Пассажирские пароходы на Онежском озере (1861-1960)
Скоро исполнится 150 лет с того времени, как было открыто "правильное пароходство" из Петрозаводска в Санкт-Петербург.
Пассажирские пароходы ходили по Онежскому озеру почти век, и играли в это время важнейшую роль для жителей Петрозаводска и других городов на Онего. К сожалению, не попадалось всеобъемлющего труда по их истории (хотя, может таковой и есть).
По источникам в Интернете и местной прессе (главным образом по "Олонецким губернским ведомостям" http://ogv.karelia.ru/, где по итогам навигации каждого года публиковались обзоры "Товарно-пассажирское пароходство в Олонецкой губернии") встречаются такие упоминания (к сожалению, противоречивые и неполные) о пассажирских пароходах, ходивших по Онежскому озеру:
Общество Северного пароходства
- «Новая Ладога» Впервые пришел в Петрозаводск в 1860 г. с грузом для Александровского завода.
- «Геркулес» - С 1861 г., продан в 1873 г. компании Петербургско-Петрозаводского пароходства. См. «Повенец»
Общество Петербургско-Волжского пароходства (Петербургско-Важинское пароходство).
- «Лодейное Поле». С мая 1861 г.
- «Петрозаводск». Построен в 1859 г. С июля 1861 г. В июле 1864 года впервые прибывший пароход «Петрозаводск» Петербургско - Волжской компании открыл регулярную поставку казенной и частной корреспонденции из Петербурга в Петрозаводск водным путем. ОГВ №39 за 29 мая 1882 года, №42 за 7 июня 1889 года. По 1890-е гг.
- «Вытегра». Построен в Риге. В 1882 рейсы между Вознесеньем и Петрозаводском, в 1886 г. между Петрозаводском и Повенцом. В 1910-х гг. - в Онежском пароходстве.
- «Вознесенье». Построен в 1887 г. на заводе Бейна в Спб. На линии Вытегра-Вознесенье. В 1900-х гг. В 1910-х гг. - в Онежском пароходстве.
- «Нева». построен а 1874 г. в Бельгии. ОГВ №9 за 31 января 1885 года.
- «Повенец» (быв. «Геркулес») переделан из баржи, грузового парохода. "Повенец" (бывший "Геркулес"), в 120 сил, Куплен у компании Северного пароходства (введён на линию с 1873 г).
- «Александр Свирский» Построен в Англии в 1869 г. Погиб в октябре 1885 г. (у маяка Сухо) Жудра П.И. Катастрофа на Ладожском озере // Исторический вестник, 1893. – Т. 51. - № 1. – С. 122-155. http://www.memoirs.ru/rarhtml/Zudra_IV93_1.htm
- «Свирь». Постройка - 1886 г. (по другим данным — 1878 г., 1901 г.???), петербургский завод «А.И. Бейна». (ОГВ. 1886. №60). В 1910-х гг. в составе Онежского пароходного общества. На линии Спб — Петрозаводск — Повенец. В 1920-х гг. был пароход «Свирь» на Мариинской системе? Фото - http://www.old-album.ru/pictures/05645_2.jpg
- «Петербург». Построен в 1899 г. в Выборге, на заводе Галлена. В 1910-х гг. в составе Онежского пароходства. Фото ? - http://photoarchive.spb.ru:9090/www/...971&original=1
Общество Петербургско-Петрозаводского пароходства
- «Царь». С конца 1860-х гг. погиб в 1873 г., столкнувшись с «Царицей».
- «Царица». Построен 1872 г. на Заводе общества российских механических и горных заводов. ОГВ №68 (01.09), 1873 г. О крушении парохода "Царица" в 1874 г. переименована в «Цесаревич»?
- «Царевна» («Цесаревна»), построена в 1874 г. в Англии. ОГВ. 1885. 31 января. В Птз практически не ходила, чаще всего на линии Лодполе-Вознесенье. С 1890 (?) - «Дачник».
- «Царь» Построен С.Мitchell & Co.Newcastle, Англия в 1874 г. 1889 г. авария на на Неве и после ремонта стал «Олонец». В 1910-х гг. выкуплен Онежским пароходством. В первую Мировую войну передан военно-морскому ведомству. В феврале 1918 г. национализирован. С июня 1919 г. сменил имя на «Гагара». Был в отстое в Петрограде. В 1924 г. передан Северо-Западному речному пароходству. С 1928 г. имя - «Анохин». Рейсы на линиях Ленинград – Петрозаводск, Повенец – Ленинград.
- «Царица». Построена на судостроительном и механическом заводе М.О. Бритнева в Кронштадте в 1877 г. ОГВ. 15 июня 1877 года. В 1886 г. получил повреждения. ОГВ. 1872. 17 июня. 1890 г. В 1890 г. перестроен и переименован в «Кивач». (ОГВ. 1890. №30). Перестроен на заводе Буц и Паккапел, Спб. ОГВ. 1890. 27 июня, 1 августа. Затонул осенью 1890 г., в 1892 г. поднят и восстановлен. С 1910-х гг. у Онежского пароходства. Линия Спб — Петрозаводск — Повенец. 3 августа 1915 г. авария с пароходом «Кивач» - сел на мель около Деревянских островов на Онежском озере. пассажиры эвакуированы на лодках. С 1918 г. - «Свердлов».
Фото - http://www.filokartist.net/cat_img/1...492601a_lg.jpg- «Святой Николай». Построен в 1897 г. в Англии. С 1890 (?) - на Петрозаводск почти не ходил, между Вознесеньем и Вытегрой. С 1910-х гг. у Онежского пароходства — линия Петрозаводск-Кондопога. С 1918 г. - «Роза Люксембург».
- «Нева». С 1874 г. Построен в Вене на заводе Кокериль и К. (ОГВ. 1874. №51).
Онежское пароходное общество (С 1905 г.)
- «Геркулес». Построен в 1904 г. на заводе в г. Упсала, Швеция. На линии Вознесенье-Повенец.
- Фото команды - http://www.gov.karelia.ru/Karelia/544/img/23.html
- «Петрозаводск». Построен в 1905 г., в Англии. На линии Петрозаводск-Повенец.
- «Кивач». См. Петербургско-Волжское пароходство.
- «Петербург». См. Петербургско-Волжское пароходство.
- «Апостол Петр», Англию, судоверфь "Гринок энд Гренджемоут Док Ярд Ко", 1906 г. Перед навигацией 1915 г. оба парохода были реквизированы Морским ведомством. Минзаг №18
- 1918 г. «Ристна», Эстония. 1940 — КБФ. Погиб 11.08.1941 г. от подрыва на мине в Моонзунде.
- Фото http://ib1.keep4u.ru/b/071120/ad442f3fbfd4d3d06d.jpg
- «Апостол Павел», Перед навигацией 1915 г. оба парохода были реквизированы Морским ведомством. Минзаг №19. 1918 г. - "Суроп", Эстония. 1940 — КБФ. После 1945 г. переклассифицирован в учебное судно. 1956 г. Ленинградский обком комсомола, киностудия "Ленфильм".В конце 1958 г. утилизирован. Фото - http://s003.radikal.ru/i202/1104/eb/287d1f160e24.jpg http://www.gov.karelia.ru/Different/History/041018.html Николай Кутьков Озерно-морские "Апостолы"
Пароходство купца Чертова
- «Александр»,
- «Василий». В 1890 г. между Петрозаводском и Лодейным Полем.
- «Мария» - между Спб и Петрозаводском, авария в 1894 г.
пароходство купца Антонова
- «Трудолюбивый», 1877-1878. Линия Спб-Петрозаводск. Продан купцу Милютину для Каспийско-Волжского бассейна.
пароходство А.А. Ишанина
- «Вытегра». Построен в 1880 г., на заводе Мотала, Швеция. На линии Вытегра-Вознесенье.
пароходство Фогеля.
- «Сильфида». Построен в Англии. буксирно-пассажирский. Рейсы между Вознесеньем и Подпорожьем. в 1885 несколько рейсов в Петрозаводск.
???
- «Чайка». 1910 гг. Линия Петрозаводск-Повенец.
Есть информация, что были рейсы в Петрозаводск товарищества Конецкого, но достоверных источников нет.
Служебные пароходы Вытегорского округа путей сообщения (могли после национализации и переименования работать на пассажирских линиях):
- "Андрей Бирилев", колесный - построен в 1877 г., завод Хольстрем в г. Бьернборке (?)
- "Череповец", построен в 1900 г., завод Журавлева в г. Рыбинске (?)
СЗУРП, СЗРП
- «Свердлов» - до 1918 г. - «Кивач». До конца 1920-х гг.
- «Гагара», до 1917 г. - «Олонец», с 1922 (?) г. - «Анохин». См. - «Царь» Петрозаводск — Медвежья Гора — Семеново Петроград (Ленинград) — Петрозаводск — Медвежья Гора Фото http://gov.karelia.ru/Karelia/855/img/17-2.jpg
- "Горлица" В 1930-х гг. на линиях Петрозаводск-Ленинград, Петрозаводск-Шала — Вознесенье.
- "Урицкий" (бывший "Иван Сусанин" 1912 года постройки, место постройки - г. Санкт-Петербург, завод "Крейтон и К"). С 1941 г. - передан БОПу. После 1945 г. - снова в СЗРП. Линии Петрозаводск-Ленинград. В 1956 г. снова передан БОПу. Линии Петрозаводск-Пудож(Подпорожье). Петрозаводск-Уница-Ламасручей. Петрозаводск-Медвежья Гора. Списан в 1959 г.
- «Радищев» 1918 г. Прежнее название неизвестно.
- «Лассаль». 1918-1919 гг. Рейсы Петрозаводск-Шала. Прежнее название неизвестно.
- «Бебель». С 1918 г. прежнее название неизвестно (в 1924 г. был старейшим из всех пароходов, приходящих в Петрозаводск). Петрозаводск — Повенец, Вознесенье По сер. 1925 г.
- «Кузьмин-Олонецкий». 1918 г. Прежнее название неизвестно.
- «Карл Маркс». 1909 года постройки. С 1940 года — в БОПе. ББК, Петрозаводск-Стеклянное. Списан в 1951 г. Фото - http://www.rusarchives.ru/evants/exh...ns/bbk_1.shtml
- «Карл Либкнехт» 1918 г. Прежнее название неизвестно.
- «Сармат» 1918 г. Прежнее название неизвестно.
- «Коммунар» 1918 г. Прежнее название неизвестно.
- «Энгельс» 1918 г. Прежнее название неизвестно.
- «Володарский» С 1918 г. Прежнее название неизвестно. Петроград-Вознесенье-Петрозаводск. Ленинград — Петрозаводск — Кондопога. В 1940 г. - БОП. 2 октября 1945 г. - обратно в СЗРП. пароход «Володарский» передан СЗРП. В 1956 г. - снова в БОПе. Списан в 1958 г. Фото http://kizhi.karelia.ru/info/media/t...volodarsky.jpg
- «Рабочий вождь» Прежнее название - «Кудама»? (с 1929 г. - «Нуортева», с 1938 г. - "Онежец»), 1888 года постройки, Петрозаводск, 300 чел. вместимость. Петрозаводск-Соломенное. С 1941 г. - в БОПе. Списан в 1947 г.
- «Шексна» (До революции был служебный пароход «Шексна», построенный в 1885 г. на Сормовском заводе в Н.Новгороде — Справочная книжка Вытегорского округа путей сообщения. Вытегра. 1910.- ?). В 1920-х гг. на линии — Вытегра-Вознесенье. Красная Карелия. 1925. 2 июня.
- "Роза Люксембург" (старейший, построен в 1897 г., бывший "Святой Николай"), С 1941 г. - в БОПе. Ходил на различных линиях из Петрозаводска, в т.ч. в Пудож-Подпорожье. в «плену» у финнов — военный корабль «Курхумяки»? В апреле 1956 г. снят с баланса БОПа и сдан на слом. Фото - http://i065.radikal.ru/1004/1a/8c5fa2c84ec9.jpg
- «Кудама» - 1920-е гг. линия Петрозаводск-Соломенное.
- «Шиповка» - нач. 1930-х гг. До революции принадлежал Александровскому заводу Линия Петрозаводск-Соломенное.
- "Петрозаводск", двыхвинтовой, 1899 года постройки, место постройки — завод «Ланге и сын», Рига, пассажирский (в 1890-х гг. - 1930-х гг. буксирно-обстановочный Вытегорского округа п.с, потом СЗРП). Был в в составе Беломорско-Онежского эксплуатационного участка СЗРП. Передан БОПу. Видимо, использовался и как пассажирский. В 1918-1920 гг. - составе Онежской военной флотилии, в 1941-1943 гг. - в качестве тральщика КБФ. Фото? - http://images-6.moifoto.ru/big/1/489...jpg?1259320045
- "Толмашев" (грузопасс.) Ходил в 1932 г. до Песков.
- "Гарибальди" (грузопасс.) Ходил в 1932 г. до Песков.
- "Альбатрос". Нач. 1930-х гг. линия Петрозаводск-Вознесенье, Петрозаводск - Подпорожье-Пудож.
- "Безбожник"(1914 года постройки, место указывается по разному — Финляндия, Швеция, Германия(?), до 1938 г. - "Ямбург", в послевоенное время переименован в "Лесной"). в Петрозаводск почти не ходил, больше пудожский пароход. С 1941 г. - в БОПе. В 1945 г. - ходил из Петрозаводска до Соломенного.
Освод
- «Советская Карелия». 1930-е гг. Петрозаводск - Ялгуба, Суйсари, Кулмукса - Чертов Стул, Пески.
Беломорско-Онежское пароходство
- «Первомайский» (1947-1952).
- «Урицкий» (1941-1959) См. в СЗРП.
- «А. Жданов» (1941, 1946-1947) См. в СЗРП.
- «Володарский» (1940-1945, 1955-1958), См. в СЗРП.
- «Карл Маркс» (1940-1947, списан в 1951), См. в СЗРП.
- «Онежец» (1940-1947), См. в СЗРП.
- «Роза Люксембург» (1940-1955, списана в 1956), См. в СЗРП.
- «Джамбул» (1901 года постройки, место постройки - г. Хельсинки, Финляндия.) прежнее название неизвестно.С 1940 г. в БОПе С 1941 г. - аренда Северо-Западного речного пароходства. «Джамбул» Принят от СЗРП 04 марта 1946 г. Петрозаводск — Соломенное. Эксплуатация по 1959 г. Фото - http://ampiainen.narod.ru/p1010762.jpg
- «Лесной» (1945-1954), См. в СЗРП.
- «Нарва» (1945) Регулярная пассажирская линия парохода "Нарва" — Петрозаводск-Медвежьегорск. В 1941 г, после — ШУРП, В 1945 г. принято от Шекснинского речного пароходства. 1945 г. - Петрозаводск – Соломенное – Зимник.
- "Роза Люксембург" (старейший, построен в 1897 г., бывший "Святой Николай"), См. СЗРП.
- "Карл Маркс" (1909 года постройки), См. СЗРП
- "Петрозаводск" (1899 года постройки),
- "Онежец" (1888 года постройки), См. «Рабочий вождь» СЗРП.
- "Безбожник"(1914 года постройки, бывший "Ямбург", в послевоенное время переименован в "Лесной"), См. СЗРП.
- "Трамвай №1" (1936 г.п., пиндушская судоверфь).
- "Трамвай №2" (1936 года постройки, пиндушская судоверфь), Фото - http://www.gov.karelia.ru/Karelia/855/img/11.html
- «Вересаев» (1915 года постройки, место постройки г. Варкаус, Финляндия,), прежнее название неизвестно. Принят от СЗРП 04 марта 1946 г. Петрозаводск – Стеклянное, Петрозаводск-Ламбасручей и другие рейсы. В 1956 г. переоборудован в грузовой, использовался время от времени на пассажирских линиях до 1959 г. Фото - http://kizhi.karelia.ru/library/medi...s/dd/f9/07.jpg
- "Чапаев" (1895 года постройки, завод Мотала, Швеция, бывший "Лисий Нос", ). С 1954 г. В 1960 г. отставлен от работы. В Петрозаводске почти не работал, больше рейсы по ББК.
- «Мариуполь» (1928 года постройки, место постройки - Котка)., агитеплоход, также рейсы до Соломенного. Списан в феврале 1965 г. Фото - http://ampiainen.narod.ru/mariupol.jpg
- «Ижорец-81» Построен в 1937 г. С 1940 г. в БОПе. 7.07.1941 г. мобилизован, переоборудован в тральщик и 13.07.1941 г. включен в состав КБФ. Участвовал в Моонзундской десантной операции 27.09 24.11.1944 г. До 18.10.1944 г. входил в состав Ладожской флотилии. С сентября 1946 г. в БОПе переоборудован в пассажирское судно и ходил на линии Петрозаводск-Ламбасручей по 1947 г. Сталинский путь. 1947. 24 мая.
- «Онега» (буксирн.) Пассажирские линиях Петрозаводск-Стеклянное, Петрозаводск-Великая Губа с 10.11 до окончания навигации 1958 г.
Последний раз редактировалось Ptzwc; 14.04.2011 в 20:56.
12.04.2011 19:31
#2
- Регистрация
- 30.11.2008
- Сообщений
- 157
Фото петрозаводских пароходов из печатных изданий (Петрозаводск. 300 лет истории, Карелия. прошлое и настоящее и др.).
Пароход в Соломенном рядом с Петрозаводском. 1910-е гг. (скорее всего - тот, который принадлежал лесопильному заводу и перевозил рабочих из города в село).
Комментариев нет:
Отправить комментарий