Беломорско- Онежское Пароходство. 1940 -2007.
КАПИТАНЫ ПОСЛЕВОЕННОЙ ПОРЫ.
На снимке из книги А.Г. Титаренко "Голубые дороги Карелии" - начальник службы безопасности движения флота П.А. Стрелков ( крайний справа) - один из тех, кто водил пароходы в Белом море после окончания кровопролитной войны.
Капитан Ф.В.Манасеев командовал пароходом "Урицкий" двенадцать послевоенных лет. Когда "Урицкий" списали, Федор Васильевич принял пароход "Вересаев". Всего капитан Ф.В. Манасеев отдал онежскому флоту 46 трудовых лет. В далеком 1948 году капитану Манасееву было присвоено почетное звание "Лучший капитан МРФ"
Капитан Михаил Павлович Зюзин начал трудовую деятельность матросом. В 1936 году он - капитан буксира, приписанного к пристани Повенец. С 1940 года - капитан парохода "А.Ульянов" в Петрозаводске. Трудовую деятельность закончил в 1968 году в должности капитана рейда Петрозаводского порта.
От юнги до капитана
Сергей Федорович Потапов свою трудовую биографию начал юнгой в 1944 году на пассажирском пароходе «Карл Маркс». В военные года пароход совершал рейсы на линии Сегежа — Морская Масельга, перевозил людей, военную технику, боеприпасы. Нередко судно подвергалось нападениям противника. Но благодаря высокому патриотизму, профессиональному мастерству, мужеству экипаж успешно справлялся с боевыми заданиями...
Через год Потапов стал стал рулевым на пароходе «Ижорец-47». тогда ему было 16 лет... Капитан «Ижорца-47» посоветовал Сергею поступить в Ленинградское речное училище. После окончания училища С.Ф. Потапов стал первым штурманом на пароходе «Мезень», а в 1953 г. - капитаном парохода «Порт-Артур».
- Всем я обязан замечательным онежским капитанам А.А. Бабкину, В.Г. Мухину, И.П. Менькову, Я.В. Петрову, М.П. Зюзину, А.С. Тютеву — рассказывает Сергей Федорович. До сих пор они остались для меня примером знающих свое дело специалистов, умелых воспитателей и отличных организаторов...
Труд судоводителя достойно оценен, ему неоднократно присваивалось звание «Лучший капитан Беломорско-Онежского бассейна». С.Ф. Потапов награжден медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», удостоен значка «Отличник социалистического соревнования МРФ», «Ветеран БОПа».
С 1959 года Сергей Федорович — старший капитан рейда Петрозаводского порта...
В. Никофорков.
Ленинская правда. 1975. 27 мая.
По мере подбора материала в тему будут включены имена и других капитанов послевоенного периода парового флота на Онего.
На снимке из книги А.Г. Титаренко "Голубые дороги Карелии" - начальник службы безопасности движения флота П.А. Стрелков ( крайний справа) - один из тех, кто водил пароходы в Белом море после окончания кровопролитной войны.
Капитан Ф.В.Манасеев командовал пароходом "Урицкий" двенадцать послевоенных лет. Когда "Урицкий" списали, Федор Васильевич принял пароход "Вересаев". Всего капитан Ф.В. Манасеев отдал онежскому флоту 46 трудовых лет. В далеком 1948 году капитану Манасееву было присвоено почетное звание "Лучший капитан МРФ"
Капитан Михаил Павлович Зюзин начал трудовую деятельность матросом. В 1936 году он - капитан буксира, приписанного к пристани Повенец. С 1940 года - капитан парохода "А.Ульянов" в Петрозаводске. Трудовую деятельность закончил в 1968 году в должности капитана рейда Петрозаводского порта.
От юнги до капитана
Сергей Федорович Потапов свою трудовую биографию начал юнгой в 1944 году на пассажирском пароходе «Карл Маркс». В военные года пароход совершал рейсы на линии Сегежа — Морская Масельга, перевозил людей, военную технику, боеприпасы. Нередко судно подвергалось нападениям противника. Но благодаря высокому патриотизму, профессиональному мастерству, мужеству экипаж успешно справлялся с боевыми заданиями...
Через год Потапов стал стал рулевым на пароходе «Ижорец-47». тогда ему было 16 лет... Капитан «Ижорца-47» посоветовал Сергею поступить в Ленинградское речное училище. После окончания училища С.Ф. Потапов стал первым штурманом на пароходе «Мезень», а в 1953 г. - капитаном парохода «Порт-Артур».
- Всем я обязан замечательным онежским капитанам А.А. Бабкину, В.Г. Мухину, И.П. Менькову, Я.В. Петрову, М.П. Зюзину, А.С. Тютеву — рассказывает Сергей Федорович. До сих пор они остались для меня примером знающих свое дело специалистов, умелых воспитателей и отличных организаторов...
Труд судоводителя достойно оценен, ему неоднократно присваивалось звание «Лучший капитан Беломорско-Онежского бассейна». С.Ф. Потапов награжден медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», удостоен значка «Отличник социалистического соревнования МРФ», «Ветеран БОПа».
С 1959 года Сергей Федорович — старший капитан рейда Петрозаводского порта...
В. Никофорков.
Ленинская правда. 1975. 27 мая.
По мере подбора материала в тему будут включены имена и других капитанов послевоенного периода парового флота на Онего.
ПАРОХОДЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1940-х - 1950 -х годов.
Паровой буксир "Владивосток" Беломорско-Онежского пароходства получен из Финляндии в 1945 году. Вместе с однотипными пароходами "Азов", "Сахалин", "Игарка", "Нарьян-Мар", "Онега" и "Таллин" буксир работал сначала на Белом море, а затем - на Онежском озере до середины 1970-х годов.
Судоремонтный завод по окончании боевых действий перевели из Повенца в Петрозаводск. Буквально за несколько дней на территории, где располагалась до войны лыжная фабрика, были оборудованы основные цеха: механический, кузница, лесопильный. Приступили к восстановлению пароходов "Семга", "Яков Воробьев" и "Роза Люксембург". Эти суда подняли со дна озера. Всего в 1945 году подняли 17 затонувших судов.
В навигацию 1945 года на Онего и Белом море работали 27 самоходных судов, в их числе - пять грузопассажирских. Часть судов стояли на приколе, т.к. нуждались в серьезном ремонте.
Единственный пассажирский пароход "Урицкий" стоял на линии Петрозаводск - Вознесенье - Шала - Медвежьегорск.
Буксиры "Речной" и "Красный моряк" использовались как пассажирские суда на Сегозере и Выгозере. Сквозного движения по Беломорско- Балтийскому каналу на было в связи с разрушениями на Повенчанской лестнице.
В 1946 году подняли со дна Онего и Выгозера еще 23 судна, в 1947 - 22 .
Документы того времени отмечают добросовестную работу экипажей пароходов "Роза Люксембург", "Медвежьегорск", "Огюст Бланки", "Видлица", "Осетр", "Ижорец - 20", "Ижорец -48", "Вересаев", "Пролетарий". Получили развитие перевозки на Белом море.
Пароход "Грузия" на Онего.
Сообщение в газете "Беломорская трибуна" от 24 августа 1947 г. :
"Беломорско-Онежское пароходство пополнилось новыми судами. Из Ленинграда пришли буксирные пароходы "Сахалин", "Архангельск", "Калининград". Они будут буксировать плоты для новостроек Ленинграда, Петрозаводска и других городов. Пополнился также и несамоходный озерный флот. В числе новых судов - 5 металлических лихтеров".
Паровой буксир "Владивосток" Беломорско-Онежского пароходства получен из Финляндии в 1945 году. Вместе с однотипными пароходами "Азов", "Сахалин", "Игарка", "Нарьян-Мар", "Онега" и "Таллин" буксир работал сначала на Белом море, а затем - на Онежском озере до середины 1970-х годов.
Судоремонтный завод по окончании боевых действий перевели из Повенца в Петрозаводск. Буквально за несколько дней на территории, где располагалась до войны лыжная фабрика, были оборудованы основные цеха: механический, кузница, лесопильный. Приступили к восстановлению пароходов "Семга", "Яков Воробьев" и "Роза Люксембург". Эти суда подняли со дна озера. Всего в 1945 году подняли 17 затонувших судов.
В навигацию 1945 года на Онего и Белом море работали 27 самоходных судов, в их числе - пять грузопассажирских. Часть судов стояли на приколе, т.к. нуждались в серьезном ремонте.
Единственный пассажирский пароход "Урицкий" стоял на линии Петрозаводск - Вознесенье - Шала - Медвежьегорск.
Буксиры "Речной" и "Красный моряк" использовались как пассажирские суда на Сегозере и Выгозере. Сквозного движения по Беломорско- Балтийскому каналу на было в связи с разрушениями на Повенчанской лестнице.
В 1946 году подняли со дна Онего и Выгозера еще 23 судна, в 1947 - 22 .
Документы того времени отмечают добросовестную работу экипажей пароходов "Роза Люксембург", "Медвежьегорск", "Огюст Бланки", "Видлица", "Осетр", "Ижорец - 20", "Ижорец -48", "Вересаев", "Пролетарий". Получили развитие перевозки на Белом море.
Пароход "Грузия" на Онего.
Сообщение в газете "Беломорская трибуна" от 24 августа 1947 г. :
"Беломорско-Онежское пароходство пополнилось новыми судами. Из Ленинграда пришли буксирные пароходы "Сахалин", "Архангельск", "Калининград". Они будут буксировать плоты для новостроек Ленинграда, Петрозаводска и других городов. Пополнился также и несамоходный озерный флот. В числе новых судов - 5 металлических лихтеров".
БУКСИРНЫЙ ПАРОХОД И ТЕПЛОХОД "АЗОВ". ДОЛГАЯ ЖИЗНЬ.
Фотографию парохода "АЗОВ", переданного БОП-ву Финляндией по программе Сотева в 1951 году, найти не удалось. Существует множество фотографий уже перестроенного в теплоход буксира "Азов". А изначально пароход выглядел так же, как его sistership "Владивосток". Тоже перестроенный в теплоход на Петрозаводской РЭБ флота в начале 1970-х.
"АЗОВ" - единственный из собратьев, кто работает до сих пор. В 2007 году его продали компании ТРАНС-НОРД в Архангельск и буксир продолжает теперь уже морскую службу. Впрочем, начинал ветеран тоже в соленых водах, на Белом море. В 1960-х "Азов" был переведен для работы на Онежское озеро. Известен этот теплоход участием в популярном кинофильме "Холодное лето 1953 года", где он выступил в роли парохода "Красин". В то время, однако, "Азов" уже был теплоходом.
Некоторые характеристики судна таковы: длина 39,09 м, ширина - 8,5 м, осадка 2,4 м., высота борта 3,5 м. Мощность двух паровых машин до перестройки в теплоход - 500 л.с., после перестройки -два дизеля по 400 л.с.
Бассейновая газета "Водник Карелии" от 01 января 1973 года так рассказала о модернизации парохода "Азов":
Знаменателен ушедший 1972 год своими трудовыми делами. Каждый день, как гранитный камень,вошел в могучий фундамент девятой пятилетки.
Один из таких дней - 14 декабря. О нем рассказывает наш корреспондент А.ОВЧАРЕНКО в своем репортаже.
"АЗОВ" ВЫХОДИТ НА ТРАССУ.
Зимний запоздалый рассвет неторопливо раздвигает шторы надолго затянувшейся ночи. Онего, недовольно ворча, лениво выбрасывает на берег свои волны.
У причала Петрозаводской ремонтно-эксплуатационной базы, осторожно покачиваясь с боку на бок,стоит "Азов". Сегодня он должен получить новую штатную должность: буксирный теплоход. Но прежде, чем ее заслужить, он пройдет испытания на свою жизнеспособность.
Всего несколько минут осталось до того момента, когда "Азов" отойдет от причала. С его борта сходят с кистями в руках девчата, неторопливые и точные в движениях электросварщики, газорезчики, бригада столяров. Судно напоминает дом, заполненный новоселами. Сейчас еще трудно отобрать нужные факты и понять, где происходит главное.
Десять часов двадцать две минуты. Капитан М.Д. КУКУШКИН вопросительно смотрит на председателя комиссии. Тот молча кивает:"Давай !" Еще минута, и теплоход не спеша трогается с места. Торжественно движется мимо буксира "Нарьян-Мар", "Балтийских", "Сормовских", "Онежских"... Водный простор встречает его стремительным ветром и каскадной россыпью серебристых брызг...
И только почти через час "Азов" переключается на полный ход - до этого шел прогрев машин на малых оборотах.
В любом месте: в машинном отделении, штурманской рубке, камбузе, салоне, кубрике - сосредоточенные лица людей.
И вот, наконец, первая оценка - пока работников санитарно-эпидемиологической станции .
- Условия для команды созданы отличные. Именно те, которых мы добивались в течение многих лет.Шум работающих машин соответствует норме стандартов ГОСТа.Значительно увеличена площадь помещений, где будут отдыхать члены команды. В этом отношении "Азов" выглядит лучше, чем его предшественник - "Владивосток".
Кстати, немного истории.Теплоход "Азов" - восьмое по счету судно, переоборудованное из парохода. Десять лет прошло с тех пор, когда от причала отошло первое . Это был "Таллин".
Чтобы увидеть, как выросла за это время техническая мощь пароходства, нужно сопоставить два факта. Если "Таллин" переоборудовался в течение трех лет, то "Азов"- всего за десять месяцев. Было бы неверно говорить только о технической мощи, забывая рост людей. Потому что их опыт, знания и трудолюбие сыграли решающую роль в сроках и качестве выполненных работ. Много отдали труда на переоборудование судна рабочие корпусно-котельного цеха из бригады Д.С.ДЖАРИМОВА. Хорошо потрудились на отделке теплохода столяры из бригады Р.А.ПУПИНА.Плотники И.Я. ГОРОЖАНКИН и В.И.БОСАРЕВ все время перевыполняли свои ежемесячные задания. Их изоляционным и отделочным работам комиссия дала хорошую оценку.
Отлично потрудились котельщики А.И.ПТИЦЫН,и А.Е.ФЕДОРОВ - в предпоследний месяц их выработка составила около 170 процентов. Такая же - у токаря И.А. ДОГОНЯЕВА. Но, пожалуй, наибольшей похвалы заслужили слесари С.И.МАЛЮТИН и Р.А. ПАЛЬЦЕВ, каждый из которых работал в буквальном смысле за двоих. По 204 процента на каждого - их результат за ноябрь.
Тринадцать часов сорок минут. Комиссия собирается снова на совещание. Незначительные замечания и претензии. Конечно, спорных моментов много. Доводы самые убедительные с одной и с другой стороны. И здесь же, как должное, - примеры из опыта прошлых лет.
....Снова испытания. Опускаются и поднимаются якоря, шлюпки, проверяется задний ход судна, работа рулевой машины. Теперь, кажется, остается последнее - проверка дистанционного автоматического управления.
- Сейчас попробуем полный назад, - говорит председатель комиссии. - Приготовиться ! Пошел !
Двигатель среверсировался, упали обороты. Срабатывает "стоп", затем - ожидается обратное вращение. Все замирают - правая машина не останавливается, Снова повторяется маневр, и еще несколько раз пробуется работа машины.
А за окном штурманской рубки уже вызвездило небо. Часть звезд, кажется, упала на дно Онего и теперь весело перемигивается с собратьями наверху.
И снова шумное заседание в салоне судна. Теперь уже подводятся итоги всего трудового дня.
- Считаю, что испытания прошли успешно, особых замечаний нет, -говорит председатель комиссии - заместитель начальника службы судового хозяйства пароходства А.П.МИРОШНИКОВ. Дистанционное автоматическое управление главными двигателями по схеме отработано. ДАУ - серийный комплект, особых затруднений при наладке и работе не вызывает.
Итак, испытания закончены. Теплоход поворачивает на огни Петрозаводска, которые издалека напоминают пламя электросварки.
Как человек после трудового дня, "Азов" неторопливо приближается к родному причалу.
В Архангельске буксирный теплоход "Азов" изредка меняет окраску корпуса.
Фотографию парохода "АЗОВ", переданного БОП-ву Финляндией по программе Сотева в 1951 году, найти не удалось. Существует множество фотографий уже перестроенного в теплоход буксира "Азов". А изначально пароход выглядел так же, как его sistership "Владивосток". Тоже перестроенный в теплоход на Петрозаводской РЭБ флота в начале 1970-х.
"АЗОВ" - единственный из собратьев, кто работает до сих пор. В 2007 году его продали компании ТРАНС-НОРД в Архангельск и буксир продолжает теперь уже морскую службу. Впрочем, начинал ветеран тоже в соленых водах, на Белом море. В 1960-х "Азов" был переведен для работы на Онежское озеро. Известен этот теплоход участием в популярном кинофильме "Холодное лето 1953 года", где он выступил в роли парохода "Красин". В то время, однако, "Азов" уже был теплоходом.
Некоторые характеристики судна таковы: длина 39,09 м, ширина - 8,5 м, осадка 2,4 м., высота борта 3,5 м. Мощность двух паровых машин до перестройки в теплоход - 500 л.с., после перестройки -два дизеля по 400 л.с.
Бассейновая газета "Водник Карелии" от 01 января 1973 года так рассказала о модернизации парохода "Азов":
Знаменателен ушедший 1972 год своими трудовыми делами. Каждый день, как гранитный камень,вошел в могучий фундамент девятой пятилетки.
Один из таких дней - 14 декабря. О нем рассказывает наш корреспондент А.ОВЧАРЕНКО в своем репортаже.
"АЗОВ" ВЫХОДИТ НА ТРАССУ.
Зимний запоздалый рассвет неторопливо раздвигает шторы надолго затянувшейся ночи. Онего, недовольно ворча, лениво выбрасывает на берег свои волны.
У причала Петрозаводской ремонтно-эксплуатационной базы, осторожно покачиваясь с боку на бок,стоит "Азов". Сегодня он должен получить новую штатную должность: буксирный теплоход. Но прежде, чем ее заслужить, он пройдет испытания на свою жизнеспособность.
Всего несколько минут осталось до того момента, когда "Азов" отойдет от причала. С его борта сходят с кистями в руках девчата, неторопливые и точные в движениях электросварщики, газорезчики, бригада столяров. Судно напоминает дом, заполненный новоселами. Сейчас еще трудно отобрать нужные факты и понять, где происходит главное.
Десять часов двадцать две минуты. Капитан М.Д. КУКУШКИН вопросительно смотрит на председателя комиссии. Тот молча кивает:"Давай !" Еще минута, и теплоход не спеша трогается с места. Торжественно движется мимо буксира "Нарьян-Мар", "Балтийских", "Сормовских", "Онежских"... Водный простор встречает его стремительным ветром и каскадной россыпью серебристых брызг...
И только почти через час "Азов" переключается на полный ход - до этого шел прогрев машин на малых оборотах.
В любом месте: в машинном отделении, штурманской рубке, камбузе, салоне, кубрике - сосредоточенные лица людей.
И вот, наконец, первая оценка - пока работников санитарно-эпидемиологической станции .
- Условия для команды созданы отличные. Именно те, которых мы добивались в течение многих лет.Шум работающих машин соответствует норме стандартов ГОСТа.Значительно увеличена площадь помещений, где будут отдыхать члены команды. В этом отношении "Азов" выглядит лучше, чем его предшественник - "Владивосток".
Кстати, немного истории.Теплоход "Азов" - восьмое по счету судно, переоборудованное из парохода. Десять лет прошло с тех пор, когда от причала отошло первое . Это был "Таллин".
Чтобы увидеть, как выросла за это время техническая мощь пароходства, нужно сопоставить два факта. Если "Таллин" переоборудовался в течение трех лет, то "Азов"- всего за десять месяцев. Было бы неверно говорить только о технической мощи, забывая рост людей. Потому что их опыт, знания и трудолюбие сыграли решающую роль в сроках и качестве выполненных работ. Много отдали труда на переоборудование судна рабочие корпусно-котельного цеха из бригады Д.С.ДЖАРИМОВА. Хорошо потрудились на отделке теплохода столяры из бригады Р.А.ПУПИНА.Плотники И.Я. ГОРОЖАНКИН и В.И.БОСАРЕВ все время перевыполняли свои ежемесячные задания. Их изоляционным и отделочным работам комиссия дала хорошую оценку.
Отлично потрудились котельщики А.И.ПТИЦЫН,и А.Е.ФЕДОРОВ - в предпоследний месяц их выработка составила около 170 процентов. Такая же - у токаря И.А. ДОГОНЯЕВА. Но, пожалуй, наибольшей похвалы заслужили слесари С.И.МАЛЮТИН и Р.А. ПАЛЬЦЕВ, каждый из которых работал в буквальном смысле за двоих. По 204 процента на каждого - их результат за ноябрь.
Тринадцать часов сорок минут. Комиссия собирается снова на совещание. Незначительные замечания и претензии. Конечно, спорных моментов много. Доводы самые убедительные с одной и с другой стороны. И здесь же, как должное, - примеры из опыта прошлых лет.
....Снова испытания. Опускаются и поднимаются якоря, шлюпки, проверяется задний ход судна, работа рулевой машины. Теперь, кажется, остается последнее - проверка дистанционного автоматического управления.
- Сейчас попробуем полный назад, - говорит председатель комиссии. - Приготовиться ! Пошел !
Двигатель среверсировался, упали обороты. Срабатывает "стоп", затем - ожидается обратное вращение. Все замирают - правая машина не останавливается, Снова повторяется маневр, и еще несколько раз пробуется работа машины.
А за окном штурманской рубки уже вызвездило небо. Часть звезд, кажется, упала на дно Онего и теперь весело перемигивается с собратьями наверху.
И снова шумное заседание в салоне судна. Теперь уже подводятся итоги всего трудового дня.
- Считаю, что испытания прошли успешно, особых замечаний нет, -говорит председатель комиссии - заместитель начальника службы судового хозяйства пароходства А.П.МИРОШНИКОВ. Дистанционное автоматическое управление главными двигателями по схеме отработано. ДАУ - серийный комплект, особых затруднений при наладке и работе не вызывает.
Итак, испытания закончены. Теплоход поворачивает на огни Петрозаводска, которые издалека напоминают пламя электросварки.
Как человек после трудового дня, "Азов" неторопливо приближается к родному причалу.
В Архангельске буксирный теплоход "Азов" изредка меняет окраску корпуса.
БУКСИРНЫЙ ТЕПЛОХОД "АЗОВ". ЕЩЕ НА ОНЕГО. ГОД 1995 -й.
БУКСИР-ВЕТЕРАН "АЗОВ". ХРОНИКА ДОЛГОЛЕТИЯ.
На снимке - буксирный теплоход "Азов" в 1977 году. Начало навигации. Петрозаводская губа Онежского озера.
Редкие капитаны буксирного флота пишут в газеты. Но, тут - случай особый. Бассейновый "Водник Карелии" чаще всего пишет о больших сухогрузах, о тех, кто бороздит дальние моря. А небольшой скромный "Азов", ветеран с обновленным корабельным сердцем - этот бывший пароход стал теплоходом в самом конце 1972 года. Судну, пополнившему буксирный флот пароходства в трудные послевоенные годы, познавшему и жесткие штормы Белого моря, и тяжесть прозрачной онежской волны, исполнилось уже 25 лет. Не ведает еще капитан, что впереди у буксира - долгий век и даже скромная, но запоминающаяся роль в знаменитом кинофильме. И поэтому капитан просит уделять буксирному флоту больше внимания.
Водник Карелии от 5 мая 1977 года.
БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ БУКСИРНОМУ ФЛОТУ.
"Водник Карелии" я читаю давно и регулярно. И, открывая очередной номер газеты, в первую очередь начинаю искать в ней материалы, в которых бы рассказывалось о работе буксирного флота. Но, к сожалению, такие материалы довольно редко появляются на страницах газеты - разве что промелькнет иногда короткая информация. Думаю, что работники буксирного флота заслуживают большего внимания.Мы делаем важное дело, вносим значительный вклад в выполнение коллективом пароходства установленных заданий. И хочется, чтобы бассейновая газета чаще рассказывала, о том, как трудятся члены экипажей буксирных судов, как они выполняют свои социалистические обязательства, каких успехов добиваются, что мешает им трудиться еще лучше. Словом, я за то, чтобы через "Водник Карелии" получать больше информации о жизни и работе своих коллег о ходе соцсоревнования экипажей буксирных судов.
Н. Маклионов,
Капитан теплохода "Азов".
2014 год. Бывший буксир БОП-ва продолжает морскую службу.
Легендарный буксир "Азов" отметит свое 63-летие в Арктике
События. 13:12 05.08.2014
"Архангельский филиал "Судоремонтный завод "Красная Кузница".
Ретро-буксир отремонтировали прошлой зимой на судоремонтном заводе "Красная кузница" в Архангельске. Освидетельствование корпуса, механизмов, систем показали, что 62-летний "Азов" находится в рабочем состоянии.
Администрация Северного морского пути дала "добро" на выход в Арктику, сообщает "Правда Севера".
В воскресенье буксир с генеральным грузом на барже вышел в рейс. Порт назначения – Салехард. Следующий его переход планируется еще дальше на восток – в порт Дудинка. В начале осени, когда судну исполнится 63 года, буксир будет на пути домой.
Справка:
Буксир "Азов" получил известность благодаря фильму "Холодное лето пятьдесят третьего..." В 1987 году он под названием "Красин" участвовал в съемках одного из эпизодов на Сямозере в Карелии. Большой удачей для съемочной группы было то, что в затоне под Петрозаводском нашелся старый пароход 1951 года постройки. И то, что прежний судовладелец, модернизируя механизмы и системы, не затронул его первоначальный внешний вид.
Серия судов "Фин-500", к которым относится "Азов", была передана Финляндией на Северо-Запад в середине пятидесятых. Сегодня известна судьба только четырех судов – "Одесса" и "Игарка" списаны в металлолом, "Нарьян-Мар" находится в подчинении управления учебными заведениями Карелии. В эксплуатации находится только последний - "Азов".
В 1972 году в период капитального ремонта на нем вместо паровой силовой установки смонтировали два дизеля, при этом мощность двигателя была увеличена до 800 лошадиных сил. До 2007 года "Азов" работал на внутренних водных путях, был приписан к порту Петрозаводск. Компания "Транс-норд" из Архангельска, принимая решение о его применении на буксировках морских объектов, провела модернизацию судна. Техническая инспекция выдала судовые документы на право плавания в районах с морским режимом судоходства.
"Правда Севера" допустила неточность: в 1987 году "Азов" давно был теплоходом, а внешний его облик изменили при модернизации в 1972 году: буксиру полностью заменили надстройку.Прежний вид сохранил только сам корпус судна.
На снимке - буксирный теплоход "Азов" в 1977 году. Начало навигации. Петрозаводская губа Онежского озера.
Редкие капитаны буксирного флота пишут в газеты. Но, тут - случай особый. Бассейновый "Водник Карелии" чаще всего пишет о больших сухогрузах, о тех, кто бороздит дальние моря. А небольшой скромный "Азов", ветеран с обновленным корабельным сердцем - этот бывший пароход стал теплоходом в самом конце 1972 года. Судну, пополнившему буксирный флот пароходства в трудные послевоенные годы, познавшему и жесткие штормы Белого моря, и тяжесть прозрачной онежской волны, исполнилось уже 25 лет. Не ведает еще капитан, что впереди у буксира - долгий век и даже скромная, но запоминающаяся роль в знаменитом кинофильме. И поэтому капитан просит уделять буксирному флоту больше внимания.
Водник Карелии от 5 мая 1977 года.
БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ БУКСИРНОМУ ФЛОТУ.
"Водник Карелии" я читаю давно и регулярно. И, открывая очередной номер газеты, в первую очередь начинаю искать в ней материалы, в которых бы рассказывалось о работе буксирного флота. Но, к сожалению, такие материалы довольно редко появляются на страницах газеты - разве что промелькнет иногда короткая информация. Думаю, что работники буксирного флота заслуживают большего внимания.Мы делаем важное дело, вносим значительный вклад в выполнение коллективом пароходства установленных заданий. И хочется, чтобы бассейновая газета чаще рассказывала, о том, как трудятся члены экипажей буксирных судов, как они выполняют свои социалистические обязательства, каких успехов добиваются, что мешает им трудиться еще лучше. Словом, я за то, чтобы через "Водник Карелии" получать больше информации о жизни и работе своих коллег о ходе соцсоревнования экипажей буксирных судов.
Н. Маклионов,
Капитан теплохода "Азов".
2014 год. Бывший буксир БОП-ва продолжает морскую службу.
Легендарный буксир "Азов" отметит свое 63-летие в Арктике
События. 13:12 05.08.2014
"Архангельский филиал "Судоремонтный завод "Красная Кузница".
Ретро-буксир отремонтировали прошлой зимой на судоремонтном заводе "Красная кузница" в Архангельске. Освидетельствование корпуса, механизмов, систем показали, что 62-летний "Азов" находится в рабочем состоянии.
Администрация Северного морского пути дала "добро" на выход в Арктику, сообщает "Правда Севера".
В воскресенье буксир с генеральным грузом на барже вышел в рейс. Порт назначения – Салехард. Следующий его переход планируется еще дальше на восток – в порт Дудинка. В начале осени, когда судну исполнится 63 года, буксир будет на пути домой.
Справка:
Буксир "Азов" получил известность благодаря фильму "Холодное лето пятьдесят третьего..." В 1987 году он под названием "Красин" участвовал в съемках одного из эпизодов на Сямозере в Карелии. Большой удачей для съемочной группы было то, что в затоне под Петрозаводском нашелся старый пароход 1951 года постройки. И то, что прежний судовладелец, модернизируя механизмы и системы, не затронул его первоначальный внешний вид.
Серия судов "Фин-500", к которым относится "Азов", была передана Финляндией на Северо-Запад в середине пятидесятых. Сегодня известна судьба только четырех судов – "Одесса" и "Игарка" списаны в металлолом, "Нарьян-Мар" находится в подчинении управления учебными заведениями Карелии. В эксплуатации находится только последний - "Азов".
В 1972 году в период капитального ремонта на нем вместо паровой силовой установки смонтировали два дизеля, при этом мощность двигателя была увеличена до 800 лошадиных сил. До 2007 года "Азов" работал на внутренних водных путях, был приписан к порту Петрозаводск. Компания "Транс-норд" из Архангельска, принимая решение о его применении на буксировках морских объектов, провела модернизацию судна. Техническая инспекция выдала судовые документы на право плавания в районах с морским режимом судоходства.
"Правда Севера" допустила неточность: в 1987 году "Азов" давно был теплоходом, а внешний его облик изменили при модернизации в 1972 году: буксиру полностью заменили надстройку.Прежний вид сохранил только сам корпус судна.
Последний раз редактировалось Vitalis Merta 17 апр 2017, 11:44, всего редактировалось 1 раз.
БУКСИРНЫЙ ФЛОТ ПОСЛЕВОЕННОЙ ПОРЫ.
В послевоенный период вплоть до начала 1960-х годов грузовые перевозки в акватории Белого моря и Онежского озера, на трассе Беломорско -Балтийского канала и на малых озерах Карелии осуществляли буксирные суда, выполняющие транспортировку несамоходных лихтеров и барж. Большинство буксирных судов были паровыми, постройки 1930-х годов и даже времен царской России.
О некоторых из этих судов имеется скудная информация, значительная часть буксиров известна только именами. Несколько лучше обстоит дело с серийными пароходами, построенными в довоенный период в Ленинграде большой серией, получившей общее название "Ижорцы". Небольшие маневренные буксиры верой и правдой служили и в мирное и в военное время на озерах, реках и на море. Часть из них погибла во время боевых действий, но большинство продолжало трудиться в составе речных пароходств северо-запада, в том числе и в Беломорско-Онежском пароходстве.
Старый буксир.
Буксиру не приснится океан.
В затоне тихом, на приколе вечном,
Стоит видавший виды ветеран,
И ржавчина легла ему на плечи.
Вологодский поэт Сергей Орлов.
Буксиры типа "Ижорец" строились большой серией на Ижорском заводе в 1934 - 1940 годах. Планировалось построить около 200 единиц, но построили около ста.
Основные характеристики буксиров: мощность паровой машины - 200 лошадиных сил. Длина 22,05 - 24,5 м, ширина - 5,0 - 5,5 м , осадка - 1,3 метра. Одновинтовое судно. В Беломорско_Онежском пароходстве в 1941 году в предвоенный период было чуть более 30 буксиров типа "Ижорец". Большинство "Ижорцев" были мобилизованы в военно-морской флот и использовались как тральщики. Несколько буксиров, которые в период войны носили литеры ТЩ ( тральщик) и номер, часто не совпадавший с тем, что был присвоен в мирное время, погибли.
По большинству "Ижорцев", приписанных до войны не только к БОП-ву, но и к СЗРП, СРП и другим судовладельцам, имеется информация.
Здесь - список судов типа "Ижорец" Беломорско-Онежского пароходства на июнь 1941 года:[/color]
1. ИЖОРЕЦ -1 - " Павел Воробьев" построен в 1934 году. Во время войны потоплен противником, поднят для восстановления сразу после завершения боевых действий в Петрозаводске.
2. ИЖОРЕЦ - 2 "Кингисепп" - построен в 1934 году.Изначально работал в Северном морском пароходстве, БОП-ву передан в 1940 году. Известен подвигом капитана М.Д. КУКУШКИНА, спасшего из потопленной противником баржи 78 человек из 119.
Паровой буксир "Кингисепп" успел уйти по Беломорско - Балтийскому каналу осенью 1941 года и в навигацию 1942 года работал как буксировщик на Белом море.
В послевоенное время работал в Беломорско-Онежском пароходстве, списан в 1965 году.
В послевоенный период вплоть до начала 1960-х годов грузовые перевозки в акватории Белого моря и Онежского озера, на трассе Беломорско -Балтийского канала и на малых озерах Карелии осуществляли буксирные суда, выполняющие транспортировку несамоходных лихтеров и барж. Большинство буксирных судов были паровыми, постройки 1930-х годов и даже времен царской России.
О некоторых из этих судов имеется скудная информация, значительная часть буксиров известна только именами. Несколько лучше обстоит дело с серийными пароходами, построенными в довоенный период в Ленинграде большой серией, получившей общее название "Ижорцы". Небольшие маневренные буксиры верой и правдой служили и в мирное и в военное время на озерах, реках и на море. Часть из них погибла во время боевых действий, но большинство продолжало трудиться в составе речных пароходств северо-запада, в том числе и в Беломорско-Онежском пароходстве.
Старый буксир.
Буксиру не приснится океан.
В затоне тихом, на приколе вечном,
Стоит видавший виды ветеран,
И ржавчина легла ему на плечи.
Вологодский поэт Сергей Орлов.
Буксиры типа "Ижорец" строились большой серией на Ижорском заводе в 1934 - 1940 годах. Планировалось построить около 200 единиц, но построили около ста.
Основные характеристики буксиров: мощность паровой машины - 200 лошадиных сил. Длина 22,05 - 24,5 м, ширина - 5,0 - 5,5 м , осадка - 1,3 метра. Одновинтовое судно. В Беломорско_Онежском пароходстве в 1941 году в предвоенный период было чуть более 30 буксиров типа "Ижорец". Большинство "Ижорцев" были мобилизованы в военно-морской флот и использовались как тральщики. Несколько буксиров, которые в период войны носили литеры ТЩ ( тральщик) и номер, часто не совпадавший с тем, что был присвоен в мирное время, погибли.
По большинству "Ижорцев", приписанных до войны не только к БОП-ву, но и к СЗРП, СРП и другим судовладельцам, имеется информация.
Здесь - список судов типа "Ижорец" Беломорско-Онежского пароходства на июнь 1941 года:[/color]
1. ИЖОРЕЦ -1 - " Павел Воробьев" построен в 1934 году. Во время войны потоплен противником, поднят для восстановления сразу после завершения боевых действий в Петрозаводске.
2. ИЖОРЕЦ - 2 "Кингисепп" - построен в 1934 году.Изначально работал в Северном морском пароходстве, БОП-ву передан в 1940 году. Известен подвигом капитана М.Д. КУКУШКИНА, спасшего из потопленной противником баржи 78 человек из 119.
Паровой буксир "Кингисепп" успел уйти по Беломорско - Балтийскому каналу осенью 1941 года и в навигацию 1942 года работал как буксировщик на Белом море.
В послевоенное время работал в Беломорско-Онежском пароходстве, списан в 1965 году.
Фотография сделана мною с мыса Бесов Нос на Онежском озере в 1969 году. Знаменитый Бесов Нос:
ПЕТРОГЛИФЫ МЫСА БЕСОВ НОС
Бе́сов Нос — мыс на восточном побережье Онежского озера в 1,5 км северней от впадения в Онежское озеро реки Чёрная. Мыс знаменит петроглифами, среди которых выделяется антропоморфное изображение, называемое «бесом», длиной около 2,30 м, которому около 5 тысяч лет. Название «бес» изображению было дано христианскими монахами-первопроходчиками в XVI веке. Петроглифы относят к археологическим неолитическим памятникам. Собрание петроглифов мыса Бесов Нос считается самым богатым в Фенноскандии (Скандинавии и Финляндии).
На самом деле в этом месте восточного берега Онежского Озера сосредоточено несколько мысов и остров, которые содержат на своих скалах петроглифы - Бесов Нос, Пери Нос и Кладовец Нос. Почему именно Бесов Нос? Наверное из-за легендарного рисунка «беса», которому неугомонные монахи Муромского монастыря в XV - XVI в.в пририсовали крест, дабы уменьшить его «бесовость» и нейтрализовать дьявольскую силу.
Мыс Бесов Нос — уникальный природно-археологический памятник Европейского Севера, где обнаружены многочисленные наскальные изображения эпохи энеолита. Среди этих изображений особое место занимает центральный образ Беса — колоритной фигуры, расчлененной глубокой трещиной на две пропорциональные части. Бес имеет квадратную голову с изображением носа, рта и двух глаз. Один глаз показан круглым пятном, второй — кружком с пятном в центре. У Беса тонкая шея и согнутые в локтях руки. Ноги также расширены книзу и согнуты в коленях (в виде "пляшущего человечка"). Правую руку фигуры перекрывает христианский крест с монограммами Христа по обе стороны. Считается, что крест выбили монахи Муромского монастыря, который расположен в 25 км южнее мыса.
БУКСИРНЫЕ ПАРОХОДЫ СЕРИИ "ИЖОРЕЦ" В БОП-ве. ПРОДОЛЖЕНИЕ.
ИЖОРЕЦ - 11. Именной - "ЧАПАЕВ" . Буксир в 1941 году был приписан к пристани Повенец. В период войны - канонерская лодка КБФ. После войны работал в Пиндушской РЭБ флота до списания в 1971 году.
ИЖОРЕЦ -18. В предвоенный период был приписан к пристани Надвоицы. В военное время - канонерская лодка КЛ - 13. Погиб предположительно во время шторма у острова Василисин 31 июля 1942 года.
ИЖОРЕЦ - 20. В военный период работал в Вытегре, проводил на Волгу и Белое море через Северо-Двинскую систему, Сухону и Северную Двину, тральщики и подводные лодки. Затем работал в Пиндушской РЭБ флота до 1970 года.
ИЖОРЕЦ - 22. В 1941 году был приписан к пристани Повенец. С началом боевых действий на Балтике - тральщик КБФ. Затонул в сентябре 1941 года в результате авианалета.
ИЖОРЕЦ -23. Изначально был приписан к пристани Повенец еще до создания Беломорско-Онежского пароходства. Во время советско-финляндской войны 1939 - 1940 г.г. - тральщик КБФ. Затем - участник боевых действий у Моонзундских островов осенью 1941 года. По невозможности прорваться к Ленинграду, тральщик с экипажем 32 человека ушел в Швецию, где был интернирован. По непроверенным данным, после войны работал в Беломорске.
ИЖОРЕЦ -27. Изначально приписан к пристани Повенец. В период войны - тральщик и буксир КБФ ( Т-68, ТЩ -68 , БП № 30) Затем - работал на ББК до 1968 года.
ИЖОРЕЦ - 29.Изначально - приписан к пристани Повенец. Мобилизован в КБФ, погиб в сентябре 1941 года в районе полуострова Ханко.
ИЖОРЕЦ - 30. Изначально -в СЗРП. Мобилизован на КБФ с ноября 1939 года. По итогам участия в боевых действиях удостоен мемориальной доски в 1947 году. В 1953 году передан ОРАС Главного военно-речного управления аварийно-спасательных и судоподъемных работ Минречфлота, затем - в конце 1950-х- передан Северному речному пароходству, где переоборудован в буксирный теплоход "Энтузиаст". В настоящее время работает в Архангельске, его фотографии часто можно встретить в интернет-сети. Судно можно считать единственным действующим ныне буксиром типа "Ижорец", хотя и с большой натяжкой.
Теплоход "Энтузиаст" на Северной Двине, 2015 год.
ИЖОРЕЦ - 32. Об этом буксире известно лишь, что после мобилизации на КБФ служил тральщиком Ладожской военной флотилии. "Ижорец -32" погиб 3 августа 1944 года на мине.
ИЖОРЕЦ - 33. Известно, что изначально судно было приписано к пристани Повенец. Мобилизован в состав Ладожской военной флотилии осенью 1939 года, то есть еще до создания БОП-ва. В качестве тральщика использовался до 1944 года, затем работал в Беломорско-Онежском пароходстве, Петрозаводск, до списания в 1971 году.
ИЖОРЕЦ -34. Изначально был приписан к пристани Повенец, во время второй мировой войны - тральщик КБФ. В сентябре 1941 года интернирован в Швеции вместе с б/п "Ижорец - 23
ИЖОРЕЦ - 11. Именной - "ЧАПАЕВ" . Буксир в 1941 году был приписан к пристани Повенец. В период войны - канонерская лодка КБФ. После войны работал в Пиндушской РЭБ флота до списания в 1971 году.
ИЖОРЕЦ -18. В предвоенный период был приписан к пристани Надвоицы. В военное время - канонерская лодка КЛ - 13. Погиб предположительно во время шторма у острова Василисин 31 июля 1942 года.
ИЖОРЕЦ - 20. В военный период работал в Вытегре, проводил на Волгу и Белое море через Северо-Двинскую систему, Сухону и Северную Двину, тральщики и подводные лодки. Затем работал в Пиндушской РЭБ флота до 1970 года.
ИЖОРЕЦ - 22. В 1941 году был приписан к пристани Повенец. С началом боевых действий на Балтике - тральщик КБФ. Затонул в сентябре 1941 года в результате авианалета.
ИЖОРЕЦ -23. Изначально был приписан к пристани Повенец еще до создания Беломорско-Онежского пароходства. Во время советско-финляндской войны 1939 - 1940 г.г. - тральщик КБФ. Затем - участник боевых действий у Моонзундских островов осенью 1941 года. По невозможности прорваться к Ленинграду, тральщик с экипажем 32 человека ушел в Швецию, где был интернирован. По непроверенным данным, после войны работал в Беломорске.
ИЖОРЕЦ -27. Изначально приписан к пристани Повенец. В период войны - тральщик и буксир КБФ ( Т-68, ТЩ -68 , БП № 30) Затем - работал на ББК до 1968 года.
ИЖОРЕЦ - 29.Изначально - приписан к пристани Повенец. Мобилизован в КБФ, погиб в сентябре 1941 года в районе полуострова Ханко.
ИЖОРЕЦ - 30. Изначально -в СЗРП. Мобилизован на КБФ с ноября 1939 года. По итогам участия в боевых действиях удостоен мемориальной доски в 1947 году. В 1953 году передан ОРАС Главного военно-речного управления аварийно-спасательных и судоподъемных работ Минречфлота, затем - в конце 1950-х- передан Северному речному пароходству, где переоборудован в буксирный теплоход "Энтузиаст". В настоящее время работает в Архангельске, его фотографии часто можно встретить в интернет-сети. Судно можно считать единственным действующим ныне буксиром типа "Ижорец", хотя и с большой натяжкой.
Теплоход "Энтузиаст" на Северной Двине, 2015 год.
ИЖОРЕЦ - 32. Об этом буксире известно лишь, что после мобилизации на КБФ служил тральщиком Ладожской военной флотилии. "Ижорец -32" погиб 3 августа 1944 года на мине.
ИЖОРЕЦ - 33. Известно, что изначально судно было приписано к пристани Повенец. Мобилизован в состав Ладожской военной флотилии осенью 1939 года, то есть еще до создания БОП-ва. В качестве тральщика использовался до 1944 года, затем работал в Беломорско-Онежском пароходстве, Петрозаводск, до списания в 1971 году.
ИЖОРЕЦ -34. Изначально был приписан к пристани Повенец, во время второй мировой войны - тральщик КБФ. В сентябре 1941 года интернирован в Швеции вместе с б/п "Ижорец - 23
БУКСИРНЫЕ ПАРОХОДЫ ТИПА "ИЖОРЕЦ" В БОП-ве. Продолжение.
Схема буксирного парохода "Ижорец" пр. 120.
ИЖОРЕЦ -37. Известно лишь, что буксир погиб в 1942 году, будучи тральщиком КБФ.
ИЖОРЕЦ - 38. Изначально был приписан к пристани Повенец. Мобилизован в ВМФ, участник Зимней войны и войны с гитлеровской Германией. В 1945 году возвращен Беломорско-Онежскому пароходству, известно, что в 1947 году буксир использовался как пассажирское судно в пригородном сообщении Петрозаводск- поселок Соломенное в Петрозаводской губе Онежского озера.
ИЖОРЕЦ - 44. Буксир БОП-ва был приписан к пристани Петрозаводск. Сведений об участии в боевых действиях нет. Списан в 1965 году.
ИЖОРЕЦ -45. В период войны был мобилизован, в 1945 году возвращен БОП-ву, использовался на пассажирской линии Стеклянное - Подпорожье пристани Шала на реке Водла. Списан в 1970 году. В упомянутой выше работе Г.А. ТИТАРЕНКО о буксире сказано:" По примеру Валентины Гагановой один из лучших капитанов пароходства Василий Александрович ПАКУЛИН перешел на работу в отстающий экипаж парохода "Ижорец - 45". К концу навигации коллектив "Ижорца-45" стал передовым ( с.85)
ИЖОРЕЦ - 46. Во время войны использовался как тральщик. В послевоенное время работал как буксирное судно в Петрозаводске, списан в 1972 году.
ИЖОРЕЦ - 47. Сведений об участии парохода в войне нет. Упоминается в республиканской газете "Ленинская правда":
Из статей в газете "Ленинская правда" за 1975 г.
От юнги до капитана
Сергей Федорович Потапов свою трудовую биографию начал юнгой в 1944 году на пассажирском пароходе «Карл Маркс». В военные года пароход совершал рейсы на линии Сегежа — Морская Масельга, перевозил людей, военную технику, боеприпасы. Нередко судно подвергалось нападениям противника. Но благодаря высокому патриотизму, профессиональному мастерству, мужеству экипаж успешно справлялся с боевыми заданиями...
Через год Потапов стал стал рулевым на пароходе «Ижорец-47». тогда ему было 16 лет... Капитан «Ижорца-47» посоветовал Сергею поступить в Ленинградское речное училище. После окончания училища С.Ф. Потапов стал первым штурманом на пароходе «Мезень», а в 1953 г. - капитаном парохода «Порт-Артур».
- Всем я обязан замечательным онежским капитанам А.А. Бабкину, В.Г. Мухину, И.П. Менькову, Я.В. Петрову, М.П. Зюзину, А.С. Тютеву — рассказывает Сергей Федорович. До сих пор они остались для меня примером знающих свое дело специалистов, умелых воспитателей и отличных организаторов...
Труд судоводителя достойно оценен, ему неоднократно присваивалось звание «Лучший капитан Беломорско-Онежского бассейна». С.Ф. Потапов награжден медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», удостоен значка «Отличник социалистического соревнования МРФ», «Ветеран БОПа».
С 1959 года Сергей Федорович — старший капитан рейда Петрозаводского порта...
В. Никофорков.
Ленинская правда. 1975. 27 мая.
ИЖОРЕЦ - 48. Нет сведений об этом пароходе.
ИЖОРЕЦ - 50. Участник войны. В мирное время работал в Беломорске, списан в 1960 году.
ИЖОРЕЦ - 53. До войны был приписан к пристани Повенец. Потоплен при авианалете 30 ноября 1941 года.
ИЖОРЕЦ - 59. Сведений о пароходе нет.
ИЖОРЕЦ - 65. Буксир участвовал в войне 1939-40 г.г., в боевых действиях на Балтике. После войны - работал в Петрозаводске, списан в 1962 году.
ИЖОРЕЦ - 69. Во время войны- тральщик Ладожской военной флотилии, затем - буксир в Беломорске. Дата списания неизвестна.
ИЖОРЕЦ - 81. Изначально - пристань Повенец. В период войны- тральщик КБФ, по завершении боевых действий работал в Медвежьегорске. С сентября 1946 года использовался как пассажирское судно на линии Петрозаводск - Ламбасручей.
ИЖОРЕЦ - 82. В 1940 году был приписан к пристани Надвоицы. В указанной выше работе Г.А. ТИТАРЕНКО на странице 55 читаем:" Экипаж парохода "Ижорец-82 ( капитан В.Г.МУХИН, механик ЕПИШИН) добился на ремонте собственными силами весной 1941 года наилучших результатов в пароходстве по срокам икачеству ремонта..Наркомат Речного флота СССР наградил команду судна Почетной грамотой и Второй денежной премией."
Пароход с началом войны мобилизован на КБФ в качестве тральщика. Погиб 5 декабря 1944 года в Усть-Двинске .( ныне Даугавгрива- пригород Риги). В газете "Водный транспорт" от 28 сентября 1978 года был опубликован очерк "Капитан Тюньков" о капитане тральщика №82 Иване Павловиче Тюнькове. Капитан-лейтенант И.П.Тюньков - в мирное время -капитан-наставник Северо-Западного пароходства. Бывший "Ижорец - 82" летом 1941 года был включен в состав Ладожской военной флотилии. Доставлял боеприпасы советским войскам на Ладоге,. В навигацию 1942 года перевез 1211 человек, эвакуированных из Ленинграда. Отбуксировал 35 барж и 51 паром, на которых перевезено 22870 тонн грузов для Ленинграда. Только в 1942 году пароход бомбили более 30 раз. Во время авианалета 30 октября 1942 года капитан И, П. Тюньков был тяжело ранен, но продолжал командовать тральщиком. После лечения вновь вернулся на судно. В октябре 1944 года ТЩ -82 перешел на Балтику. Занимался боевым тралением порта Рига. Пятого декабря 1944 года ТЩ -82 подорвался на мине и погиб вместе с экипажем. Погибли 20 человек. Моряки ТЩ-82 захоронены в Риге на Болдерайском кладбище. Очерк о капитане И.П.Тюнькове и его ТЩ-82 написал капитан 2 ранга в отставке А.КОПЫЛОВ.
ИЖОРЕЦ - 83. В мирное время был приписан к пристани Повенец. Мобилизован в КБФ, в сентябре 1941 года интернирован в Швецию. После войны возвращен в БОП, работал до 1960 года.
ИЖОРЕЦ -90. Изначально приписан к пристани Надвоицы. Других сведений о пароходе нет.
Буксир "АНТИКАЙНЕН" типа "Ижорец". В 1941 году был приписан к пристани Повенец. Мобилизован в КБФ. Погиб у острова Гогланд в Финском заливе 26 августа 1944 года.
Буксир " ФУРМАНОВ" типа "Ижорец". Изначально- пристань Повенец. Мобилизован 30 июня 1941 года в состав КБФ, но в сентябре 1941 года передан в оперативное подчинение СЗРП. 19 декабря 1941 года вновь передан КБФ. По другим данным - осенью 1941 года находился на Мариинской системе и в навигацию 1942 года обеспечивал перегон тральщиков и подлодок на Волгу и Белое море через СДС. Сведений о дальнейшей судьбе буксирного парохода "Фурманов" найти не удалось.
Буксир "ЩОРС" типа "Ижорец" изначально был приписан к Беломорску, во время войны использовался как канонерская лодка. Других сведений о буксире найти не удалось.
Мемориальная доска буксира "Ижорец-65".
Мемориальные доски были установлены в 1947 году на буксирах "Ижорец" БОП-ва:
1. Буксир "Фурманов"
2. Буксир "Ижорец-20"
3. Буксир "Ижорец-30"
4. Буксир "Ижорец-38"
5. Буксир "Ижорец-65"
Основание: Приказ командующего Балтийским флотом адмирала Трибуца от 22 мая 1947 года. "За образцовое выполнение боевых заданий командования, в память о заслугах судов перед Родиной"
К сожалению, небольшие озерные буксиры типа "Ижорец", работавшие в Беломорско- Онежском пароходстве до 1970-х годов, оставили скромный след в истории БОП-ва, ставшего известной судоходной компанией в связи с развитием смешанных ( река-море) перевозок. Маленькие, в сравнении с огромными в речных условиях сухогрузами, они терпеливо водили лихтера и баржи по Онежскому озеру, Беломорско-Балтийскому каналу и даже перевозили пассажиров в трудные послевоенные годы.
В годы военного лихолетья "Ижорцы" несли не свойственную им ратную службу, гибли на минах и от налетов авиации противника.
Всего в пароходстве числилось на момент создания предприятия 32 буксира типа "Ижорец". Погибли во время боевых действий на Онего, Ладоге, Балтике - 6 буксиров. Судьба восьми пароходов после 1941 года неизвестна. Будем помнить эти скромные пароходы.
Схема буксирного парохода "Ижорец" пр. 120.
ИЖОРЕЦ -37. Известно лишь, что буксир погиб в 1942 году, будучи тральщиком КБФ.
ИЖОРЕЦ - 38. Изначально был приписан к пристани Повенец. Мобилизован в ВМФ, участник Зимней войны и войны с гитлеровской Германией. В 1945 году возвращен Беломорско-Онежскому пароходству, известно, что в 1947 году буксир использовался как пассажирское судно в пригородном сообщении Петрозаводск- поселок Соломенное в Петрозаводской губе Онежского озера.
ИЖОРЕЦ - 44. Буксир БОП-ва был приписан к пристани Петрозаводск. Сведений об участии в боевых действиях нет. Списан в 1965 году.
ИЖОРЕЦ -45. В период войны был мобилизован, в 1945 году возвращен БОП-ву, использовался на пассажирской линии Стеклянное - Подпорожье пристани Шала на реке Водла. Списан в 1970 году. В упомянутой выше работе Г.А. ТИТАРЕНКО о буксире сказано:" По примеру Валентины Гагановой один из лучших капитанов пароходства Василий Александрович ПАКУЛИН перешел на работу в отстающий экипаж парохода "Ижорец - 45". К концу навигации коллектив "Ижорца-45" стал передовым ( с.85)
ИЖОРЕЦ - 46. Во время войны использовался как тральщик. В послевоенное время работал как буксирное судно в Петрозаводске, списан в 1972 году.
ИЖОРЕЦ - 47. Сведений об участии парохода в войне нет. Упоминается в республиканской газете "Ленинская правда":
Из статей в газете "Ленинская правда" за 1975 г.
От юнги до капитана
Сергей Федорович Потапов свою трудовую биографию начал юнгой в 1944 году на пассажирском пароходе «Карл Маркс». В военные года пароход совершал рейсы на линии Сегежа — Морская Масельга, перевозил людей, военную технику, боеприпасы. Нередко судно подвергалось нападениям противника. Но благодаря высокому патриотизму, профессиональному мастерству, мужеству экипаж успешно справлялся с боевыми заданиями...
Через год Потапов стал стал рулевым на пароходе «Ижорец-47». тогда ему было 16 лет... Капитан «Ижорца-47» посоветовал Сергею поступить в Ленинградское речное училище. После окончания училища С.Ф. Потапов стал первым штурманом на пароходе «Мезень», а в 1953 г. - капитаном парохода «Порт-Артур».
- Всем я обязан замечательным онежским капитанам А.А. Бабкину, В.Г. Мухину, И.П. Менькову, Я.В. Петрову, М.П. Зюзину, А.С. Тютеву — рассказывает Сергей Федорович. До сих пор они остались для меня примером знающих свое дело специалистов, умелых воспитателей и отличных организаторов...
Труд судоводителя достойно оценен, ему неоднократно присваивалось звание «Лучший капитан Беломорско-Онежского бассейна». С.Ф. Потапов награжден медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», удостоен значка «Отличник социалистического соревнования МРФ», «Ветеран БОПа».
С 1959 года Сергей Федорович — старший капитан рейда Петрозаводского порта...
В. Никофорков.
Ленинская правда. 1975. 27 мая.
ИЖОРЕЦ - 48. Нет сведений об этом пароходе.
ИЖОРЕЦ - 50. Участник войны. В мирное время работал в Беломорске, списан в 1960 году.
ИЖОРЕЦ - 53. До войны был приписан к пристани Повенец. Потоплен при авианалете 30 ноября 1941 года.
ИЖОРЕЦ - 59. Сведений о пароходе нет.
ИЖОРЕЦ - 65. Буксир участвовал в войне 1939-40 г.г., в боевых действиях на Балтике. После войны - работал в Петрозаводске, списан в 1962 году.
ИЖОРЕЦ - 69. Во время войны- тральщик Ладожской военной флотилии, затем - буксир в Беломорске. Дата списания неизвестна.
ИЖОРЕЦ - 81. Изначально - пристань Повенец. В период войны- тральщик КБФ, по завершении боевых действий работал в Медвежьегорске. С сентября 1946 года использовался как пассажирское судно на линии Петрозаводск - Ламбасручей.
ИЖОРЕЦ - 82. В 1940 году был приписан к пристани Надвоицы. В указанной выше работе Г.А. ТИТАРЕНКО на странице 55 читаем:" Экипаж парохода "Ижорец-82 ( капитан В.Г.МУХИН, механик ЕПИШИН) добился на ремонте собственными силами весной 1941 года наилучших результатов в пароходстве по срокам икачеству ремонта..Наркомат Речного флота СССР наградил команду судна Почетной грамотой и Второй денежной премией."
Пароход с началом войны мобилизован на КБФ в качестве тральщика. Погиб 5 декабря 1944 года в Усть-Двинске .( ныне Даугавгрива- пригород Риги). В газете "Водный транспорт" от 28 сентября 1978 года был опубликован очерк "Капитан Тюньков" о капитане тральщика №82 Иване Павловиче Тюнькове. Капитан-лейтенант И.П.Тюньков - в мирное время -капитан-наставник Северо-Западного пароходства. Бывший "Ижорец - 82" летом 1941 года был включен в состав Ладожской военной флотилии. Доставлял боеприпасы советским войскам на Ладоге,. В навигацию 1942 года перевез 1211 человек, эвакуированных из Ленинграда. Отбуксировал 35 барж и 51 паром, на которых перевезено 22870 тонн грузов для Ленинграда. Только в 1942 году пароход бомбили более 30 раз. Во время авианалета 30 октября 1942 года капитан И, П. Тюньков был тяжело ранен, но продолжал командовать тральщиком. После лечения вновь вернулся на судно. В октябре 1944 года ТЩ -82 перешел на Балтику. Занимался боевым тралением порта Рига. Пятого декабря 1944 года ТЩ -82 подорвался на мине и погиб вместе с экипажем. Погибли 20 человек. Моряки ТЩ-82 захоронены в Риге на Болдерайском кладбище. Очерк о капитане И.П.Тюнькове и его ТЩ-82 написал капитан 2 ранга в отставке А.КОПЫЛОВ.
ИЖОРЕЦ - 83. В мирное время был приписан к пристани Повенец. Мобилизован в КБФ, в сентябре 1941 года интернирован в Швецию. После войны возвращен в БОП, работал до 1960 года.
ИЖОРЕЦ -90. Изначально приписан к пристани Надвоицы. Других сведений о пароходе нет.
Буксир "АНТИКАЙНЕН" типа "Ижорец". В 1941 году был приписан к пристани Повенец. Мобилизован в КБФ. Погиб у острова Гогланд в Финском заливе 26 августа 1944 года.
Буксир " ФУРМАНОВ" типа "Ижорец". Изначально- пристань Повенец. Мобилизован 30 июня 1941 года в состав КБФ, но в сентябре 1941 года передан в оперативное подчинение СЗРП. 19 декабря 1941 года вновь передан КБФ. По другим данным - осенью 1941 года находился на Мариинской системе и в навигацию 1942 года обеспечивал перегон тральщиков и подлодок на Волгу и Белое море через СДС. Сведений о дальнейшей судьбе буксирного парохода "Фурманов" найти не удалось.
Буксир "ЩОРС" типа "Ижорец" изначально был приписан к Беломорску, во время войны использовался как канонерская лодка. Других сведений о буксире найти не удалось.
Мемориальная доска буксира "Ижорец-65".
Мемориальные доски были установлены в 1947 году на буксирах "Ижорец" БОП-ва:
1. Буксир "Фурманов"
2. Буксир "Ижорец-20"
3. Буксир "Ижорец-30"
4. Буксир "Ижорец-38"
5. Буксир "Ижорец-65"
Основание: Приказ командующего Балтийским флотом адмирала Трибуца от 22 мая 1947 года. "За образцовое выполнение боевых заданий командования, в память о заслугах судов перед Родиной"
К сожалению, небольшие озерные буксиры типа "Ижорец", работавшие в Беломорско- Онежском пароходстве до 1970-х годов, оставили скромный след в истории БОП-ва, ставшего известной судоходной компанией в связи с развитием смешанных ( река-море) перевозок. Маленькие, в сравнении с огромными в речных условиях сухогрузами, они терпеливо водили лихтера и баржи по Онежскому озеру, Беломорско-Балтийскому каналу и даже перевозили пассажиров в трудные послевоенные годы.
В годы военного лихолетья "Ижорцы" несли не свойственную им ратную службу, гибли на минах и от налетов авиации противника.
Всего в пароходстве числилось на момент создания предприятия 32 буксира типа "Ижорец". Погибли во время боевых действий на Онего, Ладоге, Балтике - 6 буксиров. Судьба восьми пароходов после 1941 года неизвестна. Будем помнить эти скромные пароходы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий