода "ТИТАН". Ведь судно это было единственным морским буксиром неограниченного плавания в пароходстве, ему исполнилось 19 лет и уже поговаривали, что вскоре в Беломорск придет новый буксир-спасатель. "ТИТАН" ушел из Беломорска в 1977 году. Не своим ходом. Срезав великолепную классическую мачту буксира,"ТИТАН" увели на Волгу, чтобы использовать в качестве отопителя то ли в Куйбышеве, то ли в Астрахани на одном из судоремонтных заводов пароходства "Волготанкер". А в нашем училище тогда собирали материал для музея, но так и не материализовалась славная идея построить в судомодельном кружке точную копию-модель флагмана буксирного флота БОПа. И тем не менее, надеюсь, эти подробные снимки будут интересны всем, кто увлечен историей парового флота. А даст Бог, найдется увлеченная душа и появится серьезная модель распространенного в 1950-1970-е годы морского трудяги -буксира проекта 854.
Схема из отчета о плавпрактике. 1973 год.
Снимок из "вороньего гнезда". Я уже писал, что в училище получил задание сделать как можно больше подробных снимков буксирного парохода "ТИТАН". Ведь судно это было единственным морским буксиром неограниченного плавания в пароходстве, ему исполнилось 19 лет и уже поговаривали, что вскоре в Беломорск придет новый буксир-спасатель. "ТИТАН" ушел из Беломорска в 1977 году. Не своим ходом. Срезав великолепную классическую мачту буксира,"ТИТАН" увели на Волгу, чтобы использовать в качестве отопителя то ли в Куйбышеве, то ли в Астрахани на одном из судоремонтных заводов пароходства "Волготанкер". А в нашем училище тогда собирали материал для музея, но так и не материализовалась славная идея построить в судомодельном кружке точную копию-модель флагмана буксирного флота БОПа. И тем не менее, надеюсь, эти подробные снимки будут интересны всем, кто увлечен историей парового флота. А даст Бог, найдется увлеченная душа и появится серьезная модель распространенного в 1950-1970-е годы морского трудяги -буксира проекта 854.
Схема из отчета о плавпрактике. 1973 год.
Виталис МЕРТА. ПЛАВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА НА БУКСИРНОМ ПАРОХОДЕ "ТИТАН" . ФОТООТЧЕТ И ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ РАБОЧЕГО КОНСПЕКТА.
Проходил плавательскую практику на пароходе "ТИТАН" и сын капитана Александр Афанасьев - наш однокашник, курсант Петрозаводского речного училища.. Белое море. Август 1973 года.
"Брали воду в рыбном порту и за "жидкую валюту" приобрели у рыбаков бочку палтуса. Теперь все котельное отделение, верхние площадки вокруг котлов завешаны тушками рыбы, которая быстро вялится в жарком околокотельном пространстве.
Солнце, тепло и море в заливе -синее-синее. В рыбном порту несколько СРТ-шек, сдают улов. Наш старпом уже встретил друзей -рыбаков и о чем -то весело с ними болтает. Скоро уходим."
Проходил плавательскую практику на пароходе "ТИТАН" и сын капитана Александр Афанасьев - наш однокашник, курсант Петрозаводского речного училища.. Белое море. Август 1973 года.
"Брали воду в рыбном порту и за "жидкую валюту" приобрели у рыбаков бочку палтуса. Теперь все котельное отделение, верхние площадки вокруг котлов завешаны тушками рыбы, которая быстро вялится в жарком околокотельном пространстве.
Солнце, тепло и море в заливе -синее-синее. В рыбном порту несколько СРТ-шек, сдают улов. Наш старпом уже встретил друзей -рыбаков и о чем -то весело с ними болтает. Скоро уходим."
Виталис МЕРТА. ПЛАВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА НА БУКСИРНОМ ПАРОХОДЕ "ТИТАН" . ФОТООТЧЕТ И ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ РАБОЧЕГО КОНСПЕКТА.
Другой гордостью буксирного парохода "Титан" была его мачта с "вороньим гнездом". В тот год на пароходе проходили практику и курсанты из Петрозаводска и учащиеся из "Пиндушской академии" - так сами "фабзайцы" называли своё профтехучилище №13. И все практиканты непременно желали сфотографироваться в "вороньем гнезде".
"Час ночи. Первое августа. Белые ночи ушли с беломорских берегов, их сменили ночи синие, небо затянуто тучами и дышит скорой осенью. В каюте тепло и уютно. Ночью море навевает мысли о бесконечности соленых просторов. На самом деле наше море почти со всех сторон окружено сушей и в океан ведет неширокое Горло. На севере - Кольский полуостров с его загадочным Терским берегом. Там - Умба. От Кандалакши до Беломорска - 18 часов хода, если "босиком", без лихтера.
На юге -Карелия и Архангельская область. Топать от Беломорска до Архангельска - 19 часов налегке. Но Белое море по площади в десять раз больше огромного Моря-Онего. И чтобы познать его надобно побывать во всех многочисленных поморских селениях. Наш Николай Федорович Рубцов, капитан онежского парохода "Иван Беринг" так говорил об Онего: "Я здесь родился и все деревухи на Озере обошел. Двадцать пять лет хожу по Онего. И могу сказать: знаю все Онего. Любую лахту, любую губу."
Вероятно, этим тоже можно гордиться. Знанием одного родного моря. Или озера..."
Другой гордостью буксирного парохода "Титан" была его мачта с "вороньим гнездом". В тот год на пароходе проходили практику и курсанты из Петрозаводска и учащиеся из "Пиндушской академии" - так сами "фабзайцы" называли своё профтехучилище №13. И все практиканты непременно желали сфотографироваться в "вороньем гнезде".
"Час ночи. Первое августа. Белые ночи ушли с беломорских берегов, их сменили ночи синие, небо затянуто тучами и дышит скорой осенью. В каюте тепло и уютно. Ночью море навевает мысли о бесконечности соленых просторов. На самом деле наше море почти со всех сторон окружено сушей и в океан ведет неширокое Горло. На севере - Кольский полуостров с его загадочным Терским берегом. Там - Умба. От Кандалакши до Беломорска - 18 часов хода, если "босиком", без лихтера.
На юге -Карелия и Архангельская область. Топать от Беломорска до Архангельска - 19 часов налегке. Но Белое море по площади в десять раз больше огромного Моря-Онего. И чтобы познать его надобно побывать во всех многочисленных поморских селениях. Наш Николай Федорович Рубцов, капитан онежского парохода "Иван Беринг" так говорил об Онего: "Я здесь родился и все деревухи на Озере обошел. Двадцать пять лет хожу по Онего. И могу сказать: знаю все Онего. Любую лахту, любую губу."
Вероятно, этим тоже можно гордиться. Знанием одного родного моря. Или озера..."
Виталис МЕРТА. ПЛАВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА НА БУКСИРНОМ ПАРОХОДЕ "ТИТАН" . ФОТООТЧЕТ И ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ РАБОЧЕГО КОНСПЕКТА.
Подготовка к постановке на якорь.
Второе августа. Стоим и ждем распоряжения диспетчера. Возможно, нас поставят на котлочистку. На рейде тихо, как и должно быть на рейде в соответствии с популярной песней. И так же тихо скользит по воде знакомая мелодия. "А до рассвета остался час или чуть больше.." На стоящем у стенки рыбного порта старом траулере -паровике кто-то крутит музыку. Негромкая мелодия плывет по спящему заливу....
...На котлочистку нас поставили лишь седьмого августа. Вся палубная команда ездит тушить пожары. В лесу - дым, копоть, дышать нечем..
Пары механики обещают поднять одиннадцатого к вечеру. Двенадцатого готовим пароход к выходу. При покраске корпуса фотографировал "ТИТАН" со шлюпки. Теперь снимков будет достаточно для увековечивания нашего бродяги Белого моря и -в прошлом - всей Арктики аж до Магадана, куда, по слухам "ТИТАН" ходил будучи еще новеньким и ядреным.
Ныне старичок уже не тот. Во время шторма старпом Владимир Александрович ЕВСТЮГИН долго смотрел на внушительную мачту парохода и вдруг изрек мрачно: " Подгнило древо. Дако завалится на рубку. Тут нам и конец..." Во всякой шутке есть доля шутки... Впрочем, "ТИТАН" все еще пароход надежный. И шторма Белого моря вряд ли опасны для его клепаного корпуса. Да и мачта еще послужит..
Подготовка к постановке на якорь.
Второе августа. Стоим и ждем распоряжения диспетчера. Возможно, нас поставят на котлочистку. На рейде тихо, как и должно быть на рейде в соответствии с популярной песней. И так же тихо скользит по воде знакомая мелодия. "А до рассвета остался час или чуть больше.." На стоящем у стенки рыбного порта старом траулере -паровике кто-то крутит музыку. Негромкая мелодия плывет по спящему заливу....
...На котлочистку нас поставили лишь седьмого августа. Вся палубная команда ездит тушить пожары. В лесу - дым, копоть, дышать нечем..
Пары механики обещают поднять одиннадцатого к вечеру. Двенадцатого готовим пароход к выходу. При покраске корпуса фотографировал "ТИТАН" со шлюпки. Теперь снимков будет достаточно для увековечивания нашего бродяги Белого моря и -в прошлом - всей Арктики аж до Магадана, куда, по слухам "ТИТАН" ходил будучи еще новеньким и ядреным.
Ныне старичок уже не тот. Во время шторма старпом Владимир Александрович ЕВСТЮГИН долго смотрел на внушительную мачту парохода и вдруг изрек мрачно: " Подгнило древо. Дако завалится на рубку. Тут нам и конец..." Во всякой шутке есть доля шутки... Впрочем, "ТИТАН" все еще пароход надежный. И шторма Белого моря вряд ли опасны для его клепаного корпуса. Да и мачта еще послужит..
Виталис МЕРТА. ПЛАВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА НА БУКСИРНОМ ПАРОХОДЕ "ТИТАН" . ФОТООТЧЕТ И ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ РАБОЧЕГО КОНСПЕКТА.
Коля ВЕНДЕРЕВ в конце первого курса чуть не вылетел из училища. Уже перед самыми каникулами стоял Коля помощником дежурного по ПРУ с лаборантом -дежурным, который был известен среди курсантов как "Вася -пиджак". Я на первом курсе в Петрозаводске не учился, поэтому поинтересовался у Коли: "Почему "пиджак" ? - "А представь пиджак на вешалке. Вот такой "толстый" был тот Вася". У начальства на Васю зуб горел давно: слаб Василий был в плане неумеренного винопития. А Коля - тот, имея военно-морскую тренировку на срочной службе, был крепок и устойчив при употреблении изрядного количества зелья. И Васю после отбоя Коля зело неумеренно напоил вермутом. Сам же убрел к друзьям на один из "Балтийских". Утром начальник строевого отдела Михаил Сергеевич КОЖЕВНИКОВ обнаружил Васю в никаком состоянии в помещении дежурного, а Колю вообще не обнаружил.. Когда покинувший пост Коля предстал пред очи начальника училища, Дмитрий Павлович поначалу категорически заявил: "Гнать !". Но потом подумал и смилостивился: "Ладно, учись. Ты помог нам избавиться от Васи-пьянчуги ! Авось еще пригодишься !" И Коля пригодился. На четвертом курсе он также безжалостно напоил другого неумеренно пьющего сотрудника -командира роты, чем помог руководству училища изгнать еще одного пьянчужку.
Коля и Виталис в Кандалакше на борту б/п "ТИТАН".
Коля ВЕНДЕРЕВ в конце первого курса чуть не вылетел из училища. Уже перед самыми каникулами стоял Коля помощником дежурного по ПРУ с лаборантом -дежурным, который был известен среди курсантов как "Вася -пиджак". Я на первом курсе в Петрозаводске не учился, поэтому поинтересовался у Коли: "Почему "пиджак" ? - "А представь пиджак на вешалке. Вот такой "толстый" был тот Вася". У начальства на Васю зуб горел давно: слаб Василий был в плане неумеренного винопития. А Коля - тот, имея военно-морскую тренировку на срочной службе, был крепок и устойчив при употреблении изрядного количества зелья. И Васю после отбоя Коля зело неумеренно напоил вермутом. Сам же убрел к друзьям на один из "Балтийских". Утром начальник строевого отдела Михаил Сергеевич КОЖЕВНИКОВ обнаружил Васю в никаком состоянии в помещении дежурного, а Колю вообще не обнаружил.. Когда покинувший пост Коля предстал пред очи начальника училища, Дмитрий Павлович поначалу категорически заявил: "Гнать !". Но потом подумал и смилостивился: "Ладно, учись. Ты помог нам избавиться от Васи-пьянчуги ! Авось еще пригодишься !" И Коля пригодился. На четвертом курсе он также безжалостно напоил другого неумеренно пьющего сотрудника -командира роты, чем помог руководству училища изгнать еще одного пьянчужку.
Коля и Виталис в Кандалакше на борту б/п "ТИТАН".
Виталис МЕРТА. ПЛАВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА НА БУКСИРНОМ ПАРОХОДЕ "ТИТАН" . ФОТООТЧЕТ И ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ РАБОЧЕГО КОНСПЕКТА.
Иногда пароход "ТИТАН" не заходил в 19-й шлюз, а стоял ниже шлюза, ожидая лихтер, либо перегонное речное судно для сопровождения. Будучи одновинтовым , да еще с предельной осадкой, "ТИТАН" в шлюзе вел себя достаточно капризно. Капитан Владимир Иванович АФАНАСЬЕВ обычно бункеровал пароход в акватории порта пароходства, а за пресной водой мы ходили в рыбный порт, что находился непосредственно в морском заливе. На этом фото по корме парохода видна башенка 19-го шлюза.
Иногда пароход "ТИТАН" не заходил в 19-й шлюз, а стоял ниже шлюза, ожидая лихтер, либо перегонное речное судно для сопровождения. Будучи одновинтовым , да еще с предельной осадкой, "ТИТАН" в шлюзе вел себя достаточно капризно. Капитан Владимир Иванович АФАНАСЬЕВ обычно бункеровал пароход в акватории порта пароходства, а за пресной водой мы ходили в рыбный порт, что находился непосредственно в морском заливе. На этом фото по корме парохода видна башенка 19-го шлюза.
Виталис МЕРТА. ПЛАВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА НА БУКСИРНОМ ПАРОХОДЕ "ТИТАН" . ФОТООТЧЕТ И ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ РАБОЧЕГО КОНСПЕКТА.
Буксирная лебедка буксирного парохода "ТИТАН".
13 августа 1973 года пришли в Беломорск и зашли в канал. У нас вышла из строя буксирная лебедка. Простояли весь день и в ночь ушли в Кемь. Короткий привычный рейс и 17 августа узнали, что нас передали в аренду Экспедиции спецморпроводок. Взяли на буксир плавкран и отправились в Архангельск. Сдали кран и на этом аренда закончилась. Пароход отправили в Онегу за лихтером, а оттуда в Кемь. Лето стремительно уходит, ночью навалился туман, густой, совсем осенний. В Архангельске уже желтеет листва.
Несколько рейсов между Кемью и Онегой. Погода испортилась, дожди, штормит. Надобно срочно писать отчет о плавпрактике: переход Беломорск-Архангельск. Приступаю. Плотно поработал с пеленгатором, локатором и эхолотом. Набил руку. Благодарен Владимиру Александровичу ЕВСТЮГИНУ, старпому. Грамотно и доходчиво помог в освоении "хитростев навигацких". И быстренько, без словаря и задумчивостей перевел мне кусок пособия "Английский для судоводителей"- задание по лоции на английском. Пособие вообще-то для высших мореходок, но в нашем речном училище такое не редкость - готовят-то из нас морских штурманов...
Штурманская практика. Борт буксирного парохода "ТИТАН". Август 1973 года.
Буксирная лебедка буксирного парохода "ТИТАН".
13 августа 1973 года пришли в Беломорск и зашли в канал. У нас вышла из строя буксирная лебедка. Простояли весь день и в ночь ушли в Кемь. Короткий привычный рейс и 17 августа узнали, что нас передали в аренду Экспедиции спецморпроводок. Взяли на буксир плавкран и отправились в Архангельск. Сдали кран и на этом аренда закончилась. Пароход отправили в Онегу за лихтером, а оттуда в Кемь. Лето стремительно уходит, ночью навалился туман, густой, совсем осенний. В Архангельске уже желтеет листва.
Несколько рейсов между Кемью и Онегой. Погода испортилась, дожди, штормит. Надобно срочно писать отчет о плавпрактике: переход Беломорск-Архангельск. Приступаю. Плотно поработал с пеленгатором, локатором и эхолотом. Набил руку. Благодарен Владимиру Александровичу ЕВСТЮГИНУ, старпому. Грамотно и доходчиво помог в освоении "хитростев навигацких". И быстренько, без словаря и задумчивостей перевел мне кусок пособия "Английский для судоводителей"- задание по лоции на английском. Пособие вообще-то для высших мореходок, но в нашем речном училище такое не редкость - готовят-то из нас морских штурманов...
Штурманская практика. Борт буксирного парохода "ТИТАН". Август 1973 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий